Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вариант 10 часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном... 1 75.39kb.
Рассказа А. Костюнина 1 70.33kb.
Рассказа А. Костюнина «Вальс под гитару» 1 70.05kb.
Вариант 1 часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном... 1 78.64kb.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. 1 79.86kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 9 1056.58kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 1 100.72kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 1 189.35kb.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном... 1 97.97kb.
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. 1 74.16kb.
Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 1 39.58kb.
Где же обещанное пришествие его? чего нам ожидать в свете библейской... 1 85.6kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № Сначала напишите номер - страница №1/1



Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку
Часть 1

Сжатое изложение
Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения — не менее 70 слов.
Текст 1

Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по лермонтовскому «Герою нашего времени» или «Мёртвым душам» Гоголя. Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. Посмотрит юноша или девушка – (а хоть бы и взрослый, пожилой чело­век, который почему-то «Героя нашего времени» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности. Зачем читать, когда уже всё ясно.

Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше. Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. Русского языка вообще и языка данного писателя, в частности. А ведь это – наслаж­дение. Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, с наслаждением, еда.

И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по художественному про­изведению – в другом. Дело в том, что при чтении книги у читающего человека невольно включается воображение. Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их жи­выми, как бы в кино. Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режисси­рует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персо­нажей и действия этих персонажей. То есть чтение книги есть процесс более активный и творческий, более активно-творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек бо­лее потребитель, чем творец.

(240 с.)

(По В. Солоухину)



Текст 2

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, — он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос­кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с досто­инством и получить настоящую радость. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме го­раздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять чело­век, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем про­сто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(213 с.)

(По Д.С. Лихачеву)


Текст 3

Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов. Эта надобность имеет и личностную форму в виде потребности каждого от­дельного человека в неприкасаемой духовной территории. Духовная территория – это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впускать. То есть каждый человек, особенно в юности и старости, нуждается в периодах одиночества.

Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый, круг, очерчивающий его духов­ную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, неодинаковый: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и какие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование напол­нено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаенные планы и мечты. Одним словом, это – важнейшее усло­вие личностного и психического развития.

Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его части кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нарушение пространствен­ной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов, личностных и национальных.

(214 с.)

(По Л. Фридману)


Текст 4

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое вообще начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Добро рождается от любви. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо научиться любить в человеке человека.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, рас­ширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распростра­няясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.

(218 с.)


(По Д.С. Лихачеву)
Текст 5

Если у человека отличная память, быстрый и проницательный ум, высокая работоспо­собность, но он подвержен страхам или излишней мнительности, завистлив и подозрителен, то ни труд, ни отдых не принесут ему той радости, какую могли бы принести. Поэтому перед каждым человеком стоит сложная задача – научиться управлять своими переживаниями, своими «страхами».

Не будем говорить о тех коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью, от которых люди иногда даже погибают. Часто людей пугает неизвестность, не­знание того, что может произойти в незнакомой ситуации. Так, у некоторых детей зарожда­ется страх перед темнотой, у многих горожан — страх перед лесом, животными, у сельчан – страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться. Постепенно подобные страхи закрепляются, и изжить их уже не так просто.

Французский врач Бомбар, служивший в портовом госпитале, знал от своих пациен­тов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках не от голода и не от жаж­ды, а от страха перед неизвестностью, перед ожидающими их трудностями, от неверия в возможность спасения. И вот что сделал Бомбар, движимый невероятным благородным со­страданием к людям, желанием избавить их от губительного страха перед морем. Он в оди­ночестве, питаясь только тем, что давало ему море, собирая для питья дождевую воду, в не­большой лодке пересек Атлантический океан и через шестьдесят пять дней плавания выса­дился на американский берег. Тем самым он доказал, что, даже оказавшись в открытом океа­не без еды и питья, человек должен несокрушимо верить в спасение, оно возможно!

Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное – это очень сильно захотеть. Не зря говорят: «хочу» — это половина «могу». Страх стоит попытаться «приручить». Это и сделал Бомбар. Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам!

(281 с.)


(По М. Коченову)
Текст 6

Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы у нас и за рубежом. Во многих уголках сохранились интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. Секреты ремёсел передаются из рода в род на протяжении многих поколений.

