Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших школьников для социально-психологической адаптации детей в начально - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кружка для младших школьников «экология» Учитель географии... 1 110.72kb.
Программа социально-психологического тренинга: «Гармонизация доверительных... 1 198.47kb.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному... 1 95.72kb.
Болотова А. И. Развитие познавательной самостоятельности младших... 1 97.69kb.
Программа социально- психологической адаптации студентов первокурсников... 1 92.71kb.
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию... 1 70.04kb.
Программы внеурочной деятельности младших школьников программа 3 350.35kb.
Исследовательский проект основа развития познавательных процессов... 1 58.11kb.
Литература для детей и юношества: в 2-х ч. / Под ред. Н. К 1 44.84kb.
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
Программа «Центр психологической культуры школьников района» 1 43.31kb.
Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников 1 111.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа занятий «Радуга», направленная на социализацию младших школьников для социально-психологической - страница №1/1

Программа занятий «Радуга»,

направленная на социализацию младших школьников
для социально-психологической
адаптации детей в начальной школе.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по социализации младших школьников строилась с учетом опыта, накопленного в общеметодических (В.С.Мухиной, Ч.А.Измайлова, Р.М.Рахматулиной, О.В.Хухлаевой, М.И.Чистяковой и др.) и психологических (А.И.Копытина, Г.А.Бреслава, Г.Л.Лендера, Н.М.Погосовой и др.)
Общая характеристика
Основной задачей данной программы является улучшение и сохранение здоровья ребенка. Под здоровьем в данном случае понимается состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Помимо физического здоровья, выделяют здоровье психическое (состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности) и психологическое (согласно А. Маслоу, это стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал, стремление к гуманистическим ценностям).

Успешность социальной адаптации к обществу определяется уровнем paзвития личностно-средовых ресурсов. Недостаточность их развития обусловливает использование при совладании со стрессом стратегии избегания - одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного поведения.

Так как программа направлена также на предупреждение социальных отклонений (темы для обсуждения- курение, применение наркотиков, алкоголизм и т.д.), то с ее помощью будет, достигнут и профилактический эффект.

Программа способствует созданию, сохранению и поддержанию в школе здоровой атмосферы.



Реализация программы характеризуется рядом особенностей, связанных с психологическими характеристиками младшего школьного возраста.

К началу младшего школьного возраста мышление «прошло путь от практически-действенного, при котором решение задачи возможно только в ситуации непосредственных действий с предметами, к наглядно-образному, когда задача требует не реального действия с предметами, а прослеживания возможного пути решения в непосредственно данном наглядном поле или в плане наглядных представлений, сохранившихся в памяти. Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому рассуждающему мышлению» (Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989, с. 254).

Этот шаг в развитии мышления является ключевым для всего психического развития младшего школьника. Формирующиеся новые формы мышления влияют на развитие всех остальных психических процессов, становясь средствами их осуществления. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим» (там же, с. 255).

Память начинает становиться смысловой: она опирается на установление смысловых, логических связей в материале. Восприятие становится синтезирующим, устанавливающим связи между предметами и явлениями. В результате психические процессы становятся произвольно управляемыми; развивается и укрепляется произвольность психической деятельности.

Важным психологическим новообразованием младшего школьника является формирование новой позиции — позиции школьника, то есть человека, выполняющего общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. С этим связана особая чувствительность детей к правилам школьной жизни. Причем «общественно значимой и общественно оцениваемой становится деятельность по приобретению новых способностей» (там же, с. 245) — учебная деятельность. Учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в области научных понятий; ее продуктом являются изменения, происходящие в самом ребенке. Это деятельность по самоизменению.

Основными компонентами учебной деятельности являются: учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и учебные операции, контроль, оценка. Сначала учебная деятельность целиком организуется взрослым, а затем ее отдельные элементы постепенно передаются детям для самостоятельного выполнения, в чем, собственно, и заключается формирование полноценной учебной деятельности.

