Пушкинский вечер - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Андрей Битов. "Пушкинский дом как постмодернистский роман". 1 57.3kb.
В москве состоялась премьера киноальманаха «Astra, I love You» Москва. 1 20.84kb.
Внеклассное мероприятие Литературный вечер, в день памяти поэта (10... 1 114.25kb.
О пьесе «Вечер в Сорренто». Мини пьеса «Вечер в Сорренто» 1 51.41kb.
Ведущий 1 : Добрый вечер! Ведущий 2 : Добрый новогодний вечер! 1 152.34kb.
Вечер памяти «Дети — миротворцы» 1 223.34kb.
Харьковского городского совета харьковской области 1 109.44kb.
Щедрый вечер 1 70.05kb.
Результаты районного этапа олимпиады по истории. 10 классы. 5 748.05kb.
Пояснительная записка Спецкурс «Поэты Пушкинской поры» 1 77.3kb.
История / Выдающиеся сотрудники прошлых лет 5 761.58kb.
Национальное кино в «Премьере»… в 1 квартале 2013 года Автономное... 1 34.29kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пушкинский вечер - страница №1/1

МОУ Гимназия

Г. Фрязино

Московской области

ПУШКИНСКИЙ ВЕЧЕР.

4 класс


Учитель: Борисова Лариса Александровна

ЦЕЛИ:

Познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитывать любовь к поэзии, к классической музыке.

Воспитывать дружный коллектив детей.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Портреты А.С. Пушкина, его отца, матери, жены, сестры Ольги, няни Арины Родионовны.

Выставка книг А.С. Пушкина.

Работы учащихся (рисунки, поделки по произведениям А.С. Пушкина)

Подсвечники, кружевные салфетки, шкатулки.

МУЗЫКА:

Г. Свиридов «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Г. Струве, Л. Вышеславский. «Домик няни».

ЛИТЕРАТУРА:

«Жизнь и творчество А.С. Пушкина», изд. «Детская литература».

«Русская литература». Энциклопедия для детей. Том 9, часть 1, изд. «Аванта+».

Сказки А.С. Пушкина.

С.И. Мерзлякова, Г.А.Струве. Музыкально-литературный материал для детей 5-8 лет.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Магнитофон, фортепиано.

Костюмы героев сказок.

ХОД ПРАЗДНИКА


  1. Вступительное слово учителя.



  1. Рассказы детей о жизни поэта.



  1. Проверка восприятия прослушанного.



  1. Просмотр диафильма «Пушкин в лицее».



  1. «Путешествие» по сказкам А.С. Пушкина.



  1. Просмотр фрагмента кинофильма «Руслан и Людмила».



  1. Чтение учащимися стихотворений и отрывков из сказок Пушкина.

Прослушивание г/записи.

  1. Разгадывание кроссворда.



  1. Заключительное слово учителя.

Звучит фонограмма музыки Г. Свиридова («Романс» к повести А.С. Пушкина «Метель»)

Учитель:

«Ваш милый образ снится мне

С пером, бумагой при луне.

Все ваши строчки хороши.

Частица вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили в раз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он гений, в этом спору нет».

Учитель:

- Кому посвящены эти строки?

- Почему именно сегодня мы обращаемся к светлой памяти поэта?

/27 января состоялся дуэль Пушкина с Дантесом. Поэт был ранен. После этого он прожил двое суток и 29 января в 2 часа 45 минут Пушкина не стало/

Невозможно представить себе детскую литературу и детское чтение без произведений А.С. Пушкина. По праву можно сказать, что А.С. Пушкин – самый любимый и самый читаемый поэт – классик.

Хороших поэтов много. Замечательный стихи писали Афанасий Фет, Федор Тютчев, Александр Блок, Михаил Лермонтов.… Но произведения Александра Сергеевича Пушкина занимают особое место в нашей жизни. Пожалуй, не найти человека, который был бы равнодушен к его творчеству.

