Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом москва 2007 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебного предмета 1 309.23kb.
Пояснительная записка программа по предмету «Музыка» для I-IV классов... 1 124.59kb.
Проверено 9 3008.84kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в географию» 1 222kb.
Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственными... 1 311.1kb.
Программа вступительных экзаменов в 1 126.69kb.
Программа предполагает проведение 2-х часов в неделю (всего 70 часов... 5 701.35kb.
Программа предполагает проведение 2-х часов в неделю (всего 70 часов... 5 654.3kb.
Программа дисциплины «Проблемы теории государства и права» 1 125.79kb.
Рабочая программа курс: Политическая регионалистика Для специальности... 1 145.21kb.
Рабочая программа курс: Политический анализ и прогнозирование Для... 1 129.09kb.
«Карл Маркс» 04 27 сентября 1 16.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным образовательным - страница №1/2

М.А. МУНТЯН

СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК НАУКА И ИСКУССТВО


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом


МОСКВА 2007


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА “СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК НАУКА И ИСКУССТВО”

Автор-составитель: д.и.н., профессор М.А. Мунтян

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цели курса

Основными целями учебного курса являются:

- изложение теории дипломатии как научной дисциплины;

- анализ особенностей современной дипломатии как науки и искусства;

- ознакомление с категориальным аппаратом дипломатической теории;

- выработка представления о характере современного дипломатического языка;

- освоение практики анализа структуры и содержания главных дипломатических документов;

- раскрытие причин и сущностных черт реформирования дипломатических служб ведущих государств мира на современном этапе международных отношений;

- изучение современных подходов к определению роли и места дипломатии в международных отношениях;

- характеристика основных форм дипломатических контактов;

- демонстрация квалификационных требований, которые предъявляются современному карьерному дипломату и т.д.
2. Задачи курса

Главные задачи курса могут быть сформулированы следующим образом:



- добиться глубокого понимания студентами основных положений теории дипломатии и cвободного владения ее категориями и понятиями;

- привить им навыки подготовки и реализации всех основных форм и видов дипломатических контактов;

- приучить студентов к соблюдению норм и правил поведения дипломата в дипломатическом корпусе;

- научить их записывать беседы с различными категориями жителей страны пребывания;

- начать работу по освоению ими навыков и умения написания основных дипломатических документов;

- ознакомить студентов с современными нормами дипломатического протокола и этикета;

- помочь студентам овладеть современными методами поиска и нахождения информации по проблемам дипломатии и международных отношений;

- сформировать у студентов установки специалиста, знания и разум которого являются “даром для своего народа”.
3. Место курса в системе социогуманитарного образования

Учебный курс “Современная дипломатия” является продолжением и завершением таких дисциплин, как история дипломатии и международных отношений, тесно связана с курсами “Дипломатическая и консульская служба”, “Современная внешняя политика Российской Федерации в контексте нового миропорядка”, “Современные международные конфликты и проблемы их урегулирования” и т.д.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Темы и их краткое содержание
Тема 1. Дипломатия как наука и искусство. Происхождение дипломатии. Появление термина “дипломатия” (Англия, 1645). Г.В. Лейбниц и “Свод дипломатического права” (1693). Ф. Кальер, его “Способы ведения переговоров с государями” (1716) и представление о дипломатии как науке и искусстве. “Дипломатия – политика в роскошном костюме” (Наполеон). Дипломатия – наука о взаимных сношениях государств и государей (В. Даль). Дипломатия – это “деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства” (С.И. Ожегов). “Дипломатия – наука о внешних сношениях или иностранных делах государства или искусство взаимно согласовывать интересы народов, а в более точном смысле – наука или искусство ведения переговоров” (Ф. Мартенс). “Дипломатия – это совокупность знаний и принципов, необходимых для правильного ведения публичных дел между государствами” (Э. Сатоу). “Дипломатия – это ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата” (Oxford English Dictionary). Дипломатия и реализация национальных интересов.

