Рабочая программа дисциплины дисциплина Теория и история культуры - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины дисциплина история и теория изобразительного... 3 513.79kb.
Рабочая программа дисциплины история философии 3 550.37kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. Ф 5 «Теория функций комплексных... 1 244.91kb.
Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология... 1 130.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «История международных отношений... 1 192.7kb.
Рабочая программа дисциплины История русской культуры до XVIII века... 1 134.68kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 6 403.32kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 1 343.33kb.
Программа дисциплины «История культуры» 1 217.58kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 502.24kb.
Программа дисциплины "Теория и история культуры" 1 328.13kb.
Неправильный философ спасти Кратила. Мыслебытие. О стойкости прямого... 1 174.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины дисциплина Теория и история культуры - страница №1/3

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования


«Сибирский федеральный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института фундаментальной подготовки

/В.М. Журавлев/

« » января 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина Теория и история культуры



(индекс и наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)
Направления все направления и специальности СФУ

Институт фундаментальной подготовки

Кафедра Философии и гуманитарных наук

Красноярск

2011

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по всем направлениям и специальностям Сибирского федерального университета.
Программу составили

профессор кафедры философии и гуманитарных наук Л.Н. Евменова,

(должность, фамилия, и. о., подпись)

доцент кафедры философии и гуманитарных наук С.А. Митасова,

(должность, фамилия, и. о., подпись)

Заведующий кафедрой И.А. Пфаненштиль,



(фамилия, и. о., подпись)

«_____» января 2011г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры философии и гуманитарных наук

«_____» января 2011 г. протокол №


Заведующий кафедрой И.А. Пфаненштиль,

(фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ Института фундаментальной подготовки

«______» января 2011 г. протокол №
Председатель НМСИ В.М. Журавлев,

(фамилия и. о., подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:




Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных наук

«____» 201__г. протокол №


Заведующий кафедрой И.А. Пфаненштиль,

(фамилия, и. о., подпись)
Внесенные изменения УТВЕРЖДАЮ:

Директор института фундаментальной подготовки В.М. Журавлев



(фамилия, и. о., подпись)

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Учебная программа дисциплины «Теория и история культуры» составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования для всех направлений подготовки бакалавров.


    1. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины является развитие у студентов культурных компетенций, обеспечивающих формирование мировоззрения, соответствующего современным концепциям картины мира, воспитание толерантности через умение интерпретировать культурные события в соответствии с различными системами ценностей.
1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины формируются на основе изложения требований к формированию компетенций согласно соответствующим знаниям, умениям, навыкам в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.


В результате освоения учебой дисциплины «Теория и история культуры» студент должен:
знать:

  • многообразные сферы культурной деятельности общества;

  • этапы и особенности развития мировой и отечественной культуры;

  • основы культурологии, способствующие развитию толерантного мировоззрения;

  • место и роль российской культуры в мировом контексте.


уметь:

  • ориентироваться в системах ценностей различных культур, в процессе формирования культурного наследия, традиций, норм;

  • адаптироваться к разным социокультурным реальностям;

  • проявлять толерантность к национальным, культурным и религиозным отличиям.

  • развить умение поиска и анализа информации, необходимой для принятия решения, и возможных путях их использования;

  • уметь аналитически оценивать аксиологическую модель культуры, ориентироваться в динамике и иерархии ценностей.


владеть:

  • навыками интерпретации социокультурных явлений в соответствии с многообразными системами ценностей;

  • навыками межкультурного диалога;

  • методами исследования культуры;

  • навыками подбора и использования новой информации, в том числе научных и популярных статей, федеральных и местных законов с позиций человека, имеющего представление о предмете на уровне принятых в научной среде понятий и определений;

  • способами моделирования пространства культуры, необходимыми для самоопределения в социальной или профессиональной группе;

  • навыками работы с информацией и опыт публичных выступлений перед аудиторией;

  • образцами схем действия, ориентирами общечеловеческого и мировоззренческого характера, сформулированными в культурологическом знании, в соответствии с определенной картиной мира.

