«Психологическая помощь по преодолению страхов у детей – дошкольников, как условие успешной их адаптации и развития в школьный перио - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при отравлении грибами 1 24.65kb.
Экстренная психологическая помощь. Законы жанра. Федунина Н. 1 283.8kb.
Программа по преодолению страхов у детей Цель программы: отреагирование... 1 43.34kb.
В стране детских страхов 1 24.32kb.
Взаимодействие с социумом как условие успешной социализации ребенка-дошкольника 1 74.58kb.
Программа развития «Гимназия как школа успешной личности» Программа... 1 38.72kb.
Школьный невроз 1 16.22kb.
Психологическая помощь при подготовке и сдаче экзаменов 1 144.52kb.
Формирование социальной адаптации у детей младшего школьного возраста... 11 1329.03kb.
Ритмика как средство музыкального воспитания и развития дошкольников 1 69.24kb.
Организация и содержание психолого-педагогической помощи в преодолении... 1 79.88kb.
Упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности и страхов. 1 148.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Психологическая помощь по преодолению страхов у детей – дошкольников, как условие - страница №1/1

«Психологическая помощь по преодолению страхов у детей – дошкольников, как условие успешной их адаптации и развития в школьный период».
Дошкольное детство - один из самых значимых этапов жизни человека.

Чрезвычайно высокий темп психического, личностного, физического развития раннего детства позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые, ранее шедшие этим путем. Только психологически зрелое сопровождение естественного развития ребенка может обеспечить максимальную реализацию всех имеющихся у ребенка возможностей, позволит избежать многих трудностей, отклонений на пути личностного роста. «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пяти летнего – страшное расстояние» - писал Л.Н.Толстой. На пути роста и становления ребенка могут возникать различные трудности, одна из них – проблема детских страхов.

Детские страхи при правильном понимании причин их возникновения, правильном к ним отношении, чаще всего исчезают бесследно. Но болезненно заостренные, сохраняющиеся длительное время страхи служат сигналом неблагополучия ребенка, сигналом его страданий. Страдает эмоциональная сфера ребенка, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской, в ряде случаев исчезает ряд положительных эмоций, ощущение свободы, гармонии, полноты детства. «Состояние эмоциональной заторможенности, по словам А.И.Захарова / «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-Пб., 1995г., с.12/, это жизнь в сумерках, в комнате с плотно задернутыми шторами».

Психические изменения под влиянием страха приводят в последствии к развитию труднопереносимой социально – психологической изоляции.

Надлежащую помощь по предупреждению и преодолению страхов необходимо оказывать как можно раньше. В дошкольном возрасте страхи у детей наиболее успешно поддаются психологическому воздействию, поскольку они более обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.

Известный метод работы с детскими страхами А.И.Захарова уделяет много внимания творчеству самих детей, их активности, игре.

Актуальность работы с детскими страхами в настоящее время очевидна: нестабильность социально - экономических, психологических и идеологических факторов общественной жизни отрицательно сказывается на каждом члене общества, что в свою очередь увеличивает рост невротизации, тревожности детей, увеличивает показатели детских страхов. Психологическая профилактика и коррекция страхов у детей- дошкольников – один из значимых вопросов успешной подготовки к школьному обучению.

По данным исследования А.И.Захарова (*) причинами неврозов детей 7-8 лет является отсутствие предшествующей психологической работы.

Своевременно обнаруженная проблема и оказанная психологическая помощь взрослым и ребенку помогает избежать последующих трудностей.

Психологическая деятельность, как технология работы с детскими страхами, является составной частью программы дошкольного психолога «Профилактика и коррекция нервно-соматической ослабленности у детей дошкольного возраста» А.И.Захарова, куда входят:

- помощь в адаптации ребенка к дошкольному учреждению;

- работа по теме нервной ослабленности детей;

- развитие опыта общения в детских группах.

Программа является эффективным средством в вопросе сохранения психического здоровья дошкольников.


(*)А.И.Захаров «Неврозы у детей и психотерапия» С-Пб: Союз, 1998г. с.47-49.

Психологическое сопровождение реализуется в трех направлениях: психолог - ребенок, психолог - родители, психолог - воспитатели.

Работа с детьми осуществляется в индивидуальной и подгрупповой форме. Групповые занятия с детьми организуются в игровой форме – игро-тренинг – по разработанной программе. В индивидуальных занятиях с детьми применяются методы рисуночной терапии (прорисовывание страхов) и арт-терапии (составление детьми сказочных историй, историй из жизненного опыта ребенка с последующим проигрыванием в группе).

Параллельно работе с детьми практическим психологом осуществляется обязательная консультативная деятельность со взрослым окружением ребенка (воспитатели, родители), что обеспечивает высокую динамику в достижении результатов развития ребенка.

В группах организуется стенная печать «Страничка психолога».

Для выявления состояния нервно – психического здоровья детей применяются следующие инструментарии:

- Детский опросник «Страхи» и анкета для взрослых (воспитателей и родителей) «Характеристика детей» из авторского пакета А.И.Захарова. Опросник предназначен для выявления детских страхов. Опрос носит индивидуальный характер. По окончании производится качественный и количественный анализ страхов в соответствии с возрастными нормами;

- Анкета «Характеристика детей» предназначена для выявления детской нервности. Заполняется отдельно каждым воспитателем и родителями ребенка. Подсчитывается суммарный балл. Проводится качественный анализ результатов.

Сопоставляя полученные результаты и данные медицинского анализа ребенка делается вывод о наличии или отсутствии нервной ослабленности у ребенка.

Анализ всех результатов психологического обследования приводит к возможности вывода о причинах детских страхов (нервно – соматическая ослабленность, особенности воспитания в семье и детском саду).фзкщц445731423

Многолетний опыт работы с детскими группами на базе детских садов №53, №59 комбинированного вида Кировского района (около 20 лет) выявил определенную динамику результативности работы с детскими страхами.

На начальном этапе диагностика показывает высокий уровень страхов у детей (80% -90%). Конечная диагностика отражает снижение показателя страхов по качественной и количественной составляющей в 2-2,5 раза. Это указывает на эффективность применния данной технологии в дошкольных учреждениях.

По результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению наблюдается преобладание высокого уровня школьной мотивации у выпускников.

Педагог психолог ГБДОУ №53

комбинированного вида

Кировского района



Гудукина Н.А.

Май 2012г.




Когда мужчине плохо, он ищет женщину, а когда ему хорошо, он ищет еще одну. Константин Мелихан
ещё >>