Программа вступительных испытаний по психологии по направлению подготовки 050400. - страница №1/1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ПРОГРАММА
ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
по психологии
по направлению подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование
(программа: Психология развития)
Классификация (степень): магистр
Пояснительная записка
Программа вступительного экзамена в магистратуру ориентирована на абитуриентов, имеющих квалификацию «специалист» или «бакалавр» и разработана с учетом содержания дисциплин, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки по направлению
050400.68 Психолого-педагогическое образование.
Главная цель программы – оценить уровень готовности абитуриентов к освоению магистерской программы Психология развития.
Вступительный экзамен проводится в письменной форме и включает 60 тестовых заданий, оценивающих знания абитуриентов по дисциплинам «Общая психология», «Психология развития», «Педагогическая психология».
Абитуриенты должны знать:
-
предмет психологии, классификацию психических явлений и процессов, феноменологию и психологические закономерности познавательных процессов, психологические компоненты индивидуальности, структурные и динамические аспекты личности;
-
общие закономерности психического развития в онтогенезе: понятие возраста и возрастной периодизации в психологии, подходы к определению критериев возраста, основные концепции возрастной периодизации, особенности психического развития человека в различных возрастных периодах;
-
психологию обучения и воспитания, психологию педагогической деятельности и общения, психологию педагогических групп и коллективов;
Абитуриенты должны уметь:
-
оперировать базовыми понятиями психологии,
-
владеть психологическими средствами решения проблем человеческих взаимоотношений в условиях образовательной ситуации;
-
ориентироваться в теоретическом материале программы, демонстрируя способность устанавливать логические связи между основными проблемами и понятиями.
Критерии оценки знаний и умений.
За каждое правильно выполненное тестовое задание начисляется 1 балл. Максимальная оценка экзаменационного теста – 60 баллов (100 %).
Отметка
|
Процент
правильно решенных заданий
|
Балл
|
«отлично»
|
81-100
|
50-60
|
«хорошо»
|
66 – 80
|
40-49
|
«удовлетворительно»
|
51-65
|
30-39
|
«неудовлетворительно»
|
50 и ниже
|
29 и меньше
|
Содержание программы
Общая психология
Общее представление о предмете психологии. Методы психологического исследования. Сознание как высшая форма человеческой психики. Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Ощущение и восприятие как чувственная ступень познания. Виды ощущений, их свойства. Общие закономерности ощущений. Восприятие, его виды, свойства. Понятие о сенсорных эталонах. Память. Виды памяти. Процессы памяти. Мышление. Виды мышления, основные мыслительные операции. Понятие о формах мышления: понятия, суждения, умозаключения. Мышление как деятельность, направленная на решение мыслительных задач.
Понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект». Структура личности.
Направленность личности и её психологические проявления. Понятие потребностей, характеристика потребностей, классификация потребностей. Психология мотивации.
Эмоции в структуре личности. Сущность и функции эмоций. Основные виды и качества эмоций. Эмоциональность как свойство личности.
Понятие воли. Импульсивная, произвольная и волевая активность. Этапы волевого акта. Формирование воли как овладение собственным поведением.
Понятие темперамента. Темперамент как природная основа характера. Понятие характера, его структура. Способности в психологической структуре личности. Деятельностный подход к способностям (Б.М. Теплов).
Понятие самосознания. Самооценка, её виды и уровни, их характеристика. Уровень притязаний
Общее понятие о деятельности и е психологической структуре. Основные виды деятельности.
Общение и деятельность как две стороны социального бытия человека.
Общение как деятельность. Структура общения. Общение как условие формирования личности. Функции общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как взаимодействие. Его роль в совместной деятельности. Перцептивная сторона общения. Механизмы социального восприятия. Идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация и каузальная атрибуция.
Возрастная психология
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Специфика психического развития в онтогенезе. Закон развития высших психических функций. Роль среды. Проблема обучения и развития. Теоретическое и практическое значение идей Л.С. Выготского для возрастной психологии.
Проблема источников и движущих сил психического развития в трудах А.Н. Леонтьева: идеи присвоения индивидом исторического опыта людей, воспроизводящая деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущего вида деятельности.
Концепция Д.Б. Эльконина: активная природа присвоения, типы ведущей деятельности, закон периодичности разных типов деятельности, движущие силы психического развития.
Модель развития общения М.И. Лисиной: формы общения, развитие форм общения.
