страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Прохорова Елена Николаевна, педагог-психолог моу сош №14 г. Дзержинск Нижегородской - страница №1/1
![]() Прохорова Елена Николаевна, педагог-психолог МОУ СОШ № 14 г. Дзержинск Нижегородской обл. Формирование адаптивного поведения у агрессивных и враждебных подростков средствами интерактивной техники «Форум–театр» (19.00.07 – педагогическая психология) Ядром формирования повышенной агрессивности и враждебности подростков, приводящей к нравственной деформации и социальной дезадаптации личности, являются недостатки семейного воспитания, проблемные взаимоотношения со сверстниками в школе, а также повышенный уровень тревожности и низкий социальный статус в группе [4: 157–158]. Поэтому возникает необходимость в проведении системной, комплексной коррекционно-развивающей и профилактической работы по снижению агрессивного и враждебного поведения подростков и приобретения умений и навыков адаптивного поведения. Важно отметить, что с психологической точки зрения агрессия может выступать в качестве одного из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой, ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для ребёнка окружением [2: 46–47]. Чаще всего агрессивные подростки проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств, не понимают, как можно поступить по-другому. И в связи с этим работа с подростками должна быть направлена не только на устранение причин, ведущих к агрессивному поведению, но и на расширение активно используемого в поведении инструментария. При этом важна не только коррекция и профилактика проявлений такого поведения, но работа с личностью в целом. Необходимо способствовать личностному росту детей, формированию у них собственных средств самоуправления действиями и поступками – навыков саморегуляции поведения, уверенности в себе, эмпатии, уважения к людям, закрепления норм общественного поведения. Сегодня для профилактики различного рода девиантного, в том числе и агрессивного, поведения часто используются интерактивные методы (техники) обучения, основанные на активном взаимодействии и воздействии друг на друга партнеров по общению. К отличительным особенностям интерактивных техник относится то, что: - обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, что позволяет подлежащий усвоению материал ввести в цели деятельности обучающихся; - осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического их использования, что в дальнейшем способствует формированию определённых психологических и поведенческих качеств; - в эмоционально насыщенном коллективном творческом процессе происходит формирование качественно новых установок [1: 35-37]. Одним из таких методов является интерактивная техника «Форум-театр», которая впервые была представлена еще в 1981 году Августо Боалем бразильским политологом, режиссером, драматургом, создателем «Театра Угнетенных». По мнению А. Боаля, «Форум - театр» - это средство стимулирования людей к активной деятельности по защите своих прав, улучшению общества через изменение своего поведения, а также разрешения социальных и культурных противоречий – этнических конфликтов, дискриминации, нарушений прав человека, ущемления интересов уязвимых групп и другое. С 2000 года французским драматургом, руководителем театра Тулузы Жаном Полем Беснаром данная интерактивная техника стала использоваться как эффективное средство профилактики наркомании, алкоголизма и других видов зависимостей. В России применяется ее адаптированный вариант [3: 87-89]. Существенным достоинством данного метода по отношению к подросткам является возможность использования его с опорой на основные психологические новообразования данного возраста: реакцию эмансипации, группирование со сверстниками, интересы, увлечения, жажда двигательной и мыслительной активности и др. В результате удается создать благоприятные условия для коррекции и профилактики агрессивного и враждебного поведения. Для проведения такой формы интерактивной работы требуются особые условия. Во-первых, должно быть достаточно большое пространство, которое позволит провести «разогрев» со зрителями. Во-вторых, желательно, чтобы действие происходило не на сцене, а перед ней или в специальном помещении, например в спортивном зале или рекреациях, тогда зрителям будет проще выходить на импровизированную площадку и заменять актеров. При этом снимается психологический барьер, так как для многих подростков и их родителей выступление на сцене перед зрителями может быть первым в жизни, и приобретаемый опыт должен быть только положительным. Содержание техники «Форум-театр»: 15-20 минут разыгрываются мини–представления с 3-4 мизансценами, в которых ярко показаны причины и факторы, приводящие к формированию негативных черт личности, употреблению алкоголя и наркотических веществ, драк, вражды и т.