Психическое развитие в младенческом возрасте - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Технологическая карта дисциплины 1 105.83kb.
Тарас Шумный человек и клавикорд 1 19.86kb.
Насилие в семье: его виды и влияние на развитие ребенка 1 76.77kb.
Психическое развитие ребенка 14 2532.41kb.
Компьютерная зависимость: реальная и виртуальная жизнь современных... 1 77.97kb.
Кризис среднего возраста 13 1764.41kb.
«Когда начинается художник» А. Д алехин 1 166.39kb.
Детские страхи 1 23.2kb.
Доклад "Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики... 1 177.48kb.
Негативное влияние социальных сетей на подростков 1 40.21kb.
4950 Маленькая большая лисичка 1 36.19kb.
"Психоанализ и современное мышление". Меня пригласили прочесть лекцию... 16 2274.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Психическое развитие в младенческом возрасте - страница №1/3

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Психическое развитие в младенческом возрасте

1.1. Новообразования в младенческом возрасте………………………... 5

1.2 Психологические аспекты взаимодействия матери и ребенка…….10

2. Современные практики родительства

2.1. Родительство – как психологический феномен…………………….18

2.2. Личностные особенности родителей и их влияние

на взаимодействие с детьми…………………………………………………….22

2.3. Длительное грудное вскармливание – как пример

осознанного родительства………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы …………………………………………..39
Введение
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблеме влияния грудного вскармливания на психическое развитие в младенческом возрасте. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать младенческий возраст, во многом зависит будущее ребенка.

Проблемой младенческого возраста занимались многие психологи: М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.

Младенчество - период, когда ребёнок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорождённого с малым набором врождённых реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких (Выготский Л.С., 1982).

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства(лучше сказать социальную ситуацию развития (место ребенка в системе социальных отношений, специфика взаимодействия с семьей, значимыми другими и обществом в целом), а также зону ближайшего развития относительно ведущей деятельности и задач каждого периода (Эльконин……, Эриксон, Выготский (вставить ссылки), присущие только определенному этапу развития.

В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают.

Ребенок младшего возрасте максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Исследователи Р. Спитц и Дж. Боулби отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Цель работы: изучить влияние грудного вскармливания на психическое развитие в младенческом возрасте.

Задачи работы:



  • Провести теоретический анализ проблемы психологического развития.

  • Определить новообразования младенческого возраста.

  • Изучить психологические аспекты взаимодействия матери и ребёнка младенческого возроста.

  • Дать характеристику родительству, как психологическому феномену.

  • Ознакомиться с личностными особенностями родителей.

  • Провести психологический анализ случая длительного грудного вскармливания и его влияние на взаимоотношения между матерью и малышом.

Предметом исследования в работе выступает грудное вскармливание как ситуация взаимодействия матери и младенца, его психологической характеристики и его влияние на психологическое развитие в младенческом возрасте.


1. Психическое развитие в младенческом возрасте
1.1. Новообразования в младенческом возрасте
В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. В бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни.

В концепции Ж. Пиаже младенец - максимальное эгоцентричное и аутичное существо. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивных характер. 

Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующиее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом (Выготский Л.С., 1982).

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов (???) определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, психологический возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития (Выготский Л.С., 1982).

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса... развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

Новообразованиями младенческого возраста,по Выготскому, являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами – «раскрылась». Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия, т. е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10–11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, – это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки. ОБОБЩИТЬ

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения – общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым. (ссылка)

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал: «Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация – исходная для дальнейшего развития... Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других» (Выготский Л.С, 1991).

Этапы развития хватания и движений младенца приведено в табл. 1 (ссылка).



Таблица 1- Развитие движений и действий



К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) – еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативна, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется «языком нянь». Тем не менее данная речь – это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание – предметная деятельность.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эриксон (нет в списке лит.-ры) считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее. (Эриксон Э. 1996)

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой «теории привязанности». Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его, все же, ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. (переделать) Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.


1.2 Психологические аспекты взаимодействия матери и ребенка.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего 1-го года жизни, поэтому социальную ситуацию развития в младенческом возрасте Л.С. Выготский назвал "ПРА-Мы", подразумевая изначальную психическую общность матери и ребенка. Это первоначальное переживание «слитости себя и другого» предшествует возникновению сознания собственной личности, то есть осознанию своего «Я».

Свою точку зрения Л.С.Выготский аргументировал известными наблюдениями о развитии представлений младенца о собственном теле: вначале ребенок не выделяет своего тела из окружающего мира вещей. Он раньше воспринимает и осознает внешние предметы, чем узнает свое тело. Сначала он рассматривает свои руки и ноги как посторонние предметы и только потом приходит к осознанию того, что это части его собственного тела.

Он ничего не может без взрослого: его жизнь и деятельность будто вплетены в жизнь и деятельность взрослого, который заботится о нем. Особенностью ситуации является потребность в комфорте, а центральным элементом этого комфорта - взрослый. (???)