Наряду с учебной деятельностью важное место в жизни младшего школьника продолжает занимать игра.

Проживание ребенком каждого возрастного периода подразумевает решение им определенных психологических задач. По Дж. Хэвигурсту, психологическими задачами «среднего детства» (в которое, по отечественной классификации, входит старший дошкольный и младший школьный возраст) являются: овладение физическими навыками, необходимыми для обычных игр; обретение целостной установки по отношению к самому себе как к растущему организму; обучение взаимодействию со сверстниками; овладение адекватной мужской или женской социальной ролью; развитие базовых навыков в чтении, письме и счете; приобретение понятий, необходимых для повседневной жизни; воспитание совести, морали; достижение личностной независимости.

В младшем школьном возрасте продолжается усвоение полоролевых стереотипов и на первый план выходит овладение учебными навыками, моральное развитие, развитие произвольности, овладение навыками взаимодействия с социальными институтами.

По мнению одного из крупнейших авторитетов в области возрастного развития человека Э. Эриксона, основным новообразованием младшего школьного возраста является обретение чувства умелости (компетентности). Если же чувство умелости не формируется, то возникает чувство неполноценности. Э. Эриксон, таким образом, указывает на важнейшую роль эмоциональных моментов в развитии.

Ребенок младшего школьного возраста реализует перечисленные возрастные задачи преимущественно в учебной деятельности. В ней он овладевает базовыми учебными навыками, правилами школьной жизни, в ней развивается произвольность психических процессов и формируются навыки взаимодействия с социальными институтами. Все эти моменты развития переживаются ребенком эмоционально. В случае благоприятного хода развития (в случае решения возрастных задач) формируется обобщенное позитивное эмоциональное переживание — чувство умелости (компетентности). В случае неблагоприятного хода развития (нерешения или частичного решения возрастных задач) у ребенка формируется обобщенное негативное эмоциональное переживание — чувство неполноценности.

В основе нашего подхода к развитию творческого потенциала личности лежит представление о творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа; в качестве ее самодостаточного проявления принимаются эмоциональные реакции и состояния человека. С этой точки зрения, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Поэтому для развития творческого потенциала необходимо осуществлять работу с эмоциональным содержанием.

Развитие ребенка происходит во взаимодействии со взрослым. Это взаимодействие способствует личностному и творческому развитию ребенка тогда, когда его содержанием выступают эмоциональные реакции и состояния ребенка.

Важным моментом в осознании ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие взрослым этих состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые ребенок испытывает. Не принимая эмоциональных реакций и состояний ребенка, то есть, не признавая за ним право испытывать эти эмоции, взрослый препятствует развитию индивидуальности ребенка.

Существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний становится их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию.

Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение, то есть выражение собственных эмоциональных реакций и состояний. Взрослый предоставляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает ребенку.

Таким образом, основное условие осознания и проявления ребенком своей индивидуальности (а тем самым и основное условие развития его творческого потенциала) — это принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений.

В качестве основного принципа развития творческого потенциала личности выдвигается принцип трансформации когнитивного содержании в эмоциональное. В соответствии с этим принципом когнитивное содержание (выполняемое ребенком задание) должно быть трансформировано в эмоциональное (его отношение к этому заданию): вся работа разворачивается вокруг эмоционального содержания.

В программе также использованы принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация. Применительно к данной программе это означает, что проблемы ставятся в эмоциональной плоскости и решаются в диалоге со взрослым и со сверстниками; индивидуализация выражается в том, что принимаются все эмоциональные проявления ребенка.

Обязательным при проведении занятий программы является соблюдение условий безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Для реализации этих условий нужно:

— восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются родители его первыми шагами;

— позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;

— использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

— максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;

— создать климат взаимного доверия;

— обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Непременное условие проведения занятий — положительная поддержка личности детей. При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей; принимается и выслушивается все, что делается ими.