Решение международных проблем как основная функция дипломатии. Особая роль дипломатических переговоров при урегулировании конфликтов. Карибский кризис и кризисная дипломатия. Превентивная дипломатия и международные конфликты. Возникновение международной системы переговоров. Ведущая роль переговоров в процессе налаживания сотрудничества. Переговоры как основная форма взаимодействия государств на международной арене. Международные переговоры как важнейший фактор мирового развития. Многостороння дипломатия и ее формы. Дипломатия и эрозия Вестфальской системы международных отношений. Влияние на межгосударственные отношения размывания Ялтинско-Потсдамской системы. Рождение многоплановой дипломатии. Дипломатический диалог как черта современной дипломатии. Демократизация международных отношений, выход на мировую арену негосударственных акторов и современная дипломатия. Появление “второго направления дипломатии”, которое характеризуется Дж. Монтвилем как “неофициальное, неформальное взаимодействия между членами враждебных друг к другу общностей или наций, целью которого является разработка стратегий, оказание влияния на общественное мнение, а также организация человеческих и материальных ресурсов, которые могли бы способствовать разрешению конфликта”.

Старая и новая дипломатия – до и после первой мировой войны. Старая дипломатия – дворцовая, “благородная”, новая – “открытая” (В. Вильсон), связанная с демократизацией международных отношений, повышением роли общественного мнения в мировых делах, развитием средств связи и массовой информации. Аналитический характер новой дипломатии. Изменение роли и места лжи, обмана в деятельности дипломата. Дипломатия как средство завоевания доверия. Анализ информации и прогнозирование развития ситуаций как главная задача дипломатов и дипломатических представительств. Аналитическая работа и ее требования: а) она должна носить научный характер и базироваться на всех факторах, касающихся той или иной проблемы; б) на основе реальной сегодняшней картины должны делать выводы о возможном развитии событий в будущем и формулироваться рекомендации правительству; в) информация должна строиться на многочисленных, разнообразных и достоверных источниках; г) дипломатическая информация должна опираться, прежде всего, на официальные документы, мнения и высказывания представителей правящей элиты, руководителей правительств, парламентов, но и на мнения деловых кругов, финансовых структур; д) только хорошее знание всех сторон жизни страны пребывания может позволить дипломату дать точный и верный анализ проблемы или ситуации; е) дипломатическая информация должна строиться на самых свежих новостях, ибо “старая новость – мертвая новость”; ж) информация должна быть максимально объективной, какой бы горькой или неприятной она ни была для адресата.

Дипломатия западных и незападных (восточных) стран. Эволюция дипломатических методов. Предвидение событий. Дипломатия Востока. Хитрость в восточной дипломатии как синоним мудрости. Из истории дипломатии Японии. Из истории дипломатии Китая. Несколько слов о советской дипломатии. Конференционная дипломатия. Специальные миссии. Информация — важнейшая функция дипломатии. Торговая дипломатия. Экономическая дипломатия США. Дипломатия и разведка. Роль дипломатии России в отношениях со странами СНГ.


Тема 2. Профессия дипломата. Требования, предъявляемые к профессиональным дипломатам. “Я не знаю деятельности более многообразной, чем деятельность дипломата” (Ж. Камбон). Дипломат – человек незаурядного интеллекта. Лучше не иметь дипломатического представителя за рубежом вообще, чем иметь на этой должности человека неумного и глупого (Ф. Кальер). Ум, знания, наблюдательность для дипломата – качества сами собой разумеющиеся (Г. Никольсон). Дипломат — человек независимого ума, то есть обладающий способностью самостоятельного, нестандартного мышления, прозорливого ума, способного увидеть истину там, где ее не заметят другие. Личность дипломата как решающий фактор в политике. Задача политика и дипломата – предсказать, что произойдет в стране пребывания через год, пять лет, десять лет (У. Черчилль).

Старая дипломатия: на втором месте после интеллекта дипломата ставилось его умение хитрить, интриговать, быть коварным. Н. Макиавелли и макиавеллизм. Ф. Кальер: “Честность всегда лучшая политика, в то время как ложь всегда оставляет после себя “каплю отравы””. Новая дипломатия: если дипломат “будет уличен во лжи, то он может быть окончательно дискредитирован” (Дж. Вуд и Ж. Серре). Что предпочтительнее: хитрость и обман или доверие? Дипломатия как постоянное кредитование – сообщение другому дипломату доверительной информации и получение от него аналогичных сведений. Дипломатия как доверительные отношения. Лояльность дипломата: по отношению к своему начальству или администрации страны пребывания? Лояльность как преданность государству и его руководителям, дисциплинированность в самом широком смысле этого слова. Дипломат как интеллектуальный солдат своей страны. “Локалитис” как болезнь дипломата. При условии несогласия с правительством: “se soumettre ou se demettre” (подчиниться или подать в отставку). У дипломатов “независимость суждений не должна доходить до нарушения дисциплины” (Ж. Камбон).