Категория развития. Понятие психического развития. Категория возраста: хронологический, биологический возраст. Проблема психологического возраста.
Развитие личности как педагогическая проблема: биологическое и социальное в развитии человека и формирования личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности.
Проблема периодизации развития личности в зарубежной психологии. Трактовка периодизации развития личности в психоанализе: основание выделения стадий психосексуального развития (З. Фрейд).
Основные понятия концепции Э. Эриксона: эго-идентичность, кризисы идентичности.
Нераномерность и гетерохронность психического развития. Формы проявления неравномерности психического развития. Отклонения в психическом развитии, их психологическая характеристика.
Одаренные дети. Психологические особенности одаренных детей.
Сензитивные периоды в психическом развитии: отличительные черты, предположение о природе сензитивных периодов, их значение. Понятие гетерохронности психического развития (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).
Возрастные этапы психического развития и становления личности
Психическое развитие в младенческом возрасте. Кризис новорожденности. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Развитие сенсорики и моторики в младенчестве. Форма общения взрослого и ребенка. Развитие понимания речи и говорения. Особенности эмоциональной жизни младенца.
Кризис первого года жизни. Центральные новообразования младенческого возраста.
Психическое развитие в раннем возрасте. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Родительское отношение к ребенку раннего возраста. Формы общения взрослого и ребенка.
Развитие предметной деятельности и возникновение новых видов деятельности. Развитие познавательных процессов.
Когнитивное развитие ребенка: Развитие восприятия, памяти, внимания, мышления; возникновение воображения. Начало становления самосознания. Кризис трех лет. Возможные причины, симптомы, психологическое значение (Л.С. Выготский). Возрастные личностные новообразования.
Развитие личности в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития ребенка. Ведущая деятельность. Развитие личности в различных видах деятельности ребенка. Характеристики форм общения (М.И. Лисина).
Общение ребенка со сверстниками и его значение для развития личности.
Основные линии развития личности: развитие мотивационно-потребностной сферы и эмоциональной сферы дошкольника (А.В. Запорожец). Развитие произвольности поведения и воли.
Кризис семи лет, его возможные причины и феноменология. Возрастные личностные новообразования.
Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Основные закономерности сенсорного развития. Развитие внимания, памяти, начало становления их как высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина).
Развитие воображения: возникновения начальных форм творческого воображения, усложнение действий воображения и функций.
Значение игры и продуктивных видов деятельности для развития познавательных процессов.
Основные закономерности и направления для развития мышления: усложнение содержания и средств. Развитие наглядно-действенного, образного и элементов логического мышления, расширение и усложнение познавательной активности. Развитие речи в дошкольном возрасте: усложнение функций речи, новообразования в речевом развитии. Проблема эгоцентрической речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
Психологическая характеристика готовности ребенка к школе. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет. Различные подходы в решении проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе. Компоненты психологической готовности.
Кризис семи лет.
Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. Развитие познавательных процессов: усиление произвольности, расширение опосредствованности, осознанности, обобщенности.
Развитие мышления ребенка на стадиях конкретных операций (Ж. Пиаже).
Усвоение ребенком научных понятий. Эмпирическое и теоретическое мышление.
Школьная адаптация и дезадаптация. Понятие школьной неуспеваемости, её причины.
Личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Развитие личности младшего школьника. Формирование потребностно-мотивационной сферы: дифференциация, усложнение предмет потребностей, изменение значимости мотива; нарастание осознанности и самоуправляемости.
Особенности социальной жизни ребенка: общение с учителем и сверстниками.
Возрастные личностные новообразования в младшем школьном возрасте.
Психологические особенности подростка. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн).
Основные потребности подростка и характер их удовлетворения родителями.
Познавательное развитие в отрочестве.
Развитие личности подростка. Чувство взрослости как особая форма самосознания в начале подросткового возраста. Новообразования старшего подросткового возраста. Характеристика «Я – концепции» как нового уровня развития самосознания.
Психология юности. Трактовка периода юности в психологии. Социальная ситуация развития в ранней юности как «порог самостоятельной жизни».
Ведущая деятельность в юности. Психологическая готовность к личностному самоопределению Профессиональное самоопределение, его характеристика.
Интеллектуальное развитие в юности.
Развитие личности. Влияние интеллекта на особенности личности в ранней юности. Формирование мировоззрения. «Я – концепции» в юности. Эмоциональная сфера в юности. Общение в юности.
