Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Социология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «социология»... 3 417.02kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих... 1 97.95kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100. 1 38.33kb.
Программа вступительного комплексного экзамена по праву в магистратуру... 6 1030kb.
Программа вступительного междисциплинарного экзамена по дисциплине... 1 98.72kb.
Программа дисциплины «Всеобщая история» 1 322.57kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Химия»... 1 89.56kb.
Программа вступительного экзамена для поступающих в магистратуру... 1 98.04kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100 1 197.57kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 031900. 9 537.51kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности... 1 360.54kb.
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Москва... 4 901.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Социология» - страница №1/1

Программа вступительного экзамена в магистратуру по дисциплине «Социология» (направление «Социология») разработана на кафедре Социологии и гуманитарных наук.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению 040100.68 – «Социология»


  1. Требования к вступительному экзамену в магистратуру по дисциплине «Социология» (направление 040100.68 — Социология)

На вступительном экзамене поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:

  • знание мировых и отечественных достижений в области теории и практики социологической науки;

  • понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

  • умение свободно ориентироваться в проблемах гуманитарных, социально-экономических и естественных наук;

  • умение чётко и логично излагать свою точку зрения, вести аргументированную научную дискуссию;

  • знание о процессе и методах эмпирического социологического исследования.

  1. Содержание экзамена

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Предмет истории социологии. История социологии как процесс и как специальная научная дисциплина. Место истории социологии в системе социологического знания. История социологии и история общественной мысли: предметное размежевание. Основные этапы развития социологии как науки: российские и зарубежные подходы. История социологии как базовая, основополагающая учебная дисциплина в системе профессионального социологического образования, её связь с другими учебными предметами. Современная учебная и монографическая литература по истории социологии: достоинства и недостатки.

Предыстория и социально-философские истоки социологии. Первобытное сознание как первоначальная форма социального мышления. Социальная мысль Древней Индии и Древнего Китая. Античные учения об обществе. Социально-политические идеи Платона и Аристотеля. Социально – политические идеи и концепции в Древнем Риме. Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения. Теологическая идеология об общественном развитии. Зарождение светской общественной идеологии: Н.Макиавелли. Первые коммунистические утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла, Дж.Уинстенли. Обществоведение в эпоху Нового времени. Теории «естественного права» и «общественного договора» в трудах английских философов Т.Гоббса и Дж.Локка. Французские просветители Ш.Л.Монтескье, Ф.М.Аруэ (Вольтер), Ж.-Ж.Руссо о человеке, обществе, государстве. Утопический социализм ХVIII – начала ХIХ вв. Социальная философия И.Канта. Учение Г.В.Ф.Гегеля о гражданском обществе и его развитии. Антропологический взгляд Л.Фейрбаха на общество. Основные направления развития социально-политической теории в ХIХ в.: либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократизм, антидемократизм.

Общее и особенное в развитии мировой социальной мысли. Национальные «школы» (английская, французская, немецкая и др.) социально-философской мысли: общая характеристика основных направлений исследовательской деятельности, традиции в выборе исследовательских ориентиров и концептуально-методологических приоритетов. Особенности развития социально-философских учений в России: оценочный характер, интерес к историософской проблематике, центральная тема – спор о судьбах России, тесная связь с политическими и идеологическими движениями, публицистичность и эмоциональность, поздняя институционализация, слабая проблемно-тематическая дифференциация. Периоды эволюции российской общественной мысли: древнерусская социальная мысль; социально – философская мысль в эпоху Московского государства XV – XVI вв.; социологические идеи в России ХVII – начала ХIХ вв.; основные направления социально-политической теории и практики ХIХ в. в России: консерватизм, славянофильство, западничество, дворянское просветительство, революционный демократизм, народничество, гуманизм, антидемократизм, марксизм. Рецепция западной мысли в российской социальной теории. Особенности восприятия западных идей в России.

Объективные (социально-институциональные) предпосылки возникновения социологии. Субъективные (социокультурные, ментальные, интеллектуальные) предпосылки возникновения социологии. Общая характеристика интеллектуальной атмосферы, сложившейся в западноевропейском обществознании в конце XVIII – начале XIX вв.

Начальный этап развития социологии как самостоятельной области научного знания. О.Конт: вехи жизненного пути и творческая судьба мыслителя. Контовская классификация наук и место в ней социологии. Социология как «социальная физика»: социальная статика и социальная динамика. Закон трёх стадий как основной динамический закон исторической эволюции форм человеческого мышления и соответствующих им форм общественной организации. Судьбы идейно-теоретического наследия О.Конта.