Многие ремёсла, раньше широко распространённые, были вытеснены из повседневной жизни людей массовым промышленным производством недорогих предметов быта и стали этнографической редкостью. Каждое изделие народного искусства – это памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство.

В каждом ремесле за века его существования выработались свои особые приёмы, которые в случае утраты восстановить трудно, а порой невозможно. И в наши дни существуют мастера, сохраняющие или возрождающие древние ремесла, не дающие разорваться связи поколений и традиций. Но это в основном престарелые люди, а молодёжь не проявляет интереса к такому виду искусства, что вызывает тревогу за его судьбу. Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духовные, художественные традиции народа мы не имеем права, ведь именно с уважения к ним начинается в нас чувство Родины.

(173 с.)

(По А. Миловскому)


Текст 7

Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «дере­вянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них – не выделяться, быть как все. И мысли у них деревянные: как бы побольше всего накупить, накопить. Они уверены: изо­билие вещей – основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Они живут пресно. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

(232 с.)

(По Л. Сергееву)


Текст 8

Думаю, многие в тот или иной период жизни задаются вопросом: что есть доброта? Добрый ли я? Добры ли люди, которые меня окружают? Если есть такие понятия, как люд­ская доброта, щедрость души, то в чем они проявляются?

Заглянем с «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Вот как оп­ределяет понятие щедрости известный собиратель слов: «Щедрый – милостивый, милосерд­ный на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий». Отсюда щедрость души – это способность делиться с ближним не только материальными благами, но и душевным теплом, это умение сочувствовать, сопереживать, принять участие в судьбе даже незнакомого чело­века. Словарь же иностранных слов предлагает нам синоним понятия «щедрость души». Это слово «альтруизм», которое обозначает бескорыстную заботу о других и готовность жертво­вать для других своими личными интересами.

В истории есть немало примеров деятельности людей, которые считают своим долгом поделиться последним с другими. Во времена царя Бориса Годунова в России жила помещи­ца Ульяна Устиновна Осорьина. Это была простая, обыкновенная добрая женщина, скромная, боявшаяся чем-нибудь стать выше окружающих. «Она отличалась от других разве толь­ко тем, что жалость к бедному и убогому... в ней была тоньше и глубже... развивалась от не­прерывной практики, постепенно наполнила все ее существо и стала основным стимулом ее нравственной жизни», – писал о ней современник. Рукодельничая, она продавала свои изде­лия, а выручку тайком раздавала нищим. Живя в доме свекрови, она отказывалась от завтра­ков и ужинов, ела один раз в день, а съестное отдавала голодным. Даже во времена страшно­го трехлетнего голода исхитрялась у себя в усадьбе выпекать хлеб из древесной коры и лебе­ды, и поданный с такой любовью ее рукой, хлеб этот был слаще настоящего. Два года терпе­ла Ульяна Осорьина страшную нищету и «не опечалилась, не пороптала, напротив, была ве­села, как никогда прежде». Не это ли самый достойный образец доброты, щедрой души?

(285 с.)

(По материалам периодической печати)


Текст 9

Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так без­гранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий ху­дожник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шек­спир – словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный.

От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запи­наясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни – словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставле­ния, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию.

Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда разви­вает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возмож­ность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек мо­жет только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать челове­ка, если она сама себя не воспитывает.

Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до по­следнего времени большая часть наших замечательных людей – самоучки, люди, получив­шие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец мно­гих наших деятелей.

(258 с.)


(По материалам периодической печати)
Текст 10

Что такое счастье? У каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Многие ска­жут, что счастье – нечто совершенно неуловимое. Счастье сравнивают с воздухом: мы пони­маем, что воздух был, только когда он вдруг исчезает. Действительно, почувствовать себя вполне счастливым порой очень трудно...

«Я ни за кого не отвечаю» – эта гордая фраза, которую иногда нам приходится слы­шать, скрывает на самом деле одиночество и неудовлетворенность собственной жизнью. Пустая квартира, тишина, праздники в одиночестве, никто не окликнет, не позовет, не засме­ётся, не заплачет, не обнимет. Тогда кому нужны ваши победы? Кто их оценит? Каких бы высот в карьере и саморазвитии не удалось нам достичь, они меркнут в сравнении с тем сча­стьем и радостью, что способны принести наши близкие. Только любимые люди всегда за­ставляют нас подниматься еще выше, они верят в нас, дарят нам тепло и заботу. Порой в за­боте нуждаются они сами, и тогда мы переворачиваем весь мир, но находим силы и время, чтобы помочь им. Именно в такие минуты мы растём духовно. Это счастье, когда есть кому заботиться о вас и есть, о ком заботиться вам. Запомните: только когда вы отражаетесь в гла­зах любящих вас людей, вы существуете, иначе... вы призрак. Исходя из этого, задайте себе вопрос, в чьих глазах вы отражаетесь? Вы вообще существуете?

