Рабочая программа дисциплины дв 02 Основы социального государства для 220700 Автоматизация технологических процессов и производств - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины в 08 Мехатроника для 220700 Автоматизация... 1 176.96kb.
Рабочая программа дисциплины дв 03. 02 Физика твердого тела для 220700. 1 358.13kb.
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... 1 234.18kb.
Дисциплины наименование дисцилины 1 66.81kb.
Рабочая программа Наименование дисциплины «Прикладная механика» 1 145.99kb.
Учебная практика подготовки бакалавров по направлению 220700 «Автоматизация... 1 96.51kb.
Группа а 12-2 Автоматизация технологических процессов и производств... 1 58.9kb.
Группа а 12-2 Автоматизация технологических процессов и производств... 1 58.84kb.
Рабочая учебная программа дисциплины Технология материалов твердотельной... 1 300.48kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 226.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «электротехника и электроника ч. 1 143.3kb.
Социальная функция современного российского государства 1 332.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины дв 02 Основы социального государства для 220700 Автоматизация - страница №1/1

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Златоусте

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой Декан машиностроительного

Технология машиностроения, станки факультета

и инструменты

________________ А. В. Козлов ________________ С. П. Максимов

(подпись) (подпись)

_________________2011 г. ________________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ДВ.1.02 Основы социального государства

для 220700 Автоматизация технологических процессов и производств

форма обучения очная
кафедра-разработчик Социально-правовые и гуманитарные науки

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 220700 Автоматизация технологических процессов и производств, утвержденным приказом Минобрнауки от 25.10.2011 № 2530


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социально-правовые и гуманитарные науки», протокол №1 от 30.08.2011

Зав. кафедрой разработчика программы: к. и. н., доцент В. А. Журавлева _____________


Разработчик программы: к. ф. н., доцент В. В. Панков ______________



Златоуст 2011

1. Цели и задачи дисциплины: Учебная дисциплина «Основы социального государства» ставит своей целью дать студентам научное представление о социальной политике государства как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике, понимание актуальных проблем социальной политики и возможностей повышения ее эффективности, изучить процессы развития основных институтов гражданского общества, привить навыки использования полученных знаний в области государственной политики как в теоретическом, так и в практическом назначении. Курс нацелен на изучение социальной политики государства в современных условиях, в том числе в условиях трансформации современного российского общества и глобализации.

Признавая человека высшей ценностью, социальное государство видит свою историческую миссию в том, чтобы добиться такого уровня социально-экономического развития страны, который был бы достаточным для обеспечения достойной жизни каждому человеку, живущему на территории данного государства.
Задачи дисциплины предполагают:

  • привитие навыков использования категориального аппарата социальной политики для решения сложных управленческих задач в области государственного управления;

  • овладение навыками анализа проблем государственного управления, современных социальных явлений и процессов в социальной политике как механизме регулирования социальной сферы;

  • формирование умения определять основные интересы различных субъектов социальной политики, в том числе субъектов государственного управления, понимать и адекватно оценивать общие и частные (групповые) интересы различных акторов политики; выявлять, рассматривать социальные явления и процессы с позиций различных субъектов политики;

  • выработку способностей к инновативному, конструктивному мышлению, принятию политических решений в области регулирования социальной сферы.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Программа рассчитана на подготовку специалиста в системе сту­пенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Основы социального государства» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «Философия», «История», «Право», «Социология» («Экономическая социология»), «Культурология», «Экономическая теория», «Политология», «Психология». При освоении данной дисциплины необходимы как предшествующие знания дисциплин «Философия», «История», «Право», «Социология», «Культурология», «Политология».

Дисциплина «Основы социального государства» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих экономистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4)

- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

    - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 11)



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

    основные принципы построения социального государства, сущность, содержание основных понятий, категорий, институтов социального государства

Уметь: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач в построении социального государства;

    анализировать социально-значимые проблемы и процессы построения социального государства;

    Владеть: навыками работы с правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие построение социального государства

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ____2_______ зачетных единиц.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2










Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)

18

18










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

36

36










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Контрольные работы (реферат, эссе и др.)
















Другие виды самостоятельной работы

32

32




























Контроль самостоятельной работы

4

4










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость час

зач. ед.


72

72










2

2











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации

Процесс возникновения, становления и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Важнейшие признаки социального государства. Модели социального государства.

Основные тенденции развития социального государства в условиях глобализации мировой экономики.

Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства.


2.