Учебная дисциплина «Теория и история культуры» позволяет выпускнику СФУ приобрести такие компетенции как:


А) универсальные

- общенаучные компетенции: 1) способность научно анализировать социокультурные проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных и социальных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК- 1); 2) владение культурой мышления, знание его общих законов, способность к грамотной устной и письменной речи, логичному изложению сущности проблемы (ОНК-2); 3) способность и готовность использовать знание методов и социокультурных теорий при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОНК-3); 4) владение современными информационными технологиями, необходимыми для получения новых знаний (ОНК-4) .


- инструментальные: 1) способность к письменной и устной речи на государственном языке (ИК – 1): 2) готовность к управленческой работе (ИК – 2); 3) готовность работать с информацией из различных источников (ИК – 3); 4) способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4); 5) умение и готовность провести социологическое исследование по проблемам культуры (ИК-5).

Б) профессиональные

- концептуальные (теоретические): 1) способность и готовность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять анализ принятых решений (ПК-1); 2) ознакомление студентов со становлением, формированием и эволюцией теории и истории культуры (ПК-2); 3) изучение своеобразия мировых и этнических культур (ПК-3); 4) ознакомление студентов со становлением, формированием и эволюцией культуры (ПК-4); 5) изучение истории всего многообразия культурологических подходов (ПК-5); 6) приобретение опыта анализа культуры (ПК-6).


- технологические (практические): 1) умения планировать и организовать работу в условиях современной культуры (ПТ-1); 2) владения психологическими приемами в разрешении межличностных конфликтов, нестандартных ситуаций (ПТ-2); 3) знания стереотипов и предрассудков в области мировой и отечественной культуры в пределах профессиональной деятельности (ПТ-3).
В) Общекультурные и социально-личностные

1) компетенции работы в коллективе - готовность к кооперации с коллегами по работе в коллективе, независимо от их национальной и религиозной принадлежности, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений (СЛК-1); 2) компетенции индивидуальной работы - готовность к самостоятельной индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (СЛК-2); 3) компетенции профессиональной мобильности - готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами (СЛК-3); 4) интеллектуально-критические компетенции - способность к критическому восприятию информации, критическому мышлению, ее анализу и синтезу (СЛК-4); 5) компетенции изобретательства и инноватики - способность и готовность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (СЛК-5).


Учебный курс «Теория и история культуры» состоит из трёх модулей: 1) теория культуры; 2) история мировой культуры; 3) история отечественной культуры.

Учебная дисциплина «Теория и история культуры» соединяет в себе следующие аспекты: интеллектуальный, воспитательный, социальный, управленческий, культурологический. На основе изучения данной дисциплины достигается формирование у специалистов толерантного отношения к инокультурам, приобретение навыков сотрудничества с представителями других культур и конфессий, получение знаний об особенностях целого ряда культур, с представителями которых предстоит работать выпускникам вузов.

Курс «Теория и история культуры» даст студентам новое представление о мировой культуре, что окажет влияние на формирование нового уровня сознания и образа жизни будущих специалистов. Дисциплина нацелена на широкую подготовку специалистов для инновационной деятельности в различных сферах материального и духовного производства путем формирования у них новых знаний, умений и опыта не только в своей профессиональной области, но также и в междисциплинарных областях – исторической, языковой, психологической, правовой, культурологической и других.

Учебная дисциплина «Теория и история культуры» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, её изучение базируется на знании теории культуры, мировой и отечественной истории культуры, истории религии, этнографии.

Важность освоения данного курса обусловлена процессами интеграции мирового сообщества, приобщением России к ценностям мировой культуры, а также возрастанием роли гуманитарного знания в общественной жизни.

Курс «Теория и история культуры» интегрирует спектр таких дисциплин, как «Философия», «История», «Религиоведение», «Этика», «Эстетика», «История и теория искусства» и другие.