Поймите, уясните, вникните: счастье – это то, что уже есть, а не то, что только будет! Оглянитесь: у вас есть пусть один друг, но он ЕСТЬ, у вас ЕСТЬ тёплый и уютный дом, у вас ЕСТЬ хлеб на столе, ЕСТЬ руки и ноги, ЕСТЬ любимая музыка и книги, возможно, ЕСТЬ любимый человек, ЕСТЬ мечты! Вот это всё вместе и составляет СЧАСТЬЕ!

(265 с.)

(По В. Богатской)


Часть 2
А 1

Составьте план текста.



Текст 1

(1) Сегодня ночью мне приснилась радуга. (2) Я стоял над озером, радуга отражалась в воде, и получалось, что я между двух радуг – вверху и внизу. (3) Было ощущение счастья, такого полного, которое может прийти только во сне и никогда не бывает на самом деле. (4) На самом деле обязательно чего-нибудь недостает.

(5) Я проснулся, казалось, именно от этого счастья, но, взглянув на часы, понял: проснулся еще и оттого, что проспал.

(6) Скинув ноги с кровати, сел, прикидывая в уме, сколько времени осталось до начала урока и сколько мне надо для того, чтобы собраться и доехать до школы.

(7) Меня позвали к телефону. (8) Это звонила Нина. (9) Разговаривала она со мной так, будто она английский премьер-министр, а я по-прежнему учитель французского языка средней школы.

(10) Сдерживая благородный гнев, Нина спросила, приду я вечером или нет. (11) Я сказал: постараюсь, хотя знал, что не приду.

(12) Вернувшись в комнату, я подумал, что последнее время вру слишком часто – когда надо и когда не надо, – чаще всего по мелочам, а это плохой признак. (13) Значит, я не свободен, значит – кого-то боюсь – врут тогда, когда боятся.

(14) Я надел брюки и решил, что сегодня никого бояться не буду…

(15) Я обнаружил сегодня, что людей добрых гораздо больше, чем злых, и как было бы удобно, если бы все вдруг решили говорить друг другу правду, даже в мелочах. (16) Потому что, если врать в мелочах, по инерции соврёшь и в главном.

(17) Преимущества сегодняшнего дня были для меня очевидны, однако я понимал, что, если завтра захочу повторить сегодняшний день, – контролёрша оштрафует меня, Вера Петровна выгонит с работы, старик – из очереди, Нина – из дому.

(18) Оказывается, говорить правду можно только в том случае, если живёшь по правде. (19) А иначе – или ври, или клади трубку…
(По В. Токаревой)
Текст 2

(1) Сказать, что Стася Михальская не любила своего отца, было бы несправедливо.

(2) Она любила его, почитала как человека, заботящегося о ней и брате, сильного, преданного делу своей жизни, науке, – но и побаивалась.

(3) Стася знала, что и отец её очень сильно любит, но старается скрыть это в воспитательных целях.

(4) В глубинах её детской памяти сохранилось ощущение каких-то иных отношений с отцом. (5) Иногда Стася видела себя во сне маленькой девочкой, как, вскарабкавшись на колени отца, прижавшись к нему, она смотрела на огонь, словно вьющийся в камине, вдыхала родной запах домашней фланелевой рубашки отца, чувствовала сильные, осторожные руки, сомкнувшиеся за её спиной.

(6) Вероятно, когда-то всё так и было – камин, напевно бормочущий свою огненную сказку, нежность отца, проникающая в её детское сердце, – но в какой-то момент резко закончилось.

(7) Сколько ей было лет тогда, Стася не помнила, но помнила, что однажды по привычке потянулась к отцу, и вдруг его лицо исказилось, и он, вскрикнув что-то гневное, стряхнул её с коленей, как котенка.

(8) Стася упала, ударилась затылком о пол.

