страница 1 |
|
Похожие работы
|
Публичный экзамен «Сравнение» «Сравнение школ-пансионов для мальчиков в России и - страница №1/1
![]() Публичный экзамен «Сравнение» «Сравнение школ-пансионов для мальчиков в России и Великобритании» ученика 7-го класса Школы им.А.М.Горчакова Куниса Даниила Куратор: А.В. Кузьмин 2013 год Содержание
Объекты и критерии сравнения. Методы проведения сравнения.
Введение Целью моего исследования является сравнение школ-пансионов для мальчиков в России и Великобритании. Эта тема была выбрана мною по нескольким причинам. Во-первых, я давно слышал о таких известных и знаменитых английских школах-пансионах как, например, Итон и Хэрроу, но имел поверхностное представление о них. Работа над этой темой позволила мне расширить мои представления об этих всемирно известных школах. Теперь я знаю, гораздо больше о британских школах-пансионах в целом и немного подробнее познакомился с выбранными мною школами – Хэрроу и Мерчистон Касл в частности. Во-вторых, мне захотелось самому убедиться в том, насколько заслуженной является репутация этих популярных закрытых элитных школ. Правда ли, что образование и воспитание в этих школах является чем-то особенным, а не представляет собой просто «умело и хорошо раскрученный бренд». Конечно, я неоднократно слышал о том, что учиться в таких школах считается престижным, но хотелось понять, что лежит в основе их «элитности» и «престижности». Ведь обучение в школах-пансионах не просто дорогое, а одно из самых дорогих в мире (и мне было любопытно, почему и за что люди готовы платить такие огромные деньги). В-третьих, интересно было провести сравнение Школы им. А.М. Горчакова с британскими школами-пансионами и определить, насколько эти школы похожи, обнаружатся ли отличия и насколько обнаруженная разница будет существенной. Я надеюсь, что тема моего исследования будет интересна и ученикам и учителям нашей школы, а также всем тем, кого интересуют особенности такого типа школ. Может быть, это будет полезно всем поступающим в нашу или подобную школу: будущим ученикам и их родителям. Ход работы Для начала моей задачей было выбрать конкретные школы для сравнительного анализа. Для эффективного поиска я использовал возможности Интернета. Оказалось, что существует целый ряд интернет-ресурсов, предлагающих информацию о школах-пансионах. Вот некоторые из них:
Для сравнения было решено выбрать всего 3 школы: одну – расположенную в Англии вторую в Шотландии, третью в России. При этом представилось интересным сравнить одну английскую и одну шотландскую школу. Обе школы представляют собой пример британской школы-пансиона. В качестве объектов сравнения были выбраны 3 школы-пансиона:
Затем были определены критерии для сравнения этих школ. Основными параметрами для сравнения были выбраны:
Такие важные критерии, как школьная программа, академические результаты учеников и публикуемые в газетах рейтинги школ, остались за рамками моего исследования из-за трудности поиска необходимых данных и недостаточного количества времени. Следующий этап моего исследования – это информационный поиск сведений о школах для будущего сравнения. Основными источниками поиска информации стали официальные сайты школ: www.harrowschool.org.uk www.merchiston.co.uk www.gorchakov.spb.ru Работая с информацией на сайтах школ, я также обращал внимание на их качество и удобство. Должен сказать, что больше всего мне понравился сайт школы Хэрроу, так как он наиболее информативен, легко доступен и удобен для посетителя. Интересно было посмотреть видео материалы о различных аспектах жизни школы Хэрроу, где выступают не только педагоги и директор, но и сами воспитанники. Эти фильмы дают представление о жизни школы, об атмосфере и обстановке. Сайт школы Мерчистон Касл показался мне несколько коммерческим и менее удобным в использовании. Важно отметить, что только сайт школы им. А.М. Горчакова является двуязычным и предоставляет информацию о себе на двух языках: русском и английском. По совету моего куратора я познакомился и с другими источниками информации:
Попытка найти в интернете сравнительный анализ школ-пансионов не увенчалась успехом, но была обнаружена интересная таблица со сравнением школ пансионов Мальты, Англии и Швейцарии (приложение 1). Для сравнения использовались другие критерии, однако сама таблица показалась мне удачной и поэтому в моем исследовании я использовал собирал данные в таблицу в электронном формате. Для сравнения школ по вышеперечисленным критериям была использована табличная форма, так как в таблице нагляднее видны сходства и различия. Таблица так же помогает структурировать информацию и в процессе заполнения таблицы легче делать сравнительный анализ. Собранные данные по 3 выбранным мною школам можно увидеть в Приложении 2. Затем я провел сравнительный анализ всех трех школ по каждому из выбранных критериев, стараясь понять, чем именно похожи эти школы и в чем именно сходство, а чем они отличаются друг от друга и какие отличия действительно значимы. Последний и наиболее важный этап моего исследования – это формулировка выводов на основе проведенного сравнения. Сравнивать школы оказалось довольно трудной задачей, так как при сравнении надо было стараться быть объективным и честным. Это трудно, так как при сравнении у меня каждый раз возникало свое мнение и по поводу школ и по поводу самих критериев (одни критерии казались важнее других). Я постарался сделать объективное сравнение по выбранным параметрам и добросовестно отметить сильные стороны каждой школы, а не просто «хвалить» понравившуюся мне больше всех школу. Сравнительный анализ Основными параметрами для сравнения были выбраны:
У таких школ, как Хэрроу и Мерчистон Касл, имидж складывался столетиями и их имя хорошо известно по всей Британии. У них есть герб, девиз, гимн (сочиненный учениками), своя форма, а у школы им. А.М. Горчакова пока еще не сформировалось столь громкое имя, но все же она известна как одна из лучших и перспективных школ России. У нее, как и у британских школ, рассматриваемых мною, есть девиз, гимн (пусть и не официальный) и эмблема. Эмблема Школы им. А.М.Горчакова была задумана самим учредителем, который в качестве основы выбрал образ марки, так как планировал выпуск марки с изображением школы. Круглая печать с изображением здания имеет надпись «Современная версия Царскосельского лицея», что указывает на исторические корни Школы и ее связь с Царскосельским лицеем. Три слова «Образованность, Ответственность, Нравственность» своими первыми буквами образуют аббревиатуру ООН, что намекает на международный потенциал Школы им. А.М.Горчакова. Первоначально на эмблеме был эскиз здания самого Брюллова, но впоследствии он был изменен на нынешний графический рисунок. На гербе школы Хэрроу изображен королевский лев на темно-синим фоне, что подтверждает связь между королевской семьей и данной школой, а также и показывает на статус Англии как владычицы морей. Надеюсь, что через некоторое время герб появится и у Школы им. А.М.Горчакова. Также хочется сказать, что в нашей школе приветствуется деловой стиль одежды, а в школах Хэрроу и Мерчистон Касл существует своя собственная школьная форма, а также уникальные элементы формы, например, знаменитая шляпа Хэрроу (“Harrow Hat”) (см. Приложение 2). Все 3 школы также имеют свои сайты и внутри школьные СМИ:
Наличие собственного СМИ для школы является достижением, ведь это означает, что у школы накопилось достаточно событий, результатов, успехов, которыми она бы хотела поделиться. Также это означает вовлеченность в жизнь школы, как и нынешних учеников, так и выпускников конкретной школы. Только школа Хэрроу может похвастаться наличием собственного школьного музея. И еще школа Хэрроу стала открывать свои филиалы в других странах: например, школа Хэрроу была открыта в столице Китая Пекине, затем такая же школа была открыта в столице Таиланда Бангкоке и в 2012 году была открыта школа Хэрроу в Гонконге. Таким образом, школа Хэрроу за последние годы стала «международным брендом». Все 3 школы известны, но известны на разных уровнях:
В Англии школы-пансионы в основном открывались по указу высшего монарха, например, самые знаменитые школы – «Итон» и «Хэрроу» были открыты именно таким способом, а школы Мерчистон Касл и Школа им. А.М. Горчакова были основаны частными лицами. История школы Хэрроу исчисляется столетиями, в этом году школе исполнится 441 год. Это одна из старейших школ не только в Великобритании, но и во всем мире. Школе Мерчистон Касл исполнится 176 лет, а школе им. А.М. Горчакова в 2014 году исполнится всего 15 лет. Так как наша школа является одной из первых уже более 100 лет успешно воспитывают элиту современников, то она школ-пансионов в России, но в тоже время у нее находятся примеры, которые, следуя успешным примерам или анализируя ошибки ее предшественников, имеет хороший потенциал.
