Программа ставит целью приобщение школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изложение лекций по курсу «Агроэколоия» 19 2224.13kb.
Диатомовый анализ в оценке состояния окружающей природной среды 1 170.31kb.
Учет природной среды в экономической географии 1 51.84kb.
В соответствии со статьей 44 Закона РФ "Об охране окружающей среды" 12 2416.48kb.
Книга алтайского края редкие и находящиеся под угрозой исчезновения... 1 54.46kb.
Программа курса для специальности 032600 «учитель истории» 1 256.26kb.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам мониторинга окружающей... 4 663.96kb.
Закон рсфср от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной... 1 198.64kb.
3. 2 Ответы на вопросы Викторины сдаются сроком до 17 января 2013... 1 92.06kb.
Программа курса «русский язык» 1 285.78kb.
Геохимические барьеры и защита окружающей среды 1 45.55kb.
Программа мероприятий на 20 апреля (с 17: 00 21: 00) Встреча гостей... 1 27.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа ставит целью приобщение школьников к научному познанию мира и сохранению - страница №1/1

Экологический проект «Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников»

Составила: учитель биологии

МОУ Илешевской средней общеобразовательной школы

Кологривского муниципального района Костромской области

Голубева Надежда Александровна, ВКК

п. Красный Бор 2012г.

Программа ставит целью приобщение школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края.

Программа построена на принципах природосообразности, на краеведческом материале познания живой природы.

Объект изучения: растительный мир Кологривского района, окрестностей посёлка Красный Бор. Программа имеет перспективную задачу: через общение с природой повысить экологическую культуру местного населения.

Учебно-воспитательные задачи:


  1. Научить школьников научным методам познания и изучения царства растений; методом убеждения формировать бережное отношение к окружающей среде.

  2. Углубить знания по экологии, показать значение этих знаний в решении проблем местного значения.

  3. Воздействовать на сознание учащихся посредством интеллектуальной, эмоциональной и практической сфер деятельности, пытаясь изменить подход учащихся к флоре и фауне своей местности.

  4. Применяя методики полевых экологических исследований, обучить учащихся способам анализа экологических ситуаций, происходящих в природе.

Ведущие идеи на которых базируется данная программа:

  1. Формировать научную картину мира в целом и растительного мира в частности, как его составляющую.

  2. Развитие экологического мышления учащихся, воспитание эмоционально устойчивого и ответственного отношения к окружающей среде и жизни людей.

Программа ориентирована на поисковую творческую работу учителя и учащихся, на экологическое самообразование в конкретных природных условиях.

Ключевые понятия: экология, биосфера, флора, биогеоценоз, экосистема, сукцессия, биомасса, продуценты, мониторинг, фенология.

Важнейшие законы и закономерности: экологические законы Барри Коммонера, круговорот веществ в природе; природное сообщество, закон экологического равновесия, правило экологической пирамиды, причины смены биогеоценозов, граница между живым и неживым.

Программа включает ученые темы теоретического обучения и дополняется экологическим практикумом. Теоретическое обучение школьников осуществляется на основе развития эколого-биологических понятий о растительном мире Кологривского района.

В целях обеспечения формирования у учащихся современного представления о мире растений Костромского края специально отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений.

Большое внимание в программе уделено связям экологии растительного мира с общением школьников с природой родного края.

Экологический практикум включает ряд тем обеспечивающих практическую подготовку детей в области охраны растительного мира. Некоторые из них имеют чисто учебно-познавательный интерес, другие организуют учащихся на индивидуальную самостоятельную работу. В целом этот раздел программы позволяет перейти школьникам от литературного знания природы к её реальному познанию, к экологическому самообразованию в конкретных природных условиях.

Темы экологического практикума выбраны с учётом местных условий и контингента учащихся.



Тематическое планирование составлено с учётом теоретического раздела курса и лабораторного практикума, а также дополнено эколого-натуралистическими и гуманитарно-экологическими экскурсиями.

Гуманитарно-экологические экскурсии (во время каникул)

  1. Экскурсия в краеведческий музей г. Кологрив..

  2. Экскурсия на Ефимов ключик в д. Шаблово на родине Е.В. Честнякова.

  3. Экскурсия в Ужугский парк – памятник природы Кологривского района.

  4. Экскурсия-поход в заповедный лес резерват «Кологривский лес»

Учебно-исследовательская и практическая природоохранная работа (из опыта работы)

  1. Наблюдения.

  2. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями развития растительного мира Кологривского района. Оформление фенологических календарей.

