Программа учебной практики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа Цели учебной практики 1 124.13kb.
Программа учебной практики 1 185.88kb.
Рабочая программа учебной практики Для направления 030200 «Политология»... 1 262.78kb.
Программа учебной практики ознакомительная логопедическая практика 1 260.42kb.
Программа по учебной практике филологическая практика 1 62.78kb.
Программа учебной (ознакомительной) практики (название практики) 1 318.98kb.
Программа учебной (ознакомительной) практики (название практики) 1 329.45kb.
Программа учебной практики по профилю специализации производственная... 1 218.27kb.
Программа учебной практики по информатике и информационным технологиям... 1 188.42kb.
Рабочая программа учебной практики 1 120.67kb.
Рабочая программа по учебной инженерно-геологической практики рассмотрена... 1 94.02kb.
Милорад Павич Семь смертных грехов 7 1015.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебной практики - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Проректор по УМР
_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2010 г.

Программа учебной практики


УЧЕБНАЯ (ПОЛЕВАЯ) КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050101.65 Химия с дополнительной специальностью «Биология»

Нижний Тагил

2010


Утверждено на заседании кафедры биологии ХБФ

(протокол № 1 от 21.09.2010 г.)

Зав. кафедрой

-------------------------------------Жуйкова Т.В.


Утверждено на заседании совета химико-биологического факультета

(протокол № 1 от 28.09.2010 г.)

Председатель совета

---------------------------------------------Лунев А. В.

Составитель: Касимова Н. З., к. с.-х. н.

доцент кафедры биологии ХБФ


  1. Пояснительная записка

Комплексная практика студентов ХБО на АБС планируется на 3 курсе в 6 семестре в объеме 72 часов (2 недель) и проводится по дисциплинам «Биологические основы сельского хозяйства» (36 час. – 1 неделя), «Теории и методике обучения биологии» (18 час.) и «Физиологии растений» (18 час.), и на 4 курсе в 8 семестре в объеме 36 час. (1 нед.) по дисциплинам «Биологические основы сельского хозяйства» (18 час.) и «Теории и методике обучения биологии» (18 час.).

Цель практики


Цель практики – всесторонняя подготовка будущего учителя биологии к организации натуралистической деятельности учащихся средней школы; освоение научно-обоснованных современных технологий возделывания основных культурных растений, приемов поддержания устойчивости и продуктивности агроэкосистемы.
Задачи полевой практики:

1. закрепление знаний, полученных на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях;

2. изучение методов, приемов, средств и форм организации натуралистической деятельности учащихся;

3. совершенствование организаторских умений;

4. совершенствование умений наблюдать, собирать, определять коллекционировать различные биологические объекты с целью приготовления из них наглядных пособий;

5. овладение методикой проведения экскурсий, фенологических наблюдений, опытов в природе, методикой проведения уроков на пришкольном участке, организации работы учащихся на пришкольном участке, изготовления наглядных пособий;

6.овладеть необходимыми умениями и навыками выращивания сельскохозяйственных культур.

7. изучить влияния различных экологических факторов в естественных условиях на физиологические процессы культурных растений;

8. дать элементарные навыки исследовательской работы на опытах, поставленных непосредственно в природных условиях, полевой обстановке и вегетационных опытов, что важно для будущего учителя биологии;

9. сбор демонстрационного материала для проведения лабораторно-практических работ;

10. заготовка гербарного и снопового материала различных групп сельскохозяйственных культур и сорных растений.
Учебно-полевой практике по сельскому хозяйству и теории методике обучения биологии предшествует изучение дисциплин «Ботаника», «Цитология», «Микробиология», «Биологические основы сельского хозяйства», «Теория и методика обучения биологии», предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Учебно-полевая практика по сельскому хозяйству и теории и методике обучения биологии является логическим завершением изучения данных дисциплин.