А.С.Данилова в своей статье «Особенности воспитания в школах Великобритании» пишет о том, что «своеобразие английской воспитательной системы позволяет безошибочно отличить выпускника британской школы пансиона от всех остальных по умению владеть собой»1. В автореферате диссертации А.С. Даниловой я нашел определение четырех видов воспитания в школах пансионах Великобритании:
Как я узнал из статьи А.С. Даниловой, существует 5 преимуществ британской модели воспитания по сравнению с европейской:
Сама идея раздельного обучения часто подвергается острой критике и считается очень спорной. Закрытая школа-пансион для мальчиков как тип образовательного учреждения ни в одной стране не является основным. Такие школы даже в Великобритании уже остаются в явном меньшинстве, но они уверенно удерживают лидерские позиции и часто их относят к категории «элитных», «престижных» и «дорогих». Педагоги Мерчистон Касл считают, что существуют большие различия между тем, как учатся мальчики и как учатся девочки. Обучение в школе-пансионе Мерчистон Касл строится на глубоком знании и понимании особенностей развития мальчиков: их психологии, физиологии и возрастных особенностей, а также развития их интеллекта. Знаменитый школьный слоган учителей звучит так: «Boys first!» - все самое лучшее для мальчиков: выбираются оптимальные методы и формы обучения и мотивации для мальчиков. Именно это обеспечивает успех каждому воспитаннику школы и в учебе и в будущей карьере. Учителя Хэрроу уверены в том, что школа-пансион с постоянным проживанием учеников в школе имеет огромные преимущества по сравнению с другими типами школ. Постоянное пребывание в школе делает возможным для каждого воспитанника заниматься еще и музыкой, спортом, искусством и ходить на любые другие кружки, не покидая территорию школы. Педагоги и воспитателя также постоянно проживают на территории школы и это очень важно, так как формируется ощущение единой «семьи» и круговой поддержки. Школа им. А.М.Горчакова ставит своей задачей «организацию и осуществление образовательного и воспитательного процесса, отвечающего требованиям современности». Школа им. А.М.Горчакова на собственном сайте формулирует свои ценности:
Все три школы стремятся объединить процесс обучения и воспитания, сформировать у воспитанников чувство ответственности, самостоятельности и другие важные черты мужского характера.
«Школы-пансионы отличаются приверженностью к своим традициям, складывающимся веками», - пишет А.С. Данилова. Если сравнивать 3 выбранные школы по этому параметру, то можно выделить ряд сходных традиций:
Для изучения традиций Школы им. А.М. Горчакова я провел опрос среди учеников старшего класса с просьбой указать 5 самых известных традиций школы. По мнению учащихся, самые важные традиции нашей школы включают в себя:
Изучая традиции школ-пансионов, я также обнаружил два, но очень существенных различия между двумя британскими школами Хэрроу и Мерчистон Касл и Школой им. А.М. Горчакова. Во-первых, в британских школах существуют не только учителя, которые ведут уроки, но и освобожденные воспитатели, которые занимаются с воспитанниками во внеурочное время и помогают ученикам решать любые жизненные вопросы и проблемы. В нашей школе обычно один из учителей становится воспитателем класса. Во-вторых, в британских школах Хэрроу и Мерчистон Касл присутствует «дух школы» или “the spirit of the school”, который сам по себе оказывает сильное влияние на воспитанников школы и воспитывает их. Как пишет А.С. Данилова: «Дух школы присутствует в каждом предмете, в каждом воспитательном мероприятии, в окружающих студента объектах, здании, школьной форме, преподавателях, своде правил и традиций, администрации школы, ее персонала и учеников, известный каждому данной образовательно-воспитательной системы и принимаемой ими как отражение своеобразия, индивидуальности данного образовательного учреждения, и воспринимаемый ими как предмет гордости». Мне кажется, что «дух школы» складывается десятилетиями или даже столетиями, поэтому в 2 британских школах он, конечно, уже сложился. В школе им. А.М. Горчакова «дух школы» находится пока в процессе формирования и я надеюсь, что появится в ближайшем будущем пока я еще буду здесь жить и учиться.
