Путешествие в Югру - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
ЗаконБожий Часть 5-a ИсторияЦеркви 1 331.31kb.
Викторина по географии 2012. Задание №1: «Путешествие по географической... 1 26.05kb.
Гогельганс Т. Ю. Путешествие по страницам русского народного земледельческого... 1 42.86kb.
3 Форма урока: урок экскурсия Продолжительность: 1 урок Тема урока... 1 50.54kb.
Музыкальное путешествие в италию 1 41.79kb.
Урок-знакомство. 1,2 классы 1 48.04kb.
Урок путешествие Тема урока: Игра путешествие в «Страну здоровья» 1 62.21kb.
Урок -путешествие по русскому языку в 6 классе «Страна Антонимов» 1 52.18kb.
Путешествие в лес страну чудес Игра-путешествие 1 98.14kb.
Внеклассное мероприятие «В мире животных» 1 111.56kb.
Почему жизнь сравнивают с путешествием? Мы часто говорим: «Дорога... 1 20.39kb.
Лекции. Имения группы отелей «Boutique Hotels» 1 53.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Путешествие в Югру - страница №1/1

Автор: Мусафирова Рита Евгеньевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МОУ СОШ № 8, г. Радужный, ХМАО – Югра.

Тема: Путешествие в Югру.

Цель: дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; воспитывать любовь младших школьников к родному краю, его природе, людям.

Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие.

Возраст учащихся: 3 класс.

Оборудование и средства обучения: карты ХМАО на каждую парту, сказка «Гнев тайги», костюмы для инсценировки сказки (национальный костюм народа ханты, костюм птицы – Гнева тайги, маска совы и оленя), выставка книг фольклора народов севера, компьютер, проекционная система.

Подготовительная работа: подготовка теоретического материала с учащимися, инсценировка сказки «Гнев тайги», костюмы и маски для инсценировки, компьютерная презентация.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

(Слайд 1)

II. Сообщение темы и целей мероприятия.

Учитель. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие. А куда, вы узнаете, разгадав ребус. (Слайд 2: слово «Югра» появляется на экране после разгадывания ребуса)

Учитель. Правильно! Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где познакомимся с укладом жизни коренных народов. Что-то вы узнаете новое, что-то вспомните с уроков и экскурсии в музей.

III. Работа над темой.

Учитель. «Югра же людье есть, язык нем, и соседят с самоядью на полунощных странах»» - с этого сообщения начинается летописный рассказ о знакомстве русских с коренными жителями обширного края, что лежит за Камнем (Уральскими горами), в Приобье и дальше на восток. Югра… Короткое, звучное, овеянное романтикой старины, нынче это название возвращено в обиход и часто используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.

(Слайд 3)

Ученик 1. Здравствуй,

Край мансийский милый –

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой.

Машет мне рукой осина.

Улыбается вода.

Слышу лепет лебединый –

Словно в детские года…

Детство – с кваканьем лягушек,

С плеском уток у озёр,

С птичьим пеньем у опушек –

Ты волнуешь до сих пор…

Родиной золоторукой,

Словно матерью родной,

Обогрет я и взлелеян –

Крепнет, зреет голос мой…



(Юван Шесталов)

Учитель. Посмотрите на карту нашего округа (Слайд 4 и карта на каждой парте). Найдите столицу округа, назовите её. Найдите город Радужный. Назовите другие города нашего округа.

Дети выполняют задания учителя.

Учитель. А теперь задания для знатоков родного края.

  1. Вставьте в слова гласные буквы и прочитайте, люди каких национальностей живут на Югорской земле. (Слайд 5)

Дети называют пропущенные буквы, и прочитывают национальности.

Учитель. Назовите теперь коренных жителей Югры.

  1. Соедините слова, имеющие общее значение, стрелками. (Слайд 6: стрелки анимированные)

ханты вогулы

манси остяки



Учитель. Первое письменное сообщение о народе, обитающем «на полунощных странах», было записано в «Повести временных лет» в 1096 году. Повесть рассказывает о неизвестном народе югра – остяки (ханты) и вогулы (манси), - с которым столкнулись русские первопроходцы. А сейчас послушайте легенду, рассказанную когда-то древними греками. (Слайд 7)

Ученик 2. Будто в стране северного ветра живут счастливые люди.

Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз.

И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо,

Но дух их не звериный, а человечий.

Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце,

Тогда нипочём людям в оленьих шкурах ни комариный рой,

Ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…

Два ученика выходят к доске и по очереди читают (Слайд 8: слайд сопровождается песней народов ханты).

Ученик 3. Кто мы?