Необходимо соблюдать определенные требования к речи ведущего:

— описывать свои чувства, называть конкретные факты или детали, которые понравились;

— выражать удивление и восхищение всем, что делают и говорят дети на этих занятиях;

— часто употреблять такие слова, как: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и др.;

— если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ученика;

— в каждом занятии находить что-то позитивное и называть вслух.


Цели


  • Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков.

  • Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, с родителями.

Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

  • уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;

  • эффективно взаимодействовать, общаться;

  • справляться с волнениями и стрессом;

  • делать выбор и принимать решения;

  • критически мыслить;

  • сопротивляться и противостоять.


Методы
Для раскрытия тем используются:

  • дискуссия, обсуждение;

  • мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);

  • работа в парах;

  • рисунок;

  • игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);

  • драматизация (разыгрывание различных ситуаций); работа в малых группах;

  • элементы хромотерапии

  • элементы музыкотерапии

  • элементы сказкотерапии

  • элементы арт-терапии

  • элементы фитотерапии

Занятия проводятся в игровой форме. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
Виды игр, используемые в программе:

  • Сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев.

  • Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли ведущего.

  • Игры по сенсорному воспитанию,

  • Словесные игры.

  • Игры с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,

  • настольно-печатные игры,

  • псевдосюжетные игры.

  • Игры по виду деятельности учащихся.

  • Игры-путешествия.

  • Игры-поручения.

  • Игры-предположения.

  • Игры-загадки.

  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

— общее оздоровление, укрепление организма, развитие эмпатийных качеств, развитие организованности, дисциплины;

—совершенствование мелкой моторики, движения пальцев становятся более точными, ловкими, произвольными, согласованными;

—совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия.

Все занятия имеют единую структуру:



  • ритуал приветствия;

  • основная часть занятия;

  • рефлексия прошедшего занятия;

  • ритуал прощания.

Ритуал приветствия. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?»

Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех.



  • Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно).

  • Ритуал прощания. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д.

Содержание занятий построено на основе упражнений и игр, предложенных М.И. Чистяковой, Л.М. Житниковой К. Фопеля.

Очень важно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя: выражали свое мнение по разным вопросам, делали рисунки, играли, работали в малых группах. Иными словами, важно постараться выстроить партнерские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений наряду с авторитарными, имеющимися в большинстве классов.


Организация занятий
Программа «Радуга» реализовывается в рамках модернизации образования – введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС). Занятия прописаны в расписании как внеаудиторная занятость учащихся. В 1-4 классах — 1 раз в неделю: 1 класс- 30 занятий, 2-4 классы- 35 занятий. Наполняемость групп 20-25 человек, продолжительность занятий 25 минут.

Пространство кабинета организовывается таким образом, чтобы получилось три условных круга: свободное от мебели пространство, в котором можно легко перемещаться, танцевать; круг из стульев (количество стульев равно числу присутствующих); столы для работы, расположенные также по кругу.

В течение всего цикла занятий нарисованные картины развешиваются так, чтобы комната впитывала атмосферу группы и отражала текущий процесс.

Таким образом, каждый рисунок постоянно находится в поле зрения. Он излучает свою атмосферу, и любой ученик практически всегда может обратиться к нему. Если есть фотоаппарат, рисунки можно фотографировать и протоколировать процесс.



Изменения, внесенные в программу «Радуга», автора О. Матвеевой, педагога-психолога школы № 1205, для организации более эффективной работы с учащимися, занятия проводятся еженедельно, в соответствии с реальными потребностями и запросами, возникающими в школьной жизни. Каждый урок по программе «Радуга» самостоятельно спланирован руководителем занятий с опорой на предложенные автором тематические планы, методы и средства и с учетом специфики класса, запросов детей, педагогов, родителей, администрации образовательного учреждения.


Правила
Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определенным правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе. Регулируя дисциплину, учитель может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом:

    1. Хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку (если хочешь спросить).

    2. Слушай (будь внимателен).