С Пушкинскими произведениями мы знакомимся за долго до того, как сами начинаем читать, и они становятся нашими спутниками на долгие-долгие годы.



ПУШКИН – самое драгоценное, что есть в России, самое родное и близкое для каждого из нас.

ПУШКИН – лучшее, что есть в каждом из людей.

Это - доброта и талант,

- смелость и простота,

- верность дружбе и бескрайность в любви,

- уважение к труду и людям труда.

ИМЯ ПУШКИНА как лучик солнца взошло над неуклюжей Российской империей. Пушкин своими солнечными стихами утеплил её климат. У пушкинского очага мы греемся и сегодня, п.ч. ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря уже об истории её.

Вы скажете мне сейчас, а как же Гоголь, Толстой… и др., кого мы называем великими писателями. Да, они тоже великие и гениальные. Но при всей их гениальности никто из них не достиг пушкинской гармоничности и теплоты.

Сегодня мы с вами почитаем стихи Пушкина. Вспомним его замечательные сказки.

Но сначала давайте поговорим с вами о самом поэте. Как он рос? Где учился? Как начал писать стихи?

- Что вы знаете о поэте?

(Ответы учащихся)

А сейчас послушайте рассказ ваших одноклассников о жизни Александра Сергеевича Пушкина.



I ученик.

А. С. Пушкин родился в Москве 5 июня 1799 г. Отец Пушкина – отставной майор Сергей Львович, принадлежащий к древнему дворянскому роду. Мать – Надежда Осиповна, внучка любимица Петра I арапа Ганнибала.



II ученик.

Родители мало занимались сыном. Но зато в московском доме Пушкиных бывали цветные литераторы разных поколений: Карамзин, Жуковский, Батюшков. Восторженным поэтом – любителем был дядя Пушкина - Василий Львович. Повезло Александру и с няней. Арина Родионовна Яковлева рассказывала маленькому Саше многом сказок. Многие из них впоследствии поэт взял за основу своих стихотворных произведений.



III ученик.

Но главным везение юного Пушкина было зачисление в только что открывшийся (19 октября 1811 г.).

Царскосельский Императорский лицей. Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, философии и даже искусству стихосложения. Здесь он встретил лучших своих друзей - Дельвича, Пущина, Кюхельбекера. Здесь остро переживали события Отечественной войны 1812 г.

IV ученик.

В царском селе началось общение Пушкина с великим историком писателем Карамзиным, поэтом Вяземским.

Здесь в лицее, во время экзамена Державин восхитился юным Пушкиным, читавшим стихотворение «Воспоминание о Царском Селе».

V ученик.

При выходе из лицея (лето 1817 г.) Пушкин служил чиновником Министерства иностранных дел.

Но Пушкин больше занимался не иностранными делами, а литературными.

С осени 1819 по лето 1920 г. Он состоял в петербургском литературном обществе «Зеленая лампа», которое было тесно связано с декабристами.

В 1820 г. Печати появилась поэма «Руслан и Людмила». Поэма принесла Пушкину мгновенную славу.

/ прослушивание фонохрестоматии. Отрывок «Бой Руслана с головой»/

IV ученик.

Между тем судьба готовила поэту первое испытание. До правительства дошли слухи о дерзких стихах Пушкина на политические темы. За эти стихи весной 1820 г. Он был отправлен в ссылку в Кишинев. Поэта лишили права появляться в столице, крупных городов, обязали выполнять служебные поручения. Но он сохранил личную свободу, мог творить и наслаждаться теплым климатом.

В середине 1823 г. Поэта перевели в Одессу, в распоряжение более сурового начальства – генерала Воронцова.

Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то мечтал перебраться в среднюю полосу России.

В августе 1824 г. Его переводят на жительство в фамильное имение Михайловское неподалеку от Пскова, под надзор полиции.

VI ученик.

