Протоиерей Олег Скоморох. Капелланы – опыт тюремного служения в европейских государствах - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Документ принят на заседании Священного Синода 12 марта 2013 года... 1 160.71kb.
Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные... 1 165.69kb.
Уроки новомучеников. Протоиерей Олег Николаев, президент благотворительного... 1 101.76kb.
Ислам в странах Западной Европы 1 161.9kb.
Следы самоотверженного служения 1 33.45kb.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра Учебно-методический кабинет Отдела... 1 331.13kb.
In: Respectus Philologicus, 13 (18), 2008, s. 92-103 Олег Лещак,... 3 446.72kb.
Инструкция штатного тюремного священнослужителя 1 учреждения фсин... 1 58.46kb.
Джон Эвардс "Различение духов" 7 518.37kb.
Самые популярные идеи от молодежного служения. Часть 1-я 5 749.46kb.
Протоиерей Сергий Булгаков Жизнь за гробом 1 197.89kb.
Может, в сказках бывает всё?! Меч древний, как цвета мира! Не тот... 1 84.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Протоиерей Олег Скоморох. Капелланы – опыт тюремного служения в европейских государствах - страница №1/1

Протоиерей Олег Скоморох

.

Капелланы – опыт тюремного служения в европейских государствах

.
Европейские страны имеют свою историю пастырского тюремного служения, которое совершают тюремные капелланы. Для примера можно кратко рассмотреть систему тюремного капелланства Великобритании, где с середины XIX века до настоящего времени совершается духовное окормление в местах лишения свободы.

В Англии и Уэльсе (не включая Шотландию и Ирландию, где существуют свои тюремные системы) 150 тюрем, в которых содержится 82000 заключенных. В настоящее время по закону в каждой тюрьме должен быть англиканский священник. Такая практика существует в Британской Империи с 1779 года.

Акт 1779 года ввел положение тюремного священника, но только для некоторых тюрем. В 1823 и 1825 годах по актам парламента требовалось, чтобы в каждой тюрьме был капеллан точно так, как начальник тюрьмы или доктор. И по этому же закону, капеллан должен был принадлежать к англиканской Церкви. И хотя сейчас этот закон воспринимается по-другому, но тем не менее он остается в силе. Только при наличии начальника, священника и доктора тюрьма могла быть открыта. Обязанностями капелланов в XIX веке были следующие: вести религиозную службу два раза в день, заниматься религиозным воспитанием и образованием, обеспечить заключенных Библией и религиозной литературой, посещать заключенных, которые больны и хоронить умерших, посещать преступников, которые находятся в штрафном изоляторе, и вести наблюдение за характером преступников. До 1865 года в Англии были государственные тюрьмы и частные тюрьмы. В 1865 году парламент установил единую тюремную систему, а в 1877 году вся тюремная система полностью перешла под власть правительства. Причем еще со времени первых актов парламента, был введен принцип одиночного камерного содержания, сохранившийся до настоящего времени.

Таким образом, даже на сегодняшний день капелланы являются сотрудниками тюрьмы и государственными служащими. И хотя в наши дни появилось несколько частных тюрем, в большинстве случаев речь идет о капеллане как о государственном служащем, который находится на службе у государства.

С 1863 года в тюрьмы разрешили принимать на работу католических священников. В настоящее время капелланское служение является мультирелигиозным. Закон тюремной службы №4550 (Prison Servise Order 4550. Religion Manual. 30.10.2000)1 предписывает соблюдение религиозных прав представителей любых религий, находящихся в заключении. В команду капелланов на сегодняшний день могут входить как представители англиканской и католической Церквей, так и иных христианских конфессий, а также мусульмане. Капеллан позиционирует себя как капеллан для всех заключенных, независимо от вероисповедания и так называемые общечеловеческие ценности являются выше ценностей духовных, принадлежащих какой-либо Церкви или религии. Таким образом, религиозная свобода вероисповедания для заключенных практически не имеет границ, и по закону предусмотрены соблюдения религиозных обрядов для представителей христианских конфессий, индуистов, мусульман, иудеев, сикхов, мормонов и язычников.

Структура руководства тюремного духовенства Великобритании следующая: в Англии и Уэльсе правительство берет капелланов на службу, и глава капелланской службы входит в состав уголовно-исполнительной системы. Он сотрудник этой системы. И он является государственным служащим. (Важно при этом то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы не являются военнослужащими).