    3. Не унижай других (не кривляйся, не смейся).

    4. Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).

    5. Помогайте друг другу;

    6. Когда говорит один – другой слушает и не перебивает ;

    7. Звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина.


Материалы к занятиям
Создать особую атмосферу урока помогает игрушечное ярко-оранжевое Радуга на веревочке — символ урока «Радуга» вывешивается на доску. Пушистая игрушка, одетая на руку ведущего, —помогает налаживать контакт с маленькими детьми, вводить «скучные» правила, организовывает внимание учеников. Кроме того, используются небольшие легкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; несколько небольших пушистых игрушек; различный бумажный материал и рисунки, изготовленные ведущим.

Выбор учеником материала, которым он будет пользоваться на занятии, имеет большое значение. При известных условиях материал указывает на область конфликтов и на степень готовности к эмоциональному самовыражению.



Краски больше, чем другие материалы позволяют эмоциям, настроениям и образам перетекать через руки (рисование пальцами) прямо в материал и отображаться с минимальным контролем.

Акварель можно наносить по-разному: они могут быть яркими и тусклыми, четкими и размытыми, тяжелыми и легкими.

У восковых мелков очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем выше перечисленный материал, и таким образом, открывают только часть возможностей психической саморегуляции. Они позволяют выразить себя в форме и цвете тем ученикам, кто пугается текучей, не предсказуемой стороны бессознательного.



Фломастеры требуют во время рисования сильного контроля. Использование фломастеров вскроет момент подавления страха перед богатством собственных переживаний и ощущений. Если ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, часто выбирает простой карандаш, значит, что-то, возможно, препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.

Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.

Для групповых рисунков используется оберточная или обойная бумага. Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.



Приемы и навыки ведущего
Такие приемы и навыки должны помочь детям быстрее стать активными участниками урока. К ним относится приветствие: игрушечный друг здоровается с ребятами, широко разводя руки в стороны и наклоняя вперед голову, — ребята дружно отвечают ему тем же. Таким же образом ребята приветствуют своего классного руководителя, а он отвечает так, как ему хочется, но, как правило, таким же поклоном, непременно улыбаясь.

Таким образом, урок «Радуга» начинается с улыбок, с символических объятий, с позитивного настроя на диалог между всеми участниками учебного и воспитательного процесса. Другой прием, зарекомендовавший себя на уроках «Радуга», — это «бесшумные аплодисменты»: любой ребенок или все вместе могут похвалить или одобрить других, подняв вверх обе руки и совершая быстро повороты кистями. Такие «аплодисменты» никому не мешают работать, нравятся детям, создают атмосферу тепла и доброты в классе. Психологи, ведущие программу, могут применять собственный арсенал приемов и средств, способствующих успешному взаимодействию на уроках.

Ведущий занятий «Радуга» должен стремиться к созданию благоприятного положительного климата в классе, то есть такой обстановки, где любят, поддерживают друг друга, где ребенок чувствует себя хорошо, спокойно, уверенно. Для этого ведущий должен владеть тремя основными навыками:

1. Безусловное принятие ребенка — не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.

2. Умение слушать — кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.

3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)

Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе более привлекательным.

В результате дети осознают свои сиюминутные состояния как нечто особенное, важное, имеющее определенную ценность: такие состояния присущи только тебе, а у другого человека это происходит уже по-другому. Другой человек иначе чувствует и иначе выражает свои переживания, используя другой цвет, другую форму. Только так — придавая ценность собственным переживаниям ребенка — можно воспитать у него чувство собственного достоинства, уверенность в себе и самоуважение.

