Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 317.47kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 132.56kb.
Основная образовательная программа: 050703. 65 Дошкольная педагогика... 4 1225.31kb.
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для... 1 123.88kb.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору сд. В2 для специальности... 1 203.77kb.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 1 150.83kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 3 448.88kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 315.52kb.
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента... 1 172.35kb.
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента... 1 302.44kb.
Учебная программа по дисциплине «Психологическая служба в образовании»... 2 573.43kb.
Русский яз 1 102.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная педагогика - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Кафедра дошкольной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.




ЛОГОПЕДИЯ
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» Заочная форма, полный срок обучения

Составитель: Судакова В.Е., старший преподаватель кафедры

дошкольной педагогики

«УлГПУ им.И.Н.Ульянова»

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. № 8).

Ульяновск, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Логопедия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре в соответствии с учебным планом.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами логопедии, развитие профессиональных компетенций, необходимых логопеду, и научного интереса к проблемам логопедии.
Задачи дисциплины:

- сформировать у студентов теоретические знания о закономерностях и об особенностях речевого онтогенеза детей с нарушением речи; о причинах, механизмах, структуре и симптоматике речевых нарушений; о классификациях речевых нарушений, принципах, методах и средствах логопедической диагностики и коррекции;

- сформировать у студентов умения и навыки коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи;

- развивать основы профессиональной культуры логопеда, заключающейся в организации и построении конструктивных взаимодействий с детьми, родителями и педагогами;

- сформировать профессиональное гуманистически ориентированное мировоззрение будущего специалиста, понимающего проблемы детей с речевыми нарушениями и стремящегося к содействию в их решении;

- развивать профессиональный интерес к научно-практической деятельности.



Требования к усвоению дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

- основные категории и понятия логопедии;

- основные виды речевых нарушений, психофизиологические особенности и детей с нарушениями речи;

- формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими патологии речевого развития;

- психолого-педагогические условия организации образования и воспитания с детей с речевыми нарушениями;

уметь:

- выявлять особенности речевой деятельности детей с речевыми патологиями;

- составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы;

- организовывать педагогическое общение с детьми с речевыми нарушениями;



владеть:

- методами и приемами изучения особенностей речевой деятельности и поведения детей, имеющих речевые патологии.


Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Очная форма обучения

Всего часов

Курс

Общая трудоемкость

442

6

Аудиторные занятия

16




Лекции

10




Практические занятия (семинары)

6




Лабораторные работы







Самостоятельная работа

426




Курсовые работы/рефераты

-




Вид итогового контроля

зачет






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)

п/п

Наименование разделов и тем


Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Семинарские, практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа




Раздел 1. Теоретико-методологические основы логопедии













1

Введение в предмет. Теоретические и методологические основы логопедии

2







32

2

Анатомо-физиологические и психолингвистические механизмы речи

2







42

3

Классификации речевых нарушений

2







52




Раздел II. Речевые нарушения. Методика логопедического воздействия













4

Нарушение звуковой стороны речи. Дислалия.

2







22

5

Нарушение звукопроизношения и мелодико-интонационной стороны речи. Дизартрия.




2




14

6

Нарушения темпо-ритмической стороны речи. Заикание.

2







34

7

Нарушение структурно-семантического оформления речи. Алалия.




2




24

8

Общее недоразвитие речи (ОНР)










36

9

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)




2




44

10

Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия.










24




Всего

10

6




426



СОДЕРЖАННИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в предмет. Теоретические и методологические основы логопедии (2 часа)


  1. Логопедия как наука. Понятийно-категориальный аппарат логопедии: цель, задачи, предмет, объект, принципы, методы логопедии как науки.

  2. Связь логопедии с другими науками (внутрисистемные связи (специальная педагогика, общая, педагогическая, дошкольная и т.д.), межсистемные связи (с науками медицинского, психологического и лингвистического циклов)

  3. История развития логопедии за рубежом и в России.

Тема 2. Анатомо-физиологические и психолингвистические механизмы речи (2 часа).


  1. Речь. Речевая деятельность, ее структура и компоненты.

  2. Речевой аппарат: центральная и периферическая часть.

  3. Основные структурные компоненты речи: словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение


Тема 3. Норма и патология речевой деятельности. Этиология речевых нарушений (2 часа)


  1. Понятие нормы речи. Условия нормального развития речи.