Прохождение учебно-полевой практики является необходимой основой для последующего изучения курсов «Генетика», «Введение в биотехнологию», «Теорию эволюции», «Общая экология», «Социальная экология», «Охрана природы и рациональное природопользование», прохождения учебно-полевой практики по экологии, подготовки к прохождению производственной практики в школе и в профессиональной деятельности учителя-биолога.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные теоретические положения, законы развития современного сельского хозяйства;

  • закономерности и связи растений с окружающей средой, с почвой, с атмосферой и процессы, происходящие в почве;

  • основные культивируемые виды и сорта;

  • закономерности роста, развития, технологии возделывания сельскохозяйственных культур;

  • научные основы севооборотов;

  • правила организации опытно-практической работы учащихся на пришкольном участке;

  • вопросы охраны почв окружающей среды и получения экологически чистой продукции растениеводства и животноводства;

  • основные методы исследований в сельском хозяйстве, элементы методики, планирование эксперимента, наблюдений и учетов, технику закладки и проведения опыта, документацию и отчетность, применение статистических методов анализа;

  • основные процессы жизнедеятельности растений (водное и минеральное питание, фотосинтез и дыхание, pост и развитие);

  • взаимосвязь и зависимость физиологических процессов от биологических особенностей вида и условий окружающей среды;

  • интеграцию физиологических процессов и ее связь с продуктивностью растений;

  • основные методы диагностики потребностей растений в минеральных элементах.

уметь:

  • вскрывать закономерности взаимосвязи растения с окружающей средой;

  • применять полевой метод исследований, позволяющий изучать растение в зависимости от тех или иных приемов изменения почвенных условий, агротехники;

  • распознавать сельскохозяйственные культуры по морфологическим признакам растений, плодам и семенам;

  • составлять схемы севооборотов;

  • составлять план мероприятий, проводимый в плодоносящем саду в течение года

  • пропагандировать знания по охране окружающей среды;

  • вести себя в природе в соответствии с правилами ее охраны;

  • наглядно демонстрировать прохождение основных физиологических процессов в растении;

  • уметь анализировать сезонные изменения в функционировании растений;

  • ставить несложные лабораторные, вегетационные и полевые опыты с культурными растениями;

  • проводить систематические наблюдения за растениями;

  • работать с лабораторным оборудованием (микроскопом, весами различного типа и др.).

владеть:

  • способами отражения полученных результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем и т.п.;

  • анализом и сопоставлением материалов собственных наблюдений;

  • навыками организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • методиками проведения научных исследований с дикорастущими и сельскохозяйственными культурами.

  • приемами агротехники возделывания сельскохозяйственных культур;

  • методиками правильного проведения работ на учебно-опытном участке.


Учебно-тематический план

Темы занятий

Количество часов

Содержание самостоятельной работы

Формы контроля СРС

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

3курс, 6 семестр

«Биологические основы сельского хозяйства»

1. Овощеводство. Типы защищенного грунта. Грунты. Подготовка теплиц и парников.




6

-







2. Агротехника выращивания рассады и овощей в закрытом грунте.




6

-

Разработать технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур

Проверка выполнения задания

3. Агротехника выращивания овощей в открытом грунте.




6

-

Разработать технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур

Проверка выполнения задания

4. Вредители и болезни овощных и полевых культур и меры борьбы с ними.




6

-

Провести описание вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.

Устный доклад

5. Плодоводство. Вегетативное размножение ягодников.




6










6. Уход за садом.




6




Разработать мероприятия по уходу за молодым, плодоносящим и стареющим садом.

Оформление результатов в дневник

«Теория и методика обучения биологии»

1. Методика планирования и декоративного оформления пришкольного участка




6

-

Выполнить проект пришкольного учебно-опытного участка.

Проверка выполнения задания

2. Методика проведения биологических экскурсий




6

-

Разработать и составить конспект биологической экскурсии

Проведение каждым студентом подготовленной экскурсии.

3. Методика проведения фенологических наблюдений




6

-

Разработать и составить конспект фенологических наблюдений

Оформление результатов в дневник

«Физиология растений»

1. Методика и закладка вегетационных опытов:

- водные культуры растений;

- почвенные культуры растений.





6

-







2. Физиологические особенности минерального питания растений.