Личностные новообразования.
Психология взрослости. Взрослость как психологический период. Стадии взрослости. Критерии достижения взрослости. Понятия «взрослость» и «зрелость». Возрастно-психологическое и акмеологическое представление о взрослости.
Возрастные кризисы взрослости, их характеристика; отличие нормативные кризисов взрослости от детских кризисов.
Познавательное развитие в период взрослости.
Педагогическая психология
Психологические аспекты стратегии воспитания и использование воспитательных технологий. Психологическая сущность воспитания и его критерии. Стихийные механизмы становления личности. Характеристика феноменов: «сдвига мотива на цель», идентификация мотивационного опосредствования.
Механизм принятия социальной роли, его психологическая характеристика.
Целенаправленное воспитание личности.
Психологическая характеристика учебной деятельности. Понятие учебной деятельности, Структура учебной деятельности.
Мотивы и цели учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Приемы формирования учебной мотивации. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия: их виды, функциональная структура. Проблема их оптимальной организации в учебном процессе. Психологическая характеристика действий контроля. Виды действий учебного контроля. Закономерности их развития в учебном процессе.
Психологическая характеристика действий оценки, их динамика при правильной организации учебных занятий. Проблема формирования действий самоконтроля и самооценки. Психологические вопросы педагогической отметки и оценки.
Психологическая характеристика педагогической деятельности. Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Характеристика основных компонентов: организационный конструктивный, гностический, коммуникативный.
Мотивы педагогической деятельности. Проблема удовлетворенности педагогической деятельностью.
Сходство и различие «психического выгорания» и профессиональной деформации.
Педагогические способности. Понятие «педагогические способности». Структура педагогических способностей: коммуникативный, гностический, перцептивный компонент.
Проблема формирования педагогических способностей.
Педагогическое общение: стили, виды. Функции педагогического общения.
Характеристика личностно-ориентированного общения. Стили педагогического взаимодействия и их влияние на развитие личности учащихся.
Психология педагогического коллектива. Понятие педагогического коллектива. Характеристика развитого педагогического коллектива при ориентации на научно-практическую деятельность. Комплекс специфических условий профессиональной деятельности. Организация работы педагогического коллектива, стиль и методы руководства.
Социально-психологический микроклимат. Особенности лидерства и руководства в педагогическом коллективе.
Социально-психологическая характеристика конфликтов в педагогических группах. Общее представление о конфликте. Определение конфликта, его деструктивность и конструктивность. Структурные элементы, факторы и динамика конфликта.
Группа причин конфликтов в педагогической деятельности.
Субъекты конфликтного взаимодействия в педагогической деятельности. Конфликтное взаимодействие педагогов и учеников. Конфликты во взаимодействии «администрация – учителя».
Методология и методы психолого-педагогических исследований. Метод и методология психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов (Б.Г. Ананьев).
Метод и методика. Исследовательские возможности различных методов. Требования к надежности, валидности и чувствительности методов.
Виды психолого-педагогического исследования: научное и практическое, их особенность.
Научное исследование в образовании: структура, этапы, направления.
Научная проблема и гипотеза.
Психологический эксперимент и наблюдение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы.
Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Метод социометрического опроса.
Литература
а) основная:
1. Бокум Д., Крайг Г. Психология развития – 9-е изд. – М., 2011.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. – М., 2005;
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 2002.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2004.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2005;
7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития – М., 2006.
8. Общая психология: в 7 т./ Под ред. Б.С. Братуся. Т.1. Соколова Е.Е. 9. Введение в психологию. – М., 2008.
10. Психология. Учебник для педагогических вузов / Под ред. Сосновского Б.А. – М., 2005.
11. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.,2001.
б) дополнительная:
-
Андреева Г.М. Социальная психология. – М. 1988.
-
Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб. 1997.
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. – М. 1984.
-
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб. 2000.
-
Денисова Т.П. Психологическая характеристика малой группы. – Орел. 1998.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. 1996.
-
Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1989.
-
Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.2. – М.1983.
-
Мир детства. Младший школьник. – М. 1986.
-
Мир детства. Подросток. – М. 1989.
-
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. 1999.
-
Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – М. 1997.
-
Психология личности в 2-х томах / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара. –2000.
-
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000;
-
Савина Е.А. Введение в психологию. – М. ,1998.
-
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития. – М., 2000.
-
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.,1999.