Главный капеллан Великобритании носит сан архидиакона, и у него есть заместители по регионам Англии и Уэльса, представители англиканской и католической Церквей, а также так называемых свободных Церквей (имеются в виду различные христианские конфессии). Кроме того, в Англиканской Церкви есть епископ по тюрьмам, который по положению равен старшему капеллану. Но в то время как епископ представляет только Церковь, глава капелланов в то же время является и государственным служащим, и они должны вести диалог, как представители одной структуры   Церковь и двух разных структур. Это очень сложная система. Так как существуют два разных лица, полномочия которых близки.

Структура команды капелланов в тюрьме следующая: старший капеллан является заместителем начальника тюрьмы и может быть как священником англиканской Церкви, так и мирянином, исполняющим административные обязанности по координации работы команды капелланов. Капелланы могут работать полный рабочий день, половину, с почасовой оплатой и в качестве волонтера. Обычно в тюрьме работают 3 4 штатных капеллана, а когда необходимо присутствие представителей тех религий, которых нет в штатной команде капелланов, они приглашаются либо на основе почасовой оплаты, либо как волонтеры.

Обязанности капелланов условно можно разделить на основные и дополнительные. Основными обязанностями капелланов являются ежедневное посещение и опрос новопоступивших за последние сутки в тюрьму заключенных, тех кто находится в больничном отделении и штрафном изоляторе. Далее идет пастырское душепопечение, проведение богослужений и участие в различных программах, проводимых сопутствующими службами: социологическими и психологическими, по пробации (реабилитационные службы), по образованию. Для отчета капелланы ведут специальный журнал, детально описывающий работу каждого капеллана за день. Многие капелланы исполняют обязанности, возложенные на них администраций тюрьмы. Также на капеллана возлагается забота о штатных сотрудниках тюрьмы. И очень часто оказывается, что капелланы опекают и заключенных, и штат, и семьи заключенных, и семьи штата. Также капелланы участвуют в аудиторских проверках и составляют бизнес-план вместе с руководством тюрьмы. Участие в финансовых вопросах очень важно, потому что показывает, насколько современные капелланы вовлечены в управление тюрьмой.

Вообще, служение капеллана весьма разнообразно. Капелланы помогают поддерживать семейные отношения, пишут письма за заключенных (60% заключенных, по статистике, безграмотны), сообщают им плохие новости, поддерживают заключенных, потерявших родственников, поддерживают членов семьи, поддерживают связь с членами семьи, если те содержатся в другой тюрьме2.

Необходимо отметить то важное обстоятельство, что капеллан не обязательно должен быть священнослужителем. Мирянин также может стать капелланом, если получит соответствующее образование и получит разрешение на тюремное служение от своей Церкви. Например, так как в английских тюрьмах немного заключенных, объявляющих себя православными христианами, то штатного православного священника нет. По необходимости, в тюрьму приглашается местный православный священник, как правило, в качестве волонтера (т.е. без оплаты).

Обучение капелланов проходит в специальном колледже св. Михаила в городе Кардифф (Уэльс), который является частью Богословского университета. Этот колледж готовит священников и диаконов англиканской Церкви, и кроме того капелланов для больниц, тюрем, вооруженных сил   везде, где требуются капелланы. Кроме того, колледж работает также с представителями разных конфессий. Колледж предлагает курсы обучения, включая магистерский диплом по капелланству как специальности. Вместе с преподаванием в колледже занимаются наукой и, в частности, специализированно тюремным капелланством по контракту с министерством юстиции3.

Такова система тюремного капелланства в Великобритании.

Капелланская система Чехии

В отличие от Великобритании и других западноевропейских стран, таких как Германия, Финляндия, Норвегия и др., в которых капелланское служение совершалось непрерывно в течение десятилетий, следует особое внимание уделить странам восточноевропейским, в которых духовное попечение о заключенных стало возможным с начала 90-х годов. В качестве примера можно рассмотреть капеланскую систему Чешской Республики.