(9) Отец был ужасно напуган её плачем, схватил на руки, разрыдался – такое проявление слабости было ему вообще-то несвойственно.

(10) Но с тех пор девочка не повторяла попыток взобраться к отцу на колени.

(11) Она по-прежнему чувствовала его любовь к себе, но с той поры между ними как будто встало прозрачное стекло: каждое Стасино движение к отцу было чревато болью, каждое его движение к ней разбивалось о невидимую преграду.

(12) А вот о том, что мама её не любила, было известно всем: и отцу, и Марианне, и Стефану, маминому любимцу.

(13) Мама тоже заботилась о ней, внимательно следила за Стасиным питанием, здоровьем, настроением, времяпрепровождением, учёбой; то же самое делала она и для сына.

(14) Но в каждом её жесте, взгляде, обращённом к Стефану, мама словно оживала, светилась изнутри, таяла от нежности, а всё, что она делала для Стаси, было продиктовано автоматической необходимостью, скучной обязательностью.


(По В. Ветковской)
Текст 3

(1) В те годы мы мечтали стать великими учеными, мы читали биографии Ломоносова, Ампера, Фарадея, Пастера, Кеплера. (2) Мне тоже хотелось понять, как становятся великими. (3) Я примеривал на себя их жизни.

(4) Не только жизни их бесконечно различались, но и то, как они совершали свои открытия, механизм их творчества, способы их мышления - все было несхоже.

(5) Существовала удобная и назидательная школьная схема, где все начиналось с пытливого, наблюдательного мальчика: он мучил взрослых вопросами, читал тайком научные книги, задавался великой проблемой и носился с ней с неслыханным упорством («гений – это непрестанный труд»). (6) Никто не верил в его идею, но «разочарования и неудачи не могли сломить его». (7) Предыдущие корифеи опровергали, критиковали и не признавали его, а он искал новые доказательства, пока на голову его не падало яблоко («Случай идет навстречу тому, кто его ищет»), и гениальная догадка осеняла его лавровым венком. (8) Он сам становился корифеем и восхищал современников и последующие поколения своей скромностью, бескорыстием, позволял себе чудачества, презирал славу, играл на скрипке… (9) Самое забавное, что находились корифеи, которые добровольно укладывались в эту схему. (10) Они действительно были упорны, одержимы единой страстью, подобно Кеплеру, годами неуклонно шли к задуманной цели. (11) Зато другие… (12) Другие, легкомысленно шутя, совершали находки на любых дорогах. (13) Паскаль в шестнадцать лет написал выдающийся трактат о конических сечениях, а Дарвин выпустил свое «Происхождение видов» в пятьдесят лет. (14) Галилей - один из лучших итальянских писателей; выдающийся математик современности Романуджан – полуграмотный. (15) Они появляются передо мной такие разные: благочестивый настоятель монастыря Мендель и страстный республиканец Галуа…

(16) Много позже я уяснил себе: гениальность – это то, что не укладывается ни в какие правила. (17) Но тогда я свято верил словам Томаса Юнга: «Всякий человек может сделать то, что делают другие». (18) Юнг с легкостью доказал это своей жизнью: захотел – и стал ходить в цирке по канату, захотел – и стал давать концерты на скрипке; он расшифровывал египетские иероглифы, занимался историей; трудно сказать, что было для него главным - создание волновой теории света или, например, музыка. (19) Казалось, он и впрямь в любой области мог стать одинаково великим. (20) И в истории русской науки немало людей блестящих, с неожиданными характерами. (21) Взять современника Петра 1 Мусина–Пушкина, его работы по химии, его военные подвиги, его знаменитую семью. (22) А Эйлер? (23) А Марков?

( По Д. Гранину)


Текст 4

(1) Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. (2) Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую. (3) Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

(4) И даже о сердечности и простоте Матрены, которые за ней золовка признавала, она говорила с презрительным сожалением. (5) И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

(6) В самом деле! – ведь поросенок-то в каждой избе, а у неё не было. (7) Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! (8) Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало.

(9) А она не имела…

(10) Не гналась за обзаводом… (11) Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. (12) Не гналась за нарядами. (13) За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

(14) Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. (15) Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

(16) Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

(17) Ни город.

(18) Ни вся земля наша.