Здесь, в Михайловском, Пушкин расстается с безумствами юности: он учится иначе чувствовать, иначе мыслить: более мудро, трезво. И именно здесь в стихах впервые появляется образ няни Арины Родионовны. Здесь он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».



/ ! прослушивание фонохрестоматии Стихотворение «Зимний Вечер»/

В мае 1827 г. Пушкин получает разрешение жить в Петербурге. Он вновь рядом с друзьями, много пишет.



VIII ученик.

С сентября по декабрь 1830 г. Пушкин провел в родовом имении Болдино Нижегородской губернии. Шла подготовка к свадьбе с Натальей Гончаровой, и поэт приехал в Болдино в связи с имущественными делами. Здесь он завершает роман "Евгений Онегин", пишет "Повести покойного Ивана Петровича Белкина".



IX ученик.

В 30-ые годы публика заметно охладела к Пушкину. Поэт стремился к деревенскому уединению. Но мечте об уединении не суждено было сбыться.

Задумав написать историю Пугачёвского бунта и Петра I, Пушкин поступил на службу. Это облегчало ему доступ к государственным архивам.

Х ученик.

Во 2-ой половине 1836 г. поэт обнаруживает, что за его женой открыто ухаживает поручик кавалергардского полка Жорж Шарль Дантес.

27 января 1837 г. состоялся дуэль Пушкина с Дантесом. Поэт был смертельно ранен и через 2 дня после тяжелых мучений умер.

Похоронили поэта в Святогорском монастыре близ его родового имения Михайловское.



Мы чтить тебя привыкли с юных лет.

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

/А. Плещеев/



Проверка восприятия прослушанного.

- Где и в каком году родился А.С. Пушкин?

- Кто были родители Пушкина?

- Кто занимался воспитание маленького Саши?

- Какое учебное заведение окончил Пушкин?

- Чем занимался Пушкин после окончания лицея?

- Назовите 1-ое произведение поэта, принесшее ему мгновенную славу?

- За что поэт неоднократно был сослан в ссылку?



/За политические стихи, в которых он мог нелестно высказаться о политическом строе в стране, о царе.../

- При каких обстоятельствах погиб Пушкин?

- Когда это случилось? /27.01.1837 г./

Учитель.

Сейчас мы с вами посмотрим диафильм "Пушкин в лицее".

Неизвестно, как сложилась бы судьба поэта, если бы не лицей. Пушкину было 12 лет и 19 октября 1811 г. Открывается Царскосельский Императорский лицей. Во главе лицея были поставлены выдающиеся русские просветители.

Принимали в лицей только мальчиков. Готовились они универсально, энциклопедически, многопредметно - для всего.



Учебный план лицеистов включал в себя:

/на 1 неделю/:



  • французский язык /8 ч/

  • немецкий /8 ч/

  • латынь /6 ч/

  • русский язык /3 ч/

  • география /3 ч/

  • математика /3 ч/

  • логика /1 ч/

  • правоведение /1 ч/

  • закон Божий /1 ч/

=> Итого 37 часов в неделю!

Распорядок для лицеистов.

6 ч - подъем, молитва в зале

7 ч - учебные занятия

9 ч - чай с белой булкой

до 10 ч - 1-ая прогулка

с 10 ч до 12 ч - учебные занятия

с 12 ч до 13 ч - 2-ая прогулка

13 ч - обед из 3-х блюд

С 14 ч до 15 ч - чистописание и рисование

С 15 ч до 17 ч - учебные занятия

17 ч - чай

До 18 ч - 3- я прогулка

С 18 ч до 20 ч - повторение уроков

20 ч 30 мин - ужин из 2-х блюд

До 22 ч - отдых, развлечения, которые включали в себя игру в мяч и беготню.

22 ч - вечерняя молитва и сон



! 9 часов занятий в день.

Обучение в лицее продолжалось 6 лет. Лицеисты были очень дружны между собой. Они жили как одна большая семья. У каждого лицеиста было прозвище. Учитывая, что Пушкин отличался успехами в иностранных языках и фехтовании, его прозвали "француз".

