Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Любви в английской литературе 3 459.9kb.
Литературные аргументы по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» 1 55.55kb.
Красота души человеческой (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») 1 26.67kb.
Русский характер (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Материал... 1 18.66kb.
Лу дуайон в эротической мелодраме режиссера лауры шарпентье 1 20.16kb.
Опера П. И. Чайковского "Евгений Онегин" 1 81.83kb.
Угол куреня, покрытого соломой, плетень с подсолнухами и корчажками 1 232.75kb.
Викторина по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 2) 1 241.41kb.
«географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова Продюсеры 1 104.21kb.
Завтраке у Тиффани 1 22.36kb.
«Личность Петра и петровская эпоха» 1 113.96kb.
Cinema in Our Life Кино в нашей жизни 1 20.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному - страница №1/1


Тема урока:

Психологическая глубина и противоречивость образа Анны Карениной по одноименному роману Л. Н. Толстого.

Цель урока:

Помочь учащимся раскрыть образ Анны Карениной и глубже понять его значение, исследовать мастерство автора в его создании; развивать навыки создания характеристики образа, умения определять главное и художественные детали; высказывать свое мнение и суждение, воспитывать высокие материальные качества.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Методы обучения:

Лекция с элементами беседы, лекция с презентацией, диспут, экспресс-диалог.

Оборудование:

Портрет Л. Н. Толстого, фильм «Анна Каренина», литературоведческие словарики, рисунки учащихся к роману, слайды.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя, проверка посещаемости, санитарно-гигиенического состояние помещения.

Сообщение темы и цели урока.



  1. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель: Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» был написан в 70-е годы XIX века. С тех пор коренным образом изменился и мир, и люди, и время. Другими стали проблемы, часто диаметрально противоположными.

Но по-прежнему актуальными остались такие понятия, как любовь, семья, поиск смысла жизни, своего пути на земле.

Об этом мы и поговорим сегодня на уроке, обратившись к роману Л. Н. Толстого, писателя, которому гениально удавалось в своих произведениях соединять проблемы общечеловеческие с проблемами актуальными, злободневными.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Все смешалось в доме Облонских

Уход Анны от мужа, открытая связь с Вронским

Приезд Анны в Москву ради примирения Стива и Долли

Пребывание Анны и Вронского за границей

В имении Вронского. Приезд Долли

Возвращение из-за границы. Сцена в опере

Ссоры с Вронским. Предчувствие катастрофы.

Добровольный уход из жизни



Преподаватель: Давайте вспомним события, изображенные в романе, и, использовав разрозненные эпизоды этого произведения, создавшие своеобразный коллаж, восстановим сюжетную цепочку.


Развитие романа с Вронским

(Учащиеся, глядя на коллаж, который демонстрируется на экране через мультимедийный проектор, создают «сюжетную цепочку», в центре которой – Анна Каренина).


Анна Каренина

Все смешалось в доме Облонских

1

Приезд Анны в Москву ради примирения Стива и Долли



2

Развитие романа с Вронским

3

Уход Анны от мужа, открытая связь с Вронским



Пребывание Анны и Вронского за границей

Возвращение из-за границы. Сцена в опере

В имении Вронского. Приезд Долли

Ссоры с Вронским. Предчувствие катастрофы.

Добровольный уход из жизни

4

5



6

7

8



9

Преподаватель: Я неоднократно употребляла слово «сюжет». А чем сюжет отличается от фабулы? Обратившись к литературоведческим словарям, установите разницу между этими двумя понятиями.

(Учащиеся читают определения таких понятий, как «сюжет» и «фабула», делают вывод о различии между ними).



Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действие, состояние в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Сюжет в литературе, драматургии, театре, кино – ряд событий, последовательность сцен, актов, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателей по определенным правилам демонстрации. Сюжет – основа формы произведения.



  1. Формирование умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения.

Преподаватель: Вы знакомы с текстом романа, с главными героями этого произведения. Нарисуйте устный портрет Анны Карениной, именем которой и назван этот роман.

(Учащиеся устно «рисуют» портрет героини. Ожидаемое описание: высокая, с красивой фигурой, со вкусом одета, с красивыми черными волосами, слегка вьющимися у висков, с умными глазами, с прекрасными чертами лица).