Ученик 4. Дикари?

Ученик 3. Наивные дети снегов в грубых оленьих шкурах?

Ученик 4. И будто вовсе не поём, а мычим, рычим?

Ученик 3. Откуда?

Ученик 4. Туземцы?

Ученик 3. И будто песни наши из двух звуков-слов.

Ученик 4. То сравнивают нас со снежным человеком, низводя до пещерного человека.

Ученик 3. То возвеличивают до пришельцев из космоса.

Ученик 5. Утро… (Слайд 9: звуковое сопровождение передаёт журчание реки, голоса птиц) Слабый ветер колышет листву деревьев. Журчит быстрая река. Природа просыпается. Только что на обласке (выдолбленной из дерева лодке) Семён привёз свежий улов (Слайд 10). Он сегодня большой. На дне лодки серебрятся чешуёй изящные сырки, длинномордые щуки, тёмные язи, полосатые окуни. Семён вытаскивает рыбу на берег, кладёт её на траву в тени за лодкой. Его жена Агафья принимается чистить рыбу.

Ученик 6. Нельзя без восхищения следить за тем, как она это делает. Агафья садится на землю, вытянув ноги вперёд. Перед собой на землю кладёт доску. Доска ровно выстругана, концы её закруглены. Слева от Агафьи лежит рыба, справа посуда. У неё много берестяной посуды, особенно четырёхугольной формы, разных размеров. В ней хранят рыбу, мясо, хлеб, соль.

Левой рукой Агафья берёт рыбу и одним движением ножа ловко потрошит её. Отбросы же отдаёт собакам, выбирая из внутренностей рыбий жир, который кидает в котёл над костром. Потом вываренный рыбий жир она разольёт в бутылки и поставит на зиму.



(Слайд 11). Язя Агафья надсекает ножом поперёк спинки, отрезает хвост и накалывает по две-три рыбины на палочку, которую укрепляет у костра в наклонном положении. Будет на завтрак.

Сырков разрезает так, что они становятся плоскими. Поперёк спинки делает насечки и ловко перебрасывает рыбину через жердь на вешалках (Слайд 12). Это будет вяленая рыба. Её можно хранить всю зиму. Ханты вялят рыбу без соли.



Едят рыбу и сырую без соли. Это давняя традиция.

Ученик 7. Манси – народ родственный хантам. Они очень близки между собой по культуре, порой их трудно различить. Манси, пожалуй, больше охотники, чем рыбаки (Слайд 13). Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу. Но главное направление их промысла – пушное.

Ученик 8. Ручная нарта – это своеобразные санки, маленькие, лёгкие, длиной до двух метров (Слайд 14). Сделана она из ели и берёзы с помощью одного ножа, без гвоздей. Все детали нарты скреплены вязками из кедрового корня и специальными деревянными втулками. Настил нарты сделан из прутьев. К планке, скрепляющей полозья, привязан ремень, которым к нарте подпрягают собаку, или он идёт через плечо охотника, когда сам её тащит. С такой нартой охотятся недалеко от охотничьей избушки. А на оленях можно уехать за десятки километров.

Ученик 9. Мансийские селения живописны благодаря хозяйственным постройкам. Кроме того, их характерная особенность – дымокуры около жилья весной и летом (Слайд 15). Это костры, в которых тлеют гнилые деревья, зелёные ветви, мох. Дым костров отпугивает комаров от дома. Часто дымокур разводят в ведре или тазу и ставят на пороге. И хотя в помещении от этого дымно, зато комаров меньше.

Ученик 10. (Слайд 16). Одежду шьют из оленьего меха и сукна (т.е. ткани). Женщины носят распашную шубу из оленьего меха либо пальто-халат из яркого сукна. Мужчины носят малицу. Это зашитая спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь – меховая, замшевая или кожаная (Слайд 17). Одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги (Слайд 18, 19).




Учитель. Вы прослушали интересные сообщения ребят о жизни народов ханты и манси. Назовите, пожалуйста, основные занятия этих народов (Слайд 20: иллюстрации и текст появляются после ответов детей).

(Слайд 21) На снегу, как в книге,

Я читал следы.

Посмотри внимательно –

Всё поймёшь и ты!

Учитель. Определите по следам, на каких животных охотятся ханты и манси?

Дети определяют по следам животных, названия которых появляются на слайде.

Учитель. А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных (Слайд 22: иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок).


  • На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)

  • В воде плавает, но сухая. (Утка)

  • Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)

Учитель. Рассмотрите рисунки предметов труда жителей Югры в старину (Слайд 23 – 26).