-
Эриксон Э. Детство и общество. – СПб. ,1996.
Примерный вариант экзаменационного теста по психологии (направление подготовки
050400.68 - Психолого-педагогическое образование, программа:
Психология развития)
1. Выделяют следующие психические явления, кроме:
а) психический образ;
б) психосоматические реакции;
в) значения;
г) эмоции.
2. Целенаправленное внимание называется:
а) непроизвольным;
б) произвольным;
в) интеллектуальным;
г) послепроизвольным.
3. Объем внимания определяется:
а) активностью человека при восприятии объектов;
б) степенью сосредоточенности;
в) мотивацией деятельности;
г) количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов.
4. Преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой - это:
а) концентрация внимания;
б) переключение внимания;
в) колебание внимания;
г) распределение внимания.
5. По материалу, который запоминается, выделяют следующие виды памяти, кроме:
а) двигательная;
б) словесно – логическая;
в) оперативная;
г) эмоциональная.
6. Ощущение - это:
а) сознательное отражение действительности;
б) познавательное отношение к действительности;
в) целенаправленная активность;
г) непосредственное отражение действительности.
7. Ребенок рассуждает: «У птички есть
Клювик и перышки, она серенькая и имеет крылья». Какая мыслительная операция применяется ребенком:
а) анализ;
б) обобщение;
в) синтез;
г) сравнение.
8. Восприятие - это:
а) целостное отражение действительности;
б) сумма ощущений;
в) отражение отдельных свойств и качеств внешнего и внутреннего мира;
г) опосредованное отражение действительности.
16. В структуре самосознания можно выделить следующие компоненты, кроме:
а) когнитивный
б) аффективный
в) поведенческий
г) мотивационный
17.Наследственно закрепленными предпосылками развития способностей являются:
а) задатки
б)индивидуальные особенности строения анализаторов
в) скорость протекания нервных процессов
г) соотношение первой и второй сигнальных систем
18. Иерархическая пирамида потребностей разработана:
а) К. Роджерсом
б) А. Маслоу
в) А. Адлером
г) З. Фрейдом
19. Мотив – это:
а) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности
б) предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий деятельность человека
в) осознаваемая причина, лежащая в основе поступков человека
г) все ответы верны
20. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые:
а) передаются по наследству
б) определяются биологическими особенностями человека
в) складываются в деятельности и общении
г) все ответы верны
21. Выготский выделял следующий критерий возрастной периодизации:
а) ведущая деятельность;
б) уровень развития высших психических функций;
в) личностные новообразования;
г) способность ребенка к опосредствованию.
22. Закон неравномерности психического развития состоит в следующем:
а) психическое развитие есть цепь качественных изменений;
б) в психическом развитии линии интеллектуального и нравственного развития не совпадают;
в) роль средовых факторов в развитии высших психических форм и элементарных наследственно заданных различна;
г) в развитии есть литические и критические периоды.
31. . Кризис молодости связан с:
а) «отрывом от родительских корней»;
б) переоценкой «плана на всю жизнь»: первоначальных выборов и ценностей;
в) решением вопросов, связанных со смыслом жизни;
г) отсутствием будущего в картине жизни.
32. Потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого наиболее характерна для:
а) ситуативно-делового общения;
б) внеситуативно-делового;
в) ситуативно-личностного;
г) внеситуативно-познавательного.
33. Движущая сила психического развития, по Выготскому:
а) противоречия между ориентацией в способах употребления предметов и ориентацией в системе отношений;
б) обучение;
в) противоречие между различными линиями развития ребенка;
г) противоречие между формой развития и содержанием.
34. Симптомы кризиса 3-х лет, по Выготскому, следующие, кроме:
а) упрямство;
б) обесценивание взрослых;
в) характерное «Я сам»;
г) строптивость.
35. В отличие от подросткового периода развитие интеллекта в юности связано:
а) с накоплением знаний, навыков и умений;
б) с изменением свойств интеллекта;
в) с развитием творческих способностей;
г) с изменением структуры интеллекта.
36. Критерием окончания юношеского возраста считают:
а) личностную зрелость;
б) психосоциальную зрелость;
в) способность к самореализации;
г) достижение идентичности.
37. Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым побуждается потребностью:
а) в сотрудничестве;
б) во внимании и доброжелательности взрослого;
в) во взаимопонимании и сопереживании взрослого;
г) в уважении взрослого и его положительной оценке.