Преподаватель: Исследователи творчества Л. Н. Толстого утверждают, что большое влияние на писателя имел роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Лев Николаевич как будто рассуждал о том, что было бы с пушкинской Татьяной, если бы она не отказалась от претензий Онегина и нарушила свой долг перед семьей и мужем.http://www.aveclassics.net/_nw/13/s31359265.jpg
http://www.calend.ru/img/content_events/i0/615.jpg

Да и внешний облик своей героини Л. Н. Толстой описывал, представляя старшую дочь А. С. Пушкина, Марию Александровну Гартунг (1832-1919).


Второй прототип героини Л. Н. Толстого – Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели – она кинулась под товарный поезд.

Однако реальные факты действительности не определяли творческие замыслы писателя.

«Надо наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип», - говорил Л. Н. Толстой.

Так кто же она такая, Анна Каренина? В какую эпоху жила и к чему стремилась?

Диалогическая экспресс-беседа с учащимися по тексту романа «Анна Каренина»

http://www.surbor.ru/dict/read_files/i_512.jpg


Преподаватель: Как начинается история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Брат Анны, Стива Облонский, которого жена уличила в измене, попросил сестру приехать и помирить его с женой. На вокзале Анна и Вронский, ожидавший приезда матери, встретились. Познакомил их брат Анны - Стива).


Преподаватель: Как автор изображает Анну Каренину?

(Обратившись к тексту романа, учащиеся зачитывают описание внешнего облика Анны). http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcr_jybhqux64kwx3ufbiwdrwvaou8q0lxecqwu4m7zs38bj5rn4tw

Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме… Он почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное…

Преподаватель: Как раскрывается Анна в эпизодах примирения Долли со Стивом, знакомства с Кити, общении с детьми?

(Ожидаемый ответ: Анна мирит Стива и Долли, очаровывает Китти Щербацкую своей простотой, щедростью, открытостью; дети Долли в восторге от Анны, с удовольствием общаются и играют с нею). http://www.peremeny.ru/userfiles/image/davydovo/tolstoi/ak_kiti7.jpg


Преподаватель: Почему отношение Кити Щербацкой к Анне изменяется после балла?

(Ожидаемый ответ: Кити увидела Анна совсем новую и неожиданную для себя. Анна опьянела от внимания и восторженного отношения к ней окружающих. А самое страшное для Кити было то, что она заметила своим влюбленным взглядом: Анна и Вронский «чувствовали себя наедине в этой полной зале»).http://ruskino.ru/film/1057/kadr/21120.jpghttp://lh4.ggpht.com/-ddfoof8tmr8/uhsmxtx-bdi/aaaaaaaefs0/hvvnspsom5c/ak_vron_bal_thumb4.jpg?imgmax=800


Преподаватель: Что мы знаем о замужестве Анны?

(Ожидаемый ответ: Тетка выдала Анну замуж за человека, который был намного старше нее. Женщина жила спокойно, размеренно, испытывая любовь лишь к сыну, но не к мужу).


Преподаватель: Пытается ли Анна бороться со своей страстью к Вронскому или же сразу бросается навстречу любви?http://www.1001tema.ru/presscandocs/2009/04_18_30/kp.ru_30.4.09/455782e6823a8c0621e5ab6bc120713c/455782e6823a8c0621e5ab6bc120713c_02.jpeg

(Ожидаемый ответ: Анна пытается забыть Вронского, борется со своим чувством, однако у нее ничего не получается: в муже ее раздражает холодность и высокомерное назидательность, даже сын Сережа не воспринимается ею так, как раньше).



Преподаватель: Скрывает ли Анна свою любовь к Вронскому от окружающих?

(Ожидаемый ответ: Жить, как раньше, Анна не могла, однако, прежде чем признаться во всем мужу, она долго мучилась: ей хотелось быть рядом с любимым человеком и вместе с тем она испытывала стыд, ужас перед вступлением в новую жизнь).http://s14.radikal.ru/i187/1202/16/252cb96c7314.jpg



Преподаватель: Как сложились взаимоотношения Анны и Вронского после того, как она, открыто бросив вызов обществу, ушла к возлюбленному?http://www.gamer.ru/system/attached_images/images/000/587/260/original/samoylova.jpg?1356886654

(Ожидаемый ответ: Анна оказывается в безвыходном положении: казалось бы, она должна быть счастлива, потому что рядом с нею – любимый человек; однако женщина оказалась в изоляции от привычного для нее общества и не имела возможности видеться со своим сыном, которого любила больше своей дочери, рожденной от Вронского, вероятно, потому, что чувствовала свою вину перед ним).