Методологической основой курса является социокультурный, системный, исторический, семиотико-аксиологический, сравнительный методы изучения культур разных народов. В процессе освоения курса реализуются не только образовательные, но и воспитательные цели, такие как формирование гражданственности, нравственных черт личности, вкусов, потребностей, а также инициативы и творчества.
1.3 Межпредметная связь

1.3.1 Теория культуры

Темы: Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.

Основные понятия теории и истории культуры: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурологические основы социальной работы.


1.3.2 История России

Темы: Срединное положение России между Востоком и Западом. Феномен «евразийства». Крещение Руси - выбор греко-византийской модели культуры. Историко-культурные предпосылки принятия православия. Роль православия в объединении славянских племен. Взаимодействие древнеславянской и христианской культур. Двоеверие. XIII век – выбор цивилизационных альтернатив Востока и Запада. Исторические последствия монголо-татарского ига: заимствования и потери. Византийско-имперские амбиции России XV-XVI веков. Национально-государственная идеология «Москва - Третий Рим». Реформы Петра I – поворот России на модернизацию по западному типу. Диалог славянофилов и западников. Роль интеллигенции в развитии диалога с Западом. Патриотический подъем после Отечественной войны 1812 года. Официальная доктрина: «Православие, самодержавие, народность». Технический прогресс рубежа XIX-XX веков. Советский период развития России. Индустриализация и коллективизация. Сущность тоталитаризма. «Железный занавес». Особенность российской истории 90-х годов ХХ века. Проблемы глобализации.


1.3.3 История религии

Темы: Ранние формы религиозного сознания: анимизм, фетишизм, тотемизм. Сибирский шаманизм. Язычество древних славян. Современные формы политеистических религий: даосизм, конфуцианство, синтоизм, индуизм. Иудаизм как монотеистическая религия. Буддизм как мировая религия. Ислам: история и современность. Христианство как мировая религия, основные принципы вероучения. Основы православия. История русской православной церкви, проблемы ее развития в советский период, роль и место в духовной жизни современной России. История русского старообрядчества. Основы католицизма. Католицизм после Реформации. Современные религиозные конфессии и секты. Религиозные движения фундаментализма и модернизма. Религиозное мышление современной эпохи: на пороге третьего тысячелетия.


Учебные дисциплины, для которых дисциплина «Теория и история культуры» является основной:

  1. Теория и история межкультурных коммуникаций.

  2. Философия.

  3. Философия культуры.

  4. История изобразительного искусства.

  5. Психология.

  6. Социология культуры.

  7. Религиоведение.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)


Семестр

2


Общая трудоемкость дисциплины

3 (108) з.е.

3 (108) з.е.

Аудиторные занятия:

1,5 (54) з.е.

1,5 (54) з.е.

лекции

18 ч.

18 ч.

семинарские занятия (СЗ)

36 ч.

36 ч.

промежуточный контроль







Самостоятельная работа:

1,5 (54) з.е.

1,5 (54) з.е.

изучение теоретического курса (ТО)

30 ч.

30 ч.

реферат







подготовка докладов







Вид итогового контроля

зачет

зачет


3. Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)



п/п

Раздел дисциплины

Лекции

зачетные

единицы

(часы)

ПЗ или СЗ

зачетные

единицы

(часы)

ЛР

зачетные

единицы

(часы)

Самостоятельная работа зачетные

единицы

(часы)

Формируемые компетенции

1

Культура как предмет изучения


2 ч.- 0,05 з.е.

4 ч.- 0,1 з.е.

Не предусмотрены

6 ч. - 0,17 з.е.

(ОНК-1), (ОНК-2), (ОНК-3), (ИК-1), (ИК-4), (ПК-1), (ПК-2), (ПК-6), (ПТ-1), (СЛК-2), (СЛК-4)


2

Морфология и генезис культуры

2 ч. - 0,05 з.е

4 ч. - 0,1 з.е

6 ч. - 0,17 з.е.