38. В подростковом возрасте ведущей деятельностью, по Д.Б.Эльконину, является:
а) интимно-личностное общение;
б) общественно-полезная деятельность;
в) учебная деятельность;
г) профессиональная деятельность.
46. Проанализируйте ситуации и соотнесите их с тем компонентом учебной деятельности, развитие которого стимулирует педагог:
а) мотивационно-потребностного;
б) операционально-технического;
в) контрольно-оценочного
1)После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте;
2)Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия;
3)Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.
47. Установите правильную последовательность. Шкала поэтапного формирования умственных действий и понятий предполагает реализацию следующих этапов:
а) этап составления ориентировочной основы действия;
б) внешнеречевой этап;
в) этап выполнения действия в умственном плане;
г) этап создания необходимой мотивации;
д) внутриречевой этап;
е) этап выполнения действия в материальной/материализованной форме.
48. Действия самоконтроля в структуре учебной деятельности – это действия по:
а) анализу учебной задачи,
б) сличению собственных действий с образцом,
в) сличению учебного продукта с образцом.
49. Комментарий учебного продукта учителем, развернутая характеристика его хороших и плохих сторон, анализ и способов, и результатов:
а) отметка;
б) самоконтроль;
в) оценка;
г) самооценка.
50. При решении учебной задачи учащийся ориентируется на:
а) способ и процесс решения задачи;
б) результат выполнения задания;
в) установление оптимальных отношений с участниками образовательного процесса.
51. Авторы теории поэтапного формирования умственных действий:
а) В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин;
б) П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина;
в) Л.С. Выготский, П.П. Блонский.
56. В структуре учебной деятельности выделяют компоненты:
а) контрольно оценочный;
б) операционально-технический;
в) мотивационно-потребностный;
г) психолого-педагогический.
57. Соотнесите этапы педагогической процесса и преимущественно реализуемые на них компоненты педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
б) этап осуществления педагогического процесса;
в) этап анализа результатов.
1) гностический компонент; 2) конструктивный компонент; 3) организационный компонент; 4) коммуникативный компонент, 5) проектировочный.
58. Способность предвидеть последствия своих действий; способность к воспитательному проектированию личности учащихся, связанному с представлением о том, что из ученика получится в будущем; умение прогнозировать развитие тех или иных качеств учащихся - это способности:
а) дидактические,
б) академические,
в) коммуникативные,
г) педагогическое воображение.
|
9. Внимание отличается следующими характеристиками, кроме:
а) направленность;
б) сосредоточенность;
в) сознательность;
г) избирательность.
10. К активному воображению относятся следующие виды, кроме:
а) воссоздающее;
б) дневные фантазии;
в) творческое;
г) мечта.
11. По средствам решения задач выделяют следующие виды мышления:
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) репродуктивное;
г) словесно-логическое.
12. По приведенным ниже признакам поведения определите тип темперамента школьника «Очень чувствителен, долго переживает замечания учителя, неудачи в учении легко вызывают слезы»:
а) сангвиник
б) флегматик
в) холерик
г) меланхолик
13. Эмоции выполняют следующие функции, кроме:
а) защитная
б) сигнальная
в) оценочная
г) мобилизирующая
14. Необходимость волевой регуляции возникает в следующих случаях:
а) при недостатке побуждения к действию
б) осуществление действия сталкивается с внешними или внутренними препятствиями
в) в ситуациях избыточной мотивации
г) все ответы верны
15. Какие индивидуально-психологические особенности личности в значительной степени обусловлены влиянием наследственности:
а) темперамент
б) характер
в) способности
г) а) и в)
23. Первой теорией психического развития была:
а) теория конвергенцией двух факторов В. Штерна;
б) теория психосексуального развития З.Фрейда;
в) теория К. Коффки;
г) теория рекапитуляции.
24. Теория развития личности Эриксона отличается от теории развития личности Фрейда следующим:
а) подчеркиваются достоинства эго, раскрывающиеся в различные периоды развития;
б) стадии развития личности предопределены;
в) порядок прохождения стадий неизменен;
г) структурные компоненты личности: Оно, Эго и Супер-Эго.
25. В дошкольном возрасте, по Пиаже,
дети в моральном развитии достигают стадии:
а) нравственного релятивизма;
б) предконвенциальной стадии;
в) нравственного реализма;
г) все ответы неверны.