В Чешской Республике капелланы входят в Тюремную духовную службу. Существует два типа тюремной духовной службы. Первый   это «Тюремная духовная забота» (Prison Spiritual Care) – негосударственная организация христиан, священнослужителей и мирян, которые представляют зарегистрированные в Чешской Республике Церкви и имеют от своих Церквей разрешение оказывать духовную помощь в тюрьмах. «Тюремная духовная забота» тесно сотрудничает с Экуменическим советом Церквей и Чешской епископской конференцией. В каждой чешской тюрьме на сегодняшний день есть представитель «Тюремной духовной заботы». Представители ТДЗ ходят в тюрьмы на добровольной основе. Главная направление их деятельности   создание соответствующих условий для работы Церкви в тюремных учреждениях. Также члены организации налаживают сотрудничество всех занятых тюремной работой, обмен опытом и помощь при духовной, пастырской и образовательной деятельности. Деятельность ТДЗ тесно соприкасается с работой Тюремной духовной службы – капелланами.4 Капелланы Чешской республики   это второй тип тюремного служения. В Чешской Республике капелланская служба имеется практически во всех подразделениях вооруженных силах, тюрьмах, хосписах и больницах, при пожарной службе и полиции. Главный капеллан, его заместитель и все капелланы являются сотрудниками Тюремной службы, с определенными правами и обязанностями. Главный капеллан отвечает за свою работу непосредственно перед Главным управляющим кабинета генерального управления тюремной службы. На должность Главного капеллана можно принять духовную особу, на основании верительного листа зарегистрированной государством Церкви и в соответствии с условиями, договора о тюремной духовной службе. Все тюремные капелланы находятся под его надзором и попечительством. И в случае возникновения каких-либо спорных вопросов, капелланы обращаются к Главному капеллану для их решения на уровне Главного кабинета генерального управления. Главный капеллан методически руководит каждым капелланом в отдельности. Регулирует служебные обязанности капеллана и предлагает свои изменения, высказывает пожелания о распорядке рабочего дня каждого конкретного капеллана и контролирует их деятельность. Например, если капеллан   православный священник, то в первую очередь он должен служить, и не каждый график работы ему подходит. На практике, изначально достигается договоренность о рабочем времени конкретного капеллана с начальником тюрьмы, а затем уже Главный капеллан утверждает график. Начальник тюрьмы – первое лицо учреждения. Под ним иерархически находятся первый заместитель начальника тюрьмы и заместитель начальника тюрьмы. В подчинении первого заместителя находятся начальники отделений, находятся медицинская служба и так далее. Капеллан имеет своим начальником первого заместителя. Находится он на одном уровне с начальниками отделений и также на одном материальном уровне оплаты.