6

-

Выполнение индивидуальных заданий

Оформление результатов в дневник

Сдача отчетной документации по индивидуальному заданию.



3. Физиологические особенности водного питания растений.





6

-

Выполнение индивидуальных заданий

Оформление результатов в дневник

Сдача отчетной документации по индивидуальному заданию.



Итого за семестр:




72







4 курс, 8 семестр

«Биологические основы сельского хозяйства»

1. Опытническая работа с полевыми культурами. Постановка полевого опыта.




6

-

Составление плана постановки полевого опыта

Оформление результатов в дневник

2. Учебно-опытная работа с овощными культурами, в школьном саду и в ягоднике.




6

-




Оформление результатов в дневник

3. Полеводство. Коллекционный участок полевых культур.




6

-







«Теория и методика обучения биологии»

1. Методика проведения биологических экскурсий




12

-

Разработать и составить конспект биологической экскурсии

Проведение каждым студентом подготовленной экскурсии.

3. Методика проведения фенологических наблюдений




6




Разработать и составить конспект фенологических наблюдений

Оформление результатов в дневник

Итого за семестр:




36










  1. Содержание курса

«Биологические основы сельского хозяйства»

ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ ОТКРЫТОГО ГРУНТА


Предпосевная обработка почвы под культуры разных сроков сева.

Подготовка семян к посеву: сортирование, намачивание, прогревание, обработка растворами удобрений и т. д.

Определение сроков и способов посева, глубины заделки семян, расчет нормы высева семян различных культур.

Посев (посадка) ранних и поздних яровых культур в полевом и овощном севообороте.

Разбивка коллекционного отдела, посев коллекционных культур (посев хлебов 1 и 2 групп, зернобобовые, технические, корнеклубнеплоды, кормовые культуры, овощные культуры по группам).

Сорные растения и меры борьбы с ними.

Уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур: рыхление почвы, прополка, окучивание, борьба с болезнями и вредителями).

Фенологические наблюдения над основными сельскохозяйственными культурами. Гербаризация растений.

Постановка и проведение полевых опытов (по особой тематике).

Заготовка раздаточного материала для лабораторных занятий (колосья, плоды, семена, клубни, корнеплоды).



«Теория и методика обучения биологии»

Назначение учебно-опытного пришкольного участка. Отделы пришкольного участка. Принципы декоративного оформления территории пришкольного участка.

Значение биологических экскурсий. Тематика биологических экскурсий. Общая методика организации и проведения биологической экскурсии. Правила проведения экскурсии. Методические особенности ботанических экскурсий. Методические особенности зоологических экскурсий.

Значение фенологических наблюдений. Задачи фенологии. Организация фенологических наблюдений.



Организация практики и отчетность студентов


Основная база полевой практики – агробиологическая станция.

Участками для проведения полевой практики являются полевой и овощной севообороты, коллекционный отдел, плодовый сад, ягодные культуры, теплицы и парники.

Во время полевой практики студенты ведут рабочую тетрадь, где описывают все работы, все задания с методикой их проведения, со схемами закладки опытов, с методами обработки материала и полученными результатам, описаниями объектов исследований и разрабатываемых рекомендаций.

Итоги полевой практики подводятся в последний день практики, по результатам которых выставляется зачет.


Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Назовите овощные культуры, выращиваемые в открытом грунте, покажите особенности их выращивания.

  2. Особенности зеленных культур.

  3. Место овощных культур в школьной программе.

  4. Способы обработки почвы под различные культуры.

  5. Способы и схемы посадки и посева различных культур.

  6. Охарактеризовать основные группы полевых, овощных, плодово-ягодных культур.

  7. Уход за различными группами культур в период вегетации.

  8. Основные фазы развития различных групп культур.

  9. Методика закладки полевых опытов.

  10. Школьные опыты с различными группами культур.

  11. Характеристика и типы севооборотов на опытном участке.

  12. Типы севооборотов.

  13. Методика определения засоренности посевов.

  14. Основные группы сорных растений и меры борьбы с ними.