Гносеологические и мировоззренческие основания позитивистского парадигмального проекта. Британская позитивистская традиция: социологический органицизм Г.Спенсера и экономический утилитаризм Дж. С. Милля. Э.Дюркгейм: апология социологии и социологического метода.

Редукционизм в социологии. Вульгарный позитивистко-натуралистический подход к изучению общественных явлений как разновидность социологического редукционизма. Социал-дарвинизм и органицизм. Географическое направление в западной социальной мысли XIX – нач. ХХ вв. Расово-антропологическая школа в социологии: основные направления исследований и их идеологический контекст. Механистическое направление в социологии.

Формальная социология и её основные представители: Г.Зиммель и Ф.Тённис. Основные категории формальной социологии Г.Зиммеля. Разработка Зиммелем принципов «понимающей методологии». Теория социальной дифференциации Г.Зиммеля. Социально-конфликтологическая проблематика в работах Г.Зиммеля; его теории рационализации и культуры. Формально-аналитическая теория общества Ф.Тённиса.

М.Вебер: жизнь, творчество, основные труды. Философские основания веберовской методологии: кантианские корни научного мировоззрения М.Вебера. Социологическая методология М.Вебера. Определение понятий «ценность», «отнесение к ценности». Понимающая социология М.Вебера. «Идеальные типы» М.Вебера и их использование в социологическом исследовании. Основные категории социологической теории действия. Типы социальных действий по М.Веберу. Веберовская традиция в социологической теории и её влияние на развитие мировой социологии.

К.Маркс как социальный теоретик: его место в истории мировой общественной мысли. Материалистическое понимание истории: учение об общественно-экономических формациях; теория классов и классовой борьбы. Ф.Энгельс о развитии семьи и государства. Социологическая критика системы теоретических построений К.Маркса Э.Бернштейном, К.Каутским, Дж.Лукачем, А.Грамши. Зарождение «западного марксизма» (неомарксизма) и его эволюция в ХХ в. Социологические идеи в творчестве представителей Франкфуртской школы: М.Хоркхаймера, Т.Адорно, Ю.Хабермаса, Э.Фромма и др.

Психологическая традиция в социологической теории. Наука о человеческом обществе и наука о человеке: споры об онтологическом и методологическом первенстве. Социологизм и психологизм. Дисциплинарный статус социальной психологии. Концепции массового общества и массового поведения в западной социальной мысли конца XIX –начала ХХ вв. (Г.Тард, Г.Лебон). Социологический аспект творчества З.Фрейда. Фрейдизм и западная теоретическая социология: основные параметры интеллектуального взаимодействия. Неофрейдизм в социологии. Психологически ориентированная социологическая мысль в США (психологический эволюционизм Л.Ф.Уорда, Ф.Г.Гиддингса). Критика вульгарного психологизма и радикального методологического индивидуализма В.Вундтом.

Антропологическая школа в британской социологии: Э. Вестермарк, А. Р. Редклиф – Браун, Б. К. Малиновский.

США – центр развития социологической науки в ХХ в. Особенности становления социологической науки в США. Начальный этап развития американской социологии. Основополагающие методологические принципы, базисные теоретические постулаты, основные направления научно-практической исследовательской деятельности Чикагской социологической школы (А.Смолл, Р.Парк, У.Томас, Ф.Знанецкий). Творчество социологов Колумбийской школы (Р.М.Мак-Айвер, Я.(Дж.)Л.Морено, П.Ф.Лазарсфельд, Р.К.Мертон). Американский период научной деятельности П.А.Сорокина: «Социология революции», теория социальной мобильности, «Социальная и культурная динамика», концепция конвергенции социалистического и капиталистического типов обществ.

Символический интеракционизм и драматургическая социология. Идейные основания интеракционистской теории: философия прагматизма, теория «зеркального Я». Структура личности в концепции Дж.Г.Мида, его антропология коммуникации и социальная психология. Драматургическая социология И.Гофмана. Символический интеракционизм и драматургическая социология: сравнительный анализ теоретических подходов.