По словам Д.Б. Эльконина, пустышка и покачивание - своеобразные заменители присутствия взрослого, подающих младенцу сигнал: "Все спокойно!", "Все хорошо", "Я - здесь!". Конечно, ребенок совсем не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направления активности. Он не способен самостоятельно передвигаться, поддерживать свое существование (Д.Б. Эльконнина, 1960).Есть современное издание

Не имеет он и средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических (плач, крик). Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. А он ведет себя с ним так, будто надеется на ответные действия, что он понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции.

Взрослый будто бы приписывает новорожденному понимание своих действий. В результате такого поведения взрослого, у ребенка появляется первая социальная потребность - потребность в общении со взрослым. Он знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка - деятельности общения, предметом которой является другой человек (М.И.Лисина, 1960). С тех пор активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Он начинает влиять на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Связь матери и ребенка явилась предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Шпитц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др.) Надо дать конкретные ссылки. Эти психологи впервые обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается. Они показали, что общение с матерью не только приносит младенцу массу радостных переживаний, но и является совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития. Однако само общение в рамках этого направления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидонозных тенденций. Младенец воспринимался как чисто природное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социализируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей.

В зарубежной психологии изучение материнства как социально-психологического феномена, ведется прежде всего в рамках теорий социального научения, в котором материнство рассматривается как сугубо социальный феномен. Сторонники этого направления считают, что матери и ребенку необходимо научиться каким-то образом относиться друг к другу. Ни материнская забота, ни привязанность ребенка не заданы инстинктивно. Существование связи между матерью и ребенком добывается тремя основными факторами: поведенческими актами матери и ребенка в присутствии друг друга, специфической активностью каждого из них в отдельности и особенностью реакции ребенка на другого взрослого. Описание привязанности в рамках теории социального научения происходит с помощью термина «поведенческая взаимозависимость». При этом декларируется уникальность качества и содержания отношений между матерью и ребенком, но в то же время детальный психологический анализ позволяет говорить о том, что они имеют много общего с другими видами отношений между людьми.

Теории социального научения «представляют формирование привязанности как комплексный, гибкий процесс, который может идти разными путями и может происходить между разными людьми, не только ребенком и его биологической матерью»


(Hay D. F., Vespo E. J., 1988). Описание материнского поведения в русле теорий социального научения идет по нескольким направлениям.

Оперантный подход в традициях американского бихевиоризма рассматривает привязанность как взаимное обусловливание. В 60-е годы Дж. Гевиртц оценивал формирование привязанности как процесс, в котором поведение матери подкрепляется ребенком и наоборот. Между матерью и ребенком устанавливаются комплексные отношения по принципу «стимул – реакция». У ребенка развивается то поведение, которое подкрепляется матерью, причем постепенно она становится основным подкрепляющим фактором сама по себе и может управлять поведением ребенка. Социальное развитие ребенка, таким образом, возможно только при наличии диадического взаимодействия с матерью (Дж. Гевиртц, 1960) нет в списке литература.

Несмотря на то, что Дж. Гевиртц достаточно развернуто обосновывает свою гипотезу и аргументировано излагает наработанный материал, существует целый ряд доказательных фактов (случаи жестокого обращения с детьми, мотивационно не связанные с функцией «воспитывающего наказания»), не вписывающихся в концепцию логики рассуждений автора.

Еще один известный психолог Джон Боулби утверждал, что необходимым условием сохранения психического здоровья детей в младенческом и раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) — таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение (Скиннер Б., 1986.).

Боулби считал, что существуют некие врожденные компоненты той специфической системы регуляции поведением, которая с самого начала направляет активность младенца по отношению к взрослому. Однако процесс становления поведения привязанности у ребенка весьма длителен и проходит четыре стадии:

1) начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу (слежение глазами, цепляние, улыбка, лепет),

2) выделения и сосредоточения на определенном лице,

3) использования взрослого (обычно матери) в качестве «надежной базы» для исследовательского поведения и источника, дающего чувство защищенности,

4) гибко регулируемого (целекорректируемого) партнерства на третьем году жизни (Выготский Л.С., 1972) есть современное издание

Поиск младенцем защитной близости и контакта со взрослым резко активизируется в ситуациях опасности, тревоги или разного рода дискомфорта (боли, холода и т.д.): здесь взрослый становится источником успокоения и чувства защищенности, наличие которого позволяет ребенку активно осваивать полный новизны и разнообразия окружающий мир. Таким образом, теория Дж. Боулби раскрывает привязанность к матери одновременно и как определенное активное поведение ребенка, и как эмоциональную связь с ней (Дж. Боулби, 2003).

Г. Паттерсон применяет оперантный подход при разработке концепции аверсивного поведения. Он рассматривает развитие детей с трудностями поведения и отмечает ключевую роль матери в этом процессе. Аверсивные реакции — это оппозиционно-вызывающее поведение ребенка, представляющее собой неудачное социальное взаимодействие. Усиление или изменение агрессивных или иных неадекватных реакций ребенка происходят в зависимости от реакций матери, которые в свою очередь обусловлены реакциями ребенка. Таким образом, система «мать – ребенок», и по мнению Г. Паттерсона, функционирует как единое целое. Основной фактор отношений матери и ребенка, по Г. Паттерсону, — это умение, с которым мать справляется с повседневными аверсивными ситуациями, возникающими в общении с ребенком. Реципрокность, взаимонаправленность аверсивных ситуаций, заключается в том, что, как правило, в действительности не существует отдельных поведенческих актов, вырванных из общего контекста взаимодействия. Любой поведенческий акт одновременно является и стимулом, и реакцией, задавая последующий ряд взаимообусловливающих друг друга проявлений поведенческой активности.