Дипломатический язык – язык пушкинской прозы: сжатый, точный, без вычурности. Дипломатический стиль – умение выбирать при каждом сюжете единственно подходящее для описываемых обстоятельств слово. Дар письменного слова и дипломатический стиль письма. Слово в дипломатии есть само по себе действие. Умение владеть дипломатическим языком. А.С. Пушкин, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов как дипломаты и сотрудники Министерства иностранных дел России. “Будущее современной дипломатии - не на дипломатическом паркете, а за письменным столом” (Ан. Ковалев).

Характер дипломата. Идеальный дипломат – тот, который рассматривает все кризисы и препятствия, в том числе и непонимание его своим начальством, как проблемы, которые должны быть разрешены его холодным и трезвым умом. Хороший дипломат должен всегда иметь в виду, по крайней мере, три способа разрешения той или иной ситуации: а) предпринять какие-то позитивные меры; б) предпринять шаги негативного характера; в) ничего не предпринимать (Дж. Макдермот). Четыре типа темпераментов человека: два из них – сангвинический и меланхолический, не совсем подходят дипломату. Два других типа – холерический и флегматический, - в большей степени подходят для дипломатической карьеры. Но наиболее подходящим для дипломатической деятельности является пятый тип - смешанный.

Представление большинства людей о легкости и простоте работы дипломата ошибочно. По данным американцев, дипломат, когда трудится за рубежом, обычно работает около 14 часов, в непривычной культурной среде, что требует стойкого характера. Задачи посольств и дипломатов, работающих за рубежом, точно определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Работа в посольстве. Встречи, беседы, визиты, участие в обедах и ужинах. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломаты-переводчики. Женщины-дипломаты.
Тема 3. Дипломатические контакты. Дипломатия как “способность общаться, вести переговоры и убеждать” (К. Гамильтон). Образование постоянных посольств (XV в.) вызвало к жизни дипломатические контакты и связи как основу оперативной работы дипломата. Венская конвенция о “дипломатических сношениях” между государствами, то есть о контактах между дипломатами. Положение о посольстве РФ от 28 октября 1996 г. предусматривает, что одной из главных задач и функций представительства является “поддержание контактов с органами государственной власти государства пребывания, внешнеполитическими и другими ведомствами, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса государства пребывания”. Дипломатический контакт является таковым, когда: а) связи носят доверительный характер; б) они приносят пользу; в) связи только тогда могут выполнять свою роль и считаться контактами, если носят стабильный, устойчивый характер.

Начало деятельности посла предваряется получением агремана (agreement - cогласие), а дипломата – дипломатической визы. Послы по совместительству назначаются в основном по экономическим причинам. Посол по совместительству посещает страну один - два раза в год. В посольстве назначается дипломат, который постоянно занимается сбором информации по стране, где посол представлен по совместительству, ведет досье, собирает законодательные акты и т.д. Контакты на высшем уровне – с монархами, президентами, премьер-министрами, другими членами кабинета, высшими представителями законодательной и исполнительной власти, с теми, от кого зависит решение вопросов о сотрудничестве с вашей страной. “Ни один посол или посланник не имеет права требовать личного свидания с главой государства” (Бисмарк). Наличие прямой связи (“горячей линии”) между странами и дипломатические контакты.