Структурный функционализм в социологии. Идейные истоки и формирование функциональных представлений в социологии. Функционалистские мотивы в творчестве классиков западноевропейской социологии (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). Функционализм в культурной (социальной) антропологии. Структурный функционализм и общая теория систем. Современный функционализм и его концептуальный аппарат. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса: теория социального действия, теория социальной системы, теория модернизации и общественного развития. Идеологическая и теоретико-содержательная критика структурного функционализма.

Феноменологическая социология. Базовые парадигмальные установки «феноменологически ориентированного» знания: философская феноменология Э.Гуссерля. «Мир повседневности» - центральная тема социологов, работающих в рамках феноменологической традиции научного знания (А.Шютц и др.). Теория социального конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана. Новейшие течения в феноменологически ориентированной социологии (Г.Гарфинкель, А.Сикурел).

Социологическая теория конфликта. Классики социологии о конфликте и его роли в общественной жизни. «Объективистская» и «субъективистская» трактовки проблемы генезиса социальных конфликтов: подходы К.Маркса и Г.Зиммеля. Теория социального конфликта в её «диалектической» версии (Р.Дарендорф). Функционалисткая теория социального конфликта Л.Козера.

Бихевиористская социология и теория социального обмена. Бихевиористская социология как результат преобразования идей В.Ф.Скинера в социологические принципы. «Подкрепление» - основное понятие поведенческой социологии. Основные постулаты теории обмена Дж.Хоманса. Теория интегративного обмена П.Блау.

Современные направления и теории в социологии. Теории общества в постнеклассической социологии. Концепция постиндустриального общества Д.Белла. Понятие общества и социального действия в концепции А.Турена. Туреновская версия теории постиндустриального общества. Теоретико-методологическая рефлексия на рубеже ХХ – XXI в.в.: от неофункционализма к социологии «глобального общества». Модернизация и глобализация. Современная социологическая теория глобального общества. Глобальное общество и социальные системы. Глобализация капитализма как проблема  социологии  И.Уоллерстайна. Уоллерстайн и критика концепций глобализации. Э.Гидденс: попытки нового теоретического синтеза в социологии как современный тип социологического теоретизирования. Теория структурации как теория действия, модерн и будущее социологии. У истоков социологического постмодернизма. От Т.Адорно к М.Фуко: неомарксистские истоки агрессивного антисциентизма. Постмодернистская радикализация идеи «сексуальной революции». «Фукоизм» и социологический постмодернизм. Новые отрасли современной социологии: визуальная социология, киберсоциология.

Социология в России. Теоретико-методологические основы развития социологии в России: натуралистические теории (Н.И.Ножин, А.И.Стронин, П.Ф.Лилиенфельд, Л.И.Мечников); субъективная школа (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая); неокантианская школа (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский, В.М.Хвостов); особенности развития марксистской социологии в России. Крупнейшие социологи России (Н.И.Кареев, М.М.Ковалевский). Социология в России и СССР после событий 1917г., процесс её институционализации. История российского социологического образования. Состояние, проблемы и перспективы социологии в России.

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Объект и предмет науки. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Место социологии в системе научного знания. Социология и точные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе социогуманитарного знания: социология и история, социология и социальная философия, социология и социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, политология, правоведение, культурология, социальная антропология и др.). Структура и отрасли современной социологии. Макросоциология и микросоциология: отличия и принципиальное единство. Функции социологии и её роль в обществе. Сущность и социальная значимость профессиональной деятельности социолога.

Основные категории социологии. Понятие «социальное». Социальные структуры и социальные системы.

Общество как социетальная система. Проблема строения общества в истории социальной мысли. Основные принципы социальной статики в концепциях О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера, К.Маркса, П.Сорокина, Т.Парсонса. Системный подход к исследованию общества: А.А.Богданов, Л.ф.Берталанфи. Фундаментальные свойства общества как системы (целостность, иерархичность, изменчивость, координация, субординация). Многозначность понятия «общество», его соотнесённость с понятиями «страна», «народ», «нация», «государство». Типология обществ.

Культура как форма и содержание общественной жизни. Повседневная, массовая и «высокая» культура. Субкультуры в современном обществе. Динамические процессы развития культуры (культурная диффузия, аккумуляция, ассимиляция, конфликт, взаимодействие, геттоизация). Художественная культура: формы и субъекты творчества. Парадигмы художественного освоения социальной реальности. Социокультурные последствия коммерциализации искусства. Социокультурные функции масс-медиа. Современное телевещание: тема насилия и последствия её воздействия на различные слои населения. Интернет и его роль в социализации человека.