  2. Закономерности и факторы развития речи в норме.

  3. Общее понятия о нарушениях речи.

  4. Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка.


Тема 4. Классификации речевых нарушений (2 часа)


  1. Клинико-педагогическая классификация.

  2. Психолого-педагогическая классификация.


Тема 5. Нарушение звуковой стороны речи. Дислалия (2 часа)


  1. Понятие «дислалия». Виды дислалии. Причины ее возникновения.

  2. Методика логопедического воздействия при дислалии.


Тема 6. Нарушение звукопроизношения и мелодико-интонационной стороны речи. Дизартрия (2 часа)


  1. Понятие дизартрии. Виды дизартрии и ее причины.

  2. Структура дефекта при дизартрии.

  3. Методика логопедического воздействия при дизартрии.


Тема 7. Нарушения темпо-ритмической стороны речи. Заикание (2 часа)


  1. Общая характеристика заикания.

  2. Причины заикания.

  3. Методика логопедического воздействия при заикании.



Тема 8. Нарушение структурно-семантического оформления речи. Алалия (2 часа)


  1. Понятие «алалия». Симптоматика и механизмы нарушений при алалии.

  2. Классификации алалии.

  3. Методика логопедического воздействия при алалии.


Тема 9. Общее недоразвитие речи (ОНР) (2 часа)


  1. Понятие общее недоразвитие речи. Этиология ОНР.

  2. Уровни ОНР.

  3. Методика логопедического воздействия при ОНР.


Тема 10. Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) (2 часа)


  1. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР). Этиология ФФНР.

  2. Структура нарушения речи при ФФНР. Основные проявления.

  3. Методика логопедического воздействия при ФФНР.


Тема 11. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия (4 часа)


  1. Понятие «дислексия». Этиология, симптоматика и виды дислексии.

  2. Логопедическое воздействие при дислексии.

  3. Понятие «дизграфия». Этиология, симптоматика и виды дизграфии.

  4. Логопедическое воздействие при дизграфии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю

При организации занятий внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студентов системного взгляда на природу и структуру речевых нарушений. Данный подход может быть реализован с опорой на межпредметные связи логопедии с другими науками.

Современный этап подготовки логопеда предполагает, что он владеет методологией самообразования. Поэтому необходимо ставить перед студентами задачи активизации самостоятельной работы. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием проводится на практических занятиях после работы студентов с учебными пособиями, монографиями, психолого-педагогической литературой, Интернет-ресурсами.

В ходе изучения дисциплины рекомендуется проведение текущего контроля в рамках опросов, обсуждений проблемных ситуаций на семинарских занятиях.

В рамках изучения дисциплины проводятся аудиторные занятия, включающие лекции (12 часов), практические (семинарские) занятия (8 часов).

В конце изучения дисциплины проводится зачет.


Методические рекомендации студенту

Дисциплина «Логопедия» является составляющей предметной подготовки специалиста. Содержание данной дисциплины полностью соответствует требованиям Государственного стандарта.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется составлять опорные конспекты по материалам лекций, структурируя содержание в соответствии с планом и выделяя основные категории. При самостоятельной подготовке к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется изучить всю предлагаемую к семинару литературу: составить план ответа, подробно законспектировать статьи, выделяя существенное и значимое. Одновременно с этим, можно выписать проблемные вопросы, возникающие при чтении предложенных источников для их дальнейшего обсуждения на семинаре. Использование дополнительной литературы и материалов Интернет-ресурсов поощряется.

С целью углубления и закрепления полученных теоретических сведений и совершенствования практических умений и навыков необходимо выполнение самостоятельной работы по курсу.

- изучение материалов лекций и соответствующих разделов учебной и научной литературы;

- знакомство с опытом работы логопедов;

- работа с различного рода логопедической документацией.

Основными результатами аудиторной и самостоятельной работы должны стать улучшение качества знаний и выработка каждым студентом собственной системы общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре нарушений речи, способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах логопедического воздействия.



Для успешного освоения дисциплины и сдачи зачета студент должен выполнить следующие требования:

  1. Регулярно посещать лекции.

  2. Регулярно посещать семинарские занятия и тщательно готовиться к ним, проявлять активность при обсуждении вопросов.

  3. Добросовестно выполнять задания для самостоятельной работы.

  4. Регулярно просматривать специальную периодику по заданию преподавателя и по собственной инициативе.