  3. Наблюдение за ростом и развитием ландыша майского – индивидуальная работа.

  4. Изменение численности видового состава растений на Зеленинском лугу. Влияние антропогенного воздействия на этот луг: покосы, выпас скота, места отдыха и т.д.

  5. Влияние абиотических факторов на рост и развитие купальницы европейской.

  6. Основные адаптации растений к условиям среды и их изменения.

  7. Наблюдение за развитием растений на местах отвалов.

  8. Индивидуальная работа: наблюдение за лишайниками, как индикаторами чистоты воздуха. Экспериментальная работа

  1. Составление карты распространения редких и охраняемых растений.

  2. Изучение явления самовозобновления леса на поле у деревни Крутец – зарастание поля лесом.

  3. Составление календаря цветения и плодоношения черники в ближайшем лесу.

Практическая природоохранная работа

  1. Выращивание посадочного материала декоративных растений.

  2. Озеленение территории школы и посёлка.

  3. Экологический десант по очистке родника и берега реки Унжа.

  4. Заготовка пищевого и лекарственного сырья.

  5. Благоустройство соснового бора в окрестностях посёлка Красный Бор.

Самостоятельная работа учащихся по природоохранному просвещению

  1. Разработка маршрутов экологических экскурсий для младших школьников.

  2. Составление экологических сказок и рассказов для младших школьников.

  3. Проведение научно-популярных бесед о охраняемых растениях Кологривского заповедника.

  4. Проведение экологических экскурсий в различные биогеоценозы.

  5. Подготовка и проведение экологических выставок, конкурсов, сочинений, плакатов, рисунков, фото по разным темам.

  6. Организация и проведение общешкольных мероприятий, например неделя «Люби, знай, охраняй свой край», «Месячник экологических знаний» и т.д.

  7. Вся экологическая работа координируется школьным экологическим обществом «ЭКОС» (Экология. Охрана. Спасение).

Работая в течение нескольких лет по данной программе, применяя её в учебной и внеклассной работе, отмечаю большой интерес учащихся к изучению родного края, в частности, растительного мира. Программа помогает формировать научную картину мира, способствует появлению серьёзного и ответственного отношения к жизни в любом её проявлении. В течение нескольких последних лет учащиеся школы, члены экологического кружка занимают призовые места на районных олимпиадах по биологии, участвуют в областных олимпиадах, занимаются в заочном клубе «Эколог».

п/п


Тема занятия, тип занятия

Планируемые результаты обучения

1

Тема 1. Введение. Экология наука о взаимоотношениях. Л.Р.№1 Правила работы в кабинете и в природе.

Беседа: Общее знакомство с флорой Костромского края. Многообразие растений разных групп.



Знать: 1.Роль растений в природе и жизни человека.

2. Правила поведения в природе.

3. Эколого-биологические методы изучения.

4. Приборы и оборудование



Уметь: Узнавать основные виды растений, охраняемых в Кологривском районе.


2

Экскурсия №1 Разнообразие растений нашего края.

Оформление коллекции плодов и семян. Оформление гербария листьев деревьев.



Знать: О связи между строением растений и их местообитанием.

Уметь: Соблюдать правила поведения в природе.

2 Объяснять связь между особенностями внешнего строения растений с местообитанием.




3

Тема 2 ЛЕС Занятие «Лес- главное богатство Костромской области»

Знать: 1. Основные типы лесов.

2. Многообразие растений леса.

3. Понятие лесного биогеоценоза.

Уметь: 1. Узнавать породы растений по листьям и побегам. 2. Устанавливать взаимосвязи между условиями обитания и растениями в лесу.


4

Л.Р. №2 Определение растений леса по определителю и определительным карточкам

Знать: 1. Принципы работы с определителем. 2. Анатомо-биологические особенности растений леса.

Уметь: 1. Различать особенности строения растений леса.


5

Л.Р. № 3 Эколого-биологическая оценка сосны, ели, берёзы – как представителей

лесообразующих пород нашего леса



Знать: 1. Особенности строения сосны, ели, берёзы.

Уметь: 1. Устанавливать взаимосвязь этих пород с условиями среды обитания.

2. Различать эти породы по внешнему виду, по древесине.



6

П.Р.№ 1 Занятие в природе «Описание лесного сообщество Шабловский лес»

Знать: 1. Методику описания лесного биоценоза.

Уметь: 1. Распределять растения по ярусам.

2. Пользоваться оборудованием.

3. Составлять экологический прогноз о состоянии данного участка леса.