д. Чаще всего ситуации эти легко узнаваемы, так как происходят с подростками и окружающими их людьми на улице, дома в семье, в школе. В финальной части представления яркая по содержанию мизансцена прерывается «стоп-кадром», и зрителям предлагается изменить каждую предшествующую ей ситуацию таким образом, чтобы трагедии в дальнейшем не произошло. С этого момента начинается новая часть спектакля, длящаяся 2-3 часа, в ходе которой используются важные сведения профилактической направленности. Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Мини-спектакль имеет цель заставить человека задуматься над проблемой (агрессии, конфликтности или какой-то другой), понять, что такая проблема существует независимо от того, что он знает о ней и как он к ней относится. Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Одна из особенностей «Форум-театра» - это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете, выбор делает сам человек, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на наш взгляд, - один из самых интересных моментов в данной технике. Особенность интерактивной техники состоит в следующем: - в ходе спектакля существует возможность проведения групповой работы (в представлении могут принимать участие до 100 человек); - существует возможность организации совместной деятельности подростков со взрослыми (выбор интересующей их проблематики, разработка сценария и мизансцен, распределение ролей). В процессе проигрывания спектаклей: - осуществляется диагностика межличностных отношений и типов поведения всех участников спектакля; - моделируется система взаимоотношений характерная для реальной жизни, что дает подросткам возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других людей и самих себя; - появляется возможность обратной связи и получения поддержки от людей со сходными проблемами; - происходит обучение новым знаниям и практическим умениям; - дается возможность каждому идентифицировать себя с другим человеком, то есть сыграть роль и, таким образом, пропустить через себя систему эмоций, чувств и переживаний; - происходит снятие психологических барьеров общения; - определяется система нравственно-духовных и культурных ценностей. Исследование, включающее работу с интерактивной техникой «Форум - театр» проводилось в 2005-2008 учебных годах с учащихся школы № 14 города Дзержинска Нижегородской области. В течение 2006-2008 учебного года с группами учащихся 7-8-х классов и 9-10-х классов общеобразовательной средней школы г. Дзержинска было проведено 14 интерактивных спектаклей, в работе принимало участие 140 школьников в возрасте от 13 до 15 лет. Проблематика, обыгрываемая в спектаклях – агрессивность, враждебность и конфликтность. Ребята сами придумывали сценарии и мизансцены. Из беседы с подростками выяснилось, что самые интересующие и актуальные проблемы для них следующие (в порядке убывания значимости): - агрессивное, враждебное и конфликтное поведение подростков по отношению к окружающим; - взаимоотношения с родителями (отчуждение родителей от детей, а также неприятие их взглядов, интересов, позиций и др.); - конфликтные взаимоотношения с учителями (по поводу несправедливого оценивания знаний); - конфликтные взаимоотношения между мальчиками по поводу лидерства; - взаимоотношения между мальчиками и девочками; - проблема отвержения подростка группой сверстников; - проблема формирования тревожности и социально-психологической дезадаптации у подростков (рассматриваются причины и факторы, приводящие к возникновению устойчивого состояния тревожности и социально-психологической дезадаптации); - проблема приобщения подростка к алкоголю и наркотикам. Исходя из названных проблем, сначала были проиграны 4 мизансцены, отражающие причины и факторы, приводящие подростков к агрессивному, враждебному и конфликтному поведению: - в 1 мизансцене «семья» были показаны напряженные и конфликтные взаимоотношения между родителями и подростком; - во 2 мизансцене «по дороге в школу» подросток