Психологической части педагогической практики для студентов 3-го курса - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психологической части педагогической практики для студентов 3-го... 1 96.15kb.
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 213.3kb.
Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики... 1 66.33kb.
Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических... 3 596.4kb.
«педагогическая психология» 1 28.15kb.
Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности... 1 163.45kb.
Методические рекомендации по проведению практики для студентов общие... 1 322.84kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы социально-педагогической... 1 29.23kb.
Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений... 1 59.14kb.
О производственной практике студентов юридического факультета I. 1 168.66kb.
Опрос «Уровень удовлетворенности качеством организации практической... 1 63.76kb.
Психологической части педагогической практики для студентов 3-го... 1 96.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Психологической части педагогической практики для студентов 3-го курса - страница №1/1

Содержание психологической части педагогической практики для студентов 3-го курса

Задание: Изучение особенностей развития малой группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:

  1. Изучение межличностных отношений проводится с помощью социометрического метода.

  2. Для определения доминирующей мотивации учащихся данного класса используются методы:

- анкетирование;

- неоконченных предложений.



  1. Требования к проведению социометрии:

Социометрия (социальное измерение), метод разработанный Дж.Морено является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй – учебно-познавательные. Для этого учащимся задается два социометрических вопроса: первый из сферы досуга (С кем бы ты поехал летом отдыхать в молодежный лагерь? Кого пригласил бы в кино? Кого пригласил бы к себе на день рождения?); второй вопрос из деловой сферы (С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад? К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?).

Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-то что-то делать. И чем больше членов группы выбирает конкретного человека для совместной деятельности, тем более популярным он является и тем выше его социометрический статус.

Для проведения исследования заранее необходимо сформулировать два вопроса к учащимся из деловой и развлекательной сферы, и приготовить карточки. На карточках необходимо подписать фамилию и имя опрашиваемого. Социометрические вопросы можно или вписать в карточки заранее, или написать на доске.

Перед проведением исследования необходимо установить доверительные отношения с группой и объяснить цели социометрического исследования. Важно также подчеркнуть значение самостоятельности и секретности при ответах и гарантировать испытуемым сохранение тайны ответов. Необходимо также проверить правильность и однозначность понимания вопросов и показать точно и ясно технику записи ответов.

Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями одноклассников. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все ученики класса. Если какие-то ученики отсутствуют, то выбирать их присутствующим ученикам не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если учащийся сообщает, что не может ограничиться только тремя одноклассников, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.

На основе полученных данных делается вывод о положении каждого учащегося в среде одноклассников.

Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.



Социоматрица составляется следующим образом:

  1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми номерами, которые расставляются по вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Далее проводится диагональ, которая вычеркивает те квадраты, в которых выбирающий мог бы отметить себя.

  2. В рядах отмечаются выборы сделанные испытуемыми какими-либо обозначениями: крестиками, галочками и т.п.

  3. Внизу каждого столбца подсчитывается сумма выборов, полученных учащимся.

  4. Далее в социоматрице отмечаются взаимные выборы (например, когда испытуемый А выбирает испытуемого D, и тот, в свою очередь отвечает ему взаимностью, т.е. испытуемый D тоже выбирает испытуемого А). Взаимные выборы на социоматрице можно выделять кружками соединенными попарно чертой перпендикулярной диагонали. Затем взаимные выборы подсчитываются в каждой строке и заносятся в строку «Сумма взаимных выборов» внизу каждого столбца.

  5. На каждый вопрос составляется отдельная социоматрица.

Пример социоматрицы:

кто выбирает

кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

 

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

3

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Х

Х

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

8

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

9

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Х

Х

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

14

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

Х

16

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

17

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

18

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

20

 

Х

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

∑в 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∑в.в. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее по каждой социоматрице выстраиваются социограммы.

Групповую социограмму можно изобразить в виде радиальных окружностей. В центре которой помещаются обозначения учащихся, набравших половину возможных выборов (которая рассчитывается по формуле: , где n – количество учащихся в классе.

Во втором круге от центра размещаются условные обозначения учащихся набравших меньше половины возможных выборов, но больше 2 выборов.

В третьем круге от центра размещаются условные обозначения учащихся набравших 1-2 выбора.

В четвертом круге размещаются условные обозначения учащихся не получивших ни одного выбора.

Традиционно мальчиков обозначают треугольником, девочек – кружком. Внутри треугольника или кружка пишут букву или цифру, обозначающую испытуемого.