Встречи в министерстве иностранных дел – наиболее важный вид контактов. Структура МИДов: министр-политик, собственно ведомственный руководитель министерства – статс-секретарь в ранге посла (Франция), исполняющий ту же роль постоянный замминистра (Англия). Расширение международных контактов за счет представителей непрофильных министерств в странах Запада и России. Контакты с парламентариями представляют одну из важнейших задач дипломатических посольств. Парламенты принимают законодательные акты, регламентирующие проведение внешней политики, бюджет государства, который содержит сведения о расходах на те или иные нужды, проводимые ими дебаты по всем вопросам, в том числе и международным, носят открытый характер. С согласия парламентариев назначаются послы и утверждаются заключаемые договоры и т.д. Именно в парламентах можно узнать очень много интересного о внутренней и внешней политике любого государства. Визиты спикерам палат, возможно, руководителям комитетов по иностранным делам. Информирование членов парламентов о внешней политике страны. Налаживание межпарламентских связей и сотрудничества. Посещение заседаний парламента.

Контакты с оппозицией. Законность и важность изучения позиций по тем или иным вопросам, которые занимают оппозиционные партии, могущие придти к власти. Выслушивать, но вмешиваться, делать выводы, но не действовать самому – основное правило организации контактов с оппозицией. Следует исходить также из следующих правил:

а) контакты с оппозицией должны быть дозированными;

б) учитывать ангажированность оппозиции, ее критичность по отношению к существующему правительству, часто весьма преувеличенной;

в) оппозиция в контактах с представителями других стран пытается заручиться их поддержкой своих позиций и намерений, что вступает в противоречие с принципом невмешательства дипломатов во внутренние дела стран своего пребывания;

г) не передавать оппозиции доверительной информации, не сообщать данных конфиденциального порядка, полученных в стране пребывания;

д) быть очень осторожными в контактах с оппозицией в периоды избирательных кампаний;

ж) при установлении контактов с оппозицией особое внимание следует уделить так называемому теневому кабинету партии, если он существует;

з) не следует пренебрегать контактами с немногочисленными оппозиционными партия, даже если они вряд ли способны придти к власти;

е) не нужно сворачивать контакты с оппозиционной партией, которая проиграла выборы.

Контакты с бизнесменами. В идеале торговая политика и дипломатия всегда должны поддерживать друг друга. Международная торговая дипломатия ГАТТ (1947), ЮНКТАД (1964). Встречи “большой восьмерки”. Германия и “купеческая дипломатия” (Г. Никольсон). Германские “торговые палаты” в зарубежных странах. Коммерческие группы в посольствах. Использование информированности деловых кругов для реальной оценки внутренней и внешней политики страны пребывания. Ориентация предпринимателей своей страны в законодательстве и деловой конъюнктуре страны пребывания.

Отношения между дипломатами и средствами массовой информации как средство решения двух задач – получения дополнительной информации и оказания влияния на страну пребывания, продвигая в ее прессу материалы о своей стране. Политическая реклама как одна из сторон деятельности дипломатического представительства. Связи с корреспондентами российских газет. Роль электронной среды в получении информации. Пресс-конференции как средство большой дипломатии (Дж. Фостер Даллес). Контакты с научно-технической интеллигенцией, деятелями высшей школы, культуры и искусства. Контакты с представителями других слоев общества. Контакты с соотечественниками. Особенности установления контактов в странах СНГ. Закрепление контактов. Роль жен дипломатов и политиков в установлении и развитии контактов.


Тема 4. Дипломатический корпус. Контакты с дипкорпусом и в дипкорпусе. Дипкорпус как ”многосторонняя сеть дипломатического посредничества” (А. Уотсон). Жизнь дипломатического кор­пуса. Дипломаты как джентльмены в истинном смысле этого слова. “Воспитанность” дипломата как чувство меры. Беседы с информированными дипломатами. Конфиденциальность бесед в дипкорпусе. Дипломатический этикет и жизнь сообщества дипломатов. Способности дипломата — «великий дар для своего народа». Дуайен (в переводе с фр. – старшина). Функции дуайена протокольного характера. Характер дипломатов ведущих стран современного мира и особенности их поведения в дипломатическом корпусе.

