Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург Философия, ее предмет и роль в обществе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Античность (до 2 пол. 14 века) все научное знание есть философия 12 2160.77kb.
Критерии оценивания вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности... 1 40.48kb.
2. Структура философского знания 1 33.71kb.
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 1 152.17kb.
Программа для вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 1 95.18kb.
Программа вступительных экзаменов (зачет) по философии в магистратуру... 1 85.57kb.
Программа Вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 1 331.45kb.
Контрольная работа по дисциплине: " Философия " тема №30: «Проблема... 1 108.85kb.
Экзаменационные вопросы (вступительный экзамен) по дисциплине "Философия" 1 27.83kb.
Методические рекомендации (для всех направлений и специальностей... 8 1393.7kb.
Программа по окружающему миру включает три раздела: пояснительную... 1 155.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по философии Екатеринбург Философия - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Утверждаю:

Председатель Ученого совета ИЭФ




ПРОГРАММА


вступительных экзаменов в аспирантуру

по философии

Екатеринбург



1. Философия, ее предмет и роль в обществе

Природа и назначение философии. Специфика философского знания. Философия как особая форма освоения мира. Мировоззрение и его формы. Философия как ядро мировоззрения. Основные философские проблемы, их природа. Философия как форма знания. Философия и наука. Назначение философии. Типы философского мировоззрения и их исторические варианты.




2. Возникновение философии


Возникновение философии. Мифологическое мировоззрение и предфилософия. Социокультурные предпосылки философии. Становление древневосточной философии. Древнеиндийская философия и ее школы. Древнекитайская философия. Буддизм, даосизм и конфуцианство.

3. Античная философия


Становление древнегреческой философии. Космоцентризм. Основные направления и школы древнегреческой философии. Милетская школа. Пифагор и ранние пифагорейцы. Число, космос, человек. Гераклит. Элейская школа. Атомизм Демокрита.

Расцвет древнегреческой философии. Учение Сократа. Проблема бытия и небытия в философии Платона. Учение Платона об идеях, о душе и познании. Платон о государстве, человеке и судьбе. Учение Аристотеля о материи и форме, душе и познании. Этика Аристотеля.



4. Теоцентрическая философия

поздней античности и средневековья
Социокультурные основания возникновения и утверждение теоцентризма в философии. Проблема личности и истории в христианстве. Религиозная философия Августина. Схоластика. Вера и разум. Проблема универсалий (номинализм и реализм). Схоластическая философия IX-XIV вв. Философия Фомы Аквинского.

5. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Мировоззренческая переориентация философии. Антропоцентризм гуманистов эпохи Возрождения. Социокультурные основания и основные черты натуралистической философии Нового времени. Проблема метода в философии ХVII в. (Р.Декарт "Рассуждение о методе", Ф.Бэкон "Новый Органон")

Проблема истины и заблуждения в гносеологии ХVП в. Рационализм (Р.Де­карт, Б.Спиноза, Г. В .Лейбниц) и эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк).

Метафизика Декарта. Учение о субстанции.

Философские воззрения Томаса Гоббса. Теория естественного права и общественного договора Т.Гоббса. Сенсуализм Джона Локка.

Формирование антропологического мировоззрения. (Беркли, Юм).

Философия эпохи просвещения. Английское просвещение. Философия французского Просвещения. Природа, человек, общество. Проблема воспитания человека. Натурализм французских просветителей (Вольтер, Руссо, Дидро) и его противоречия. Свобода и необходимость, разум и природа.
6. Европейская философия конца XVIII – первой половины XIX в.

Немецкая классическая философия, её социокультурные основания и характерные черты. Кант – основоположник немецкой классической философии. Новое понимание цели и задач философии. Проблема субъекта и объекта познания.

И.Кант – основоположник немецкой классической философии. "Критика чистого разума". Учение о познании. Нравственно-практическая философия И.Канта. Понятие категорического императива. Проблема свободы.

Философия Фихте и Шеллинга. Философия Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Диалектика Гегеля. Учение о свободе.

Становление постклассической философии. Спор вокруг философии Гегеля. Человек и история. Антропологическая философия и этика Л.Фейербаха. Религия как отчуждение родовой сущности человека. Позитивизм О.Конта как "философия науки". Рождение социологии.

Волюнтаризм Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Пессимизм.


Философия марксизма. Антропологизм раннего Маркса. Проблема отчуждения. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях.

Социоцентризм зрелого марксизма. Понятие практики. Социальная сущность человека. Социальная философия марксизма. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях.

Философия жизни Ф.Ницше. "Переоценка ценностей". Принцип воли к власти. Идея сверхчеловека.

7. Русская философия

Истоки самобытной русской философии. Русская философия XIX-ХХ вв.: особенности, направления, проблемы. Русская философии истории. Тема исторической судьбы России. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.

Религиозно-гуманистическая философия в России. Философия всеединства В.Соловьева. Понятие богочеловечества. Философия Н.Бердяева: человек-творчество-свобода.

Русский космизм. Философия русского космизма В.Н.Вернадского. Учение о ноосфере. Теория этногенеза Л.Гумилева.