Непременным условием проведения этих занятий является использование повседневного опыта детей. Это позволяет ребенку почувствовать, что то, что с ним происходит, очень важно. Ребенок еще не способен спрогнозировать свою жизнь, сосредоточиться на том, что пригодится в будущем. Он живет здесь и сейчас, и все разговоры взрослых о будущем его не затрагивают. А вот то, что происходит с ним сейчас, что он воспринимает, на что реагирует, что вызывает приятные или неприятные чувства, это и есть для него самое важное.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1-й раздел — Самосознание (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением — С.). Основным содержанием этого раздела является: анализ человеческих чувств, эмоций, отдельных умений, поведения, ценностей; развитие умения анализировать самого себя; начало формирования образа «Я» как основы развития жизненно необходимых навыков.

2-й раздел — Взаимоотношения (в дальнейшем каждая тема этого раздела помечена сокращением — В.). Основным содержанием этого раздела является: анализ и развитие навыков бесконфликтного общения в семье, в классе, в малой группе (4–6 человек); обучение законам работы в малых группах как в роли лидера, так и в роли подчиненного.

Деление на два раздела условно, так как, во-первых, темы 1-го и 2-го разделов чередуются по мере готовности детей их воспринимать. Во-вторых, развитие самосознания происходит также через анализ взаимоотношений ребенка. В-третьих, чувства, эмоции, с которых начинается изучение 1-го раздела, всегда характеризуют, сопровождают, окрашивают любые взаимоотношения ребенка.



1-й КЛАСС
Всего — 30 занятий





п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности






Введение в курс «Радуга»

1

Рассказ, диалог, обсуждение, рисунок. Ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами, ведущими курса.

Создание портрета класса

Создать в группе эмоционально благоприятный фон для групповой работы






Повторение правил курса.

1

Обсуждение вопроса: «Есть ли кто-то другой, полностью похожий на вас?»

Выставка детских рисунков.

Идея необычности, уникальности каждого.






Необычность и сходство каждого

1

Обсуждение вопроса: «Чем мы все похожи?» Важность сходства интересов, мнений, вкусов.

Сказкатерапия «Я не одинок»

Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом.






Доверие. Опасные шаги откровенности

1

Обсуждение вопроса: «Почему есть риск в том, чтобы доверить другим свои мысли?»

игры: «Шалтай-болтай», «Клякса», групповая игра «Смотри на руки», «Театр вещей».

Установление отношений доверия и открытости на уроке. Особое соблюдение правила «Не унижай!». Выводы о ценности доверия в классе.







Разные человеческие чувства

1

Групповая работа. Викторина

Научиться распознавать разные чувства. Игры с эмоциями перед зеркалом

Обучить словесной передаче своего эмоционального состояния.






Многообразие чувств

1

Дискуссия. Важность умения правильно проявлять свои чувства. Ролевые игры

Графическая методика «Кактус».

Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.






Многообразие чувств.

1

Подвижные игры. Научиться распознавать пять наиболее встречающихся чувств

Игра в мяч «Обстоятельства и эмоции»

Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоции






Чувство грусти

1

Рассказ, индивидуальный рисунок, обсуждение. Научиться распознавать чувство грусти.

Рисунок «Я грущу». Примеры вслух

Учить распознавать и изображать эмоцию «грусти»






Как перестать грустить

1

Диспут. Всегда ли в жизни нужно пытаться развеселиться или развеселить другого, когда грустно?

Мозговой штурм

Познакомить детей с эмоцией грусти; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.






Чувство радости.

1

Групповая работа. Чувство радости в жизни.

Игра «Четыре стихии»,

Игра «Снег» с музыкальным сопровождением.



Изображение эмоции радости. Рисуночная методика

Снять психическое напряжение; учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию «радости»






Умение радоваться за себя и за других

1

Чтение сказочных ситуаций, обсуждение.

Проигрывание различных ситуаций, театральные сценки

Создать в группе эмоционально благоприятный фон






Как доставить радость другим?

1

Беседа-диспут

Изображение чувства без слов, при помощи мимики.

Снять психическое напряжение; учить радовать окружающих различными способами






Чувство страха

1

Работа в парах. Мимика страха. Сделать вывод, что многие боятся одного и того же.

Рисунок «Я боюсь...» или «Я боялся...».