(А. Солженицын.)
Текст 5

(1) Он вошел легкой походкой – худощавый, высокий, по левому виску – глубокий шрам, на груди позвякивает целый иконостас орденов и медалей. (2)Представился:

(3)– Никанор Никанорович Парамонов, подполковник в отставке, – и протянул паспорт.

(4) Никто из нас не решался взять паспорт, оскорбить пошлой проверкой такого человека, и он негромким голосом, будто не военный говорит, а скромный библиотекарь, пояснил, смущенно улыбаясь, что всю ночь его и жену мучила бессонница. (5) После газеты.

(6) Он помолчал, разглядывая нас поочередно, словно размышлял, как далеко стоит углубляться, затем опять застенчиво улыбнулся.

(7) – Тут такое дело, – проговорил он и быстро взглянул на нас, точно решился, – в начале войны мне, тогда лейтенанту, поручили эвакуировать детей из детского дома. (8) Я танкист, и вот три мои танка приняли ребят. (9) Десятка полтора самых маленьких посадили прямо в машины, человек, наверное, двадцать, тех, что постарше, на броню. (10) Немец прижимал основательно, детдом эвакуировать раньше не успели, и вот мы вытаскивали ребят буквально из-под огня. (11) Довезли их до станции, сами тут же развернулись и ушли в бой, где все мои танки немцы сожгли. (12) А станцию размолотили бомбардировщики. (13) Думаю, что дети погибли, что в живых никого не осталось.

(14) Он тер переносицу, покашливал, просительно поглядывал на нас, этот удивительный человек, словом, очень тушевался, пока не сказал:

(15) – Меня с тех пор совесть гложет, вот не могли уберечь ребят, а тут ваше письмо, и, хотя время нынче другое, мы с женой решили усыновить мальчика.

(16) – Усыновить? – удивился Аполлон Аполлинарьевич. (17)– Но мы этого не предполагаем.

(18)– Не беспокойтесь, – улыбнулся Никанор Никанорович, – у нас с женой уже есть опыт, мы усыновили одного мальчика. (19)Наш Олежек закончил медицинский институт, двое внуков.

(20)– Да вы сначала на них посмотрите! – воскликнула Маша.

(21)– Нет, мы рассчитываем на вас. (22)Кого вы подскажете, – сказал подполковник.

(23)Мы смущенно запереглядывались. (24)Аполлон Аполлинарьевич даже покрылся мелкой потной россыпью. (25) Смотрел на меня как на спасительницу, и я его поняла. (26) Написала на клочке бумаги: «Коля Урванцев». (27) Он облегченно вздохнул.

(По А.Лиханову)


Текст 6

(1) Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками все выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в поселок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда ее заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

(6)Снежные снаряды с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

(7)Десятеро против белки. (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди сердце.

(10)Газовый Баллон стоял рядом. (11) С интересом ждал, чем все кончится.

(12) Кровь застучала у меня в висках.

(13)– Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. (14)– Вы, гады! (15) Что делаете!

(16) Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

(17)– А! Генерал! – закривлялся он. (18)– Опять командуешь! (19)– И захохотал: (20)– Генерал без войска!

(21)В другой раз я бы сошел с ума от этих слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

(22)– Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку.

(23)Возле нее теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мерзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь еще.

(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34) Старшеклассников не было. (35)Только Газовый Баллон стоял на своем старом месте.

(36)Губы дрожали. (37)Руки тряслись. (38)Я обтер тающий снег с лица, когда увидел деда, который тяжело дышал и глядел на меня хмуро.

(40)– Я все видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!

(По А. Лиханову)


Текст 7

(1) Попал он в плен. (2)В фашистский плен. (3)В самое страшное место – в лагерь смерти. (4)В лагере узнавали, кто кем до войны был. (5)Искали разных специалистов. (6)Инженеров. (7)Электриков. (8)Зачем-то нужны были, а он был музыкантом: до войны в оркестре играл. (9)На трубе. (10)Солист оркестра. (11)Это значит, вместе со всеми может играть, а может и отдельно – если надо, конечно.

(12)Когда фрицы узнали, что он солист, что он музыкант, очень обрадовались. (13)Он не понял, почему. (14)Зачем им музыканты? (15)Разве можно было догадаться? (16)Разве можно было подумать даже, что зверство и таким бывает?