Преподаватель: К какой трагической развязке пришла история Анны и Вронского?

(Ожидаемый ответ: Измученная ревностью, Анна убеждала себя в том, что ее любовь делается страстнее и себялюбивиее, а его все гаснет и гаснет… и в отчаянии она находит, как ей показалось, единственно правильный выход из создавшегося положения – уходит добровольно из жизни).http://bigpicture.ru/wp-content/uploads/2012/11/annakarenina-42.jpg


Мини – диспут на тему: «Мое отношение к поступку Анны Карениной».

Преподаватель: Л. Н. Толстой говорил: «Для того, чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».

Тема семьи есть тем стержнем, который соединяет всю сюжетную конструкцию произведения от центра до периферии.

Сам писатель сначала именно в Анне и ее измене мужу видел причину трагедии. Однако в процессе работы над романом взгляды автора на героиню и ее мужа несколько изменяются, и судьба Анны изображается как безвыходно-трагическая.

А каково ваше отношение к героине? Предлагаю вам принять участие в диспуте и высказать свое мнение о главной героине, постаравшись ответить на такие вопросы:



  • Как вы думаете, почему Анна страстно влюбилась именно в Алексея Вронского?

  • Если бы Анна не оставила семью, как бы могла сложиться дальше ее жизнь?

  • Анна, сохраняя внешнее благопристойное поведение, могла бы встречаться с Вронским тайно. Почему она не делает этого?

  • Поддерживаете ли вы мнение автора романа о том, что долг перед семьей превыше всего?

  • Осуждаете ли вы поступок Анны с позиции сегодняшнего времени?

Ожидаемые ответы:

  • Анна, не найдя любви в собственной семье, находит ее вне семьи, испытывая страсть к Алексею Вронскому. Осуждать ее за желание любить я не могу. Да и Вронский достоин любви, ведь он красив, умен, занимает высокое положение в обществе, богат, любит Анну.

  • Я думаю, что подобная участь ожидала бы и Татьяну Ларину, если бы она согласилась на предложение Онегина и оставила семью. Анна, оставшись со своим мужем, осталась бы жива, наслаждалась бы жизнью великосветского общества и воспитывала сына, пусть даже без любви к мужу.

  • По-моему, Анна поступила честно и открыто, не пожелав лгать, лицемерить и притворяться, ведь она делала все ради любви к Вронскому.

  • Я считаю, что для женщины прежде всего на первом плане должна быть семья, раз она связывает себя семейными узами, ну а страсть, любовь должны подчиняться разуму и долгу перед мужем и детьми. В этом отношении Анну я не понимаю, ведь, отдавшись чувству любви, она счастливой не стала, потому что чувствовала вину перед сыном, измучила Вронского своей ревностью и подозрениями, и в конце концов сама погибла.

Преподаватель: Спасибо, ребята, за участие в диспуте, за то, что в процессе изучения романа вы сформировали свою собственную точку зрения.

Как бы мы с позиции нашего времени ни говорили об Анне Карениной, соглашаясь с ней или осуждая ее давайте определим, какова же она, Анна Каренина?

Предлагаю вам, объединившись в группы по два человека, обсудить и заполнить таблицу «Противоречивый образ Анны Карениной» (учащиеся заполняют таблицу).



Внешняя красота

Привлекательность

Обаяние

Душевная глубина

Независимость

Чувство собственного достоинства

Умение любить

Коммуникабельность

Доброта

Сопереживание



Бесовское и чарующее начало в Анне.

Сверхчеловеческая привлекательность.

Способность пренебречь чувством долга перед семьей ради любовной страсти.

Уход из жизни вопреки христианским законам.

Предпочтение любви к мужчине перед любовью к детям.



Преподаватель: Да, Анна – натура противоречивая, ее поступки не вызывают однозначной оценки читателя. Но какая же она чарующая, вызывающая интерес к своей личности, личности цельной, незаурядной, оригинальной!

