страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа учебной дисциплины по выбору 050202. 65 для специальностей: Математика - страница №1/1
![]() Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.Н.УЛЬЯНОВА» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра методики преподавания математики и информатики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе __________ И.В. Столярова «___» __________2012 г. Избранные вопросы элементарной математики программа учебной дисциплины по выбору 050202.65 для специальностей: -Математика (заочная форма обучения) Составитель: Ионова И.В., кандидат педагогических наук, доцент Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета физико-математического факультета (протокол от «30» марта 2012г. №6 )
Ульяновск, 2012 Пояснительная записка. Рабочая программа дисциплины «Практикум решения задач элементарной математики» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050202.65 Математика, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от «31» января 2005 г. (номер государственной регистрации № 675 пед/спец). Более глубокое изучение отдельных вопросов элементарной математики может быть осуществлено в рамках спецкурсов, спецсеминаров, через написание курсовых, выпускных квалификационных работ. Спецкурс по элементарной математике позволит на материале учебных тем элементарной математики изучить возможности обучения решению нестандартных задач. Именно нестандартные задачи учат и мыслить нестандартно, и думать самостоятельно. Одной из составляющей преподавания спецкурса по элементарной математике является знакомство студентов с научно - популярной литературой и с некоторыми современными направлениями развития математики, не охватываемыми курсами высшей математики педагогических университетов. В элементарной математике присутствуют разделы, содержание которых может быть использовано учителем математики на отдельных этапах урока, при организации элективных курсов, кружковой работы с учащимися. Все это обуславливает актуальность изучаемого спецкурса. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – развитие способностей к восприятию нестандартного материала и ориентации в нем. Задачи: - изучить основные направления развития элементарной математики и их приложения; - овладеть важнейшими методами элементарной математики, уметь применять их при решении задач.
Курс «Избранные вопросы элементарной математики» предлагается студентам в 8, 9, 10, 11 семестрах, параллельно с изучением курса «Элементарной математики», для углубления, обобщения и систематизации курса элементарной математики повышенного уровня. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать основные понятия элементарной математики с точки зрения заложенных в них фундаментальных математических идей; - свободно владеть учебным материалом элементарной математики; - знать приемы решения нестандартных задач и уметь их использовать; - знать особенности учебного материала, предназначенного для классов различной профильной направленности. Объем дисциплины и виды учебной работы
Примерный тематический план
Содержание дисциплины Тема 1. Арифметика. Делимость. Систематические числа. Нестандартные задачи. Тема 2. Алгебра. Метод математической индукции и его применение к решению задач.. Алгебраические и трансцендентные уравнения, неравенства нестандартного типа и их системы. Задачи с параметрами. Тема 3. Алгебра и начала анализа. Построение графиков сложных функций. Классические неравенства. Средние величины. Среднее арифметическое, среднее геометрическое, среднее гармоническое и среднее квадратическое. Приложение неравенств к элементарному нахождению экстремумов.Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Числа Фибоначчи. Возвратные последовательности. Тема 4. Комбинаторика. Применение комбинаторики к вычислению вероятности. Решение нестандартных задач. Тема 5. Планиметрия. Различные аксиоматики евклидовой геометрии и их сравнение. Замечательные точки и линии в треугольнике. Точка Торричелли. Окружность девяти точек. Прямые Эйлера и Симпсона. Окружность Аполлония. Выпуклые, невыпуклые и звездчатые многоугольники. Теорема Жордана. Задача о 3-х домиках и 3-х колодцах. Искусство М.Эшера. Экстремальные задачи. Задача Герона, задача Штейнера, изопериметрическая задача и др. Тема 6. Стереометрия. Многогранники: различные подходы к определению. Теорема Коши. Виды тетраэдра: ортоцентрический, равногранный, прямоугольный. Прямая Эйлера для ортоцентрического тетраэдра. Первая и вторая сферы Эйлера. Пространственный аналог теоремы Пифагора. Тела Платона, тела Архимеда, тела Кеплера-Пуансо, тела Федорова. Сфера, тор, геликоид, лист Мебиуса, бутылка Клейна и др.Принцип Кавальери. Третья проблема Гильберта. Теорема Дена. Цилиндр Шварца. Формула Симпсона.