проявляет агрессию и враждебность по отношению к более слабым сверстникам, а так же всячески запугивает, унижает и пытается вымогать деньги; - в 3 мизансцене «школа» подросток опаздывает на урок, пытается объяснить причину опоздания, а учительница не хочет слушать его, говорит с ним авторитарным тоном и просто выгоняет его из класса; - в 4 мизансцене «подросток и асоциальная компания» показан процесс приобщения подростка к употреблению алкоголя: фраза одного из подростков: «Да ладно, забей, иди к нам. Посидим, расслабимся, пивка выпьем, покурим. Сразу легче станет!». После показа спектакля зрителям предлагалось заново сыграть героев поочередно в каждой мизансцене для того, чтобы направить происходящую ситуацию в позитивное русло. Этот этап в спектакле самый важный и значительный, так как он носит диагностический характер (в процессе взаимодействия со зрителями выявляется система взаимоотношений, стилей общения и типов поведения подростков с окружающими). Следует отметить, что многим подросткам особенно тяжело было сыграть роль отца в процессе общения с женой и сыном. Зрители, преследующие цель изменить роль отца в позитивную сторону, то есть показать его более добродушным, переживающим, отзывчивым по отношению к близким людям, через определенное время снова копировали поведение, жесты, стиль общения и реплики того отца который был показан в начале спектакля (читающим газету, конфликтующим с женой и сыном по поводу разных мелочей и т.д.). Возможно проблема в том, что многие дети имеют смутное представление о том, каким должен быть отец на самом деле. Некоторые просто копируют систему взаимоотношений, которую они привыкли наблюдать в своей семье. Кроме того, во 2-й мизансцене зрителям было тяжело найти конструктивные формы общения с подростком, который унижал, оскорблял и пытался вымогать деньги у сверстников. Предлагались следующие варианты решения данной проблемы: - применить силу по отношению к подростку - вымогателю; - позвать на помощь других подростков, чтобы они разобрались с агрессивным и конфликтным подростом, который вымогает деньги у более слабых; - сообщить о факте вымогательства взрослым (родителям, учителям); - испугать вымогателя представителями правоохранительных органов; - увидев агрессивно и враждебно настроенного подростка, не идти ему на встречу, а просто убежать и т. д. Самое главное, что в течение длительного времени зрители пытающиеся изменить тех или иных героев через определенное время начинали говорить на повышенных тонах, кричать и размахивать руками, еще больше провоцируя агрессию подростка - вымогателя. В процессе переигрывания 3-й мизансцены зрителям было нелегко сыграть роль учителя, показать позитивные взаимоотношения между учителем и подростком. Длительное время зрители не могли найти компромисс между подростком и учителем: подросток отстаивал свою точку зрения, а учитель проявлял авторитаризм и свое превосходство над учеником. Следует подчеркнуть, что в процессе переигрывания 4-й мизансцены зрителям тоже было трудно найти выход из сложившейся ситуации: попадая под негативное влияние асоциальной компании (даже если сначала они долго отказывались от употребления алкоголя), в итоге – безропотно соглашались. Наилучшим вариантом разрешения данной проблемы было игнорирование компании подростков. В ходе спектакля психологу постоянно приходилось активизировать деятельность участников, поддерживать коммуникативные и игровые действия актеров и зрителей, побуждать последних к компромиссному решению и эффективному взаимодействию с другими людьми. Помимо работы с интерактивной техникой «Форум - театр» с учащимися проводились регулярные коррекционно-развивающие занятия для сдерживания агрессивного, враждебного и конфликтного поведения, включающие следующие виды социально-психологических тренингов: «Познай себя», «Навыки бесконфликтного общения», «Тренинг коммуникативных умений», «Конфликты и компромиссы», «Выработка стратегии поведения в конфликтной ситуации», «Конструктивное взаимодействие», «Стили взаимодействия с окружающими» и другие. Данные тренинги были рассчитаны на 36 часов, в том числе 2 часа – на психологический анализ полученных тестовых результатов после проведения занятий. Помимо этого, уделялось внимание организационно-коммуникативным, деловым, сюжетно-ролевым, релаксирующим играм, методу инцидента и анализа конкретных ситуаций, групповой дискуссии, «мозговому