Дети рассматривают предметы труда, в беседе выясняется их назначение.

Учитель. На кого охотились с копьём? А со стрелами? Почему у стрел разные наконечники? На кого ставили ловушку черкан и самострел? Как использовали нож? Для чего использовали нарту и лодку-долблёнку? Почему лодка так называется? При помощи чего ловили рыбу?

Учитель. Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов. (Слайд 27 – 29)


Продукты питания и одежду ханты и манси хранят в специальных постройках. Разгадав головоломку, вы прочтёте название двух таких хозяйственных построек. (Слайд 30: стрелки анимированные)



Дети разгадывают головоломку.

Учитель. Лабаз – это амбар на высоких ножках (сваях). Его вы видите на рисунке (Слайд 31). Объясните назначение этих лабазов.

Лабаз хорошо проветривается, поэтому одежда и продукты хранятся длительное время. Ножки делают фигурными, резными. Почему, как вы думаете?



Дети. Чтобы в лабаз не проникли грызуны.

Учитель. Чем занята женщина, изображённая на рисунке? (Слайд 32)

Дети. Готовит на костре еду.

Учитель. А в доме еду готовили на открытом очаге из жердей, обмазанных глиной. Такая печка-очаг называлась чувал. Для выпечки хлеба вдали от жилищ строили глиняные печи.

(Слайд 33)

Учитель. А что же употребляли в пищу ханты и манси?

Ответы детей.

Учитель. Основная пища ханты и манси – рыба и мясо. (Слайд 34) Главная роль отводилась мясу дикого оленя. Его вялили, коптили. Рыбу ели сырой, солёной, вяленой.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, он шёл в пищу в чистом виде и смешанный с толчёными ягодами черёмухи. Зимой рыбу ели мороженой. Головки рыбы, иногда и всю мелкую рыбу сушили и толкли в муку.

А сейчас девочки познакомят вас с некоторыми секретами северной кухни.

Ученик 11. «Варка». Истолчённая сухая рыба, проваренная в рыбьем жире.

Ученик 12. «Патанка». Сырая мороженая рыба, нарезанная кусками или разбитая на части.

Ученик 13. «Нямю» (язык). Его едят сырым, макая в подсоленную кровь, или варят в солёной воде.

Ученик 14. «Ленько». Растопленный олений жир используется вместо масла.

Ученик 15. «Нягу» (оленьи щёчки). Их едят также сырыми с подсоленной кровью. Очень вкусно их есть жареными на огне.

Ученик 16. «Тымалка» (оленье молоко). Очень вкусно его пить со свежей морошкой.

Ученик 17. «Кора берёзовая с икрой». Зимой, когда привозили домой молодую берёзу, одно небольшое полено заносили в дом. Когда оно оттаивало, с него снимали верхнюю часть коры вместе с берестой. Её чистили и опускали в кастрюлю с водой. Кипятили около двух часов. Затем сливали воду и ели кору, смешивая её с икрой.

Учитель. Спасибо, девочки, за секреты. А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами и решим кроссворд. (Слайд 35 – 38)


А теперь сделаем вывод: что же является основной пищей народов ханты и манси?



(Слайд 39)

Учитель. Кроме приготовления пищи женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, цветного сукна, вышивкой бисером, изготовлением посуды из бересты и кузовов для сбора и хранения ягод. (Слайд 40 – 42)




Учитель. У народов ханты и манси богатый фольклор – песни, сказания, сказки. Послушайте одну из них. (Слайд 43)

Учитель рассказывает начало сказки.

ГНЕВ ТАЙГИ

«В давние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что шум да свист стоял от её крыльев. И зверя всякого было полным-полно. Люди тоже жили привольно. Да только люди, когда живут в достатке, не замечают, что всё, что дано им природой, беречь надо.

- Ай-яй, что делаете? Зачем птицу зря губите? – говорил старый Тасман парням, которые для потехи стреляли серых уток.

Он шёл по тайге и видел вокруг заботливых белок, и хлопотливых глухарей, и торопливых оленей.

И вдруг старик остановился. В ложбине, придавив большой куст, лежал подраненный лось. Он силился подняться на длинные ноги, но снова падал, от боли закинув на спину тяжёлую голову с большими рогами. Тихо подошёл к нему Тасман. Лось не испугался, не вздрогнул.

- Добрый человек!» - промолвил зверь. – Помоги мне встать на ноги, и тогда они понесут меня как ветер!

Помог Тасман встать лосю. Зверь лизнул руку Тасмана, сказал:

- Трудно будет тебе, старик, ищи меня. Помогу! – и скрылся за лесом.