  5. В срок и качественно выполнять контрольные задания.


Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Логопедия как наука. Определение, предмет, объект логопедии; структура и задачи. Связь логопедии с другими науками.

  2. Классификации нарушений речи (клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация речевых нарушений).

  3. Дислалия. Определение. Сведения о распространении. Этиопатогенез. Классификация дислалии. Основные формы. Механизмы. Симптоматика.

  1. Дизартрия. Определение. Этиология. Классификация. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Степень выраженности дефекта

  2. Формы дизартрии. Локализация очага поражения, структура речевого дефекта, вторичные проявления (подкорковая, корковая, бульбарная, псевдобульбарной, мозжечковая) дизартрия. Симптоматика при дизартрии.

  3. Дифференциальная диагностика детей с дизартрией и дислалией.

  4. Обследование детей с дизартрией.

  5. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии.

  6. Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ДЦП.

  7. Заикание. История изучения механизмов. Определения заикания. Этиология заикания.

  8. Современные концепции механизмов заикания. Механизмы возникновения судороги по Л.З. Андроновой.

  9. Классификации заикания. Определение степени тяжести заикания. Симптоматика заикания.

  10. Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания.

  11. Обследование лиц с заиканием: содержание, методы, приёмы. Методика обследования заикающихся разного возраста.

  12. Характеристика комплексного метода устранения заикания.

  13. Экспрессивная (моторная) алалия. Определение. Этиопатогенез. рактер повреждения речевого аппарата. Классификации.

  14. Характеристика степеней нарушения языковой системы у детей с экспрессивной алалией.

  15. Онтогенез и закономерности формирования языковой системы.

  16. Принципы, методы и приемы обследования экспрессивной речи. Обследование импрессивной речи.

  17. Неречевая и речевая симптоматика экспрессивной алалии. Механизмы нарушения.

  18. Коррекционно-логопедическая работа по формированию
    речи детей с экспрессивной алалией.

  19. Дифференциальная диагностика алалии и сходных состояний.

  20. Сенсорная алалия. Определение. История изучения. Этиопатогенез. Характеристика экспрессивной и импрессивной речи у детей с сенсорной алалией. Основные направления коррекционно-логопедической работы по преодолению сенсорной алалии.

  21. Общее недоразвитие речи. Определение. Характеристика детей с I - IY уровнями речевого развития

  22. Теоретическое обоснование направлений логопедической работы по преодолению алалии.

  23. Классификация дислексий и дисграфий. Механизмы, симптоматика.

  24. Методика коррекционной работы по преодолению различных форм дислексии, дисграфии.

  25. Принципы логопедической работы при различных нарушениях речи.

  26. Система логопедической помощи. Организация работы по преодолению нарушений речи в различных типах логопедических учреждений.

  27. Онтогенез и закономерности формирования языковой системы.

  28. Подготовка детей с ОНР, ФФН к обучению грамоте.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

По результатам освоения дисциплины студенту выставляется зачет.

Условиями получения зачета являются:

1.Посещение лекционных и семинарских занятий.

2.Работа на семинарских занятиях: ответы на поставленные контрольные вопросы, доклады, обсуждения, дискуссии и т. п.

3.Полные ответы при устном опросе на зачетном занятии.

Таким образом, «Зачет» получает студент, выполнивший все вышеозначенные условия, проявивший активность и самостоятельность при изучении дисциплины.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПДИНЫ

Основная литература


  1. Логопедия: учебник для дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Владос, 2007.

  2. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи. – М.:АРКТИ, 2011 – [электронный ресурс]. – www.knigafund.ru /books/76580

  3. Поваляева М.А.   Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.

Дополнительная литература

  1. Бачина О. В.   Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина ; Л.Н. Самородова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

  2. Левина Р.Е. Нарушения письма и речи у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005 – [электронный ресурс]. – www.knigafund.ru /books/28823

  3. Логопедия: учебник для дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Владос, 2004.

  4. Флерова Ж. М.   Логопедия / Ж.М. Флерова. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.


Рабочая программа учебной дисциплины «ЛОГОПЕДИЯ»

Составитель: Судакова В.Е. Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГПУ, 2012 – 9 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», Положения о практике студентов в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Составитель_________________Судакова В.Е.

(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины (практики)согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании ученого совета _________ факультета "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель ученого совета факультета

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС



__________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата




Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем. Борис Крутиер
ещё >>