26. Предпосылки психического развития:
а) процессы созревания;
б) наследственные основы организма;
в) возрастные новообразования предыдущего периода;
г) все ответы верны.
27. По Выготскому, центральное новообразование кризиса 1-го года жизни:
а) автономная речь;
б) эффект собственной личности;
в) гипобулические реакции;
г) все ответы верные.
28. Одной из основных жизненных проблем людей среднего возраста, согласно Р. Пеку, является:
а) эгоинтеграция – отчаяние;
б) ценность мудрости – ценность физической силы;
в) дифференциация эго против поглощенности ролями;
г) трансценденция эго против поглощенности эго.
29. Психический упадок в старости выражается:
а) в снижении физических сил;
б) в ограничении круга интересов;
в) в изменении характерологических черт;
г) в утрате критической оценки своих сил и возможностей.
30. В младшем школьном возрасте новообразованием является:
а) произвольное восприятие;
б) соподчинение мотивов;
в) интеллектуальная децентрация;
г) внутренняя позиция.
39. Со взрослостью связывают следующие личностные характеристики:
а) ориентация на будущее;
б) уверенность в себе;
в) способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой волей;
г) защита собственных принципов и жизненных ценностей.
40. Новообразования интеллектуальной сферы в юношеском возрасте следующие, кроме:
а) снижение креативности;
б) развитие теоретического мышления;
в) склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта;
г) формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
41. Педагогическая психология изучает:
а) возрастную динамику психики человека;
б)эволюцию педагогических идей и практики
образования на разных этапах общественного развития;
в) условия и факторы формирования психических
новообразований под воздействием образования.
42. Приоритет постановки проблемы соотношения
обучения и развития в отечественной педагогической психологии принадлежит:
а) А.Н. Леонтьеву;
б) Л.С. Выготскому;
в) П.П. Блонскому;
г) С.Л. Рубинштейну.
43. Критериями сформированности личности по Л.И. Божович являются:
а) иерархия мотивов;
б) самоактуализация личности,
в) способность к сознательному руководству собственным поведением.
44. Л.И. Божович выделила основные личностные
новообразования, последовательно возникающие
в онтогенезе в следующем порядке:
а) новый уровень самосознания, стремление к взрослости и новой социальной позиции;
б) переживание себя субъектом деятельности;
в) самоопределение;
г) осознание себя субъектом деятельности;
д) осознание социального «Я» и потребность в новой жизненной позиции.
45. Сензитивные периоды в обучении - это периоды, когда:
а)перестраиваются взаимоотношения ребенка со взрослыми и внешним миром,
б) развитие определенной психической функции протекает наиболее быстро и успешно; в)процесс обучения идет наиболее легко;
г) следует развивать музыкальные способности в 5 лет, абстрактное мышление в 12 лет.
52. Интериоризация - это:
а) реальное преобразование предмета с целью усвоения его свойств;
б) переход, в результате которого внешние практические действия с реальными предметами превращаются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания;
в) идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия.
53. Оценка уже достигнутых результатов учебной деятельности:
а) итоговая;
б) ретроспективная;
в) педагогическая;
г) прогностическая.
54. Учебная деятельность определяется ведущей в младшем школьном возрасте согласно: а) классическим советским теориям;
б) системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
в)исследованиям Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова;
г) теории поэтапного формирования умственных действий.
55. Установите соответствия между компонентами педагогической деятельности и их характеристиками:
1) конструктивный компонент;
2) организационный компонент;
3) коммуникативный компонент;
4) гностический компонент.
а) изучение содержания и способов воздействия на других людей;
возрастных и индивидуальных особенностей других людей; особенностей собственной деятельности;
б) отбор и организация содержания учебной информации для усвоения учащимися; проектирование деятельности учащихся; собственной деятельности и поведения;
в) организация информации в процессе сообщения ее учащимся; различных видов деятельности учащихся; собственной деятельности и поведения;
г) установление правильных взаимоотношений с учащимися с другими учителями и администрацией школы.
59. Учебная деятельность характеризуется:
а) направленностью на процесс осуществления деятельности;
б) направленностью на социально значимый результат деятельности;
в) направленностью на установление отношений с другими участниками деятельности;
г) направленностью на изменение субъекта.
60. Установите соответствие понятий и их определений:
а) целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки;
б) усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу;
в) процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы;
г) процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.
1) обучение; 2) воспитание; 3) социализация; 4) развитие.
|