(17)Его взяли в оркестр. (18)Собрали музыкантов всех национальностей. (19)Раздали ноты. (20)Велели музыку разучить. (21)Всякие вальсы. (22)Веселые марши. (23)Фокстроты.

(24)Музыкантов специально из разных стран подобрали. (25)Языки у всех разные. (26)Говорить нельзя. (27)А ноты – общие. (28)Нот не жалко, пожалуйста.

(29)Разучили музыканты музыку, и началась у них работа.

(30)Работа была страшная. (31)Музыкантов берегли, им даже давали побольше еды, потому что у музыкантов должен быть неплохой вид. (32)Не цветущий, но и не ужасный. (33) Не как у остальных.

(34)Остальные работали день и ночь в каменоломнях. (35)А потом их отводили в баню и отправляли в другой лагерь.

(36)Это так говорилось. (37)Из трубы в бане валил черный, смрадный дым. (38)Это была печь, где сжигали людей. (39)И ни в какой лагерь они после этой «бани» уже не уезжали.

(40)Но так говорили фашисты. (41)Улыбались ласково, провожая в «баню» новую партию. (42)Махали пленным белыми перчатками. (43)И играл оркестр. (44)Всякие веселые мелодии. (45)Вальсы, марши, фокстроты.

(46)– Счастливого пути! – смеялся фашистский комендант, а потом подходил к трубачу и бил его, коротко размахнувшись, кожаным хлыстом по лицу. (47)– Эй, – кричал он, – солист! (48)Веселее играть! (49)Веселее!

(50)И трубач играл соло на трубе, весело играл, беззаботно, хоть пляши! (51)Ну, настоящий праздник! (52)И те, кто собирался в «баню», смотрели на него с ненавистью, хотя по лицу трубача сочилась кровь от удара хлыстом.

(53)Сначала он плакал по ночам, потом не плакал – слезы все кончились. (54)Он страдал от того, что не мог даже плакать. (55)Ему хотелось умереть. (56)Но музыкантов берегли.

(57)Однажды он бросил трубу. (58)Стал топтать ее ногами, проклиная, что выучился музыке. (59)Оркестр заглох. (6о)Его выхватили из строя, и он обрадовался этому. (61)Обрадовался, что конец, все, что и его отправят в «баню». (62)Может быть, это было легче, чем играть.

(63)Но его избили шомполами и дали новую трубу. (64)Он опять солировал, только теперь по-новому. (65)Он глядел сухими глазами на людей в полосатых пижамах, которые уходили в печь, и играл так, что в веселой музыке слышались зловещие ноты.

(По А. Лиханову)


Текст 8

(1) Когда он в себя пришел – в госпитале уже, – рук у него не было. (2)По самые плечи. (3)Рук нету, а он их чувствует. (4)Хочется ему ладонью по голове провести, волосы причесать…

(5)Лежит капитан, поверить в беду не может. (5)Как же без рук? (6)Недаром поговорка такая есть – как без рук. (7)Значит, плохо. (8)Да просто невозможно без рук.

(9)Может, лучше не жить больше? (10)Может, лучше умереть, чем жить несчастным калекой, чем родным обузой быть?

(11)Жизнь как сон стала. (12)Закроет глаза капитан – плацдарм ему видится.(13)Вражеские танки, артиллерийские разрывы. (14)Товарищи боевые видятся. (15)Это – жизнь, а откроет глаза – белый потолок, белый халат врача, да еще ординарец на табуретке с горестным лицом. (16)Разве это жизнь?

(17)Думает капитан, думает. (18)Умереть сейчас глупо. (19)Умирать, победив, нельзя. (20)Слабый так поступить может, но не он. (21)Умереть – значит перед жизнью капитулировать. (22)Значит – отступить. (23)А отступать он не привык. (24)Вперед надо идти. (25)Только вперед. (26)Но обузой быть он не может. (27)Не имеет права. (28)Жить можно при одном условии – сражаться дальше. (29)Даже без рук.

(30)И вот что придумал Иванов: он послал ординарца в штаб, попросил, чтобы изменили в его бумагах строчку. (31)Чтобы написали, что родился он в другом городе. (32)И все. (33)Нет его. (34)Пропал без вести. (35)Пусть не ищут родные. (36)Мало Ивановых Николаев Петровичей? (37)Правильно ли он поступил?