Первый класс лицеистов включал в себя 29 человек. Многие из них впоследствии стали знаменитыми в России:


  • князь Горчаков - выдающийся дипломат;

  • боевой генерал Вольховский;

  • мореплаватель, адмирал Матюшкин;

  • музыкант Яковлев;

  • выдающиеся литераторы Кюхельбекер и Дельвич;

  • декабристы Пущин и Кюхельбекер;

  • великий Пушкин.

/!Просмотр диафильма "Пушкин в лицее"/

Путешествие

по сказкам А.С. Пушкина.

Учитель.

А сейчас я предлагаю вам совершить необычное путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Пушкин не писал специально для детей. Но так случилось, что многие его произведения, в том числе и сказки, прочно вошли в круг детского чтения. И мы сейчас не представляем нашей детской литературы без произведений А.С. Пушкина.

СКАЗКА! Слово-то какое красивое. Кажется само слово волшебным колокольным звоном.

Пушкин сам любил сказки. Вы знаете, что в детстве он до бесконечности мог слушать сказки своей няни Арины Родионовны. На основе народных сказок он создал свои поэтические сказки - шедевры, которые мы вот уже около 200 лет читаем и читаем.

О том, какой богатый фантастический мир открывался Пушкину в доме у няни, поэтически рассказывает в своём стихотворении "Домик няни" поэт Леонид Вышеславский (композитор Г. Струве).



Дети исполняют песню.

Учитель.

Сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в удивительный мир сказок.

Вы простите, а как мы это сделаем?

Да очень просто.



I

Учитель.

Как только я попрошу вас закрыть глазки. Вы поймёте, в какой сказке мы очутились. Итак! Закрыли глазки, слушаем.



"Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхо землянке

Ровно 30 лет и 3 года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу".

- В какой сказке мы с вами оказались?

- Назовите главных героев сказки.

- "Сказка о рыбаке и рыбке" отчасти является волшебной, отчасти - бытовой.

В чём заключается волшебство? Почему эту сказку можно отнести к группе волшебных?

/рыбка исполняла желания.../

- Какие желания были у старухи?

1 - корыто 4 - вольная царица

2 - изба 5 - владычица морская

3 - столб. двор

- Почему рыбка не исполнила последнего желания старухи?

- Какая была старуха? /Злая, корыстная, жадная, ненасытная/

- Каким был старик? /Добрый, безвольный, безотказный/

- Что бы вы попросили у золотой рыбки?

II

Учитель.

Мы продолжаем путешествие по сказкам.

Живя в селе Михайловском, А.С. Пушкин от Арины Родионовны услышал сказку, после которой он написал свою поэтическую сказку. Какую?

Итак, няня рассказывала:

"Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор 3-х сестёр. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья - что с первого года родит 33 сына! После свадьбы царица родила 33 мальчика, а 34 родился уродом: ручки по локотки золотые, во лбу - звезда.

- Какую же сказку написал Пушкин после рассказа няни?

- Как догадались?

- Кто знает полное название сказки?

- Кто помнит начало сказки?

- Какой профессией владела старшая сестра? (повариха)

- Какой профессией владела средняя сестра? (ткачиха)

- Кем стала младшая сестра?

- Как звали молодого князя в сказке? (Гвидон)

- В кого он превращался? (комар-муха-шмель)

- О каких чудесах еще говорится в сказке? (О чудном острове, белке, 33 богатыря, царевне Лебедь...)

- Какая героиня сказки пела песенку "Во саду ли в огороде"?



III

Учитель.

Узнайте, о какой сказке сейчас пойдёт речь?



Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Поискать кой-какого товару.

Навстречу ему балда

Идёт, сам не зная куда.

- Что, батька, так рано поднялся?

Что ты взыскался?

Тот ему в ответ:

- Нужен мне работник...

- Из какой сказки эти строки? (о попе и работнике его Балде)

- Кто читал эту сказку?