Методические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы: чтение лекций, решение задач, разработки реферативных сообщений, вопросы для контроля знаний. Для подготовки студентов к практическим занятиям преподаватель должен определить основные вопросы, задачи, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную литературу, рассказать о порядке и методике их проведения. Методы проведения практических занятий весьма разнообразны. Наиболее распространенными являются: решение задач и упражнений, вопросно-ответные, дискуссионные (поиск решения задач), научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов практических занятий: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение изучаемой темы, но и выделить основные методы решения задач, приложение данных вопросов в школьном курсе математики. В процессе изучения тем данного спецкурса преподаватель консультирует студентов по написанию курсовых и квалификационных работ.
В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Избранные вопросы элементарной математики» изучается студентами заочного отделения в 8, 9, 10 и 11 семестрах. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с дополнительной литературой. Запись лекции - одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Лекции в основном нацелены на освещение наиболее трудных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.
Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий по поиску решения задач. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Избранные вопросы элементарной математики» являются зачеты и написание курсовой и квалификационной работ. Примерная тематика курсовых работ 1. Неравенства. Системы неравенств. 2. Модуль. Уравнения и неравенства с модулем. Графики функций, уравнений и неравенств, аналитические выражения которых содержат модуль. 3.Обратные тригонометрические функции. 4. Степенная функция с дробным показателем. Иррациональные уравнения и неравенства. 5. Комбинаторика. Бином Ньютона. 6.Последовательности. Прогрессии. 7.Точки и линии, связанные с треугольником. 8. Некоторые свойства окружностей. 9. Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и их системы. 10.Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и их системы. 11.Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения, неравенства и их системы. 12.Геометрическая теория тригонометрических функций. Применение тригонометрии. 13. Числа Фибоначчи. 14. Гиперболические функции.
Критерии оценки знаний студентов на зачете 1. Оценка «зачтено» выставляется студенту, который - прочно усвоил предусмотренный программный материал; - правильно, аргументированно ответил на все вопросы; - показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами решения нестандартных задач; - правильно решает задачи повышенного уровня. Дополнительными условиями получения оценки «зачтено» могут стать хорошие результаты при выполнении самостоятельных, контрольных работ, активная работа на семинарских занятиях, успешное участие в предметной олимпиаде по элементарной математике. 2. Оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не справился с 50% вопросов и задач билета, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки. Студент не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем.
Дополнительная литература 1.Быльцов, Сергей Федорович.Занимательная математика для всех [Текст] / С. Ф Быльцов. - СПб. : Питер, 2005. - 349,[2] с. : ил. - ISBN 5-94723-726-1 : 92.00. (Библиотека университета). 2. Глухова, Людмила Уриковна. Практикум по решению задач элементарной математики [Текст] : (пособие для студентов физ.-мат. факультета) / Л. У. Глухова; В. П. Глухов; Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГПУ, 2007. – 139 с. - ISBN 978-6-86045-204-6 : 50.00.(Библиотека университета). 3.Ионова И.В. Элементарная математика: Учебно-методические материалы для студентов физико-математического факультета. – Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2006. (Библиотека университета) 4. Ионова И.В. Элементарная математика: Учебно-методические материалы для студентов физико-математического факультета. – Ульяновск: УГПУ им. И.Н. Ульянова, 2010. (Библиотека университета) 5. Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия: Учебное пособие для студентов физико-математических специальностей педагогических ВУЗов. – М.: Просвещение, 2001.(Библиотека университета). 6.Шелаев А.Н.Нестандартные и олимпиадные задачи по неэлементарной и высшей математике: Учебное пособие Издательство: МИСиС, 2004 г. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://knigafund.ru / books55410.) 7..Шарыгин, Игорь Федорович. Сборник задач по геометрии. 5000 задач с ответами [Текст] / И. Ф. Шарыгин ; Р. К. Гордин. - : Астрель ; : АСТ, 2001. - 396,[1] с. : ил. - ISBN 5-271-01560-2 : 74.00. (Библиотека университета). |
ещё >> |