4. Выявлять последствия антропогенного воздействия на Шабловский лес.




7

П.Р. № 2 Определение возраста древесных пород по спилам, по стволам деревьев.

Знать: 1. Основные способы определения возраста деревьев.

Уметь: 1.Распознавать годичные кольца 2.Определять стороны горизонта по спилам деревьев.

3.Определять погодные условия в разные годы жизни дерева.




8

Занятие Лекарственные растения леса.

П.Р. № 3 Приготовление витаминного напитка из хвои сосны.



Знать: 1. Основные лекарственные растения леса.

2 Правила их сбора и применения.



Уметь:

1. Распознавать лекарственные растения.

2.Правильно использовать для лечения некоторые из них.

3. Изготавливать витаминные напитки.





9

ФГУ заповедник «Кологривский лес»

Игровое занятие, презентация

«Редкие и охраняемые растения леса»


Знать:

1.Красная книга Костромской области.

2 Необходимость охраны редких растений.

Уметь: 1. Распознавать охраняемые растения Кологривского района.

2 Создавать компьютерную презентацию.




10

Экскурсия № 2

«Биогеоценоз соснового бора в окрестностях п. Красный Бор».

Бор - беломошник.


Знать: 1.Биотические и абиотические факторы, влияющие на этот сосновый бор.

2 Ярусность в сосновом лесу, доминантные виды.



Уметь: 1. Различать мхи, лишайники – индикаторы чистоты воздуха.

2 Проводить мониторинг по лишайникам.




11

П.Р. № 4 Оформление гербария

«Многообразие лесных растений»



Знать: 1. Правила и способы оформления гербария.

Уметь: 1. Систематизировать материал.

2 Оформлять гербарий.



12

Обобщающее по теме занятие

Викторина «Знаешь ли ты наш лес?»

Районная олимпиада

«Семь чудес Кологривского леса»



Знать: 1. Жизнь лесного биогеоценоза.

2 Практическое значение леса.



Уметь: 1. Доказывать взаимосвязь и причинную обусловленность явлений в лесу.

2Пользоваться интернет-ресурсами, формулировать тезисы,

оформлять рефераты, сообщения.


13

Тема 3 ЭКОЛОГИЯ ЛУГОВ

Вводное занятие «Растительное сообщество Зеленинского луга».

Экскурсия № 3


Знать: 1. Характеристику луга как сообщества влаголюбивых растений.

2Влияние абиотических факторов на луг.



Уметь: 1. Выявлять взаимосвязи организмов и среды обитания.

2. Различать типы лугов.



14

Л.Р. № 5 Определение растений луга по определителю и определительным карточкам. Живой материал.

Знать:

1. Правила пользования определителем.

2 Морфолого- анатомические особенности растений луга.

Уметь: 1. Распознавать признаки строения органов растений.

2. Пользоваться определителем.




15

Л.Р. № 6 Описание растительного сообщества лугов.

Знать:

1. Методику описания биогеоценоза лугов.



Уметь: 1. Распределять растения по систематическим группам.

2. Распределять растения по ярусам. 3. Устанавливать влияние антропогенного фактора на Зеленинский луг.




16

Беседа Охраняемые растения луга.

Знать: 1. Редкие и охраняемые растения луга. 2. Методы повышения продуктивности лугов путём их улучшения.

17

П.Р. № 5 Организация фенологических наблюдений. Сезонные изменения в развитии растительного мира Кологривского района.

Знать: 1. Причины смены времени года.

2. Сезонные изменения в растительном мире и их причины.



Уметь:

1.Оформлять дневник фенологических наблюдений.

2. Чертить график хода температур.




18

Обобщающее по теме занятие «Изменение численности видового состава на лугу».

Знать: 1. Причины изменения численности видового состава на лугу.

Уметь: 1. Составлять экологический прогноз


19

Тема 4 БОЛОТО – мир зелёной тишины

Экскурсия № 4 Растительное сообщество болота в окрестностях

п. Красный Бор


Знать: 1. Типы болот.

2. Экологические факторы



Уметь: 1. Определять состав экосистемы.

20

Л.Р.№ 7 Определение растений болот по определителю

Знать:

1. Особенности строения болотных растений.

2. Видовой состав болота.

Уметь: Пользоваться определителем.



21

Л.Р. № 8 Изучение морфологического и анатомического строения мхов кукушкин лён и сфагнум по живым и гербарным образцам.

Знать: 1. Внешнее строение мхов. 2. Клеточное строение листьев под микроскопом. 3. Образование торфа.