Экономическая основа социального государства

Социоэкономика — конкретная историческая форма социально-экономических отношений на этапе постиндустриального информационного общества.

Предмет и структура социоэкономики. Методы социоэкономических исследований.

Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства.

Комплексный подход к микрорегулированию социальной сферы



3.

Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства. Правовая основа социального государства

Основные требования к правовому обеспечению деятельности социального государства. Демократизация общественных отношений как выражение потребностей социального государства. Социальное партнерство. Социальный аудит.

Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Формирование правовой основы социального государства.




4.

Демократизация общественных отношений. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений

Демократизация общественных отношений как основа формирования гражданского общества. Институты гражданского общества. Демократизация общественных отношений.

Основные принципы социального партнерства. Добровольность участия и обязательный характер совместно принятых решений. Субъекты социального партнерства и основные формы взаимодействия. Российский и зарубежный опыт практики социального партнерства.





5.

Социальная политика социального государства — основные цели, направления и механизмы

Сущность социальной политики социального государства. Субъекты социальной политики социального государства. Важнейшие направления социальной политики социального государства.

Социальные стандарты как основа социальной политики социального государства. Государственные социальные стандарты. Социальная политика в России на этапе становления социального государства. Критерии эффективности социальной политики социального государства.




6.

Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина

Социальная ответственность государственной власти. Пределы государственного вмешательства. Контроль персональной ответственности должностных лиц за выполнение мероприятий социального характера.

Социальная политика деловых организаций как выражение социальной ответственности бизнеса.

Социальная ответственность гражданина.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семи-нары

СРС

КСР

Все-го

час.


Формы текущего контроля

1.

Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации

3

3







6







Микроконтрольная работа

2.

Экономическая основа социального государства

3

3







6







Обсуждение подготовленных студентами эссе

3.

Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства. Правовая основа социального государства

3

3







6







Обсуждение подготовленных студентами эссе

4.

Демократизация общественных отношений. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений

3

3







6







Микроконтрольная работа

5.

Социальная политика социального государства — основные цели, направления и механизмы

3

3







6







Микроконтрольная работа

6.

Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина

3

3







6







Групповые дискуссии


5.3. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)


1.

1.

Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации

3

2.

2.

Экономическая основа социального государства

3

3.

3.

Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства. Правовая основа социального государства

3

4.

4.

Демократизация общественных отношений. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений

3

5.

5.

Социальная политика социального государства — основные цели, направления и механизмы

3

6.

6.

Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина

3

8. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)


1.










2.






















9. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________

_____________________________________________________________________________

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература



  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — М., 2011. — Гл. 1 и 2.

  2. Концепция социального государства Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции 20.01.2004. М.: — АТиСО, 2004.

  3. Н.Н. Гриценко, Н.А.Волгин, Ю.Н.Попов, Ф.И.Шарков, А.А.Шулус. Основы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. д.э.н., проф. Н.Н.Гриценко, д.э.н., проф. А.А.Шулус. — М.: Издательский дом «АТиСО», 2009.

б) дополнительная литература



  1. Аверин А.Н. Социальная политика государства. — М.: АНХ при Правительстве РФ, 2002.

  2. Баглай М.В. Социальная природа и некоторые проблемы современного российского государства //Вестник Российской академии наук. — 2000. — Том. 70, № 9

  3. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. — М.: Инфра. М, 1997.

  4. Гайнуллина Ф.И. Политические аспекты социального партнерства в России. — М.: Профиздат, 2001.

  5. Замараева З.П. Развитие региональной системы социальной защиты населения // Труд и социальные отношения. — 2002. — № 2.

  6. Калашников С.В. Становление социального государства в России. — М.: Экономика, 2003.

  7. Каменецкий В.А. Проблемы становления социального государства в России: Учебное пособие. — М.: АТиСО. 2002.

  8. Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность (позиция населения и оценка экспертов). Аналитический доклад. — М.: ИКСИ РАН, 2005.

  9. Кулишова Р.С.. Перспективы воспроизводства человеческого капитала в России // Труд и социальные отношения. — 2002. — № 2.

  10. Кучерена А. Гражданская основа социального государства //Финансовый контроль. — 2004. — № 7.

  11. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права., // Государство и право. — 2001, № 7.

  12. Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь. М.: Издательство ВЦУЖ, 2001.