Капеллан получает квалификацию по окончании вступительного курса. Даже волонтеры ТДЗ обязательно проходят курс подготовки, который проводит ТДС совместно с тюремной службой. Это двухдневный курс-семинар, по окончании которого волонтеры сдают курсовую работу. В конце этого семинара отсеивается около 60% кандидатов, включая тех, кто написал курсовую работу. Итак, требования для капеллана: подготовка и профессиональное проведение специфических, образовательных, духовных и социальных программ. Капеллан проводит индивидуальные пасторские встречи и беседы с заключенными и обвиненными, а также с сотрудниками и работниками тюремной охраны по их желанию в их нерабочее время. Капеллан проводит богослужения или обеспечивает их проведение в сотрудничестве с представителями зарегистрированных Церквей, обеспечивающих добровольную духовную службу. Организует групповое или индивидуальное изучение Библии. Координирует в конкретной тюрьме деятельность всех приходящих Церквей и религиозных групп, оказывающих добровольную помощь. Информирует прямого начальника (первого заместителя начальника тюрьмы) о способах предоставления духовной заботы и конкретных мероприятиях в ее границах. Организует культурные мероприятия духовного содержания. Обеспечивает пригодной для этой цели литературой, аудио- и видеоматериалами. Капеллан по возможности участвует в организации возвращения обвиненных и осужденных к нормальной жизни. Имеет пастырские отношения с родственниками и близкими обвиненных и осужденных. В рамках рабочего времени, установленного в рабочем договоре, может необходимые действия проводить вне стен тюрьмы, уведомляя при этом своего прямого начальника. Капеллан сотрудничает с негосударственными церковными организациями с целью создания условий для выходящих на свободу, а также условий для нуждающихся заключенных (имеется в виду Армия спасения, которая проводит значительную работу по оказанию такой помощи). Капеллан сотрудничает с руководящим составом и ведущими сотрудниками тюрьмы, и в случае необходимости участвует в их рабочих заседаниях. Капеллан имеет право смотреть личные дела осужденных, о которых он духовно заботится. Участвует в конференциях и семинарах, повышает профессиональные навыки и образование. Действует как советник начальника тюрьмы в области церковной проблематики и новых религиозных течений. По просьбе начальника тюрьмы капеллан дает письменные объяснения доверенным лицам разных Церкви, подающим прошение о разрешении работы в тюрьме. Принимая во внимание сложную ситуацию в церковной области, большое количество религиозных направлений и сект, рекомендуется при принятии решения о допуске уполномоченного лица в тюрьму проконсультироваться с главными представителями Церквей. В своей деятельности капеллан придерживается установленных норм и внутренних правил, знакомится с постановлениями собраний заведующих отделений и по личному желанию имеет право в них участвовать5. Капеллан проводит более 50% рабочего времени в непосредственном контакте с заключенными и обвиняемыми. Капелланы тюремной службы в своей деятельности формально представляют все Церкви и религиозные общества, поэтому обязаны осторожно и толерантно относиться к религиозным требованиям, расходящимся с их вероисповеданием. В случае препятствия со стороны совести или теологически обоснованного напряжения, капеллан имеет право отказать подопечному в религиозной службе, но при этом обязан немедленно обеспечить контакт с представителем его вероисповедания. В интересах сохранения свободы совести, свободы личности, свободы вероисповедания запрещается миссионерская деятельность в пользу одной конкретной Церкви. (Например Церкви, которой принадлежит сам капеллан, с целью прибавления членов этой Церкви). За миссионерскую деятельность не считается свидетельство, призывающее к вере, покаянию и изменению способа жизни заключенного. В случае заключенных, принадлежащим к нехристианским вероисповеданиям капеллан идет навстречу религиозным требованиям. На сегодняшний день в Чехии 36 тюрем и 20 тысяч заключенных; количество профессиональных капелланов в границах тюремной службы составляет 34 человека в 23 тюрьмах и следственных изоляторах.6 В одиннадцать человек из команды капелланов работают полный рабочий день. Остальные имеют договоры на определенный временной лимит – от 50% до 10% рабочего времени. Церковная ориентация капелланов: Чешские Евангелисты, Римо-Католики, Греко-Католики, адвентисты, Церковь братская, Православная Церковь, медотисты, баптисты и силезские евангелисты.7 Причем около 2000 человек заключенных - иностранцы, из около 1100 называют себя православными, но надо сказать, представители среднеазиатских республик бывшего Советского Союза, находящиеся в тюрьмах, часто называют себя православными, так как принадлежат к русскоговорящей группе заключенных и им удобно общаться с православными капелланами. «Настоящих» православных в чешских тюрьмах, на начало 2010 года было 700-800 человек. Цель Тюремной духовной службы   добиться того, чтобы в каждой тюрьме были капелланы. Теперь еще о некоторых моментах капелланской работы. Министерство признает опасность для жизни и здоровья служащих тюрем, поэтому капелланы получают надбавку к зарплате за вредность. Это 25% от размера минимальной заработной платы в стране. Также дополнительно оплачиваются поездки в другую тюрьму для посещения, например, православных заключенных. Далее, капеллан как сотрудник тюремной системы Чешской Республики использует все права на медицинское обслуживание и отдых. Получает путевки в дома отдыха, в детские лагеря, на турбазы, а также дешевые путевки к морю. Оплаты труда регулируется пятнадцати разрядной сеткой оплаты. Начальник тюрьмы имеет пятнадцатый разряд, заместитель начальника – четырнадцатый разряд, начальники отделений – тринадцатый, капелланы – одиннадцатый. Социальные работники, воспитатели и психологи имеют девятый и десятый разряды. Оптимальным вариантом для православного священника является рабочая неделя в 3-4 рабочих дня. Такой график необходим для того, чтобы священник мог служить на приходе и иметь выходные дни. При этом вопросами реабилитации, подготовки к освобождению, обеспечения жилья и трудоустройства занимаются социальные работники тюремной службы Чешской республики8.