Уметь: 1. Работать с микроскопом.

2.Выявлять приспособленности мхов к жизни в болоте.



22

Беседа о клюкве.

П.Р. № 6

Приготовление клюквенного морса.


Знать: 1. Биологию болотной ягоды.

Уметь: 1. Приготовить витаминный напиток.


23

П.Р.№ 9

Описание биогеоценоза болота. Экологический прогноз.



Знать: 1. Видовое разнообразие экосистемы. 2. Общую площадь болот. 3. Проблема осушения болот.

Уметь:

Применять методику описания биогеоценоза



24

Обобщающий урок

Многообразие болотных растений



Знать: 1. Видовое многообразие экосистем.

2. Проблема осушения болот: за или против?



Уметь: 1. Узнавать растения болот.


25

Тема № 5 РАСТЕНИЯ ВОДОЁМОВ

Вводное занятие Знакомство с растениями водоёмов и побережий.



Знать: 1. Основные виды растений реки Унжи, условия их местообитания.

Уметь: 1. Работать с энциклопедиями, словарями, справочниками.


26

Экскурсия № 5

Исследование условий произрастания растений на берегу реки Унжи.



Знать: 1. Основные группы растений: макрофиты и микрофиты, плавающие, прикреплённые, водные и полуводные растения.

Уметь: 1. Выявить черты приспособленности к среде обитания у водных растений.


27

Л.Р. № 9 Определение растений водоёмов и побережий по определителю.

Знать: 1. Правила пользования определителем.

2. Анатомо-морфологические признаки растений.




28

Экскурсия № 6

Биогеоценоз пруда.




Знать: 1. Общую характеристику пруда и окружающей его территории.

Уметь: 1. Узнавать водные растения.




29

П.Р. № 10

Описание биогеоценоза пруда.

Видовое разнообразие организмов.


Знать:

1. «Сукцессия» – смена биогеоценозов.



Уметь: 1. Выявлять факторы, вызывающие сукцессию – зарастание пруда.


30

Обобщение по теме «Растения – индикаторы чистоты водоёмов»

П.Р. № 11

Определение различных видов загрязнений на биологию водных растений


Знать: 1. Растения – индикаторы

2. Основные виды загрязнений водоёмов.



Уметь: 1. Составлять экологический прогноз о состоянии водоёма.

2. Показывать примеры антропогенного влияния на водный биоценоз.




31

Тема № 4 АГРОЦЕНОЗЫ

Вводное занятие:

Общее представление об агросистеме.


Знать:

1. Понятия: агроэкология, автотрофы, гетеротрофы, экологическое равновесие



32

Л.Р. № 10

Определение сорных растений по определителю



Знать: 1. Сорные растения, их особенности.

Уметь: 1. Пользоваться определителем.




\33

Экскурсия № 7

На зерновое поле у д. Овсяниково. Определение степени засорённости поля.



Знать: 1. Состав агроэкосистемы.

2.Особенности биологии сорных трав.



Уметь:

1.Применять методику определения засорённости поля.



34

П.Р.№ 12

Работа с гербарием полевых культур, коллекцией плодов и семян.



Знать: 1. Основные полевые культуры, их биологические особенности.

Уметь: 1. Составить схемы простого севооборота.


35

Обобщение знаний о агроэкосистемах.

Составление схемы севооборота



Знать: 1. Основные полевые культуры 2. Основные понятия и термины.

Уметь: Составлять схемы простого севооборота.


36

Тема 7 РУДЕРАЛЬНЫЙ ФИТОЦЕНОЗ

Экскурсия № 8 на пустырь в окрестности п. Красный Бор



Знать: 1. Растения пустырей, особенности их приспособлений к среде обитания.

Уметь: 1. Выявлять экологические факторы.


37

Л.Р. № 11

Определение растений по определителю.



Знать: 1. Морфологическую характеристику рудеральных растений.

Уметь: 1. Пользоваться определителем

38

П.Р.№ 13

Описание рудерального фитоценоза: биотические и абиотические факторы.



Знать: 1. Шкалу устойчивости растений к вытаптыванию.

Уметь:

Объяснять закономерности в живой природе.




39

П.Р. № 14

Черты приспособленности рудеральных растений к среде обитания.



Знать: 1. Способы приспособления рудеральных растений к среде обитания.

Уметь: объяснять их возникновение.


40

П.Р. № 15 Составление коллекции плодов и семян рудеральных растений

Знать: 1. О взаимосвязи между особенностями внешнего строения плодов в связи со способами их распространения.