  13. Социальное партнерство в условиях становления рыночных отношений: Курс лекций. Под общ. ред. В.Н.Киселева; — М.: АТиСО, 2000

в) программное обеспечение___________________________________________________



_____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

____________________________________________________________________________

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» обеспечена базовым учебником, заданиями для самостоятельной работы в виде проблемных ситуаций, тестами.
11. Кадровое обеспечение дисциплины:

_____________________________________________________________________________



12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить)



12.1. Применяемые образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Основы социального государства» используются следующие образовательные технологии:

А. Стандартные методы обучения:


  • лекции;

  • семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • компьютерные занятия;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе;

  • круглые столы;

  • консультации преподавателей;

  • Самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.

  • Консультации преподавателей.

Б. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Круглые столы, дискуссии;

  • Анализ проблемных ситуаций.

При реализации различных видов учебной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию актуальной социокультурной информации.

При проведении лекционных занятий должен преобладать метод проблемного изложения, как и применение рейтинговой системы при аттестации студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).
_____________________________________________________________________________

(с конкретным указанием по разделам дисциплины и видам занятий)

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе составляют ___% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа составляют ___% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).



12.2. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства. Концепция социального государства Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки:


  1. По каким признакам можно отличить социальное государство от несоциального?

  2. Чем отличается либеральная модель социального государства от корпоративной модели социального государства?

  3. Почему в рамках общественной (социал-демократической) модели социального государства обостряется проблема социального иждивенчества?

  4. Каковы основные причины кризиса «государства всеобщего благоденствия» (из опыта развитых стран)?


Задания для самостоятельной работы:
Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социальное государство. Воспроизводство рабочей силы. Государственные гарантии в сфере оплаты труда, программа преодоления бедности, государственная поддержка фундаментальной науки
Темы эссе, рефератов и докладов:


  1. Качественные характеристики современного этапа становления в России социального государства?

  2. Какие принципы социального государства успешно действуют в современной России, а какие — нет и почему?

  3. Факторы, от которых зависит реализация стратегического курса на построение в России социального государства?

  4. Социальное иждивенчество в социальном государстве.


Тема 2. Социоэкономика как научная школа по изучению социально-экономических отношений в обществе. Экономическая основа социального государства

Вопросы для самопроверки


  1. Что составляет предмет социоэкономики как научной школы?

  2. На какие принципиальные вопросы можно получить обоснованные ответы в процессе социоэкономических исследований?

  3. Какие методы исследования использует социоэкономика как научная школа?


Задания для самостоятельной работы студентов
Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социоэкономика, структура социоэкономики. Уровень воспроизводства человека. виды социоэкономических отношений, междисциплинарный подход, рыночное хозяйство, политика доходов и расходов, социальное рыночное хозяйство
Темы эссе, рефератов и докладов:


  1. 1.При каких условиях рыночная экономика становится социальной рыночной экономикой?

  2. Какова роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства?

  3. Что понимается под критериями эффективности социального рыночного хозяйства?

  4. Соответствует ли критериям эффективности социального рыночного хозяйства современный этап развития российской экономики?

  5. Что затрудняет процесс формирования социальной рыночной экономики в современной России?


Тема 3. Механизмы обеспечения необходимых условий для успешной деятельности социального государства. Правовая основа социального государства

Вопросы для самопроверки


    1. Какова роль права в социальном государстве?

    2. Почему социальное государство заинтересовано в демократизации общественных отношений?

    3. Какие вопросы можно успешно решать с помощью коллективных переговоров в сфере социально-трудовых отношений?

  1. Какими важнейшими признаками обладает социальное правовое государство?

  2. Какими гарантиями социального государства обеспечивается правовая защищенность человека и гражданина?

  3. Что затрудняет процесс формирования в России правовой основы социального государства?


Задания для самостоятельной работы студентов
Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: правовое обеспечение деятельности социального государства. Демократизация общественных отношений. Социальная активность. Институты гражданского общества.
Темы эссе, рефератов и докладов:


              1. Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности гражданина.

              2. Государственные гарантии прав и свобод человека

              3. Социальное законодательство Российской федерации — актуальные проблемы.


Тема 4. Демократизация общественных отношений. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений
Вопросы для самопроверки

  1. Каким требованиям должен отвечать демократический режим власти социального государства?

  2. Что понимается под «гражданским обществом» и каков характер его отношений с социальным государством?

  3. В каких формах осуществляется экономическая демократия в развитых странах и в современной России?


Задания для самостоятельной работы
Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: правовая защищенность, государственные гарантии прав и свобод, институты гражданского общества, социальное партнерство
Темы эссе, рефератов и докладов

    1. Функции системы социального партнерства?

