страница 1 |
|
Похожие работы
|
Программы дисциплины «Введение в литературоведение» ( Б5), 032700. 62 Цели и задачи - страница №1/1
![]() «Введение в литературоведение» (Б2.Б5), 032700.62 1. Цели и задачи изучения дисциплины Основная цель дисциплины: сформировать у обучающихся систему представлений о структуре и семантике художественного произведения (в первую очередь литературного), о способе функционирования его в историческом развитии художественной культуры. Задачи дисциплины: - определить место теории литературы в структуре культуры, науки, гуманитарных дисциплин, наук об искусстве; - охарактеризовать основные понятия и концепции теории литературы в различных исторически сложившихся школах; - раскрыть познавательные возможности дисциплины; - дать представление о возможностях применения теории литературы в сфере профессиональной деятельности; - привить навыки анализа текста. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу (Б.2.Б5) Дисциплина «Введение в литературоведение» является базовой в подготовке профессионального филолога по основной образовательной программе. Данная дисциплина изучается студентами в l и 2 семестрах и является обязательной. Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа (4 зачетных единицы). Лекции – 34 ч., практич. – 34 ч., самост. раб. – 49 ч. Формы промежуточной аттестации: 3 контрольные работы, зачет, экзамен. 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: знать: общие закономерности построения художественного произведения и исторического развития литературы, как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития и в профессиональной деятельности, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов; уметь: применять полученные знания в практической деятельности, как в прямом виде (для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование теоретических концепций по аналогии); владеть: набором теоретических понятий и пониманием логики их связанности, навыками самостоятельного анализа художественного произведения. 4. Наименование разделов дисциплины 1. Литературоведение как наука. Литературоведение и его разделы. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Основные этапы развития литературоведческой мысли. 2. Литературное произведение как единое целое. Форма и содержание. Тема и идея литературного произведения. Понятие об образе, типе и характере. Пространственно-временная организация произведения. 3. Сюжет и фабула. Композиция литературного произведения. Конфликт. Понятия «сюжет» и «фабула». Элементы сюжета. Понятие о внутренней и внешней композиции. Внесюжетные элементы. 4. Литературные роды, виды, жанры. Соотношение понятий «литературный род», «вид» и «жанр»; терминологическая разноголосица. Система признаков родового членения. Особенности эпических произведений. Особенности лирических произведений. Особенности драматический произведений. Лиро-эпос. 5. Стиховедение и его разделы. Особенности стихотворной речи. Стиховедение и его разделы: фоника, метрика, строфика. Проблема специфики стихотворной речи. Категории: ритм (ритмичность), рифма (рифмованность), членение. Понятие о стихосложении. Причины появления различных систем стихосложения. 6. Системы мирового стихосложения. Квантитативная (количественная) и квалитативная (качественная) группы. Метрическая (античная) система стихосложения. Мора . Понятие стопы.. Понятие размера. Силлабическая система стихосложения. Тоническая система стихосложения. Устный народный стих как форма тонического стиха, его разновидности. Модификации литературной тоники: Проблема свободного стиха (верлибра). Силлабо-тоническая система стихосложения. Разновидности стоп. Вспомогательные ритмические элементы. Технология определение метра. 7. Звуковая организация поэтической речи. Рифма и ее разновидности. Звуковая организация поэтической речи и разговорной. Использование звуковых повторов как действенного средства для достижения художественной экспрессии. Рифма как наиболее ярко выраженный и ритмообразующий звуковой повтор. Художественные функции, происхождение и историческая эволюция русской рифмы. Виды рифм. 8. Строфика. Твердые формы стиха. Понятие строфы. Схема рифмовки как важнейший признак строфы. Типология строф. Твердые формы стиха. Их отличие от строфы. 9. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Основы стилистики. Понятие тропа. Метафора. Метонимия. Перифраз. Ирония. 10. Стилистические фигуры художественной речи. Своеобразие синтаксиса поэтической речи по сравнению с синтаксисом обычной речевой практики. Фигуры поэтической речи. Разновидности фигур. 11.Художественный метод и стиль. Понятие о литературном направлении, течении, школе. Понятие о литературном методе. Стиль как индивидуальная неповторимость творческого почерка. Литературное направление. Борьба и смена литературных направлений как содержание литературного процесса. Теоретический манифест как обязательная форма самоопределения литературного направления. Литературные направления. Литературные группировки и школы. 12. Реализм как литературное направление. Основные черты и характеристики реализма. «Социально-критический» и «психологический» реализм XIX-XX веков. «Социально- утверждающий» реализм. «Универсальный» реализм (терминология по И.Ф. Волкову). Их характерные черты и программные произведения. |
ещё >> |