  15. Определение биологической урожайности различных групп культур.

  16. Образовательное, воспитательное и развивающее значение школьного учебно-опытного участка.

  17. Структура пришкольного учебно-опытного участка.

  18. Методика организации альпинария на пришкольном участке.

  19. Методические особенности создания на пришкольном учебно-опытном участке коллекций различных растений.

  20. Методика организации дендрария и питомника древесных пород и кустарников на пришкольном участке.

  21. Парковый цветочно-декоративный отдел, его значение и методика организации.

  22. Методика создания дарвиновской площадки на пришкольном участке.

  23. Учебно-экологическая тропа, ее значение и методика создания на учебно-опытном участке.

  24. Методика организации искусственного водоема на пришкольном участке.

  25. Принципа декоративного оформления территории учебно-опытного участка.

  26. Значение практических занятий с учащимися на пришкольном учебно-опытном участке.

  27. Методика организации и проведения практических занятий со школьниками на пришкольном участке.

  28. Методика постановки и проведения полевого опыта.

  29. Значение фенологических наблюдений.

  30. Задачи фенологии.

  31. Методика организации фенологических наблюдений в школе.

  32. Методика организации наблюдений за гидрометеорологическими явлениями.

  33. Методика организации наблюдений за растениями и грибами.

  34. Методика организации наблюдений за животными.


Основные понятия дисциплины

Баланс питательных веществ в земледелии. Вещество действующее удобрений. Виды севооборотов. Диагностика визуальная условий питания растений. Дождевание. Закон возврата. Закон минимума, оптимума и максимума. Закон незаменимости и равнозначимости факторов жизни растений. Закон совокупности действия факторов жизни растений. Запас питательных веществ. Клубнеплоды. Компост. Круговорот веществ в земледелии. Кулисы. Культура интенсивная. Культуры беспочвенные. Культуры изолированные. Культуры почвенные. Мульча. Мульчирование. Опыт вегетационный. Опыт мелкоделяночный. Опыт полевой. Питание корневое. Питание некорневое. Площадь питания. Подкормка. Поле севооборота. Посадка. Посев. Почвоутомление. Предшественник. Прием обработки почвы. Программирование урожая. Спелость почвы. Спелость сельскохозяйственных культур. Туки. Тукосмесь. Удобрение зеленое. Удобрение основное. Удобрение рядковое. Удобрения. Урожайность. Урожай. Хлороз.


Список литературы

Основная

  1. Комплексная учебно-полевая практика по биологии: учебно-методическое пособие / авт.-сост. И. В.Елистратова, Н. З. Касимова; НТГСПА. – Нижний Тагил, 2008.

  2. Практикум по физиологии растений / под ред. Иванова В. Б. – М.: Академия, 2001. – 144 с.

Дополнительная

  1. Афанасенко Н. А. Опыты в школьном саду. – М.: Просвещение, 1992.

  2. Бадина Г. В. Основы агрономии. – М., Агропромиздат, 1988.

  3. Биологические основы сельского хозяйства / Под ред И. М. Ващенко. М.: Академия, 2004.

  4. Губченко А. А., Перова Ж. З. Методика преподавания сельскохозяйственного труда. – М., Просвещение, 1985.

  5. Долгачева В. С. Растениеводство. – М. Академия, 1999.

  6. Культуры и сорта уральского сада (рекомендации). – Пермь: Закамская сторона, 1992.

  7. Практикум по основам сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1991.

  8. Тепличное овощеводство (под ред. Юриной А. В.).- Екатеринбург: Средне-Уральское кн. Изд-во, 1989.

  9. Третьяков Н. Н. Основы агрономии. - М. Академия, 2003.

  10. Церлинг В. В. Диагностика питания сельскохозяйственных культур. – М.: М., Агропромиздат, 1990.

Словари

  1. Миганова Т. Е. Энциклопедия садовода. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  2. Сигов В. И., Шурыгина Т. Д. Словарь по земледелию. – М.: Россельхозиздат, 1987.





Один известный политик пытался сохранить оба своих лица. Джон Гантер
ещё >>