Рабочая программа дисциплины "Чтение с листа" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа аспекта «Домашнее чтение» 1 78.49kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 502.24kb.
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 1 93.33kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 1 189.4kb.
Пояснительная записка рабочая программа предмета «Литературное чтение» 4 417.41kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 6 403.32kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция» 8 1100.81kb.
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 1 343.33kb.
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» 6 345.18kb.
Рабочая программа дисциплины эстетика наименование дисциплины 3 494.09kb.
Рабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины) 6 1096.88kb.
Английская революция 1 43.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Рабочая программа дисциплины "Чтение с листа" - страница №1/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины "Чтение с листа"
по специальности 073101 Инструментальное исполнительство

специализации Инструменты народного оркестра (по видам инструментов).

Гитара.

2013


Одобрена предметно-цикловой Составлена в соответствии с

комиссией Государственными требованиями к

минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника по

специальности

Заместитель директора по учебной

Председатель _______ работе _________

Автор: Nagekidori

Рецензенты:

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
1. Цели и задачи дисциплины.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности (тематический план).

4. Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

8. Методические рекомендации.

9. Перечень основной учебной литературы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Рабочая программа специальной учебной дисциплины «Чтение с листа» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).

Курс «Чтение с листа» – составная часть профессиональной подготовки студентов. В результате изучения комплекса специальных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, а также успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику присваиваются квалификации: «Артист оркестра, ансамбля», «Концертмейстер», «Преподаватель игры на инструменте».

Цель курса:

– подготовка специалистов, которые должны обладать необходимыми для их самостоятельной профессиональной деятельности музыкально-исполнительскими навыками и знаниями;



Задачи курса:

– овладение навыком чтения с листа и умения быстро разобрать новое произведение

– воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, овладение различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения, работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость), правильный подбор аппликатуры, соблюдение динамики, фразировки, построение формы художественного произведения.

В результате изучения дисциплины «Чтение с листа» студент должен:



иметь практический опыт:

– чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

– репетиционно–концертной работы в качестве солиста, в составе ансамбля, оркестра;

– исполнения партий в различных камерно–инструментальных составах, в оркестре;



уметь:

– читать с листа и транспонировать музыкальные произведения;

– использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

– психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

– использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;

– применять теоретически знания в исполнительской практике;

– пользоваться специальной литературой;

– слышать все партии в ансамблях различных составов;

– согласовывать свои исполнительские намерения и находить

совместные художественные решения при работе в ансамбле;

– использовать практические навыки дирижирования в работе с творческим коллективом;

– работать в составе народного оркестра;



знать:

– сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

– ансамблевый репертуар для различных составов;

– оркестровый репертуар для данного инструмента;

– художественно–исполнительские возможности инструмента;

– основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

– закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

– выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

– базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

– профессиональную терминологию;

– особенности работы в качестве артиста ансамбля и оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.
Максимальная учебная нагрузка составляет 54 часов.

Обязательная учебная нагрузка 36 часа.

Самостоятельная учебная нагрузка 18 часов.

Контрольными мероприятиями, промежуточными формами аттестации являются зачеты, которые проводятся в каждом семестре.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате освоения дисциплины «Чтение с листа» у студентов должна сформироваться общая и профессиональная компетенция (ОК – общая компетенция; ПК – профессиональная компетенция):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.



ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТИ.



Наименование разделов и тем

Количество часов,

отведенное на изучение дисциплины

Максимальное

Обязательные

Самостоятельная работа

Всего

в т.ч. индивидуальных

в т.ч. практических

I курс, I семестр

Раздел 1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа

15

9

9

9

6

Тема 1.1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

5

3

3

3

2

Тема 1.2. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

5

3

3

3

2

Тема 1.3. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

5

3

3

3

2

Раздел 2. Работа над произведениями.

9

6

6

6

3

Тема 2.1. Школа М. Каркасси в редакции А. Иванова-Крамского.

9

6

6

6

3

Итого:

24

15

15

15

9

I курс, II семестр

Раздел 3. Этюды на разные виды техники.

14

10

10

10

4

Тема 3.1. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

3

2

2

2

1

Тема 3.2. Изучение этюдов М. Джулиани.

3

2

2

2

1

Тема 3.3. Изучение этюдов М. Каркасси.

3

2

2

2

1

Тема 3.4. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

5

4

4

4

1

Раздел 4. Работа над произведениями.