Английские дипломаты. Их кредо: соблюдение британских интересов – единственная забота Министерства иностранных дел. Они неохотно идут на разговоры о глобальных проблемах, предпочитая иметь дело с конкретными вопросами сегодняшнего или завтрашнего дня. Британская дипломатия в 90-е годы ХХ века отказывается от концепции “равновесия сил” в Европе, чтобы не выступать против объединившейся Германии. Она предпочитает в переговорах тайную дипломатию, но для внешнего мира высказывается в пользу открытых договоров. Английских дипломатов обычно выделяет высокий профессионализм, выдержанность, хладнокровие в сложных ситуациях. Они нередко слишком самоуверенны и проявляют склонность к снобизму. Они поставили на службу своей внешней политики английский этикет, который отличается от общеевропейского этикета. Когда дело доходит до государственных интересов, “совесть английских партнеров по переговорам становится эластичной” (А. Ведемейер).

Американские дипломаты. Американская дипломатия очень молода, свое собственное лицо она стала приобретать после первой мировой войны. Она часто исходит из идеи: что хорошо для США, то хорошо для всего мира. Ее представители любят торговаться, большое внимание уделяют увязке различных вопросов, пакетным решениям. Для них важнее знать как сделать, чем что сделать, они предпочитают не блистать, а не ошибаться. Кадры дипломатов-профессионалов, как правило, высококвалифированны, чего нельзя сказать о дипломатах- назначенцах (это обычно представители бизнеса, вложившиеся сколько-нибудь значительные суммы в избирательную кампанию победившей в США на президентских выборах партии). При подготовке профессиональных дипломатов особое внимание уделяется развитию их способностей и навыков в аналитической работе. Правила этикета и государственного протокола в США проще, чем в Англии или других странах Западной Европы.

Французская дипломатия. Ее история и современное состояние оказало и продолжает оказывать огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня, она предстает как “дипломатическая дипломатия” (Е. Кларк). “Политика величия” и французская дипломатия. Шарм, обаяние, жесткость и целеустремленность в действиях дипломатов Франции. Французские послы – только профессионалы высокого класса. Дипломаты французской школы склонны к предварительным договоренностям, но при серьезных обсуждениях не избегают конфронтационного стиля. Для французских переговорщиков характерно использование различных тактик и средств достижения положительного результата. Французские дипломаты не очень аккуратны в своем отношении к времени, могут разрешать себе опаздывать на официальные приемы или назначенные встречи. Однако всегда заметят, если это сделаете вы, не преминув укорить в этом, хотя сами очень негативно реагируют на любые замечания в свой адрес. Предпочитают устанавливать контакты за столом, но к себе домой приглашают только в исключительных случаях, предпочитая встречи в ресторанах.

Немецкую дипломатию отличает пунктуальность (Э. Кларк). Как переговорщики немецкие дипломаты - “воины”, ведут себя жестко, напористо, агрессивно. Предпочитают обсуждать и решать вопросы последовательно, один за другим. Умеют устанавливать контакты и ценят установленные связи. Основное достижение современной германской дипломатии – обеспечение объединения страны. Современный немецкий карьерный дипломат, это хорошо образованный юрист, экономист, политолог, знающий два-три иностранных языка, исполнительный работник, который дорожит своим высокооплачиваемым местом.

Итальянская дипломатия сегодня – это несколько завышенная дипломатия “самой культурной державы мира”. Итальянские дипломаты отличаются утонченностью, но к их достоинствам не относится аккуратность, пунктуальность, они вольно обращаются со своим и вашим временем. Некоторые из них обещав что-то, не всегда сдерживают свое слово. Большое внимание итальянские дипломаты уделяют составлению документов. За столом могут вести самые серьезные беседы. Еда у них – предмет культа.

Японская дипломатия. Принципом ее представителей является постоянное пополнение своих знаний. Признание полезности династий в дипломатии. Сильной стороной этой дипломатии является серьезнейшая подготовка к беседам, контактам, переговорам. Японские дипломаты из поколения в поколение учатся говорить обиняками, используя для этого слова, создающие неопределенность всем произносимым фразам. Они не переносят грубых слов и сами никогда их не используют. Стиль их поведения – точность, аккуратность, исполнение всех обещаний. Они всегда внимательно слушают партнеров по переговорам или контактам, но это не означает, что они разделяют высказываемые мысли или предложения.