На основе заполнения радиальной социограммы можно сделать предварительные выводы о групповой сплоченности класса. Если большинство значков сосредоточены в центре социограммы (1 и 2 окружности) это говорит о сплоченности данного класса, если большинство значков расположились на периферии (3 и 4 окружности) – это говорит о разобщенности данного класса. Если часть значков сосредоточены в центре, а часть на периферии, то можно сделать вывод о частичной сплоченности и частичной разобщенности класса или о том, что в целом разобщенном классе имеется сплоченное «ядро».


Более точно сплоченность класса можно узнать, подсчитав коэффициент групповой сплоченности по формуле:
Коэффициент взаимности (КВ) = . 100%
По величине показателя группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности:

I – 15-20% (низкий уровень), II – 21-30% (средний уровень), III – 31-40% (высокий уровень), IV – 40% и выше (сверхвысокий уровень). К данному коэффициенту следует относиться внимательно, так как он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы учеников, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки.

Чем с большим числом одноклассников связывает ученика взаимная симпатия, тем более удовлетворяется его потребность в общении и тем лучше будет его эмоциональное состояние.
Коэффициент удовлетворенности (КУ) = . 100%
Так как максимальное количество выборов ограничено 3, то и взаимных выборов может быть тоже только 3, следовательно КУ может быть высоким – 100%, средним – 67%, низким – 22% или учащийся может быть неудовлетворен взаимностью выборов при 0%.
Число выборов, полученных каждым учащимся, характеризует его положение (социометрический статус) в системе личных отношений.
Социометрический статус (СС) = . 100%
По социометрическому статусу учащиеся могут быть отнесены к одной из четырех статусных категорий: «популярные», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные». Первая и вторая статусные группы являются благоприятными, третья и четвертая – неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого учащегося в группе, то есть насколько желанен ученик в системе межличностных отношений. В зависимости от этого можно судить об эмоциональном климате группы для каждого учащегося данного класса.
Индекс изолированности. Вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%. Величина этого индекса – показатель успешности воспитательной работы.
На самых популярных учащихся составляются инидивидуальные социограммы.

Сначала на рисунке в центр помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и тех, кто их выбрал, постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения в группе. А также хорошо просматриваются группировки и микрогруппы: диады, триады, тетрады:

Тетрада

Диада


Триада

При анализе полученных социограмм делаются выводы о межличностных предпочтениях в классе, популярности отдельных учащихся и их окружения, взаимности выборов, наличии или отстутствии группировок, наличии или отсутствии связей между группировками.

На основании проведенного исследования пишутся общие выводы по социометрическому исследованию (пример написания выводов см. в Приложении…). Результатом проведённого анализа является общий вывод о характере межличностных отношений в данном классе с указанием лидеров (референтной группы), количества учащихся, находящихся в том или ином социометрическом статусе, с характеристикой взаимных выборов. Полученные результаты используются при составлении характеристики класса.

После проведения исследования межличностных отношений в классе методом социометрия, студенты приступают к выполнению 2 задания - определения доминирующей мотивации учащихся данного класса. Определение ведущей мотивации учащихся позволяет определить их отношения   к обучению в школе и друг к другу. Совпадение мотивов у учащихся приводит к их взаимопониманию и взаимодействию, а противоречие мотивов может вызвать проблемы в общении учащихся, непонимание, неприязнь, противодействие и противостояние.

Определение доминирующих мотивов у популярных учащихся позволяет сделать предположения о том, какое влияние они оказывают на свою референтную группу и весь коллектив в целом. Направленность популярных учащихся на учебную деятельность позволит сделать предположение о том, что микрогруппа сформированная вокруг них направлена тоже на учебную деятельность и является активом класса. Бессодержательная (эмоциональная) и социальная направленность мотивов лидера в сочетании с низкой учебной и профессиональной мотивацией может служить основанием для предположения о том, он будет демотивировать учебную деятельность учащихся, на которых оказывает влияние.

Определение доминирующих мотивов у изолированных учащихся может позволить определить причину их изоляции. Несовпадение мотивов у изолированных учащихся с основной мотивацией других учащихся класса может быть причиной их непопулярности в классе.