    2. Участники коллективных переговоров в роли субъектов социального партнерства?

    3. Каков порядок разрешения коллективных споров или конфликтов, возникающих между субъектами социального партнерства?

    4. Насколько эффективно действует система социального партнерства в современной России?

Тема 5. Социальная политика социального государства — основные цели,

направления, механизмы

Вопросы для самопроверки


  1. Каковы главные цели и сферы осуществления социальной политики социального государства?

  2. Кто выступает субъектами социальной политики социального государства и какие функции они выполняют?

  3. Какова роль социальных стандартов в проведении эффективной социальной политики социального государства?

  4. Какие факторы и условия влияют сегодня на эффективность проводимой в России социальной политики?

  5. Какова роль приоритетных национальных проектов в активизации социальной политики российского государства?


Задания для самостоятельной работы студентов
Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социальная политика, система социальных стандартов, критерии эффективности социальной политики
Темы эссе, рефератов и докладов


  1. Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства.

  2. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства (на основе анализа тенденций российского и зарубежного опыта).

  3. Критерии эффективности социальной политики социального государства.


Тема 6. Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданина

Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под «социальной ответственностью государства» и чем ее можно измерить?

2. Какие задачи сегодня решает корпоративная социальная политика в развитых странах и в России?



3. В какой степени государство и бизнес-структуры заинтересованы в развитии социальной ответственности гражданина?
Задания для самостоятельной работы студентов

Ознакомившись с учебными материалами, дайте определения основным понятиям темы: социальная ответственность государственной власти, механизмы контроля персональной ответственности. Эффективная социальная политика, социальная ответственность бизнеса, социальная ответственность гражданина
Темы эссе, рефератов и докладов


  1. Понятие социальной ответственности государства.

  2. Основные направления социальной политики российских бизнес-структур.

  3. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.



ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА



Вопросы к экзамену:

  1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.

  2. Современные представления о сущности социального государства.

  3. Принципы социального государства и их обоснование.

  4. Приоритетные направления деятельности социального государства.

  5. Важнейшие признаки социального государства.

  6. Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки.

  7. Особенности корпоративной модели социального государства.

  8. Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения.

  9. Значение Концепции социального государства Российской Федерации для развития российского общества.

  10. Предмет социоэкономики как научной школы по изучению социально-экономических отношений в обществе.

  11. Причины, затрудняющие становление социального государства в России.

  12. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства (уроки развитых стран).

  13. Критерии эффективности социального рыночного хозяйства.

  14. Основные тенденции развития российской экономики (за последние 8 лет).

  15. Курс на инновационное развитие российской экономики: важнейшие цели и пути их достижения.

  16. Признаки правового государства. Характерные черты социального правового государства.

  17. Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния.

  18. Демократический режим власти как механизм реализации политической демократии.

  19. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.

  20. Экономическая демократия: сущность и основные формы.

  21. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений: условия эффективного функционирования.

  22. Основные положения российской модели социального аудита.

  23. Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства.

  24. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства (на основе анализа тенденций российского и зарубежного опыта).

  25. Критерии эффективности социальной политики социального государства.

  26. Понятие социальной ответственности государства.

  27. Основные направления социальной политики российских бизнес-структур.

  28. Особенности проявления социальной ответственности гражданина.


Примеры тестов для контроля знаний:
I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом

1. эволюционного развития общественных отношений;

2. революционных преобразований в обществе;

3. целенаправленных действий властных структур;

4. активного воздействия на систему власти со стороны других государств.

II. Социальное государство признает высшей ценностью


  1. общество в целом;

  2. правящий класс общества;

  3. отдельные социальные группы;

  4. гражданина данного государства;

  5. человека, живущего на территории данного государства.

III. Социальное государство несет ответственность за

  1. социальное благополучие всех членов общества;

  2. сохранение минимальных доходов населения;

  3. социальную поддержку малоимущих слоев населения;

  4. обеспечение высокого уровня и качества жизни среднего класса.

IV. Высокий уровень бюджетных расходов на социальные нужды общества обеспечивает

  1. либеральная модель социального государства;

  2. корпоративная (континентальная) модель социального государства;

  3. общественная (социал-демократическая) модель социального государства.

V. Приоритетной задачей современного этапа становления в России социального государства является:

1. сглаживание социального неравенства в обществе;

2. бюджетная поддержка неэффективно работающих бизнес-структур;

3. оказание материальной помощи другим государствам.