16

11

11

11

5

Тема 4.1. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина До мажор (соч.71 no 1).

3

2

2

2

1

Тема 4.2. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Соль мажор (соч.71 no 2).

5

3

3

3

2

Тема 4.3. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Ре мажор (соч.71 no 3).

8

6

6

6

2

Итого:

30

21

21

21

9

ВСЕГО:

54

36

36

36

18

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала.

(с примерным репертуарным планом)

Объём

часов

Уровень

освоения

Раздел 1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа

Тема 1.1. Приобретение и развитие навыков чтения с листа по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

Оливер Хант «Чтение с листа», главы 1-4

5

1, 2, 3

Тема 1.2. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

Оливер Хант «Чтение с листа», главы 5-8

5

1, 2, 3

Тема 1.3. Продолжение работы по книге Оливера Ханта «Чтение с листа»

Оливер Хант «Чтение с листа», главы 9-12 (в зависимости от способности учащегося к чтению с листа и игре на классической гитаре)

5

1, 2, 3

Раздел 2. Работа над произведениями.

Тема 2.1. Школа М. Каркасси в редакции А. Иванова-Крамского.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре, часть 3. 50 прогрессирующих пьес, No 1-45

9

1, 2, 3

Раздел 3. Этюды на разные виды техники.

Тема 3.1. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

Сор Ф. Этюды соч. 31 No 1-7

3

1, 2, 3

Тема 3.2. Изучение этюдов М. Джулиани.

Джулиани М. - Этюды, соч. 100 No 1-10

3

1, 2, 3

Тема 3.3. Изучение этюдов М. Каркасси.

Каркасси М. Этюды соч. 60 No 1-8

3

1, 2, 3

Тема 3.4. Изучение уроков (этюдов) Ф. Сора.

Сор Ф. Этюды соч. 31 No 8-19

5

1, 2, 3

Раздел 4. Работа над произведениями.

Тема 4.1. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина До мажор (соч.71 no 1).

Джулиани М. Три сонатины, соч. 71 No 1

3

1, 2, 3

Тема 4.2. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Соль мажор (соч.71 no 2).

Джулиани М. Три сонатины, соч. 71 No 2

5

1, 2, 3

Тема 4.3. Крупная форма в творчестве М. Джулиани. Сонатина Ре мажор (соч.71 no 3).

Джулиани М. Три сонатины, соч. 71 No 3

8

1, 2, 3

Всего:




54



Используемые сокращения:

Уровни освоения - 1, 2, 3 - ознакомительный, репродуктивный, продуктивный. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Оценка работы студента осуществляется на контрольных уроках, зачетах. Работа, которая систематически проводится в классе над развитием навыков самостоятельной работы и чтения нот с листа, может проверяться на специальных контрольных уроках.




Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: добиваться яркого, выразительного, содержательного исполнения; самостоятельно работать над музыкальным произведением; анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специальности и музыкально-теоретических дисциплин; проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами.

знать: большое количество музыкальных произведений, различных по времени создания и стилю, жанру и форме; музыкальную литературу для избранного инструмента; исполнительский опыт, рекомендации и советы крупнейших музыкантов.

зачеты, контрольные уроки.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.



  1. Джулиани М. 24 легких этюда для гитары, соч. 100. Leipzig, 1960.

  2. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.,1970.

  3. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Советский композитор, 1990.

  4. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре (под ред. А. Иванова-Крамского) - М., 1962

  5. Этюды для шестиструнной гитары / Сост. И. Пермяков. Л.1987.

  6. Guitar music from the 16-18 century – Leipzig, 1970.

  7. Hunt Oliver – Musicianship & Sight Reading for Guitarists, London, Musical New Services Ltd., 1977.

  8. Klassiker der Gitarre. Bd 1.Leipzig,1977; Bd 2-1978; Bd 3 -1979; Bd 4-1980; Bd 5-1981.

  9. Собственные сборники, созданные для обеспечения необходимым нотным материалом (сборники этюдов Ф.Сора, М.Джулиани, М.Каркасси).