Капелланская система Эстонии

Среди стран бывшего Советского Союза наибольших успехов в деятельности пастырского тюремного служения достигла Эстония. В Эстонии тюремное служение стало развиваться сравнительно недавно, однако государственные власти планомерно вводили должность тюремного капеллана в Министерство Юстиции Эстонии. В 2009 году эстонский капланат (прим.   служба капелланов) отметил свое двадцатилетие.

В 1989 г. Министерство Внутренних Дел дало разрешение на посещении тюрем в Эстонской Республике. Но до 1997 г. тюрьмы посещали только волонтеры. Координацией их действий занималась Ассоциация эстонских капелланов. Финансировалась деятельность ассоциации от одной из организаций, занимающейся тюремным служением в США.

В 1997 году введена первая должность капеллана (при социальном отделе тюрьмы). В этом же году зарплату капеллану стало платить государство;

В 2001 году было принята европейская система капелланского служения. В 2002 году должность главного капеллана переведена в Министерство юстиции.

На сегодня в Эстонии на 4800 заключенных окормляют семнадцать капелланов: трое из них   православные (двое из Православной Церкви Московского Патриархата, один из Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата), а также четверо лютеран, четыре адвентиста, три пятидесятника и один баптист).

Ныне в Эстонии действует институт старших капелланов, или координаторов при каждой тюрьме. Сейчас в тюрьмах Эстонии трудятся 75 волонтеров (среди них есть буддисты, мусульмане, язычники). Капеллан должен быть как минимум рукоположенным в сан диакона, иметь высшее богословское образование (исключение делается для тех, кто имеет продолжительный стаж работы). Кроме того, для капелланов проводятся один или два раза в год проводятся курсы повышения квалификации. Капеллана ведет литургическую, консультативную, душепопечительскую (беседы), административную работу. Каждый квартал он должен предоставить отчет9.

И хотя в Эстонии сравнительно небольшое количество тюрем, заключенных и капелланов, за двадцать лет работы перед православными капелланами всали многие насущные и специфические проблемы. «Для православного капеллана важно не только ть провести богослужение, но и проявить социальную активность, создать материальную базу, найти помощников-волонтеров, выработать подход к человеку, сидящему в тюрьме, не только с сугубо духовной, но и с общечеловеческой позиции»10.



Выводы.

Таким образом, во всех рассмотренных системах организации тюремного капелланства, в тюрьмах работают зарегистрированные государством Церкви и представители нехристианских религий на постоянной основе и в качестве волонтеров (на добровольной основе). Причем они могут трудиться и в качестве государственных служащих. Правовой основой для тюремного служения являются Европейские пенитенциарные правила, дополненные внутригосударственными законами, положениями и инструкциями. Конфессиональный состав капелланов определяется либо пропорционально конфессиональной принадлежности заключенных (например, Эстонии, Чехии, Германии), либо наличием государственной официальной Церкви (например в Скандинавских странах), где капелланы принадлежат основной государственной Церкви, при этом организовывая обеспечение религиозных прав заключенным – представителям иных конфессий и религий.

В своей работе капелланы ориентированы в первую очередь на всех заключенных, а не только на представителей своей конфессии, и очевидна разница между духовной заботой (возможно, даже нерелигиозной, основанной на так называемых «общечеловеческих ценностях») и религиозным душепопечением (проведением богослужений индивидуально, или для группы верующих, той или иной конфессии или религии). Кроме того, капелланы занимаются социальной работой – анкетирование новоприбывших, решают вопросы, связанные с постами: христианским, мусульманским, иудейским, посещают заключенных, находящихся в карцере, и больных в больничном отделении. Также капелланы принимают участие в работе социальных программ совместно с социальными работниками, так как вопросы реабилитации признаются важнейшими для всей пенитенциарной системы в целом.

Главной идеей капелланского служения является соблюдение прав заключенных на свободу вероисповедания и защита их человеческого достоинства.

Положительным можно считать общую идею гуманизации тюремного заключения, стремление поддержать заключенного во время отбывания срока наказания, определить причину совершенного преступления и через индивидуальный план для каждого (обучение, профессиональная подготовка, психологические тренинги, восстановление связей с семьей и общиной) предотвратить последующий рецидив.