Экономика и общество. Факторы социальной детерминации экономических процессов.

Источники, движущие силы, механизмы и формы социокультурной динамики. Направленность общественного развития. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; глобальные проблемы и пути их решения. Социокультурные особенности развития российского общества.

Личность как социальная система. Социологический подход к понятию личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации; агенты социализации. Понятия социального статуса и статусного набора. Ролевой анализ личности как индивида, осваивающего заданные его статусом социальные роли. Проблемы взаимоотношения личности и общества. Социальный контроль и его роль во взаимоотношениях индивида и общества. Социальные нормы и социальные санкции. Социальное поведение и факторы его определяющие. Отклоняющееся поведение. Основные типы девиации. Социальный контроль как основное средство социальной регуляции. Понятие аномии.

Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Классификация социальных общностей и их виды. Историческое бытие социальных общностей. Понятие этнической общности. Народонаселение —генеральная общность демографической структуры общества. Территориальные общности (регион, город, село). Социально-экономические общности. Касты, сословия, классы.

Определение социальной группы. Типология социальных групп. Большие и малые, формальные и неформальные группы. Социология малых групп и коллективов. Коммуникационные связи в группах. Проблема лидерства в группах. Социальная психология и поведение малых групп в обществе. Понятие «коллектив» и основные виды коллективов. Формальная и неформальная структура коллектива. Основные характеристики коллектива: групповое сознание, направленность поведения, деятельность, сплочённость, организованность. Социально-психологический климат коллектива и его роль. Поведение личности в коллективе. Межличностные отношения. Проблемы управления и самоутверждения в коллективе.

Понятия социальной структуры и социальной стратификации. Социальная структура как горизонтальный срез общества, социальная стратификация — его вертикальный срез. Три основных критерия социальной стратификации: экономический, политический, профессиональный. Измерения стратификации: отношение к собственности, власти, размеры доходов, богатство, престиж, образование, профессия. Основные понятия стратификационного анализа: социальный класс, социальный слой, социальная группа. Социальная мобильность, её типы. Социальная мобильность как динамическая характеристика общества, основные каналы мобильности. Маргинальные слои и группы населения.

Социальные институты и институциональные отношения. Понятия «социальный институт», «институционализация». Социальный институт как элемент социальной структуры общества. Функции, цели и задачи социальных институтов, их типология и иерархия. Доминантные социальные институты: власть, собственность, семья. Социальные институты и организации: общее и особенное.

Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи. Структура и функции семьи. Формы и типы брака в исторической ретроспективе. Семейное поведение: основные виды и типы. Брачность и разводимость; рождаемость и репродуктивное поведение; смертность и самосохранительное поведение. Проблемы современной российской семьи. Семья и семейная политика. Соотношение социальной, семейной и демографической политики. Проблемы воспроизводства населения России.

Социологические проблемы изучения общественного мнения. Понятие «общественное мнение». Роль общественного мнения в жизни современного общества. Современные концепции общественного мнения. Социальная природа и структура субъекта общественного мнения. Методологические и методические основы исследований общественного мнения. Способы формирования общественного мнения. Средства массовой информации как основные каналы формирования и выражения общественного мнения. Социологические подходы к изучению общественного мнения. Исследования политического общественного мнения. Изучение электорального поведения. Общественное мнение в социальном и государственном управлении.

Теории социальных организаций в западной социологии: организация — машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель организации (М.Вебер); организация — община (Э.Мэйо) и др. Исследование проблем социальных организаций в отечественной социологии. Смысловые значения термина «социальная организация». Существенные признаки организации. Происхождение, развитие и функционирование организаций. Основные типы организаций. Формы организации бизнеса. Организация как социотехническая система. Типологии организационной культуры. Методы организационной диагностики. Персонал организации. Отношения между организациями.

Социальная сущность и принципы управления. Проблема управления дезинтегрированными социальными системами и процессами.

Конфликтология как раздел социологии. Сущность и основные причины социальных конфликтов, их типология и роль в жизни общества. Источники социального напряжения. Динамика конфликта; предконфликтный, конфликтный и постконфликтный этап.


МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие и виды социологического исследования. Основной критерий классификации видов социологического исследования. Разведывательное, описательное и аналитическое исследование. Дополнительные критерии классификации видов социологического исследования. Опрос. Интервьюирование и анкетирование. Массовые и специализированные. Экспертный опрос. Наблюдение. Анализ документов. Точечное и повторное исследование.