Образ Анны Карениной и во времена Л. Н. Толстого, и в наше время вызывает интерес художников, кинематографистов, композиторов к его воплощению в произведениях искусства. Предлагая вам презентацию индивидуального проекта на тему: «Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в произведениях искусства» учащейся 1 курса.


Презентация проекта (с использованием электронных способов учебного назначения).
Из всей отечественной классики, пожалуй, именно "Анна Каренина" чаще всего привлекает внимание кинематографистов. Представители совершенно разных стран, взглядов и киношкол экранизируют этот роман Льва Толстого вот уже более века.

Первые экранизации снимали ещё в эпоху немого кино, последняя на данный момент картина англичанина Джо Райта вышла буквально на днях. В своё время главную героиню романа играли такие разные актрисы, как Грета Гарбо, Вивьен Ли, Софи Марсо и Татьяна Самойлова. 



http://marilynprima.h1.ru/images/greta_garbo_2.jpg http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:and9gcqmerzxzswr7euhaxbjuvr1vqkfu0veae9mfwkrwzzmkm2v0liy3w http://bestin.ua/static/uploads/dr/17_11/1-sophie-marceau-3-2%20(3).jpg http://kinoafisha.ua/upload/2012/10/persons/709/fotos/1351462502samoylova-tatyana-evgenevna.jpg http://www.kinomania.ru/images/people/p_9vtc.jpg

Сегодняшняя Каренина – это хрупкая худенькая Кира Найтли, совсем не похожая на близкую к литературному образу Анну в исполнении Татьяны Самойловой или Аллы Тарасовой.



21


3


5 4

6

http://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/schedrin.jpgмайя плисецкая (анна)


Один из лучших - для меня - современных балетов. Я люблю этот роман Л. Н. Толстого, и очень "настороженно" стала смотреть этот балет - очень понравился - потрясающее проникновение музыки, жеста в "ткань" прозы, что казалось невозможным было представить...»

Так Майя Плисецкая отозвалась о балете, музыка к которому написана знаменитым русским композитором Родионом Щедриным по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

http://pianolog.ru/res/image/original/39.jpg


П. И. Чайковский также создал музыку к балету «Анна Каренина»http://os.colta.ru/m/photo/2011/03/15/1-1feoeokdkd_b.jpg
Анна Каренина произвела впечатление и на художников, которые написали много иллюстраций к роману Л. Н. Толстого.

Наиболее популярными считаются иллюстрации к роману таких художников, как М. А. Врубель, К. И. Рудаков, А. Н. Самохвалов, Г. С. Верейский, В. С. Михайлов.



окунева ольга - анна каренина . в мастерской художника михайлова.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5111/92271277.10/0_111b76_64ebfaf9_l

http://artmus.culture21.ru/museumimages/9730/9730.jpg

Вячеслав Саввич Михайлов

3 сентября 1945

«Анна Каренина»



Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель 

17 марта 1856,- 14 апреля 1910 

«Анна Каренина. Свиданье с сыном»

Рудаков Константин Иванович

1891 – 1949

«Анна Каренина»

http://nizrp.narod.ru/pics/lev40_thumb.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/124809266.ea/0_705ae_67985d2_l

http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_512.jpg

Л. Щеглов

Гео́ргий Семёнович Вере́йский 

(1886—1962)

Александр Николаевич Самохвалов 

(21 августа 1894, — 20 августа 1971,) 

Преподаватель: Анна Каренина – образ обаятельной и трагически запутавшейся в жизненных ситуациях женщины. Давайте простим ей все ее ошибки и прегрешения, ведь она – просто женщина. (Звучит песня на стихи М. И. Цветаевой «Посвящение женщине» в исполнении Т. Гвердцители. Исполнение песни сопровождается показом слайдов из к/ф «Анна Каренина» реж. Александр Зархи (1967 г.)).

Преподаватель подводит итог урока, выставляет оценки, дает дифференцированное домашнее задание:



  • 10 – 12 баллов – написание творческой работы на тему «Рассуждение над страницами романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • 7 – 9 баллов – написание аннотации к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  • 4 - 6 баллов – подготовка к тестированию по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Примечание: оценка работы учащиеся на уроке проходит поэтапно, за каждый этап выставляется определенное количество баллов, которые суммируются в конце урока и объявляются учащимся.




Есть оружие пострашней клеветы; это оружие — истина. Талейран
ещё >>