VI. Органы государственной власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека

  1. на уровне стандартов развитых стран;

  2. в соответствии с рациональными госстандартами, учитывающими реальные возможности общества;

  3. руководствуясь минимальными государственными стандартами.

VII. Российское государство активно поддерживает систему социального страхования

  1. для всех членов общества;

  2. для малоимущих слоев населения;

  3. для обеспеченных людей.

VIII. Социализация рыночной экономики означает

1. участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному принципу;

2. ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической целесообразности;

3. стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет своевременного решения социальных проблем.



XI. Участие бизнеса в социальной деятельности

  1. ведет к необратимым издержкам и снижению конкурентоспособности фирмы;

  2. обеспечивает стабильную и эффективную деятельность фирмы в долгосрочной перспективе;

  3. ухудшает экономические результаты фирмы, но улучшает ее общественный престиж.

X. Причины, затрудняющие формирование в России социального рыночного хозяйства (указать по степени важности)

  1. высокий уровень коррумпированности госчиновников;

  2. слабое влияние на этот процесс со стороны институтов гражданского общества;

  3. отсутствие у представителей бизнеса соответствующей мотивации;

  4. неэффективное управление социальной ответственностью бизнеса со стороны органов власти и управления.

XI. К признакам правового государства относятся

1. господство права;

2. верховенство закона;

3. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4. реальное гарантирование основных прав и свобод человека;

5. ____________________________________________________

(указать 5-й признак).

XII. Социальное правовое государство обеспечивает всем гражданам равные права на


  1. достойную жизнь и свободное развитие;

  2. социальную поддержку в сложной жизненной ситуации;

  3. минимальный уровень личного благосостояния.

XIII. Наиболее существенными недостатками правовой основы российского государства можно считать (указать по степени важности)

  1. правовой нигилизм населения;

  2. низкое качество законодательства;

  3. отсутствие подлинной независимости судов;

  4. недостатки юридического образования;

  5. неэффективность мер борьбы с правонарушителями.

XIV. В основе деятельности гражданского общества лежат

1. общие интересы людей;

2. частные интересы людей;

3. сочетание общих и частных интересов.



XV. Под «экономической демократией» понимается право работников (указать по степени важности)

  1. делегировать своих представителей в органы управления предприятием;

  2. участвовать в распределении и присвоении доли прибыли;

  3. получать информацию о положении дел на предприятии;

  4. вносить предложения по некоторым вопросам производственной и социальной жизни;

  5. налагать вето на принимаемые работодателем решения.

XVI. Главной целью социальной политики социального государства является

1. максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов общества;

2. сохранение минимальных доходов населения;

3. оказание социальной помощи малоимущим слоям населения;

4. обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества.

XVII. Приоритетами государственной социальной политики следует считать (указать по степени важности)


  1. обеспечение роста денежных доходов населения;

  2. помощь населению в трудоустройстве;

  3. совершенствование системы общего и профессионального образования;

  4. реформирование системы обязательного социального страхования;

  5. принятие неотложных мер по охране окружающей среды;

  6. повышение качества медицинской помощи населению;

  7. создание благоприятных условий для развития бизнеса;

  8. государственная поддержка фундаментальной науки;

  9. значительное сокращение бедности;

  10. улучшение условий труда на предприятиях.

XVIII. В роли субъектов проводимой сегодня в России социальной политики наиболее эффективно выступают

1. федеральные органы государственной власти;

2. органы местного самоуправления;

3. коммерческие организации;

4. институты гражданского общества;

5. региональные органы государственной власти;

6. государственные бизнес-структуры.

XIX. В основе социальной политики российского государства лежат


  1. минимальные государственные социальные стандарты;

  2. государственные социальные стандарты достойной жизни людей;

  3. рациональные государственные социальные стандарты;

  4. социальные стандарты, обеспечиваемые ресурсами бизнес-структур;

  5. социальные стандарты, осуществляемые за счет средств самого гражданина.

XX. Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах

  1. всех членов общества;

  2. малоимущих слоев населения;

  3. представителей малого бизнеса;

  4. политической элиты общества.




(Указываются темы эссе, рефератов и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.)

13. Разделы дисциплины, выносимые на итоговую государственную аттестацию (ИГА)




Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Программа одобрена на заседании __________________________________ совета

________________________________________ . Протокол от __________ г. № _____ .




Делай вид, что уважаешь себя, и тебя будут уважать. Александр Дюма-отец
ещё >>