- Какими специальностями владел Балда? (повар, конюх, плотник)

- Какую плату попросил Балда у попа? (в год по 3 щелчка по лбу)

- Чему учит сказка?



IV

- Из какой сказки следующие строки?

Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

А ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет.

Но живёт без всякой славы

Средь высокая дубравы

У семи богатырей та,

Что всё ж тебя милей.

- Чьи слова, каких героев вы сейчас услышали? (злой мачехи и зеркальца)

- Какой была царевна - мачеха? (злой, завистливой, гордой, своенравной)

- Какой была молодая царевна, которую всё время так расхваливало зеркальце? (красивой, скромной, доброй, доверчивой, верной, преданной)

- Каких героев сказки Пушкин оживил? (ветер, месяц, солнце)

- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)



! Олицетворение - изображение неодушевленного предмета как живого.

V

- О какой сказке мы с вами ещё не вспомнили? ("Сказка о золотом петушке")

- Назовите главных героев сказки. (Царь Дадон, сыновья, звездочёт, шаманская царица, петушок)

- Какие слова кричал петушок, охраняя покой Дадона? (Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку)



* * *

Итак, мы с вами вспомнили сказки Пушкина.

А какое ещё сказочное произведение не назвали? ("Руслан и Людмила")

- Кто помнит вступление к поэме-сказке?

- Что такое лукоморье? (морской залив; часть водного пространства, впадающего в сушу)

/Просмотр фрагмента из к/ф "Руслан и Людмила"/c:\documents and settings\коробцова\local settings\temporary internet files\content.ie5\744ig34v\mc900412784[1].wmf

Чтение стихотворений учащимися.

Учитель.

А сейчас настало время почитать стихи А.С. Пушкина, насладиться творениями поэта.

А.С. Пушкин жил и писал в то время, когда не было электричества. Многие свои произведения он писал ночью при свечах. Чтобы глубже проникнуться той эпохой, представить себе обстановку, в которой работал поэт, я предлагаю сейчас погасить свет и зажечь свечи.

Учитель.

Когда мы говорим о Пушкине, то невольно вспоминаем мы людей, в том числе и простых, маленьких людей, которые были спутниками поэта в повседневной жизни.

Я говорю сейчас о няне - Арине Родионовне.

Арина Родионовна Яковлева была потомственной крепостной крестьянкой. Всю жизни прожила при господском дворе. Арина Родионовна сыграла немалую роль в воспитании маленького Саши и достойна светлой памяти.

Ей Пушкин посвятил эти стихи:

а) "Зимний вечер"

б) "Няня"

Учитель.

Особое место в лирике Пушкина занимают стихи о природе.

Впервые благодаря Пушкину мы узнали о прекрасной скромной русской природе средней полосы России и севера (Петерб.)

Вместе с поэтом мы любуемся:

а) своеобразным очарованием осеннего увядания;

б) вглядываемся в голубые небеса и великолепные снежные ковры;

в) любим ясную улыбку весны.

Дети читают стихи:

"Зимняя дорога"

"Вот север тучи нагоняя"

"Встаёт заря во мгле холодной"

"Зимнее утро"

"Туча"


"Зима! Крестьянин торжествуя" и др...

! Прослушивание аудиокассеты /стихи/

Просмотр детских рисунков.

Учитель.

Многие произведения А.С. Пушкина экранизированы.



Художественные фильмы.

  • "Капитанская дочка"

  • "Дубровский"

  • "Сказка о царе Салтане"

  • "Пиковая дама"

  • "Метель"

  • "Выстрел"

  • "Станционный смотритель"

  • "Руслан и Людмила"

Трудно представить себе жизнь современного ребёнка без мультиков.

Мультфильмы любят все: и дети, и взрослые.

В последние годы техника стремительно меняется. Сейчас появилось много компьютерных мультиков. Но старые добрые м/ф нам по-прежнему дороги.

