Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 355.48kb.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050708. 1 150.83kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 317.47kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 315.52kb.
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента... 1 302.44kb.
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента... 1 172.35kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 3 448.88kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности... 4 439kb.
Практикум по русскому языку и культуре речи. Учебное пособие для... 1 60.56kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для подготовки... 1 178.33kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 195.46kb.
Экологическая этика и биоцентризм: анализ философских подходов И. 1 65.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050708. 65 - страница №1/1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н Ульянова»)
Кафедра основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
______________И.В. Столярова

_____________________2012 г.




БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности

050708.65 Педагогика и методика начального образования

(заочная форма обучения)

Составители:

Африкантов Н.Н., к.воен.н., доцент

Крылова Ю.А., ассистент

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета

иностранных языков (протокол от «___»____________2012 г. №____).

Ульяновск, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации № 714 пед /сп).

Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины

ОПД. Ф.07 Безопасность жизнедеятельности


Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и её задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.


Актуальность изучения дисциплины обусловлена взаимодействием нескольких ключевых факторов, в числе которых:

1. участившиеся в последнее время техногенные аварии, стихийные бедствия, аномальные природные явления;

2. необходимость овладения простейшими приёмами защиты собственной жизни и здоровья, а также жизни и здоровья близких и окружающих людей, что отвечает интересам государства и большинства граждан (макроуровень);

3. очевидность недооценки вредных и опасных факторов производственной, природной и жилой среды, мер профилактики их негативных воздействий на человека в целях совершенствования средств обеспечения безопасности и экологичности технологических и производственных процессов (микроуровень);

4. недостатки в организации защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций, структуры и механизмов функционирования действующей в РФ системы управления безопасностью жизнедеятельности.


Цели и задачи дисциплины.

Основной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является освоение студентами теоретико-методологической базы организации безопасной жизнедеятельности в системе «человек-среда».



Задачи дисциплины:

- формирование у студентов необходимой теоретической базы в области безопасности жизнедеятельности;

- ознакомление с понятийным аппаратом и терминологией в области безопасности жизнедеятельности, в частности: уяснение сущности понятий «безопасность», «риск» и «опасность», их соотношения;

- формирование у студентов культуры безопасного поведения и действий в различных условиях жизнедеятельности.

- вооружение будущих специалистов знанием законов, принципов и правил, необходимых для выработки приёмов безопасного поведения;

- овладение основами мониторинга и прогнозирования опасных и чрезвычайных ситуаций;



- овладение навыками разработки алгоритмов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен:

иметь представление об основных терминах и понятиях дисциплины: сущности теории безопасности, её объекте, предмете и научном методе; о сущности понятий «безопасность», «риск», «опасность» и их соотношении; о теории риска и факторах, обуславливающих возникновение чрезвычайных ситуаций; о современных теориях и практике обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения.

знать основополагающие законы теории безопасности и механизмы их проявления в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; основные направления государственной политики в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; принципы и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структуру и задачи; характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения; принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях жизнедеятельности и в чрезвычайных ситуациях.

уметь применять принципиальные положения теории безопасности в условиях повседневной деятельности и при угрозе возникновения опасной и чрезвычайной ситуации; формировать у учащихся психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; планировать мероприятия по защите учащихся, близких и всех нуждающихся в помощи при возникновении опасной и чрезвычайной ситуации.

иметь навыки оценивания возможного риска появления опасных и чрезвычайных ситуаций, применения средств защиты от отрицательных воздействий опасных и чрезвычайных ситуаций, оказания своевременных мер по ликвидации их последствий.


Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Семестр

6

Общая трудоёмкость дисциплины

72

Аудиторные занятия

6

Лекции

6

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




И (или) другие виды аудиторных занятий




Самостоятельная работа

66

И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид итогового контроля

зачёт



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

занятия

Сам. работа

Всего

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

2




10

12

2.

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий







12

12

3.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий







12

12

4.

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий







12

12

5.

Проблемы национальной и международной безопасности

2




10

12

6.

Гражданская оборона и её задачи

2




10

12

Общая трудоемкость (час.)

6




66

72


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний. Цели и задачи безопасности жизнедеятельности. Безопасность и теория риска. Основные положения и понятия безопасности жизнедеятельности. Понятие о риске. Виды рисков. Основные подходы к определению риска. Характеристики системы «человек-среда». Безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Классификация аварий и катастроф. Воздействие вредных и опасных факторов на человека. Понятие о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций.


Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий

Общая классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС). Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Общая характеристика ЧС природного характера. Классификация ЧС природного происхождения. Геологические ЧС. Оползни. Сели. Обвалы и осыпи. Лавины. Эрозия. Пыльные бури. Действия населения. Метеорологические ЧС. Бури. Ураганы. Смерчи. Крупный град. Сильный туман. Засуха. Действия населения. Гидрологические опасности. Половодье. Заторы и зажоры. Низкий уровень воды. Ранний ледостав. Повышение уровня грунтовых вод (подтопление). Действия населения. Морские опасности. Тайфун. Напор льдов. Непроходимый лёд. Обледенение судов. Природные пожары. Лесные пожары. Тушение пожаров. Борьба с торфяными пожарами. Действия населения. Биологические ЧС. Патогенные микроорганизмы. Продукты их жизнедеятельности. Космические и гелиофизические ЧС.


Тема 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий

Общая характеристика ЧС техногенного характера. Опасность техносферы для населения. ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Краткая характеристика некоторых видов АХОВ. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения. Действия населения при аварии на атомных электростанциях. Аварии с выбросом биологически опасных веществ. Биологические факторы. Гидродинамические аварии. Категории гидротехнических сооружений. Причины и виды гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Пожары и взрывы. Виды пожаров. Разделение пожаров по масштабам и интенсивности. Действия при пожаре. Средства тушения пожаров и их применение. Классификация взрывов.


Тема 4. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита населения от их последствий

Общая характеристика ЧС социального характера и защита населения от их последствий. Классификация опасных ситуаций социального характера. Чрезвычайные ситуации военного времени. Их характеристика. Опасные ситуации криминального характера. Кража. Мошенничество. Правила поведения в случаях посягательства на жизнь и здоровье. Основные правила самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Экономическая, информационная и продовольственная безопасность.


Тема 5. Проблемы национальной и международной безопасности

Национальные интересы России. Террористическая деятельность в современных условиях. Международный терроризм. Борьба с терроризмом. Правила поведения для заложников. Организация антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Обеспечение национальной безопасности РФ.


Тема 6. Гражданская оборона и её задачи

Гражданская оборона и её основные задачи. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС. Организация защиты населения в мирное и военное время. Защитные сооружения Гражданской обороны. Их назначение и виды. Эвакуация населения. Средства индивидуальной защиты. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателю



По каждой теме дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предполагается проведение аудиторных занятий: лекций, практических занятий, разработка студентами реферативного сообщения, использование преподавателем вопросов для контроля знаний студентов. Предусматриваются также активные формы обучения: решение задач с анализом конкретных ситуаций, деловые игры. Акцент делается на усвоение системы знаний через соответствующие виды учебной деятельности обучаемых: чтение, осмысление, обсуждение, наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Подготовка и проведение лекций, практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике проведения следующего занятия.

Методы проведения практических занятий весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие.

Важное место занимает подведение итогов практического занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.

Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается студентами - очниками в 1 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Практическое занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание основных понятий, категорий, положений теории безопасности и применения их в организации безопасной деятельности. Участие в работе на практическом занятии позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач в области организации безопасной деятельности.

Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является зачёт в 1 семестре.


Примерный перечень вопросов к зачёту
1.Силы и средства РСЧС.

2.Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

3. Расчёт риска.

4. Анализ безопасности.

5. Классификация причин опасностей.

6. Классификация чрезвычайных ситуаций.

7. Понятие о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций.

8. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

9. Землетрясения.

10. Характеристика землетрясений.

11. Действия населения при угрозе землетрясений и ликвидации последствий.

12. Цунами.

13. Извержение вулканов. Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов.

14. Наводнения. Классификация наводнений.

15. Действия населения при угрозе наводнений и ликвидации последствий.

16. Характеристика обвалов, оползней, селей, снежных лавин.

17. Анализ и прогнозирование обвалов и оползней.

18. Проведение защитных работ.

19. Действие населения при угрозе схода оползней, обвалов, селей.

20. Спасательные работы при эвакуации пострадавших от обвалов, оползней, снежных лавин.