Социально-философские направления русской общественной мысли. Революционно-демократическое направление в философии. Судьбы марксизма в России.

8. Основные направления современной философии

Мировоззренческий плюрализм в ХХ веке. Современный натурализм. Философия жизни.

Философия психоанализа З.Фрейда. Психологическая структура личности. Конфликт природы человека и культуры. К.Юнг о коллективном бессознательном. Понятие архетипа. Э.Фромм о противоречивости существования человека в условиях современной цивилизации ("Бегство от свободы", "Иметь или быть").

Философская антропология современности. Феноменология Гуссерля. Философия экзистенциализма: основные черты и проблемы. Проблема сущности и существования человека в философии М.Хайдеггера. Ж-П. Сартр: "Экзистенциализм – это гуманизм".


Философия истории в ХХ веке. Теория культур О. Шпенглера. Концепция цивилизаций А. Тойнби. Х.Ортега-и-Гассет: "Восстание масс".


Западная религиозная философия XX в. Неотомизм.

Философия техники. Концепции технологического детерминизма. Противники "тех­нической цивилизации". Структурализм и постструктурализм.

Философия науки ХХ в. Неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм. Язык науки. Критерии научности знания.

9. Учение о бытии

Категория бытия в философии. Человеческое бытие как бытие-в-мире.


Основные виды бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика и метафизика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.



  1. Учение о человеке

Природа человека. Феноменальное и трансцендентное в человеке. Место человека в мире. Происхождение человека. Природное и социальное, телесное и психическое в человеке. Структура психики. Бессознательное.

Происхождение сознания. Сознание и самосознание. Мышление, язык, эмоции и воля. Человек как индивидуальность и личность.



  1. Человек и культура

Мир человека и трансцендентное. Жизненный мир человека и культура. Культура и природа в мире человека. Проблема субъекта культуры. Человек – «этническое животное». Понятия «человек», «личность», «индивид».

  1. Человек и общество

Философия общества. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Право, политика, идеология. Человек в системе социальных связей. Структура общественных отношений. Материальное производство. Техника и общество.

Человек и исторический процесс. Человеческий мир как история. Социальный детерминизм. Проблема субъекта истории. Личность и массы. Роль личности в истории.


Цивилизационный и формационный подход к анализу истории. Исторический процесс как закономерная смена общественно-экономических формаций (К.Маркс). Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Трудности в применении цивилизационной концепции к «техногенной» цивилизации современного мира.


13. Отношение человека к миру

Отношение человека к миру: практическое, познавательное и ценностное. Понятия субъекта, объекта и деятельности. Миростроение и включенность в мир. Свобода и необходимость. Понятие практики. Структура практической деятельности и ее формы. Техническая деятельность.


14. Духовное освоение действительности

Познание, творчество, практика. Познание, его структура и формы. Многообразие форм познания. Знание, мнение, вера. Преднаучное, научное и вненаучное знание. Интуитивное и дискурсивное познание.

Чувственный опыт и рациональное мышление. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Теоретическое и эмпирическое познание. Понимание и объяснение. Проблема истины и ее критерия. Истина и заблуждение, правда и ложь. Проблема полезности и истинности знаний.

Наука, ее место и роль в духовном освоении действительности. Основные отличия науки от обыденного знания. Наука и философия. Структура, методы и формы научного познания. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.



15. Ценностные ориентации человека

Роль ценностей в отношении человека к миру. Человек и его судьба. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Фатализм и волюнтаризм.


Духовная жизнь и социальные ценности. Иерархия ценностей, ее исторический и личностный характер. Ценности-цели и ценности-средства. Материальные и духовные ценности. Сферы духовной жизни. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Свобода совести.

16. Глобальные проблемы современности и

будущее человечества




Демографическая ситуация в мире. Экологические проблемы и экология человека. Технократизм, технофобия и техногенные катастрофы. Информатизация общества. Проблемы войны и мира.


Научно-технический прогресс и научные революции. Философия науки и техники. Ее место в структуре философского знания. Закономерности развития науки и техники. Научно-техническая революция ХХ века и современная ситуация человека. Попытки «гуманизации» науки и техники. Сциентизм и антисциентизм.

Тенденции общественного развития и будущее человечества. Философия и футурология. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Приход «глобальной» цивилизации. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Капитализм, коммунизм или технотронное общество? Человечество, Земля, Вселенная.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов. Издание 2, переработанное и дополненное. М., «Республика», 2010.
Дополнительная литература


        1. Философский словарь. Под. ред. Фролова И.Т. Изд. 7. М., «Республика», 2001.

        2. Философский энциклопедический словарь. Под. ред. Ильичева А.Ф. и др. М., Советская энциклопедия, 1983.

        3. Философский энциклопедический словарь. М., Изд-во, 1996.

Составили:

Кох И.А., доцент, кандидат философских наук

Шитиков М.М., профессор, доктор философских наук

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры философии и культурологии

Заведующий кафедрой



философии и культурологии доц. Кох И.А.






Теории, в которые мы верим, мы называем фактами, а факты, в которые не верим, — теориями. Феликс Коэн
ещё >>