Формальное и содержательное понимание методологии. Методологические функции теории. Классификация методов, техники и процедуры социологического исследования, предложенная В.А. Ядовым. Методы как способы сбора и анализа информации о социальных фактах. Техника как совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующих методов.

Методологическая роль теории в социологическом исследовании. Программа социологического исследования как основной инструмент его разработки и организации. Понятие операционализации и его роль в социологическом исследовании. Переменные в социологическом исследовании. Гипотезы социологического исследования.

Методы измерения в социологии. Качественные характеристики измерения. Типы шкал измерения, их свойства и применение в социологическом исследовании. Понятие выборочного обследования и основные этапы проектирования выборки.

Случайные и систематические ошибки выборки. Вероятностные и невероятностные методы построения выборки.

Количественные и качественные методы в социологическом исследовании. Анализ документов. Метод наблюдения. Метод опроса в социологических исследованиях, его разновидности. Анкетирование. Проблема формулировки вопросов. Интервью как один из видов опроса. Особенности межличностной коммуникации в процессе опроса между интервьюером и респондентом. Метод экспертных оценок. Социометрия. Социальный эксперимент. Функция и логическая схема эксперимента. Различие между контрольной и экспериментальной группами. Псевдо(квази)-экспериментальный дизайн. Метод фокус-групп. Метод исследования случая (case study). Биографический метод. Этические проблемы социологического исследования. Профессионально-этический кодекс социолога.

Виды и типы анкетных вопросов. Композиция анкеты. Формулировка вопросов и качество анкеты. Ошибки и контроль поля.

Установочные и оценочные шкалы. Признак в социологии. Нечисловые ищзмерения в социологии. Особенности измерения социальных данных. Измерение как моделирование реальности. Принципы, заложенные в подходах Терсоуна. Метод Терстоуна измерения установки. Метод парных сравнений. Тестовая традиция в социологии. Шкала Ликерта и Гуттмана. Психосимантичнеские медоды. Одномерное развертывание Кумбса. Социологические индексы. Проблемы их построения



МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Анализ и обработка данных в социологии. Описательная, корреляционная и индуктивная статистики как важнейшие типы анализа социологических данных. Параметрические и непараметрические методы статистического анализа социологических данных. Обобщение данных и представление результатов. Виды графического представления результатов социологического исследования. Меры центральной тенденции в описательной статистике. Понятие о корреляции переменных. Коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона. Меры изменчивости данных в описательной статистике. Измерение различий между независимыми группами (выборками) в параметрической и непараметрической статистиках. Нормальное распределение и его роль в анализе социологических данных. Частотное распределение. Абсолютная и относительная частота данных. Понятие о кросс-табуляциях (таблицах сопряжённости) и их роль в анализе данных. Методы построения и расчёт коэффициентов связи. Сущность методов многомерного статистического анализа. Нулевая и альтернативная (рабочая) гипотезы как инструменты оценки статистической значимости результата. Принципы работы с программами статистического анализа данных на компьютере. Подготовка и представление научного отчёта.


МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Типы шкал измерения, их свойства и применение в социологическом исследовании. Проблема социологического измерения и возможные подходы к её решению. Метод парных сравнений как метод сбора данных. Отличие получаемых с его помощью данных от данных, собираемых традиционными методами (например, с помощью ранжирования объектов). Преимущества метода парных сравнений по сравнению с традиционными анкетными опросами. Модели Терстоуна. Анализ содержательного смысла предположений о «поведении» респондента: «плюрализм» мнений одного респондента о каждом рассматриваемом объекте, трактовка характеристик соответствующего распределения, интерпретация связей разных распределений друг с другом. Измерение установки методом Лайкерта. Связь наблюдаемых признаков с искомой латентной переменной. Смысл и роль критерия согласованности ответов на вопросы анкеты (корреляция наблюдаемых переменных).

Шкалограммный анализ Гуттмана. Вид наблюдаемых признаков. Их связь с латентными признаками. Содержательный смысл и приемлемость для социолога соответствующего критерия существования латентной переменной. Возможность типологии вопросов и респондентов. Её смысл. Основные понятия ЛСА в его простейшем варианте (одна номинальная латентная переменная с заданным числом значений, дихотомические вопросы в анкете). Психосемантические методы и их применение в социологии. Метод семантического дифференциала как проективная процедура. Другие примеры таких процедур.



3. Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. М., 1993.

Американская социологическая мысль. Тексты. / Под ред. В. И. Добренькова М., 1996.

Антология русской классической социологии: Тексты. / Сост. и комментарии Клементьева Д.С., Панова Л.И. М., 1995.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. СПб., 2002.

Бауман З. Мыслить социологически. М., 2000.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов – на – Дону., 1999.

Галактионов А. А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. СПб., 2002.

Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX – XX вв. М., 1995.

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

Гоффман И. Представление себя в повседневной жизни. М., 2001.

Григорьев С.И., Растов С.И. Начала современной социологии. Уч. пособие. М.,1999.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб., 1997.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. М., 2003.

Добреньков В. И. История социологии. Книга 1. М., 2004.

Западноевропейская социология XIX века: Тексты. Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. М., 2004.

История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

История теоретической социологии. В 4 т. М., 1997.

Капитонов Э. А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону. 1996.

Капитонов Э. А. История и теория социологии. М., 2000.

Козер Льюис А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М., 2006.

Кукушкина Е. И. Русская социология ХIХ – начала ХХ в. М., 1993.

Култыгин В. П. Классическая социология. М., 2000.

Маркс К. Социология. М., 2000.

Медушевский А. И. История русской социологии: Учебное пособие для вузов. М., 1993.

Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.

Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социс. 2002. № 10. С. 122 — 130.

Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия (от М. Вебера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму) / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1994.

Покровский Н. Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 42 — 58.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Полякова Н. Л. ХХ век в социологических теориях общества. М., 2004.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 1 -2 / Сост. Арефьева Г.С., Ананьева М.И., Гарбузов А.С. М., 1994.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П.А. Система социологии. тт. 1-2. М., 1993.

Социология в России: Уч. пособие для вузов/ Под ред. и предисл. В. А. Ядова. М., 1998.

Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия. Сост. и отв. ред. д. ф. н. В.И. Добреньков. М., 1994.

Теоретическая социология: Антология. Ч 1- 2 / Сост. И общ. Ред. Баньковской С.П. М., 2002.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Ямщиков С. В. Социология. Часть I.: Учебно-методическое пособие. Дубна, 2002.

ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. М.,2004.

Асп Э. Введение в социологию. М., 1998.

Бергер П.А. Приглашение в социологию. М.,1996.

Большой толковый социологический словарь. Т. 1, 2. М., 1999.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социс. 2003. № 10. С. 13 — 19.

Грушин Б. А. Массовое сознание. М., 1987.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т.

Зайцев А. Социальный конфликт. М., 2001.

Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. М., 2004.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Казаринова Н. В. и др. Социология. М., 2000.

Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 7. С. 92 — 100.

Козлова О. Н. Общество как социокультурная система в статике и динамике // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. С. 105 — 121.

Козлова О. Н. Социология духовной жизни: концептуальные основания // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.

Козлова О. Н. Культура в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 102 — 119.

Козырев Г. И. Социальные процессы и изменения // Социс. 2005. № 3. С. 113 — 119.

Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург, 1998.

Культурология. Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2004.

Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для вузов. М., 2007.

Лоусон Т., Гэррод Д. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000.

Мансуров Н. С. Общественное мнение и его роль в жизни общества. М., 2000.

Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. М., 2001.

Пригожин А. И. Современная социология организаций. М.,1995.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Уч. пособие. М.,1995.

Российская социологическая энциклопедия/ Под общ. ред. Г.В.Осипова. М.,1998.

Руденко Р. И. Практикум по социологии. М., 1999.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Социология: Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2003.

Цаллер. Происхождение и природа общественного мнения (любые издания).

Шимон И. Я. Увлекательный мир социологии. Дубна, 2003.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Штомпка П. Анализ современного общества. М., 2005.

Ямщиков С. В. Социология. Часть II. Дубна, 2003.



МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.,1995.

Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. М., 2002.

Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1991.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Уч. пособие для вузов. – Екатеринбург.1998.

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М., 2004.

Докторов Б. З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М., 2006.

Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002.

Основы прикладной социологии. М., 1994.

Рабочая книга социолога. М., 1983, 2003.

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996, 2002.

Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (Введение). М., 1999.

Толстова Ю. Н. Анализ социологических данных. М., 2000.

Хили Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования. М., 2005.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2004.













Недоверчивость — мудрость дурака. Джордж Бернард Шоу
ещё >>