Отрицательным можно считать постепенное, последовательное уменьшение значения духовной, именно религиозной, пастырской опеки заключенных. В связи с необходимостью быть капелланом «для всех» заключенных, вне зависимости от их конфессиональной и религиозной принадлежности, практически упраздняется миссионерское служение, а капеллан в вопросах пастырского служения часто становится менеджером, обеспечивающим возможность свободы вероисповедания для заключенных. Также теряется понимание христианского храма, как места совершения Таинств Церкви, так как в случае недостатка помещений, а также в праздники, в одном храмовом пространстве часто проводят свои религиозные собрания не только представители различных христианских конфессий, но и нехристианских религий и язычники. Таким образом, храмовое помещение рассматривается скорее как молитвенная мультирелигиозная комната для совершения религиозных обрядов.

Спорными можно считать преимущества государственного статуса и оплаты труда капелланов. Являясь частью уголовно-исполнительной системы, и таким образом находясь в иерархической и финансовой зависимости от тюремного руководства, капеллан не имеет возможности быть независимым в различных ситуациях, возникающих между заключенными и работниками тюрем. При этом важным является то обстоятельство, что капелланы в европейских тюрьмах не обязательно являются священнослужителями, поэтому могут работать не для одной конфессии, а для совершения богослужений приглашаются уже священнослужители определенной конфессии или религии.

В целом можно сказать, что европейская капелланская система работает достаточно эффективно и имеет большой опыт работы в плане и межконфессиональных отношений, и взаимодействия с тюремными системами различных стран. Это позволяет выделить лучшие методы капелланской работы для стран, начинающих тюремное служение на постоянной основе.




1 PSO 4550 от 30.10.2000 г. дает основополагающие принципы мультирелигиозной основы работы тюремных капелланов и инструкции для них. Здесь же содержится краткое описание Англиканской, Католической, Лютеранской, Восточных и Свободных Церквей (отдельно Квакеров и Мормонов), а также ислама, буддизма, индуизма. [эл. вариант — URL: http://pso.hmprisonservice.gov.uk/PSO_4550_religion_manual.doc (дата обращения: 25.09.2010)]

2 Phillips Peter, The Revd. Prison chaplaincy in the UK. Аудиоматериалы семинара «Prison chaplaincy itinerary», 2010, St. Michael’s College, Cardiff, UK.

3 Подробнее о деятельности центра подготовки капелланов - The Cardiff Centre for Chaplaincy Studies at St Michael's College, см. на сайте Колледжа. [эл. вариант — URL: http://www.stmichaels.ac.uk/chaplaincy-studies.php (дата обращения: 25.09.2010)].

4 См. общую информацию о Тюремной духовной заботе на официальном сайте Тюремной службы Чешской Республики. [эл. вариант — URL: http://www.vscr.cz/generalni-reditelstvi-27/pastoral-care/general-information-1420/the-prison-pastoral-care (дата обращения: 22.10.2010)].

5 Что имеет большое значение на практике, потому что есть возможность действительно узнать о заключенном со всех сторон: что о нем говорит психолог, педагог, воспитатель, социальный работник,   и затем, просмотрев его личное дело, можно работать с ним более тщательно.

6 Важно отметить при этом, что 90% жителей Чехии – атеисты. По этому показателю Чешская Республика занимает первое место в Европе. Из интервью протоиерея Юрия Нидерле. Международная конференция IPCA-Europe, Springe 2008.

7 Данные о состоянии религиозной тюремной службы Чешской республики обновляются на официальном сайте. [эл. вариант — URL: http://www.vscr.cz/generalni-reditelstvi-19/duchovni-sluzba-1287/vezenska-duchovni-sluzba-1195/duchovni-sluzba-ve-vs-v-r-2009-5985 (дата обращения: 22.10.2010)].


8 Описание обязанностей тюремных капелланов Чешской Республики составлено по аудиоматериалам доклада В. Матушевой. Секция Тюремного служения Рождественских образовательных чтений 2010 г.

9 Estonian Prison System Yearbook 2003. Tallinn 2004. Religious work, с.13, 17.

10 Цуркан Р., свящ. Доклад на соборе о проблемах тюремного служения в Эстонии. 24.11.2006. Официальная WEB-страница Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. [эл. вариант — URL: http://www.orthodox.ee/index.php?d=novosti/novost&year=2006&today=1&month=11 (дата обращения: 15.10.2010)].





Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали. Поль Клодель
ещё >>