Учить распознавать и изображать «гнев» Активизировать ассоциации детей






Полезно или вредно чувства страха?

1

Драматизация «Страх полезен — он предупреждает об опасности, вредно много бояться Важно уметь справляться со своими страхами»

Игры «Конспиратор», «Закончи предложение», пальчиковый игротренинг «Утречко»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.






Как побороть страх?

1

Сюжетно-ролевые игры с использованием арт методик

Рисунок своего страха как один из способов его преодоления.

Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей; Учить изображать эмоцию «страха».






Чувство стыда.

1

Беседа. Ознакомить с заданным эмоциональным состоянием

Проиграть мимику стыда

Рисунок самого себя



Учить изображать и распознавать чувство «страха» и «стыда».






Как поступать так, чтобы не было стыдно?

1

Беседа. Узнать, как люди преодолевают чувство стыда

Обсуждение в классе новеллы

Учить распознавать и изображать «стыд» Активизировать ассоциации детей.






Стыд как регулятор нашего поведения

1

Обсуждение вопросов: «Нужно ли нам чувство стыда? Зачем? Хорошо или плохо испытывать стыд?»

Упражнение «импульс», работа с пиктограммами.

Упражнения «Гномы», «Зеркало». Разбор возможных ситуаций в классе. Обсуждение в парах.



Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию «стыда»






Чувство гнева


1

Беседа, использование пиктограмм, мозговой штурм. Научить детей распознавать у себя и у других чувство гнева.

Игра «Воздушный шарик», мозговой штурм «причины гнева», групповая игра «объятия»

Чувствовать гнев — это нормально! Ненормально — обижать другого, когда сердишься.







Как преодолеть гнев

1

Дискуссия, различные способы справиться со своим гневом

Мозговой штурм

Снять двигательную расторможенность, негативизм.






Многообразие чувств.

1

Подвижные игры. Научиться распознавать пять наиболее встречающихся чувств

Игра в мяч «Обстоятельства и эмоции»

Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоции






Поступки

1

Псевдосюжетные игры и упражнения.

Упражнения:

«Рисуем картинки в уме»

«Я на улице»,

«Общественный транспорт»;



прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Мама»;

Научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).






Умение распознать, оценить, выразить разные чувства

1

Работа в малых группах. Необходимость выражения эмоций

Использование вместо слов жесты и мимику. Игры «Запретный номер», «Запрещённое движение», «Замри», «Волшебное слово»

Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей






Комплименты

1

Работа в парах. Научить детей делать честные, правдивые комплименты, получать комплименты

Круг доверия: «Мне приятно, когда... Мне нравится, как ты делаешь... Мне нравится быть с тобой, потому что...»

Развивать наблюдательность и активность.






Круг доверия

1

Игра-путешествие. Научить детей доверять взрослому

Путешествия в страну доверия

Развитие способности к эмпатии, сопереживанию






«Теплая пушинка»

1

Арт-методики

Рисунок как «теплая пушинка» в подарок любому человеку в классе.

Способствовать сплочению группы






Игры как «теплые пушинки».

1

Игры-беседы (игры-диалоги).





Обучение адекватным способам взаимодействия с детьми, навыкам конструктивного взаимодействия.






Праздники как «теплые пушинки».

1

Вспоминаем праздники этого года

Картинная галерея

Способствовать сплочению группы






«Теплые пушинки» в нашем классе

1

Игры с дидактическими игрушками

Игра по выбору детей

Развивать наблюдательность и активность.






Постановка сказки

1

Драматизация

Постановка сказки «Мои эмоции»

Формирование способности к эмоциональной саморегуляции






Итоги. Игры.




Прощание до следующего года.

Игра «Бип», этюд «Писк гуся», этюд «Царевна лягушка», аутотренинг-расслабление «На зеленной траве» под музыку.