  10. http://musped.narod.ru.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Для изучения дисциплины «Специальный класс» необходимы гитара, пульт, подставка под ногу, ноты, методическая литература, пианино, стулья, зеркало, метроном, видеофильмы и аудиозаписи с исполнениями произведений, входящих в программу обучения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В профессиональную компетенцию музыканта-педагога входит не только умение отбирать высокохудожественный репертуар, но и умение в довольно короткий срок профессионально овладеть им. Учащийся должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение инструментом, в том числе и бегло читать с листа нотный текст. Исполнительская подготовка учащегося должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

Владение навыками чтения с листа - это наработанный в процессе изучения разнохарактерных произведений опыт. Работа над репертуаром позволяет освоить многие встречающиеся трудности. При изучении группы пьес, схожих между собой по характеру, однородности фактуры, вырабатывается определенный автоматизм исполнения однотипных произведений.

В практической музыкально-педагогической деятельности любого музыканта умение читать нотный текст с листа неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, обогащает репертуар, дает возможность свободно и художественно прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке, при самостоятельной работе, при неожиданных ситуациях на концертах. Конечно, развитие данного умения происходит достаточно сложно, т.к. во многом это и природный дар, и различные сложившиеся музыкальные способности, и психофизиологические свойства личности исполнителя и многое другое.

Музыкальная культура педагога складывается в умении анализировать структуру произведения, тонко чувствовать стиль, жанровую специфику, владеть художественной артикуляцией, естественной музыкальной фразировкой, в знании законов музыкальной композиции, в умении пробуждать творческую инициативу детей. Одним из главных ключей к овладению произведением является изучение его фактуры. Фактура дает образ, образ подсказывает звуковое решение и это приводит к нахождению наиболее рациональных технических приемов. Содержательное исполнение вытекает из многоплановости фактуры.

Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, он приобретает самостоятельность - неоценимое качество. Исполнение тем богаче, тем больше умеет слышать сам исполнитель. Этому, конечно же, способствует наличие богатого ассоциациями воображения, эмоционально чуткой реакции на особенности гармонии, тембра, ритма и т.д.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Советский композитор, 1990.

2. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Музыка, 1983.

3. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре – М.: Музыка, 1987.

4. Изнаола Р. - Путь к виртуозности (пер. на рус. - сайт http://terraguitar.ru) – 1997

5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. На принципах техники Ф. Таррега (под. Редакцией И.Поликарпова) – М.: Советский композитор, 1977.

6. Руднев, С. Русский стиль игры на классической гитаре - Тула: Издат. дом "Ясная Поляна", 2002

7. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре (под ред. А. Иванова-Крамского) - М., 1962

8. Сагрерас Х. Школа игры на гитаре. М., 1996.

9. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь.- М.: Музыка, 1995

10. Теннант С. Качай нейлон (пер. на рус. - сайт http://terraguitar.ru), 2000

11. Aguado D. Escuela de guitarra - Second Edition François de Fossa (1775–1849), French text, Paris: Richault, n.d.(ca.1826). Plate 1656.R (на фр. языке)

12. Aguado D. Nouvelle méthode de guitare, Op.6 – Paris: the composer (1834 или раньше)

13. Hunt Oliver – Musicianship & Sight Reading for Guitarists, London, Musical New Services Ltd., 1977.

14. Iznaola R.- Rest Stroke and Free Stroke Revisited

15. Iznaola R.- Kitharologus-The Path to Virtuosity - USA, Mel Bay Chantarelle, 1997

16. Roch, Pascual. A Modern Method for Guitar. School of Tarrega. Vol. 1-3. New York: G. Schirmer Inc., 1921

17. Sor F. Méthode Complète pour la Guitare - First edition - Paris: L'auteur, 1830 (на фр.языке); First edition (1st German edition), Bonn: N. Simrock, n.d.[ca.1830]. Plate 2810 (на нем.и фр.языках); Napoléon Coste extended edition incorporating new exercises, lessons and studies, Paris: Schoenenberger, n.d.[1851]. Plate S. 1726, Paris: Lemoine, n.d.(after 1875). Plates 15655, 15591 HL. (на фр. и исп. языках); A. Merrick, English text, London: Robert Cocks & Co., n.d.(ca.1832). (на англ. яз.)

18. Tennant S. Pumping Nylon: The Classical Guitarist's Technique Handbook - Nathaniel Gunod (Editor) - USA, Alfred Publishing Co., Inc. - 1995

19. Tennant S. Basic Classical Guitar Method - Nathaniel Gunod (Editor) - USA, Alfred Publishing Co., Inc. - 2004








Бог — юморист. Если не верите, посмотрите на себя в зеркало. Кен Олсон
ещё >>