Повышение успеваемости учащихся, улучшение результатов их учебной деятельности, сплочение коллектива, улучшение психологического климата возможно при грамотном воздействии педагога на мотивационную сферу учащихся. Для проведения этого воздействия, планирования коррекционной, воспитательной и обучающей деятельности учителю необходимо знать мотивационную направленность учеников, соответствие или несоответствие их мотивации учебным и воспитательным целям и задачам.

Доминирующая мотивация учащихся определяется при помощи проведения анкетирования и метода неоконченных предложений.



Требования к проведению анкетирования:

    1. Анкетирование учащихся класса проводится с целью выявления характера доминирующей мотивации учащихся.

    2. Студенту необходимо выбрать тип анкеты для соответствующего класса (см. Приложение 1) и, следуя инструкции, провести анкетирование детей. Методика может применяться фронтально при использовании индивидуальных бланков с вопросами.

    3. Результаты анкетирования оформляются в таблицу:

Таблица …1

Результаты анкетирования учащихся____класса

по выявлению доминирующей мотивации





Список класса

Виды мотивов учебной деятельности ребёнка

Характер доминирующей мотивации

Примечания




Андрей А.

Социальный, познавательный

Широкая социальная мотивация







Саша Б.

Познавательный, м. достижения.

Мотив достижения

Болезненно переживает неудачи



……

……………….









    1. В отчётной документации по данному методу студенту необходимо представить как промежуточные таблицы обработки данных (Приложение …), так и итоговую таблицу…1, которая является обобщением фактических данных.

Требования к проведению методики «Неоконченные предложения»

Данная методика проводится с целью выявления направленности интересов учащихся.



Ход работы:

Учащегося просят закончить начатые предложения так, как он считает нужным. При фронтальном проведении методики у каждого испытуемого должен быть свой бланк, который пронумерован тем числом, под которым фамилия ребёнка стоит в журнале (№ написан на обратной стороне листа). Бланки раздаются заранее.



Методика «Неоконченные предложения»

Цель: определение направленности интересов школьников
Оборудование: индивидуальные бланки для испытуемых с напечатанными незаконченными предложениями:


  1. Весёлый урок – это …

  2. Возможность пообщаться на уроке с одноклассниками…

  3. Я думаю, что отметка…

  4. Урок должен быть…

  5. Для меня выбор будущей профессии….

  6. Я не хочу, чтобы в школе…

  7. Меня волнует, что…

  8. Часто мечтаю о том, чтобы…

  9. Мои интересы связаны…

  10. Я бы хотел(а)…


Обработка:

Первые 5 предложений имеют заданную направленность выражаемых интересов:

1 – эмоциональный (бессодержательный),

2 – социальный,

3 – направленность на личные достижения,

4 – учебный (познавательный),

5 – профессиональный.

Последующие 5 предложений не имеют однозначной направленности, её должен определить сам испытуемый, заканчивая предложения.



Студенту необходимо:

      1. Определить характер оценки, даваемой ребёнком при ответе на первые 5 вопросов, то есть выявить положительное, отрицательное или индифферентное отношение школьника к интересам той или иной направленности.

      2. Определить, к какой из предыдущих 5 групп относятся интересы ученика, высказанные в предложениях с 6 по 10. Соответствующие пометки сделать на бланке при анализе ответов ребёнка.

      3. Для систематизации результатов после предварительного анализа заполнить таблицу:

Таблица …2

Матрица оценки направленности интересов____класса



Ф. И. О. учащегося

Оценка заданного

мотива


Личностная направленность интересов

Общее количество интересов по направленности









5ПР

6

7

8

9

10

Э

С

Д

У

ПР

НЕОПР

1.

Миша А.

+

+

-

+

-


-

с

с

д

пр

-

1

3

1

-

1

1

2.


Оля В.

-

+

+

+

-

с

у

с

пр

с

-

4

1

2

1

-



      1. На основании данных таблицы сделать вывод о видах преобладающих интересов у учащихся данного класса: тот вид направленности интересов учащегося, по которому отмечается максимальное число ассоциативных ответов при достраивании предложений на данном отрезке времени, считается доминирующим.

5) После проведения методики в отчётной документации по ней должны быть представлены следующие материалы:

  • матричная таблица промежуточной обработки данных (см. табл…2),

  • вывод по методике: обобщение данных о характере направленности интересов у учащихся данного класса с определением доминирующего вида интересов (если возможно выявить).