Формирование способности к эмоциональной саморегуляции

2-й КЛАСС
1 занятие в неделю
Всего — 35 занятий







п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности






Введение

1

Повторение правил, целей и задач курса.

Рисунок «Мой летний портрет». Игра «Море волнуется».

Создать в группе эмоционально благоприятный фон






Повторение.

1

Обучение навыкам слушания

Игра «Испорченный телефон» — «летние» слова. «Я доверяю свой летний портрет всему классу».

Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе






Повторение.

1

Обучение навыкам слушания

Игра «необычность и схожесть каждого» — анализ летних портретов.

Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе






«Доверяю свой летний портрет всему классу».

1

Игры-диалоги. Рисунок. Формирование у учащихся целостного представления о развитии собственной личности и личности другого человека; развитие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании

Упражнение- разминка «Ласковое имя»

Упражнение «Коллективное рисование»




Содействовать доброжелательной обстановке в группе






Я и мой класс

1

Обсуждение историй и сказок. Стимулирование внутригруппового общения.

Тренинг общения «Я и Мы»,

Формировать доброжелательное отношение друг к другу






Мы- коллектив

1

Игры с дидактическими игрушками. Развитие межличностного общения в группе

Пальчиковый игротренинг «Лесенка», социоигры «Разведчики», «Найди пару»; игра «От улыбки солнечной одной».


Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения






Дружба, как индикатор сплоченности

1

Коллективный просмотр мультфильмов. Обсуждение. Научить детей решать возникающие проблемы мирным способом.

Мультфильмы. «Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Развивать навыки совместной деятельности






Активное и пассивное слушание

1

Научить навыкам активно слушать — смотреть на собеседника, реагировать на услышанное, задавать встречные вопросы

Слушание сказки «Осень в лесу», коллективное рисование, обсуждение работы

Развитие социальных умений и коммуникативной гибкости






Активное и пассивное слушание

1

Игры по сенсорному воспитанию. Закрепить навыки активного слушания

Упражнение «опаздывающее зеркало». Игра «Поза и норма», «Молчу-говорю-кричу», «Зоопарк». Упражнения «Мусорное ведро».

Развитие социальных умений и коммуникативной гибкости






Важность умения активно слушать

1

Настольно-печатные игры. Учить вести диалог, игра-поручение

Работа в парах

Совершенствовать коммуникативные навыки детей






Чувство волнения

1

Групповая работа. Познакомить с чувством волнения и действиями, связанными с ним

Игра «Видеотелефон». Мимика чувства волнения. Активное слушание в парах: «Я очень волновался, когда...» Рассказать вслух о том, что услышали от собеседника. Обсуждение: «Полезно или вредно волноваться?»

Развивать способность детей к эмпатии






Пути преодоления волнения

1

Работа в парах. Развитие положительной самооценки, самоорганизации

Мозговой штурм,

Упражнение “Доброе тепло”



Помочь осознать важность эмоций в жизни человека






Чувства

1

Работа в малых группах.


Игра «Путаница», «Море волнуется». Этюды о чувствах людей

Формировать критичное отношение к себе






Толерантность

1

Беседа с элементами сказкатерапии

Сказка «Ежик», упражнения-этюды о Ежике, упражнение «бабочка»

Формировать чувства сопереживания, терпимости к другим, стремление помочь в трудной ситуации






Умения

1

Объяснить какие умения помогают нам чувствовать себя комфортно

Игра «Узнай по голосу». Этюд «Я умею» «Ура! Получилось!» Упражнение «Танец клоуна»

Учить детей действовать согласовано






Моя самооценка

1

Помочь понять, что мы все грустим и чувствуем себя отвергнутыми, если кто-либо не хочет поделиться с нами

Упражнение «Плохо – Хорошо»

Упражнение «Копилка школьных трудностей»




Повышать уверенность в себе






Я и ты. Чем похожи?

1

Игра-диспут. Обозначить важность умения.