Просмотр отрывков из м/ф:

- "Сказка о царе Салтане"

- "Сказка о золотом петушке"

- "Сказка о попе и работнике его Балде"

- "Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях"

- "Сказка о рыбаке и рыбке"



Учитель.

Во многих театрах Москвы идут постановки по произведениям Александра Сергеевича Пушкина.



Это:

Московский драматический театр им. Пушкина

"Дубровский"

"Повести Белкина"

Театр им. Вахтангова

"Пиковая дама"



Театр им. Чехова

"Маленькие трагедии"



Театр кукол Образцова

"Сказка о царе Салтане"



Театр на Таганке

"Борис Годунов"



Российский академический молодёжный театр

"Капитанская дочка"



Государственный Кремлёвский Дворец.

Балет "Руслан и Людмила".



Большой театр.

"Руслан и Людмила" /Глинка/

"Золотой петушок" /Римский-Корсаков)

"Борис Годунов" /Мусоргский/

"Пиковая дама" /Чайковский/

"Евгений Онегин" /Чайковский/

"Каменный гость" /Даргомыжский/

КРОССВОРД

1

Л

У

К

О

М

О

Р

Ь

Е

2

П

Л

О

Т

Н

И

К







3

Е

Л

И

С

Е

Й










4

И

З

У

М

Р

У

Д







5

Н

Е

В

О

Д













1. Морской залив. Часть водного пространства, впадающего в сушу.

2. Одна из профессий, которой владел Балда из "Сказки о попе и работнике его Балде".

3. Имя королевича из "Сказки о мёртвой царевне и его семи богатырях".

2. Драгоценный камень, который белка добывала из золотой обёртки.

5. Приспособление, которым старик поймал золотую рыбку

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

А.С. Пушкин прожил всего 37 лет. Литературная деятельность его продолжалась не более 20 лет.

Но за это время сделал очень многое. Он поднял нашу литературу на уровень наиболее передовых литератур мира. Поэтому-то Пушкина и считают самым драгоценным, что есть в России.

Когда в Москве открывали памятник поэту, один из выступающих на митинге очень хорошо сказал о Пушкине:

"Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий текут вслед за нами в продолжение всей нашей жизни и, "ручьи любви", навсегда вливаются в наши взрослые души. И так проходят годы, десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. Какое счастье!"

На протяжении многих десятилетий целые группы учёных - литераторов занимались и занимаются изучением литературного наследия Пушкина. Их называют пушкинистами. Одним из них является член корреспондент Академии наук, академик Дмитрий Дмитриевич Благой.

Он написал о Пушкине много книг. Часто бывал в школах, рассказывал детям о поэте, о том, что интерес к Пушкину велик не только в нашей стране, но и за рубежом - ведь в мире всё больше и больше становится людей, которые хотят изучать русский язык.

Памятники Александру Сергеевичу есть даже за рубежом: в ГДР, Китае.

А однажды Дмитрий Благой получил письмо о мальчике из Пензенской области, прочитавшего стихи Пушкина:

"Пожалуйста, поставьте памятник А.С. Пушкину у нас в деревне, за огородом. Место здесь красивое, берёзки чистые, птицы поют..."

Правда, прекрасное движение души, водившее пером мальчика.

А один раз Д. Благой получил письмо со стихотворением. Его написала ученица 4 класса "А" школы 65 г. Москвы. Стихотворение называлось "Сокровище".



Люблю я сказки Пушкина,

В них столько доброты,

А сколько счастья, радости,

А сколько красоты!

Уметь увидеть нужно нам,

Что Пушкин говорил,

Ведь он навеки людям

Сокровища дарил.

На этом наш пушкинский вечер подошёл к концу. Я благодарю всех ребят, кто принял участие в нём. Всех хочу угостить шоколадкой "Сказки Пушкина".








В других нас раздражает не отсутствие совершенства, а отсутствие сходства с нами. Джордж Сантаяна
ещё >>