… Шло время, но озорники не слушали старого Тасмана и били не жалеючи зверя.

А однажды проснулись люди, вокруг ни ветерка, ни свиста, ни взлёта птиц, ни шороха зверей. Светило солнышко, но тайга стояла безмолвная. Многие, взяв луки, пошли в лес, поплыли по реке, но вечером возвратились ни с чем. Озёра и болота вымерли: не стало в них уток. В лесах потерялся зверь.

Стал людей одолевать голод. Большая беда пришла в тайгу, и тут все вспомнили про старого Тасмана.

- Это великий гнев тайги! – сказал Тасман. – Тайга рассердилась, тайга свой гнев послала. Он наказал всех, кто не берёг добро её. Всех зверей и птиц спрятал Гнев от человека.

Стали просить люди старого Тасмана помочь им. Долго думал старик, как помочь людям. Вспомнил слова лося. Надел малицу и направился Тасман в тайгу. Только зашёл он за первое дерево, как навстречу ему лось.



Инсценировка встречи Тасмана с лосем.

Лось. Не меня ли ты ищешь, старый Тасман? Проси, что тебе надо, только быстрее, я помогу тебе!

Тасман. Вижу я, что торопишься ты!

Лось. Говори!

Тасман. Помоги, добрый зверь, нашим людям! Страшный голод пришёл в наш край.

Лось. Это Гнев тайги. Он наказал всех, кто не берёг добро её.

Тасман. Горе! Горе! (Вздохнул старик)

Лось. Всех зверей и птиц спрятал Гнев от человека.

Тасман. А как же тогда ты, лось, на свободе?

Лось. Гнев отпустил меня на три дня и три ночи найти ослушницу сову. Но я обещал тебе, старик, помочь. Садись на меня, и я понесу тебя, куда скажешь!

Тасман. Вези, добрый лось, к Гневу тайги! Хочу его видеть.

Лось. Да знаешь ли ты, старик, как далеко живёт Гнев? Никто ещё не бывал у него и не видел его.

Тасман. Вези.

Рассказ учителя.

«И лось побежал.

Он бежал, словно летел, обгоняя ветер, оставляя позади леса и болота, горы и реки. Наконец остановился. Кругом стояли старые, хмурые кедры. Было темно вокруг: ни звука, ни шороха, ни света.

- Здесь живёт Гнев тайги, - показал лось на лесную тропинку. – Иди, иди, но если не будет тебя до первого луча, - меня не ищи.

Тасман низко поклонился на все стороны и пошёл в царство вечной тьмы.

Чем дальше шёл Тасман, тем лес становился гуще, и скоро тёмная стена деревьев стала перед ним.

Долго старик приглядывался».

Инсценировка встречи Тасмана с Гневом тайги.

Учитель. Вдруг промелькнул солнышка луч и вспыхнул огоньком рябиновый куст. Перелетела с ветки на ветку птичка серенькая с белой грудкой. Повернула головку к Тасману да проговорила голосом человеческим:

Птичка. Зачем ты пришёл в моё царство?

Тасман (ласково). Кто ты есть, добрая птичка?

Птичка молчала.

Тасман. Я пришёл к гневу тайги спросить: зачем он упрятал всё живое от людей? Зачем он так сердит на людей?



Птичка. Искать долго не надо, я Гнев тайги.

Тасман. Ты? Такая-то крохотная птичка – Гнев тайги?

Птичка. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство – уходит доброта, прячется, остаются гнев и голод. Когда люди добры – плачу я им щедро: грибами, ягодами, шишками, лесными зверями и птицами. В такую пору сама дружу с человеком, сажусь на плечо к нему.

Вздохнул Тасман.

Тасман. Не права ты, птичка-белогрудка. Не все виноваты в тайге, а ты наказала всех.

Учитель. Притихла птичка. Услышал Тасман, как забила она крылышками, забегала бойко по рябиновым веткам.

Птичка. А кто в тайге не грешен? Все! Все разоряют тайгу!

Тасман. Нет, не все!

Птичка. Нет, все! Вчера на вечерней зорьке мальчонка маленький со щеками румяными, как брусничный сок, выстрелил из лука и попал мне в крылышко.

Замолчал Тасман, опустил голову.

Птичка. Ладно! Если ты мою просьбу выполнишь, верну людям богатство тайги. А найти тебе надо сову-ослушницу и привести сюда.

Рассказ учителя.

«Нечего делать. Заторопился Тасман на тропинку, по которой пришёл. Лось ждал его.