Упражнение- разминка “Эстафета хороших известий”


Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность






Итоговое занятие

1

Большая сюжетно-ролевая игра. Умение хранить тайну укрепляет дружбу, доверие и уважение к человеку.



Игра «Я-ты-он»

Учить детей действовать согласовано






В жизни важно что-то уметь.

1

Объяснить понятие «сотрудничество»

Сюжетные игры.

Помочь осознать себя как личность






В жизни важно что-то уметь.

1

Работа в малых группах.

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям



Игра с предметами «Спаси птенца».

Способствовать повышению групповой сплоченности






Умение разделять.

1

Обсуждение. Игры в парах. Развитие чувства эмпатии

Игра «Морщинки».

Укреплять чувство единства






Умение делиться и хранить тайны.

1

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).




Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств






Умение сотрудничать

1

Практикум

Игры: «Конспиратор», «Закончи предложение», пальчиковый игротренинг «Ут-речко», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение: «Улыбка», «Дружба».

Повышать у детей уверенность в себе






Умение сотрудничать

1

Развитие личности ребенка, его самосознания, формирование навыков рефлексии, умение взаимодействовать с другими людьми

Итоговая игра «Гонки с препятствиями»

Формировать позитивное отношение к сверстникам






«Я тебя понимаю»

1

Обсуждение. Групповые игры. Развитие у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа, формирование у учащихся ощущения границ своего «Я», развитие умений и навыков взаимодействия с другими людьми

Игра «Льдинка», «Фотография»

Повышать уверенность в себе






Поступки

1

Драматизация. Развитие представлений о своем Я, развитие умения конструктивно взаимодействовать с окружающими, развитие ответственности за свой выбор и свои поступки

Сюжетно-ролевая игра «Колобок»

Формировать позитивное отношение к сверстникам






Умение сотрудничать.

1

Обсуждение. Игры. Развитие представления о собственной личности, развитие позитивного отношения к своему «Я» и к «Я» другого, развитие рефлексивных способностей

Сюжетно-ролевая игра «Маски»

Учить детей действовать согласовано






Добрым быть всегда светлей

1

Формирование навыков активной жизненной позиции, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Упражнение – разминка «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»

Упражнение «Пять моих хороших качеств»

Упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»

Сказка «Туча»



Упражнение «Радость»

Укреплять чувство единства






Сотрудничество в семье

1

Рисуночные методики. .Формировать у учащихся чувства доверия к окружающим

Выставка.

Обогатить репертуар социальных навыков






«Семейные созвездия».

1

Диспут. Развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Мозговой штурм «Что такое «сотрудничать»?

Развивать чувство единства, сплоченности






«Я в семье».

1

Драматизация. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям

Проигрывание этюда «Лисичкин дом»

Развитие лучшего понимания себя и других






Взаимоотношения.

1

Работа в малых группах. Развитие позитивного отношения к своему «Я» и к «Я» другого, развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Игра»Сломанный телефон», «Сиамские близнецы»

Способствовать творческой самореализации






Братья и сестры.

1

Рисунок. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений

Упражнение «Повтори позу». Рисуем пальчиками рук своих братьев и сестер

Укреплять чувство единства с родственниками






Ориентировочная минимальная диагностика

1

Индивидуальная работа. Диагностика «Уровень воспитанности»

Индивидуальное тестирование

Определить уровень воспитанности учащихся






Итоги

1

Групповая работа. Зафиксировать данные о результативности воспитания

Самодиагностика

Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств

 ЛИТЕРАТУРА



  1. Игры для интенсивного обучения. Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991.

  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины: Тренинг. – М.: Генезис, 1997.

  4. Мой мир и я. Учебное пособие. Подготовлено под рук-вом д-ра Джун Хо Сьюка. – Международный фонд образования, 1994.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.

  6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  7. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

  8. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – СПб.: Кристалл, 1997.

  9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 1-4 т. – М.: Генезис, 1998.







Да сгинут те, кто раньше нас высказал наши мысли! Латинское изречение
ещё >>