Школьная программа всех 3 школ обязательно содержит основы музыкальной и эстетической культуры. Однако, помимо обязательных школьных предметов, каждая из 3 школ предоставляет всем воспитанникам дополнительные возможности, довольно схожие между собой:
По мнению учителей школ-пансионов, музыкальным и эстетическим воспитанием должен обладать каждый культурный человек. Кроме того, огромное значение во всех 3 школах-пансионах играет спорт и спортивные командные игры. В школе Хэрроу и в школе Мерчистон Касл ученики соревнуются и играют в около 30 разных видов спорта – регби, футбол, крикет, баскетбол, хоккей, несколько видов боевых искусств и т.д. В нашей школе тоже уделяется большое внимание спорту (футбол, баскетбол, хоккей, лыжи, регби, плавание и т.д.), но все же мы не можем похвастаться таким разнообразием и количеством видов спорта, а также и спортивными достижениями, хотя во всех соревнованиях, в которых присутствует наша сборная, она занимает призовые места. В школах Хэрроу и Мерчистон Касл более благоприятные условия для развития спорта, ведь у них в собственном распоряжении имеются бассейны, теннисные корты, площадки для гольфа, спортивные комплексы и даже стадион. Во всех 3 школах имеются также кружки и клубы по интересам и увлечениям воспитанников. Например, в школе Хэрроу имеется кулинарный кружок и даже «Общество любителей сыра». В нашей школе тоже имеется “International Food Club”. В Хэрроу и Мерчистон Касл есть театральные кружки, а в школе Горчакова театральной студии пока нет.
Все школьные здания всех 3 школ расположены на закрытой территории, за пределы которой учащимся выходить запрещается. Все 3 школы располагаются в исторических зданиях, являющихся архитектурными памятниками и культурным наследием. Каждая школа имеет целый комплекс зданий (учебные корпуса, общежития, спортивные комплексы, церкви, хозяйственные постройки и т.д.) и парковую территорию. В школе Хэрроу, как и в школе Мерчистон Касл учащиеся самого младшего класса первые полгода проживают по 2 человека, а затем каждый имеет свою комнату. В школе им. А.М. Горчакова младший класс проживает по 2-3 человека, а старшеклассники также имеют отдельные комнаты. Все 3 школы имеют довольно просторные залы и техническое оснащение для проведения презентаций, конференций, концертов и форумов.
Сравнивая две британские школы – Хэрроу и Мерчистон Касл, я не обнаружил существенных различий между ними. Конечно, различия имеются, но я не считаю их существенными, так как по сути и Хэрроу и Мерчистон Касл организованы по классической системе британских школ-пансионов и отвечают всем канонам раздельного образования мальчиков. Отличия в основном касаются национального патриотизма – в Мерчистон Касл у мальчиков воспитывается любовь к родной Шотландии и знание истории и традиций. Это же касается видов спорта и музыкальной культуры. Сравнительный анализ 3 школ по выбранным критериям показал:
Сравнивая 3 школы по наличию 4 основных видов воспитания, стоит отметить, что в отличие от британских школ, где присутствуют все 4 вида воспитания – религиозное, гражданское, спортивное и эстетическое – в Школе им. А.М. Горчакова присутствуют лишь 3 вида воспитания: гражданское, спортивное и эстетическое. Религиозного воспитания в нашей школе нет, ученики не посещают церковные службы и на территории школы нет церкви. В результате проведенного сравнения 2 британских школ и Школы им. А.М.Горчакова считаю важным сделать общий вывод о том, что даже обнаруженные отличия не являются существенными. Обнаруженное сходство нашей школы с британскими школами-пансионами показало, что Школа им. А.М. Горчакова имеет все важные признаки такого типа школы, некоторые из которых находятся еще в процессе формирования. Я уверен, что в будущем Школа им. А.М.Горчакова прославится своими учениками и станет такой же известной, как Хэрроу и Мерчистон Касл!
В процессе моего исследования я знакомился с материалами на русском и английском языках и обратил внимание на некоторые языковые особенности. Учеников в британских школах пансионах чаще называют словом student – студент. Я всегда считал, что студентами называют людей, поступивших в университеты. Наверное, это говорит о том, что воспитанники школ пансионов намного взрослее и серьезнее, чем ученики обычных традиционных школ. Внутри школ пансионов существуют так называемые colleges – колледжи и это тоже понятие из области высшего образования. Если слово «образование» перевести на английский язык довольно просто и в английском языке есть слово «education», то слово «воспитание» перевести одним английским словом сложно и следует использовать 5 различных слов с разными оттенками значений:
Использованная литература
1 Данилова А.С. Особенности воспитания в школах Великобритании // Высшее образование сегодня. 2009. № 9. C. 39-41 . 2 Данилова А.С. Организация воспитания в частных школах пансионах Великобритании: Автореферат канд. диссертации. Ульяновск, 2009. |
ещё >> |