(ОНК-3), (ОНК-4), (ИК-4), (ИК-5), (ПК-5), (ПК-6), (ПТ-1), (СЛК-1), (СЛК-3), (СЛК-5)


3

Культурные ценности и нормы

2 ч. - 0,05 з.е.

4 ч. - 0,1 з.е.

6 ч. - 0,17 з.е.

(ОНК-2), (ОНК-4), (ИК-2), (ИК-5), (ПК-3), (ПК-5), (ПК-6), (ПТ-1), (СЛК-4), (СЛК-5)

4

Культура древних цивилизаций

2 ч. - 0,05 з.е.

4 ч. - 0,1 з.е.

6 ч. - 0,17 з.е.

(ОНК-2), (ОНК-4), (ИК-2), (ИК-5), (ПК-3), (ПК-5), (ПК-6), (ПТ-1), (СЛК-4), (СЛК-5)

5

Культура западноевропейского Средневековья и Ренессанса

2 ч. - 0,05 з.е.

4 ч. - 0,1 з.е.

6 ч. - 0,17 з.е.

(ОНК-1), (ОНК-2), (ИК-1), (ИК-5), (ПК-4), (ПК-6), (ПТ-2), (СЛК-4), (СЛК-5)

6

Европейская культура Нового и новейшего времени

2 ч. - 0,05 з.е.

4 ч. - 0,1 з.е.

6 ч. - 0,17 з.е.

(ОНК-1), (ОНК-2), (ИК-1), (ИК-5), (ПК-4), (ПК-6), (ПТ-2), (СЛК-4), (СЛК-5)

7

Древнерусская культура

2 ч. - 0,05 з.е.

4 ч. - 0,1 з.е.

4 ч. - 0,1 з.е.

(ОНК-3), (ОНК-4), (ИК-2), (ИК-3), (ПТ-1), (ПТ-3), (СЛК-1), (СЛК-5)

8

Культура России XVIII-XIXвеков










(ОНК-1), (ОНК-2), (ИК-1), (ИК-5), (ПК-4), (ПК-6), (ПТ-2), (СЛК-4), (СЛК-5)

9

Культура России XX-XXI веков










(ОНК-1), (ОНК-2), (ИК-1), (ИК-5), (ПК-4), (ПК-6), (ПТ-2), (СЛК-4), (СЛК-5)



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль №1. Теория культуры. – 6 часов (0,17 з.е.) лекционной работы, 12 часов (0,33 з.е.) работы на семинаре, 18 часов (0,5 з.е.) самостоятельной работы.
Лекция 1. Культура как предмет изучения – 2 часа лекционной работы, 4 часа работы на семинаре и 6 часов самостоятельной работы.

Содержание: появление культуры как объекта гуманитарного знания. Исторические представления о культуре. Аспекты постижения культуры: антропологический, материалистический, религиозный, идеалистический, функциональный, аксиологический и др. Сущностные характеристики культуры. Основные функции культуры. Культурология как наука. Структура культурологии: история мировой и отечественной культуры, история культурологических учений, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Культурология и ее междисциплинарные связи.


Лекция 2. Морфология и генезис культуры – 2 часа лекционной работы, 4 часа работы на семинаре и 6 часов самостоятельной работы.

Содержание: разнообразие концепций морфологии культуры. Основные формы культуры. Понятие «культурная форма» и «артефакт» (А.Я.Флиер). Проблема культурогенеза в современной культурологии. Взгляды эволюционистов XIX века на проблему происхождения культуры (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор и др.). Деятельностный подход к происхождению и развитию культуры (К. Маркс, Ф. Энгельс). Психоаналитическая концепция генезиса культуры (З. Фрейд). Игровая концепция происхождения культуры (Г. Гадамер, Й. Хейзинга, Е. Финк). Символический подход к генезису культуры (Э. Кассирер).


следующая страница >>



Эрудиция — близкая соседка дилетантизма, только живет этажом выше. Станислав Шеллер
ещё >>