Китайская дипломатия. Китайские дипломаты – “самые умные люди среди всех народов” (Дж. Кеннеди). В переговорах участвует множество экспертов, но решения всегда принимает глава делегации. Они отстаивают свои позиции очень жестко и делают уступки только тогда, когда переговоры заходят в тупик. Умело используют ошибки, допускаемые их партнерами по ведению международных дел.

Дипломатия Индии. Она близка к английской школе, многие ее лучшие представители закончили лучшие университеты Великобритании. У них высоко развито чувство собственного достоинства. Индийские дипломаты, как правило, обладают высокой компетентностью в вопросах, в обсуждении которых принимают участие. Они – реалисты и прагматики, когда решают международные проблемы.

Дипломаты Латинской Америки. Дипломаты арабских стран. Становление дипломатии Австралии. Дипломатия малых стран. Современная российская дипломатия.



Тема 5. Дипломатические беседы. Беседа как подготовка к переговорам или часть их. Беседа как источник информации. Встречи и беседы как суть дипломатии. Что должен знать и уметь дипломат, имея в виду беседу как часть дипломатической работы. Беседы могут преследовать следующие цели: а) первое знакомство; б) закрепление установленных контактов; в) сообщение кокой-то информации и получение необходимых сведений; г) убеждение собеседника в правоте вашей позиции точки зрения вашего правительства на те или друге вопросы; д) обсуждение и разрешение практических вопросов двусторонних отношений и международных проблем; е) подготовка к открытию и ведению переговоров, беседы в ходе переговоров. вопросов Категории и формы бесед: 1) беседы по официальному поручению руководства страны с представителями страны пребывания; 2) беседы по поручению Министерства иностранных дел; 3) беседы по официальному приглашения руководства страны пребывания; 4) беседы с представителями страны пребывания по вашей инициативе или по их приглашению; 5) беседы на общих приемах, официальных мероприятиях, выставках; 6) беседы в перерывах (вне официальных заседаний) на переговорах (как правило, неофициальных или полуофициальных); 7) беседы случайные – при посещении театров, кинофильмов, в гостиницах и в других общественных местах; 8) беседы неожиданные, непредвиденные, когда их тема не могла быть известна заранее.

Беседы и достоверность информации, ложь и правда. Дезинформация. Современная дипломатия и доверие. Правдивость – первая черта дипломата (Г. Никольсон). Роль эмпатии (способность войти в положение другой стороны, вжиться в ее состояние) в деятельности дипломатов. Умение слушать. Специфика первой беседы. Подготовка к беседе. Цель бе­седы — получение информации. Убеждение партнера. Искусство ведения беседы. Полемика, юмор и ирония. Их место в беседе. Беседа по телефону. Что думают дипломаты о своих собеседниках. Виды дипломатических бесед. Беседа по официальному приглашению. Беседа по поручению руководителей государства, правительства и МИД страны. Беседы по вашей инициативе и по вашему приглашению. Неожиданные вопросы и неожиданные беседы. Беседы дипломатов друг с другом. Беседы с представителями оппозиции. Особенности беседы с представителями прессы. Как вести беседы с представителями деловых кругов. Запись беседы. Советы будущим дипломатам, даваемые в Институте изучения дипломатии Джорджтаунского университета по составлению служебных документов.

1. Излагайте только суть дела, избегая прямо не относящихся к теме информации и комментариев.

2. Пространный комментарий или информацию, если в них все же возникает необходимость, включайте не в основной текст, который войдет в раздел “Рекомендации”, а в примечание или приложение.

3. Делая выводы к рекомендациям, постарайтесь поставить себя на место того, кому они адресованы. Рекомендации должны быть как можно более лаконичными. Целесообразно пронумеровать каждый вывод и рекомендацию.

4. Не акцентируйте особое внимание на проблемах только вашей страны. Имея в виду, что у руководящих сотрудников превалирует тенденция более широкого взгляда на проблемы.

5. Тщательно считайте окончательный текст документа.

“Нет такой профессии (кроме дипломатии), где было бы так мало твердых правил” (Ж. Камбон). Каждый дипломат должен выработать наиболее приемлемый для него стиль ведения дипломатических бесед и постоянно совершенствовать его, беря на вооружение лучшие методы и приемы из арсенала партнеров или соратников.



следующая страница >>



Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести. Василий Ключевский
ещё >>