21. Виды лесных пожаров, их последствия.

22. Тушение лесных пожаров.

23. Торфяные пожары.

24. Борьба с торфяными пожарами.

25. Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей.

26. Действие населения при угрозе и во время бурь, ураганов, смерчей.

27. Транспортные аварии. Аварии на городском транспорте. Безопасное поведение на автотранспорте.

28. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте. Безопасное поведение.

29. Аварии на авиационном транспорте. Безопасное поведение.

30. Аварии на водном транспорте. Безопасное поведение.

31. Пожары. Виды пожаров.

32. Взрывы. Классификация взрывов.

33. Действие и безопасное поведение населения при возникновении пожаров и при взрывах.

34. Классификация аварийно химически опасных веществ.

35. Аварии с выбросом АХОВ.

36. Действие населения при авариях с выбросом АХОВ.

37. Аварии на радиационно-опасных объектах.

38. Действие населения при авариях на атомных станциях.

39. Причины. Виды гидродинамических аварий.

40. Последствия гидродинамических аварий и меры защиты населения.

41. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

42. Чрезвычайные ситуации социального характера. Массовые беспорядки.

43. Толпа. Виды толпы.

44. Паника.

45. Массовые погромы, зрелища, праздники.

46. Безопасность в толпе.

47. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них.

48. Кража.

49. Мошенничество.

50. Нападение на улице.

51. Приставание пьяного.

52. Изнасилование.

53. Нападение в автомобиле.

54. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье.

55. Средства самозащиты и их использование.

56. Самооборона в криминальных ситуациях. Правила самообороны.

57. Правовые основы самообороны.

58. Терроризм. Причины терроризма.

59. Международный терроризм. Борьба с терроризмом.

60. Правила поведения для заложников.

61. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации.

62. Экономическая безопасность. Важнейшие критерии и показатели экономической безопасности.

63. Национальная и международная безопасность Российской Федерации.

64. Гражданская оборона.

65. Современные средства поражения.

66. Современные средства индивидуальной защиты.

67. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время.

68. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.


Примерная тематика рефератов
1. Безопасность в быту.

2. Безопасное поведение в городе.

3. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте.

4. Криминальные ЧС, средства защиты, самооборона.

5. Терроризм – угроза обществу.

6. Экология городов.

7. Современные средства поражения и средства индивидуальной защиты населения.

8. Воздействие электромагнитного поля на здоровье человека.

9. Сектантство в России.

10.Изменения окружающей среды и человек.

11.Влияние генномодифицированных продуктов на организм человека.

12.Современный нацизм.

13. Вредные привычки и их социальные последствия.

14. Урбанизация.

15. Виды психического воздействия на человека и защита от них.

16. Физическое насилие и защита от него.

17. Сексуальное насилие и защита от него.

18. Насилие над детьми.

19. Суицид.

20. Употребление и распространение психоактивных веществ.

21. Венерические заболевания.

22. Психические состояния человека и его безопасность.

23. Способы автономного выживания человека в природе.

24. Когда государства начинают войну.

25. Семья в современном обществе.

26. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

27. Экологический кризис, его демографические и социальные последствия.

28. Основы гармоничного сосуществования общества и природы.

29. Охрана окружающей среды.

30. Принципы рационального природопользования.


Критерии оценивания знаний студентов
«зачтено» - студент в полной или достаточной мере владеет понятиями, фактами, теориями, методами, которые характеризуют существующие опасности и способы организации безопасной деятельности в системе «человек-среда»: называет и даёт определение, раскрывает объём понятий, их характеристику и содержание; имеет представление о возможных путях решения проблем обеспечения безопасности в системе «человек-среда»; иллюстрирует проблему примерами. Ответ излагается чётко, логично, аргументированно, с использованием научной терминологии. Допускаются небольшие неточности в определении понятий, установлении логики во взаимосвязи явлений, при этом студент может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления, давая обоснованный, логично структурированный ответ.

«не зачтено» - студент недостаточно чётко даёт определение понятий, не владеет научными понятиями, представлениями о теории безопасности и способах организации безопасной деятельности в системе «человек-среда»; не может выделить существенные признаки объекта или явления. Ответ схематичный, необоснованный, немотивированный, нарушена логика изложения материала, язык изложения скудный, ненаучный, имеют место речевые ошибки.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. для вузов / [авт.: Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, Л.П. Макаров и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 269,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности) (Библиотека УлГПУ).

2. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них [Текст] [Текст] : учеб. для вузов / Михайлов, Леонид Александрович; Л. А. Михайлов, В. П. Соломин; под ред. Л.А. Михайлова. - СПб. и др. : Питер, 2008. - 234,[1] с. - (Учебник для вузов) (Библиотека УлГПУ).

3. Способы автономного выживания человека в природе [Текст] [Текст] : учеб. для вузов / Л. А. Михайлов, А. Л. Михайлов, Г. И. Сопко, Т. В. Маликова; под ред. Л. А. Михайлова. - СПб. и др. : Питер, 2008. - 270 с. : ил. - (Учебник для вузов) (Библиотека УлГПУ).

4. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: Учеб. пособие / Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2010. – 277 с. – (Университетская серия). – (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/74956).

5. Буралёв Ю. В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте [Текст] [Текст]: учебник для вузов / Буралёв, Юлий Васильевич. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 287 с. - (Высшее профессиональное образование) (Библиотека УлГПУ).




Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях [Текст] [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Денисов, В. А. Грачев, В. В. Гутенев и др.; под ред. В. В. Денисова. - М.-Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 715 с. - (Учебный курс) (Библиотека УлГПУ).

2. Семехин Ю. Г. Управление безопасностью жизнедеятельности [Текст] [Текст] : учеб. пособие для вузов / Семехин, Юрий Георгиевич. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 218,[1] с. - (Высшее образование) (Библиотека УлГПУ).

3. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы [Текст] [Текст] / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 108,[2] с. (Библиотека УлГПУ).

4. Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них [Текст] [Текст] : учеб. пособие для вузов / Губанов, Вячеслав Михайлович; В.М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285 с. - (Высшее педагогическое образование) (Библиотека УлГПУ).

5. Основы национальной безопасности [Текст] : учеб. пособие для вузов / [Л.А. Михайлов и др.]. - М.: Академия, 2008. - 174,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности) (Библиотека УлГПУ).


6. Лисин А. Ф. Сборник тестов по дисциплине "Опасности (ЧС) природного характера и защита от них" [Текст] [Текст] : мет. пособие для подгот. студентов по спец. "Учитель БЖД" / Лисин, Александр Федорович. ; УлГПУ им, И.Н. Ульянова. - Ульяновск, 2007. - 35,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

7. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / П. Э. Шлендер ; П.Э. Шлендер, В.М. Маслова, С.И. Подгаецкий. - М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2007. - 206,[1] с. (Библиотека УлГПУ).

8. Сычёв Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Сычев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 222 с.: ил. (Библиотека УлГПУ).

9. Емельянов В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учеб. пособие для высш. шк. / Емельянов, Виталий Михайлович; В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов; МГУ им. М. В. Ломоносова. - [4-е изд., доп. и испр.]. - М.: Академический проект, 2007. - 494 с. - (Gaudeamus) (Библиотека УлГПУ).

10. Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Н. Русак ; О. Н. Русак, К. Р. Малаян, Н. Г. Занько. - 11-е изд., стер. - СПб.: Лань; М.: Омега-Л, 2007. - 447 с.: ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература) (Библиотека УлГПУ).

11. Сергеев В. С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях [Текст] [Текст] : учеб. пособие для вузов / Сергеев, Владимир Семенович.; Моск. открытый соц. ун-т; [науч. ред. А. И. Михайлов]. - М.: Акад. проект: Константа, 2007. - 462,[1] с. - (Gaudeamus) (Библиотека УлГПУ).

12. Новейшая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях [Текст] [Текст] / [пер. с англ. Е. Швецова]. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 319,[1] с.: ил. (Библиотека УлГПУ) .


Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»
Составители: Н.Н.Африкантов, Ю.А.Крылова – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 11 с.
Программа составлена с учётом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования», утверждённого Министерством образования Российской Федерации.
Составители ______________Н.Н.Африкантов____________Ю.А. Крылова

(подпись) (подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры ОМЗ и БЖД "___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии "___" __________ 20__г., протокол № ____

Председатель учёного совета факультета

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата
Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата




Ей подвластна вся гамма чувств от А до Б. Дороти Паркер о Кэтрин Хепбе
ещё >>