Программа вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине 1 81.88kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине 1 48.52kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру 1 301.25kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 07. 1 169.68kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру 1 296.3kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 07. 1 218.33kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «философия»... 1 71.69kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... 1 239.12kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине «Русский язык» для... 1 82.7kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по всем специальностям... 1 191.2kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Философия»... 1 48.01kb.
Вопросы к экзамену по философии науки для магистрантов 1 13.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по учебной дисциплине - страница №1/1

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


ФИЛОСОФИЯ


  1. Общие требования к соискателям, поступающим в аспирантуру

Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению в аспирантуру допускаются лица, имеющие диплом (степень) магистра или специалиста.
Поступающие в аспирантуру должны знать общие проблемы философии науки:

    • Историю возникновения и современное состояние науки как философской дисциплины;




    • Основные этапы формирования и развития, а также принципиально значимые черты и характеристики современных философских проблем науки;




    • Основные характеристики политической, экономической и культурной проблематики развития науки; становление социальных и гуманитарных наук;




    • Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа)




    • Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки




    • Место и роль науки в современном образовании и формировании личности




  1. Методические указания по подготовке к экзамену и к ответам на вопросы

При предварительной подготовке к вступительному экзамену следует:



  • в первую очередь обратить внимание на необходимость использования современной научной монографической российской и зарубежной литературы

  • обратить внимание на то, что другим важным направлением подготовки к экзамену является работа с периодическими изданиями (российскими и зарубежными);

  • обратиться к Интернет-ресурсам, и печатным СМИ, учитывая, что именно в них можно найти наиболее актуальную и «свежую» информацию

При подготовке к ответу на вопрос в экзаменационном билете следует:



  • осмыслить содержание экзаменационного вопроса, уточнить круг проблем, требующих раскрытия;

  • разработать структуру ответа на вопрос, способствующую его наиболее полному и логичному освещению;

  • обратить внимание на логическое обоснование ответа на поставленный вопрос, основанное на знании фактов, событий, процессов в их хронологической последовательности;

  • определить, на какие работы российских и зарубежных исследователей необходимо сослаться при ответе на данный вопрос;

  • найти (если таковые имеются) дискуссионные проблемы в рамках изучаемого вопроса, определить основных участников дискуссий, особенности их теоретико-методологических подходов к интерпретации данного вопроса, характер аргументации;

  • использовать все известные материалы для подготовки ответа, не ограничиваясь курсами лекций и учебными пособиями, привлекать справочную, монографическую и научную литературу;

  • продумать структуру ответа и разработать на ее основе краткий план-конспект ответа, включающий основные необходимые для этого сведения, обратив внимание на использование ключевых слов;




  1. Критерии оценки ответа:

Вступительный экзамен проводится в устной форме. При ответе на вопросы билета следует учитывать ниже перечисленные положения:

  • Знание фактического материала по вопросу;

  • Знание историографии вопроса;

  • Умение апеллировать к документам по данной проблематике;

  • Умение излагать информацию в устной форме;

  • Умение увязать теоретические и эмпирические аспекты ответа;

  • Умение аргументировать и объяснять процессы, фигурирующие в вопросе;

  • Умение делать выводы.




  1. Вопросы экзаменационных билетов

1 Философия, ее специфика и место в культуре.

2 Основной вопрос и главные направления философии.

3 Формирование философии. Философия и мифология.

4 Натурфилософские учения в ранней античной философии. . Идеализм Платона, его учение об обществе и государстве.

1 Материализм в античной философии. Учения Демокрита и Левкиппа.

2 Аристотель как критик Платона. Учение Аристотеля о мире и познании.

3 Теоцентризм в средневековой философии: патристика и схоластика как основные направления философии этого времени.

4 Проблема веры и знания, единичного и общего в схоластике. . Борьба рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.

11. Учение Декарта о мире и познании.

12. Эмпиризм Локка, его учение о познании.

13. Французский материализм ХУШ в. о природе и обществе.

14. Идеализм Беркли и скептицизм Юма. . Немецкая классическая философия: общая характеристика.

16. Теория познания и этика И.Канта.

17. Философия Гегеля: диалектика и логика.

18. Основные направления философии XX в.: краткая характеристика.

19. Материализм Фейербаха и антропологический принцип в философии. . Марксистская философия: основные положения диалектического материализма.

21. Марксистское учение об обществе: исторический материализм.

22. Позитивизм как философское направление. Основные этапы.

23. Экзистенциализм и иррационалистическая философская традиция.

24. Борьба славянофилов и западников в отечественной философии. . Русская религиозная философия, основные идеи.

26. Философская онтология. Учение о материи и формах ее существования.

27. Движение и развитие как философские категории.

28. Философские проблемы понимания пространства и времени.

29. Философские проблемы причинности и детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, свободы и необходимости. Закон как философская категория.

30. Диалектика и метафизика как методы философии. Исторические формы диалектики.

31. Философские учения о сущности и явлении, содержании и форме.

32. Философские концепции сознания. Понятие идеального.

33. Познание и отражение: проблема активности сознания.

34. Проблема истины в философии. Объект и субъект познания.

35. Соотношение чувственного и рационального в познании как философская проблема.

36. Язык и мышление. Роль языка в познании. Естественные и искусственные языки.

37. Соотношение философской методологии, общенаучных и конкретных методов познания в науке.

38. Основные формы научного познания: проблема, гипотеза, закон, теория. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.

39. Философские интерпретации социального развития. Проблемы типологии и направленности исторического процесса.

40. Учение об общественном сознании: его сущность, структура и функции.

41. Общественная идеология и общественная психология. Диалектика их отношения.

42. Экономика, политика и культура, их взаимодействие.

43. Философские учения о социальной структуре общества.

44. Философская аксиология: учения о морали, ценностях и идеалах. Основные этические концепции.

45. Философия и религия. Социальные функции религии. Религия в современном мире.

46. Философия науки. Научный метод и методология. Наука и ее роль в обществе.

47. Философия техники. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки.

48. Философские учения о сущности человека и общества. Проблема соотношения природного и социального.

49. Философское учение о культуре. Культура и цивилизация.

50. Философские интерпретации глобальных проблем современности. Глобализм и антиглобализм.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1998.

2. Барулин B.C. Современная философская антропология. М., 1994.

3. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-ХГХ вв. Л., 1989.

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: Учебное пособие. М,

Проспект, 1998.

5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.

6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., Дом интеллектуальной книги, 1998.

7. Панарин А.С. Философия политики. М, 1994.

8. Рассел Б. История западной философии. Т.1, 2. М, 1993.

9. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Введение в философию науки и техники. М., 1995.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

Дополнительная литература

1. Вольф Р.П. О философии: Учебник. М., 1996.

2. Гобозов. И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

3. Гуссейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

4. История философии в кратком изложении (перевод с чешского И.И.Богута). М: Мысль, 1991.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

6. Маркс к. Немецкая идеология. М., 1966. Гл.1.

7. Мир философии. В 2-х тт. М., 1990.

8. Митчем К. Что такое философия техники. М., 1996.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

11. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

12. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

13. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

14. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

16. Социальная философия: Хрестоматия. В 2-х тт. М., 1994.

17. Философия культуры. СПб., 1992.

18. ХакингЯ. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998.

19. ХиллТ. Современные теории познания. М., 1965.



20. Чанышев А.Н.. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

21. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.




Ничто не приводит домашнюю хозяйку в такое смущение, как знакомые, нагрянувшие к ней с внезапным визитом и нашедшие дом в обычном его состоянии.
ещё >>