И снова быстрее ветра понёс лось старого Тасмана по угрюмой тайге.

Долго искал Тасман сову-ослушницу. Нашёл её у гор, где солнце совсем не заходило теперь и светило всё время. Поймал Тасман сову и принёс в царство Гнева тайги.



Инсценировка.

Птичка. Поймал ослушницу! Спасибо старик!

Учитель. Оказавшись в темноте, сова поползла по земле, распустив крылья.

Птичка. Не видать тебе больше солнца! Не будешь летать днём, обижать птиц и зверей маленьких. Ночью на охоту вылетать станешь.

Птичка (Тасману). Иди домой, старик!

Рассказ учителя.

«Долго стоял Тасман, но ничего больше не сказала ему птичка.

Пошёл он домой. А над ним с шумом пролетела стая уток к озеру.

Много лет прошло с тех пор, но ослушница сова и сейчас боится солнца и охотится только ночью, а люди помнят о Гневе тайги и берегут лесные богатства».



Учитель. Понравилась вам сказка?

Чему она учит?

Хотели бы ещё почитать?

Ответы детей.

Учитель. Книги со сказками народов севера вы можете взять в библиотеке и у нас в кабинете (Слайд 44 и выставка книг). Эти сказки расскажут вам об истории народов ханты и манси, их культуре, о стремлении к добру и справедливости. Герои сказок талантливы, изобретательны, добры и справедливы. Они борются со злом и побеждают его, даже если ради этого погибают.

IV. Подведение итога.

Учитель. А наше путешествие подходит к концу. Ханты, манси – кто они? (Слайд 45: слайд сопровождается песней народов ханты)

Ученик 18. Вы спросите:

- А кто такие манси?

Мы – манси

Нас на свете очень много:

ведь белка, утка, соболь или стерлядь –

всё это мы, мы скачем и летаем…

Оленями, не знающими страха,

несёмся по седым уральским склонам,

которые, как манси, стародавни…

Ученик 19. Шагая с лайкой, манси запевает.

себя считает он Большой собакой,

а голос подаёт он – это значит,

что он тоскует по Большому лесу,

где все давно друг друга понимают…

Так думали отцы и предки наши,

себя не отделяя от природы…

Они искали с нею пониманья.

оправдывая званье Человека.

(Юван Шесталов)



Учитель. Кто такие ханты и манси? Как они относились к природе?

Ответы детей.

(Слайд 46)

Ученик 20. … По Югану всё смородина

Да брусника во бору,..

Ой, Сибирь, вторая родина,

Я пришёлся ко двору!...

(Юван Шесталов)

Ученик 21. … Люблю тебя, Югорский край!

Ты вечный зов, ты божество.

С тобой я плачу в неудачу,

С тобой ликую в торжество!



(Владимир Игошев)

Учитель. (Слайд 47). «Торум ет олэн!» - говорят манси, прощаясь. – «С небом живите!» Живите в ладу с Богом, с Природой, с собой и Вы! Торум ет олэн!

(Слайд 48)


Предполагаемые результаты

  • Знание учащимися названия своего округа, города, коренных жителей Югры; название типичных представителей животного и растительного мира.

  • Умение называть жилища и предметы быта коренных народов Югры, рассказывать о традиционных занятиях народов ханты и манси.

  • Обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта учащихся.

Используемая литература

  • Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. [Электронный ресурс]. – Администрация Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2004. – 1 оптич. диск (CD-ROM).

  • Электронный атлас Ханты- Мансийского автономного округа – Югры. Люби и знай свой край. [Электронный ресурс]. – ОАО НПЦ «Мониторинг», ООО «Сибпромкомплекс», 2004. – 1 оптич. диск (CD-ROM).

  • Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1, 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.

  • Мы – дети природы: Хрестоматия по краеведению для 1-2 классов / Сост.: Н. Г. Богордаева, Л. Г. Демус и др. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1999. – 158 с.

  • Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов / Авт. – сост.: Т. К. Орлова, Л. Г. Демус, Н. Г. Богордаева, Л. Н. Нечаева; Под ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. – 180 с.

  • Песни аганских хантов и лесных ненцев [Электронный ресурс]. – Варьёган: Б. и., 1996. – 1 оптич. диск (CD-ROM).

  • Фольклор хантов и манси Нижневартовского района [Электронный ресурс]: 7 часов песен, сказок и загадок с переводами. – Нижневартовск: Комитет по культуре и кино Нижневартовского района, 2003. – 1 оптич. диск (CD-ROM).





Дату возникновения мира могли бы установить лишь бухгалтеры. Станислав Ежи Лец
ещё >>