«Ловушка подкрепления», по Г. Паттерсону, заключается в том, что любая реакция имеет последствия двух видов — краткосрочные и отсроченные, при этом увеличение краткосрочного выигрыша может привести к устойчивому и пролонгированному во времени закреплению нежелательных форм поведения. Например, если ребенку удалось добиться чего-то от матери с помощью капризов, то краткосрочным последствием поступка матери будет прекращение неприятного для нее поведения ребенка, а отсроченным — возможное закрепление у ребенка капризов как стойкой формы поведения (Patterson G. R.,1981).

Еще одно направление в этом русле — синтез теории научения и биологических концепций человеческого поведения. Этот подход рассматривает привязанность как поведенческую адаптацию организма.

Например, Д. Кэрнс (Hay D. F., Vespo E. J., 1988) считает, что привязанность — это форма социальной адаптации, которую он описывает как приспособление к окружающей среде. Мать — это часть среды, к которой ребенок адаптируется. Мать является тем «фоном», на котором происходят важнейшие события в жизни ребенка, она представляет собой важнейший контекстуальный стимул. Д. Хэй говорит о том, что дети биологически готовы к усвоению определенных социальных уроков, но для формирования отношений с матерью этого недостаточно, требуется и намеренное, и случайное обучение. Д. Хэй рассматривает привязанность как формирование отношений. Для матери ребенок выступает как объект, с которым она устанавливает отношения, она взаимодействует с ребенком так же, как с другими людьми в своем социальном опыте. (очень хорошо!)

Д. Хэй выделяет этапы установления отношений между ребенком и матерью:

1. Каждый индивид идентифицирует другого как подходящего партнера для взаимодействия.

2. Каждый начинает общение с партнером, посылая ему сигналы и декодируя сигналы партнера.

3. Начинается вовлечение партнеров в устойчивые отношения.

4. Каждый человек становится контекстом для независимой деятельности другого.

5. Отношения и взаимное влияние становятся все более уникальными, отличными от других.

6. Каждый из партнеров формирует общее представление друг о друге и их отношениях.

Предполагается, что эти шаги предпринимаются и матерью, и ребенком, причем в каждом конкретном случае по-разному. Изучение взаимодействия матери и младенца показало, что мать или другой ухаживающий за ребенком человек ведут себя с младенцами совершенно по-другому, чем со взрослыми или детьми другого возраста (Винникотт Д.В. , 2008).

Результаты исследований позволяют констатировать, что почти все формы социального поведения матери специфичны по отношению к ребенку. Специфичное поведение матери рассматривается как составная часть родительского поведения, комплементарная врожденному репертуару поведения младенца, и может быть обозначено как «вызванное младенцем социальное поведение» (Д. Штерн), имея функции, необходимые для выживания ребенка. Наиболее общие характеристики вызванного младенцем социального поведения матери — преувеличенность пространственных и временных характеристик поведения, изменение скорости выполнения своих функций, постоянно и при этом стереотипно используемый статусно-ролевой репертуар функциональной активности.

В отечественной психологии изучение материнства (А. Я. Варги, 2006 (нет в списке лиетртуры), Г. Т. Хоментаускаса, 1989, Н. М. Щелованова, 1949, Э. Г. Эйдемиллер, 1990) традиционно связано с исследованиями взаимодействия матери и младенца, а также особенностей семейных и детско-родительских отношений.

Так, современный исследователь материнства Р. Ж. Мухамедрахимов считает, что мать и ребенок образуют единую систему психологического взаимодействия, функционирование которой зависит от индивидуальных особенностей партнеров. Психологическое развитие ребенка происходит при соответствующем изменении материнской активности. Мать и младенец участвуют в формировании, поддержании и развитии процесса психологического взаимодействия и образуют единую систему с активным влиянием, подстраиванием и взаимным изменением партнеров, при котором каждый этап психологического развития одного возможен при соответствующем изменении другого. В системе «мать – младенец» поведение младенца взаимосвязано как с актуальным поведением матери, так и с разноуровневыми характеристиками ее индивидуальности. Таким образом, в рамках концепции Р. Ж. Мухамедрахимова мать и ребенок предстают как активные партнеры, при этом они оба, так или иначе, определяют ход своего взаимодействия. Такой подход снимает с матери всю ответственность за взаимодействие с ребенком и распределяет ее между обоими партнерами, тем самым подчеркивая значение психологических характеристик ребенка и «задавая» именно субъектную статусно-ролевую позицию последнего (Patterson G. R., 1981)


следующая страница >>



Ничто так не примиряет со стоимостью жизни, как оплата счета за погребение.
ещё >>