Уметь: систематизировать плоды и семена по группам.

41

Обобщение по теме.

Урок - игра «Какие растения на Земле самые главные?»




Знать: 1. Основные группы растений, их значение в природе и жизни человека.

42

Тема 8 Антропогенное влияние на окружающую природу.

П.Р. № 16 Описание растительности школьного двора: видовой состав, количество, возраст.



Знать: 1. Видовой состав растений. 2. Жизненные формы растений.

Уметь: 1. Определять растения по листьям, побегам, коре, форме кроны.

2. Чертить план школьного двора.



43

П.Р. № 17

Определение растений произрастающих на территории и в окрестностях п. Красный Бор.



Знать: Видовой состав растений.

44

П.Р. № 18

Изготовление гербария листьев деревьев и кустарников нашей местности.



Знать: 1. Правила сбора природного материала, правила составления гербария.

Уметь: Систематизировать коллекционный материал

45

Оформление фенологических календарей.

Знать: 1. Причины смены времён года, фенологические сроки наступления времён года.

Уметь: Наблюдать за изменениями в природе, выявлять закономерности развития.


46

П.Р. № 19

Описание антропогенного ландшафта – правого берега реки Унжа.




Знать: 1. Жизнь реки по сезонам

2. Жизнь людей, их деятельность, связанная с рекой



47

Обобщение знаний по теме

« Антропогенное воздействие на окружающую среду»



Знать: 1. Полезное и вредное воздействие на окружающую среду.

Уметь: Обобщать знания, формулировать выводы.

48

Тема 9 ЖИВАЯ ПРИРОДА

Составление карто-схемы посёлка, описание природы вокруг него, указание мест свалок.



Знать: Элементы картографии, условные знаки

Уметь: составлять план местности

49

Инвентаризация муравейников и птичьих гнёзд в ближайшем лесу.

Знать: 1. Жизнь муравьиной семьи и жизнь птиц.

Уметь: определять стороны горизонта в лесу.


50

Работа с коллекциями насекомых вредителей растений. Составление цепей питания, цепей пищевых связей в природе.

Знать: Основные отряды насекомых, биологический способ борьбы с вредными насекомыми

51

Тема 10 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР и жизнь человека.

Памятники природы Кологривского района



Знать: 1. Памятники природы нашего района.

Уметь: доказывать взаимосвязь и зависимость человека с растительным миром.

52

Игровое занятие «Человек и природа»

Биотестер на компьютере



Знать: 1. Роль человека в биосфере

2. Основные виды загрязнений

3. Глобальные проблемы человечества

Уметь: Работать с интернет-ресурсами, подбирать материалы для сообщений.


53

П.Р. №20

Описание антропогенного влияния на экологию Шабловского леса.




Знать: 1. Взаимосвязи организмов в биогеоценозе; факторы, влияющие на биологическую продуктивность леса.

Уметь: Составлять экологический прогноз.


54

Наблюдения за лишайниками – простейший мониторинг.

Знать: 1. Основные виды лишайников.

2. Шкалу загрязнённости.



Уметь: 1. Определять зависимость количества лишайников – индикаторов в зависимости от чистоты воздуха.

55

Обобщение знаний «Значение растений в жизни человека» Тесты он-лайн на сайте samsdam.ru

Знать: Различные группы растений и их значение в жизни человека

56

Современные проблемы экологической культуры общения населения с окружающей природой.

Знать:

1. Связь человека с окружающей средой.

2. Человек – часть природы. 3. Проблемы загрязнения среды и истощения ресурсов.

4. Окружающая среда и здоровье человека.




57

П.Р. №21

Очистка берега реки Унжа.



Знать: 1. Характеристику реки: тип питания, режим реки.

2.Проблемы, связанные с использованием.




58

П.Р. № 22

Благоустройство соснового бора



Знать: 1. Тип соснового леса, ярусы.

Уметь:

1.Определять возраст, высоту деревьев.

2.Составлять экологический прогноз.


59-60

Итоговое занятие по всему курсу «Растительный мир родного края и экологическая культура школьников»


Знать:

1. Видовое разнообразие растений.

2. Приспособленность к среде обитания.

3. Роль солнца как источника энергию

4. Сущность круговорота веществ в экосистеме как способа бесконечного обновления веществ.

5. Действие экологических факторов на живой организм.



6. Необходимость охраны природы и рационального природопользования.






Чем сильнее у человека характер, тем менее склонен он к непостоянству в любви. Стендаль
ещё >>