(38)Считал, что правильно. (39)Считал, что война еще впереди и убить его могут. (40)Просто немного пораньше в мертвые себя записал.

(41)Вот какая история.

(42)Врачи капитана на фронт не пускали. (43)Он уехал без спроса. (44)Вернулся в полк. (45)Героем. (46)Со звездочкой на гимнастерке. (47)И снова стал воевать.

(48)Под Дрезденом заслужил Иванов вторую Звезду Героя. (49)Опять его ранило. (50)Поправился – и снова на фронт. (51)Сражаться!

(52)Всю войну прошел до конца. (53)Не убило его.

(54)Даже смерть от него отступилась.

(55)Удивилась, наверное, его мужеству.

(56)А родные его нашли все-таки. (57)Да разве могли они его не найти!..

(По А. Лиханову.)


Текст 9

(1)Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. (2)Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много верст один-одинешенек. (3)Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и потому на пол легли. (4)Мордами вниз, как велел. (5)Все четверо легли: пятый, прыткий самый, уж на том свете числился.

(6)И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот Евграфыч лично связал и заплакал. (7)Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал:

(8)— Что, взяли?.. (9)Взяли, да?.. (10)Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. (11)А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. (12)Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! (13)А там пусть судят меня! (14)Пусть судят!..

(15)А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались. (16)И потому он особенно боялся сознание потерять и цеплялся за него, из последних силенок цеплялся...

(17)Тот, последний путь он уже никогда не мог вспомнить. (18)Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. (19)И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. (20)А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. (21) Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец.

(22)И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. (23)Русские...

(По Б. Васильеву.)



Текст 10

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

(6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт? (12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слезы:

(13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

(14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

(15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

(16) — Что ты, милая! (17)О чём ты, Надежда?..(18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

(19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

(22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

(23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24)На душе потеплело.

(25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву.)

А 2

1. Укажите, в каком значении употребляется слово «уберечь» в предложении Меня с тех пор совесть гложет, вот не могли уберечь ребят, а тут ваше письмо, и, хотя время нынче другое, мы с женой решили усыновить мальчика.


2. Укажите, в каком значении употребляется слово «удобно» в предложении Я обнаружил сегодня, что людей добрых гораздо больше, чем злых, и как было бы удобно, если бы все вдруг решили говорить друг другу правду, даже в мелочах.
3. Укажите, в каком значении употребляется слово «стекло» в предложении Она по-прежнему чувствовала его любовь к себе, но с той поры между ними как будто встало прозрачное стекло: каждое Стасино движение к отцу было чревато болью, каждое его движение к ней разбивалось о невидимую преграду.
4. Укажите, в каком значении употребляется слово «корифей» в предложении Предыдущие корифеи опровергали, критиковали и не признавали его, а он искал новые доказательства, пока на голову его не падало яблоко («Случай идет навстречу тому, кто его ищет»), и гениальная догадка осеняла его лавровым венком.

5. Укажите, в каком значении употребляется слово «отзыв» в предложении Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).


6. Укажите, в каком значении употребляется слово «пуляли» в предложении Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками все выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.
7. Укажите, в каком значении употребляется слово «солировал» в предложении Он опять солировал, только теперь по-новому.
8. Укажите, в каком значении употребляется слово «бумаги» в предложении И вот что придумал Иванов: он послал ординарца в штаб, попросил, чтобы изменили в его бумагах строчку.
9. Укажите, в каком значении употребляется слово «рычал» в предложении А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец.
10. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «обернулся» в предложении Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся.
А 3
1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного».
2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».
3. Укажите, какое средство художественной выразительности используется автором в предложении: «В эту минуту в комнату вошла румяная тетенька, белокурая и плечистая, словно солдат-новобранец, на ходу втискивая руки в рукава вязаной кофты».
4. Укажите, какое средство художественной выразительности используется автором в предложении: «И до самого конца уроков в душе у Насти что-то тихонечко пело».
5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Разговаривала она со мной так, будто она английский премьер-министр, а я по-прежнему учитель французского языка средней школы».
6. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Вероятно, когда-то всё так и было – камин, напевно бормочущий свою огненную сказку, нежность отца, проникающая в её детское сердце, – но в какой-то момент резко закончилось».
7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях: «А Эйлер? А Марков?»
8. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды!»
9. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он вошел легкой походкой – худощавый, высокий, по левому виску – глубокий шрам, на груди позвякивает целый иконостас орденов и медалей».
10. Укажите, средство речевой выразительности используется в предложении: «Цокали мерзлые комья земли и камни».
А 4
1. Сделайте фонетическую транскрипцию слова БОЯЛСЯ.
2. Сделайте фонетическую транскрипцию слова СКВОЗЬ.
3. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ЧИСЛИЛСЯ.
4. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ВКОНЕЦ.
5. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ЕЁ.
6. Сделайте фонетическую транскрипцию слова СВОЮ.
7. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ЕДИНОЙ.
8. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ТРУД.
9. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ГЛУПАЯ.
10. Сделайте фонетическую транскрипцию слова ВСЕ.
А 5
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались».
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той».
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью».
4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «Она любила его, почитала как человека, заботящегося о ней и брате, сильного, преданного делу своей жизни, науке, – но и побаивалась».
5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «Но с тех пор девочка не повторяла попыток взобраться к отцу на колени».