штурму», психодраматическим элементам, приемам игротерапии и арт-терапии. А также использовались корректирующие психологические и психотехнические упражнения: «Настроение», «Открытость», «Дерево», «Эмоции», «Горячий стул», «Отгадай чувство» и многие другие. В процессе работы активно применялось наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальная и коллективная беседа, консультирование. Таким образом, данные методы способствовали: - диагностике (самодиагностике) и коррекции индивидуально-личностных качеств; - выработке навыков конструктивного и бесконфликтного взаимодействия в процессе общения; - повышению сензитивности, эмпатии и рефлексии; - развитию способности адекватного и наиболее полного познания себя и других; - овладению приемами межличностного взаимодействия; - критическому психологическому анализу итогов собственной деятельности; - обучению приемам регулирования своего эмоционального состояния; - формированию позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего; - созданию условий для сдерживания агрессивного и враждебного поведения, снижения уровня тревожности и т.д. Результаты исследования уровней агрессивности и враждебности у подростков в гендерном аспекте до и после работы с интерактивной техникой «Форум-театр» представлены на рисунке 1. ![]() мальчики девочки Условные обозначения: 1. уровень агрессивности и враждебности в норме 2. уровень агрессивности в норме; уровень враждебности высокий 3. уровень агрессивности высокий; уровень враждебности в норме 4. уровень агрессивности высокий; уровень враждебности высокий Р 25% 17,6%
11,7% В выше нормы 20 (27%) А выше нормы 8 (10,8%) 20,2% 31% ис.1 Процент подростков с различной степенью агрессивности и враждебности до и после проведения работы с техникой «Форум-театр». И девочки мальчики з рисунка 1 видно, что до проведения работы с интерактивной техникой «Форум-театр» у более 50% мальчиков и 35,2% девочек были обнаружены высокие показатели агрессивности и враждебности. Кроме того, у 31 % девочек отмечались высокие показатели враждебности. Повторные замеры уровня агрессивности и враждебности проводившиеся после последних спектаклей 2008 учебного года, выявили положительную динамику в направлении снижения показателей агрессивности и враждебности у подростков (рис. 1 – «после эксперимента»). Данные обрабатывались с помощью метода x² (хи-квадрат). Так у мальчиков значительно увеличилась группа с нормативным уровнем агрессивности и враждебности с 14,7% до 38,3% и снизилась группа с высоким уровнем агрессивности и враждебности с 51,4% до 30,8%. У девочек количество лиц с нормативным уровнем агрессивности и враждебности (группа 1) увеличилось, более чем в три раза (с 14,9% до 41,8%) и соответственно уменьшилось в группе с высокими значениями по совокупности обоих показателей (с 35,2% до 16,4%). Как у мальчиков, так и у девочек снизилось число лиц в группах с повышенными показателями агрессивности. Следовательно, полученные изменения в показателях агрессивности и враждебности после работы с интерактивной техникой являются достоверно значимыми во всех изучаемых группах (p < 0,01). Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что психолого-педагогическую и социальную коррекционную и профилактическую работу необходимо проводить не только с враждебными, агрессивными и конфликтными подростками, но и активно привлекать их родителей и представителей школы (учителей, завуча по воспитательной работе, директора). Организовывать родительские семинары, лектории, «круглые столы», конференции способствующие повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и ответственность их за процесс воспитания и социализации детей и подростков в микро социальных условиях.
1. Копытин, А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методич. пособие. СПб.: Академия Постдипломного пед. образования, 2005. – С.35-37. 2. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С.46-47. 3. Педагогическое обозрение научно – методический информационный журнал. 2/ 2003 г. Н. Новгород нижегородский гуманитарный центр Статья Е. Г. Еделевой Опыт психопрофилактики и других видов зависимости с помощью интерактивной техники «Форум - театр» С. 87-89. 4. Ушанова А.А. Движущие силы (причины) агрессивного поведения подростков //Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы III Национальной научно-практической конференции Т.1 – М.,2006. – С. 157-158. |
ещё >> |