Итоговым документом, выполняемым студентом по результатам проведённых исследований психологического раздела педагогической практики, является психолого-педагогическая характеристика класса, отражающая особенности межличностных отношений учащихся, характер их мотивационной направленности и интересов. Примерный план для составления характеристики класса включает в себя следующее:

  1. Общие сведения о классе (кол-во учащихся, из них – мальчиков и девочек, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей и т.д.)

  2. Характер межличностных отношений в классе по данным социометрии.

  3. Характер мотивационной направленности и интересов учащихся данного класса.

  4. Влияние характера интересов учащихся на их межличностные отношения (по результатам сопоставления данных социометрии, анкетирования и методики «Неоконченных предложений»)

Выставление оценки предполагает 3 уровня выполнения задания:

  1. Репродуктивный

  2. Аналитический

  3. Творческий (обобщающий)


Репродуктивный уровень выполнения задания предусматривает обязательное выполнение социометрического исследования и методик на определение мотивации. Для этого студентам необходимо получить фактические данные по обеим методикам. К отчету обязательно должны быть приложены протоколы – листки с ответами испытуемых на социометрические вопросы и бланки методик для исследования мотивации. Отчет должен включать заполненную социоматрицу, групповую радиальную социограмму, расчет коэффициентов, индивидуальные социограммы на самых популярных членов группы, и выводы по полученной мотивации лидеров класса и изолированных учащихся. За выполнение заданий на этом уровне студент получает 55-75 балла.
Аналитический уровень выполнения задания предполагает помимо выполнения всех требований предъявляемых к репродуктивному уровню также еще и:

  1. качественный анализ результатов проделанных методик;

  2. адекватность выводов, сделанных на основе полученных результатов.

За выполнение заданий на этом уровне студент получает 76-85 баллов.
Творческий (обобщающий) уровень выполнения задания должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к репродуктивному и аналитическому уровню, но кроме этого должен еще включать:

  1. рассмотрение студентом связи между ведущей мотивацией учащихся с их социальным статусом в данной группе;

  2. предложения по проведению работы с учащимися по сплочению коллектива, и интеграции в коллектив изолированных учащихся;

  3. предложения по повышению учебной мотивации учащихся.

За выполнение заданий на этом уровне студент получает 86-100 баллов.
Общие для всех уровней критерии оценки задания по психологии для студентов 2-го курса:

        1. Выполнение всех заданий, оформление их в соответствии с требованиями.

        2. Качество построения социоматриц и социограмм.

        3. Наличие промежуточной (Приложение …1) и итоговой (табл…1) таблиц по выявлению характера мотивации учащихся. Правильность (адекватность) сделанных обобщений.

        4. Наличие таблицы с обработкой данных по изучению интересов учащихся (табл….2). Правильность (адекватность) выводов по методике.

        5. Употребление необходимых научных терминов, их адекватность и уместность. Недопустимость использования просторечного языка и вульгарных, жаргонных выражений.


Приложение 1

Пример написания выводов по социометрии
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:


  1. КВ =…. Следовательно, данный коллектив можно считать … (сплоченным, достаточно сплоченным, не сплоченным, недостаточно сплоченным, разобщенным)




  1. Радиальная социограмма показывает, что в целом, класс:

- имеет сплоченное «ядро»,

- частично сплочен, частично разобщен,

- половина класса сплочена, половина разобщена,

- в классе имеется активное сплоченное «ядро», а остальные держатся парами (микрогруппами диадами и триадами) или по одиночке.


3. Из социограммы видно, что в данной группе есть 2 популярных ученика, это № х и № у

№ х получил максимальное количество выборов равное =

№ у получил количество выборов равное =

КУ № х=100%, СС=…% - следовательно, данный учащийся имеет достаточно высокий социометрический статус и полностью удовлетворен своим положением, все его выборы оказались взаимными.



Вокруг него сплотилась микрогруппа (группировка из … человек (это номера: №, №, …, №) и еще … человек (№, №,…, №) хотели бы войти в данную группировку).


  1. Самые популярные учащиеся состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром класса, его активом. (Самые популярные учащиеся состоят в двух разных группировках (микрогруппах), что позволяет сделать вывод о том, что в классе имеются два ядра, два актива).




  1. Полученная социоматрица показывает так же, что в классе имеется … изолированных, непопулярных учащихся с нулевым социометрическим статусом, которые имеют нулевой коэффициент удовлетворенности.





Просвещайте своих детей сексуально, чтобы потом их не изгнали из рая. Станислав Ежи Лец
ещё >>