6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «В те годы мы мечтали стать великими учеными, мы читали биографии Ломоносова, Ампера, Фарадея, Пастера, Кеплера».


7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «И в истории русской науки немало людей блестящих, с неожиданными характерами».
8. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка».
9. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками все выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что».
10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: «Тайга была рядом, белки забегали в поселок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда ее заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков».
А 6
1. В каком слове правописание приставки не зависит от последующего звука: «Я обтер тающий снег с лица, когда увидел деда, который тяжело дышал и глядел на меня хмуро»?
2. В каком слове правописание приставки не зависит от последующего звука: «Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего»?
3. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости стоящего за ней согласного: «Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками все выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что»?
4. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости стоящего за ней согласного: «Тайга была рядом, белки забегали в поселок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда ее заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков»?
5. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости стоящего за ней согласного: «Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь еще»?
6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения»: «Когда фрицы узнали, что он солист, что он музыкант, очень обрадовались».
7. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости стоящего за ней согласного: «– Счастливого пути! – смеялся фашистский комендант, а потом подходил к трубачу и бил его, коротко размахнувшись, кожаным хлыстом по лицу»?
8. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости/ глухости стоящего за ней согласного: «И трубач играл соло на трубе, весело играл, беззаботно, хоть пляши!»?
9. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения»: «Даже смерть от него отступилась».
10. В каком слове правописание приставки зависит от последующего звука: «Но его избили шомполами и дали новую трубу»?
А 7
1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В прилагательном пишем НН, потому что оно образовано от существительного с основой на -Н»: «Улыбались ласково, провожая в «баню» новую партию. Махали пленным белыми перчатками»?
2. В каком слове правописание суффикса определяется формой 1 лица единственного числа глагола: «Умереть – значит перед жизнью капитулировать»?
3. В каком слове правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН»: «Но в каждом её жесте, взгляде, обращённом к Стефану, мама словно оживала, светилась изнутри, таяла от нежности, а всё, что она делала для Стаси, было продиктовано автоматической необходимостью, скучной обязательностью»?
4. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила: «В поселке грязюка – весной и осенью не проберешься, но в классах чистота, потому что по маминому указанию возле школы сбили деревянные корытца и наш санпост никого в грязных сапогах не пустит»?
5. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: два Н пишется в наречиях, образованных от слов с двумя Н: «Потом ветер неожиданно ослаб, и лягушки вместе с потоками дождя стали падать на землю»?
6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Ребята удивленно переглянулись, а я уставился в два синих экрана, ища в них ответа»?
7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишем НН, если они образованы от причастия или прилагательного с НН»: «Они действительно были упорны, одержимы единой страстью, подобно Кеплеру, годами неуклонно шли к задуманной цели»?
8. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишем НН, если они образованы от причастия или прилагательного с НН»: «Другие, легкомысленно шутя, совершали находки на любых дорогах»?
9. В каком слове правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН»: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти»?
10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишем НН, если они образованы от причастия или прилагательного с НН»: «Никто из нас не решался взять паспорт, оскорбить пошлой проверкой такого человека, и он негромким голосом, будто не военный говорит, а скромный библиотекарь, пояснил, смущенно улыбаясь, что всю ночь его и жену мучила бессонница»?






Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся. «Первый инфляционный закон»
ещё >>