Программа социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей кгоку «Детский дом с. Ольховка - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Кировской области от 04. 12. 2012 n 222-зо(с изм от 05. 3 685.02kb.
Название раздела, темы, занятия 1 86.04kb.
Закон рязанской области об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот... 1 78.48kb.
Постановление Правительства Хабаровского края «О порядке назначения... 1 37.8kb.
Урок По теме: «Лесная Зона» 1 35.63kb.
Сведения о руководителях организации для детей-сирот и детей, оставшихся... 3 449.6kb.
Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения... 1 59.43kb.
Коллективный договор муниципального образовательного учреждения для... 8 449.58kb.
Закон о государственном обеспечении и социальной поддержке 1 254.21kb.
Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости... 1 127.4kb.
Создание кадетских классов в интернатном учреждении, как способ социальной... 1 371.15kb.
Тема 7: Структура экономики страны. Экономический рост и регуляторы... 1 80.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и детей оставшихся без - страница №1/1

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

КГОКУ «Детский дом с. Ольховка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нестабильное социально-экономическое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неблагоприятные условия в семьях, отказ от детей, разводы, нищета порождают огромное количество детей, не нужных своим родителям. Растут бродяжничество, преступность.

Для детей, нуждающихся в помощи государства, открываются все новые и новые учреждения различных видов: сиротские дома, детские общины, дома профилактории, создаются патронажные семьи. В периодической печати и в специальной литературе можно встретить разные мнения по поводу того, где должен находиться ребенок- сирота, чтобы это принесло ему наибольшую пользу. Единого мнения нет. А пока идут споры и не приняты решения - жизнь идет. Детей нужно спасать, они не могут ждать. На этом этапе главными, самыми многочисленными и основными учреждениями остаются традиционные детские дома.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают свои собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа «Социальной адаптации и сопровождения детей–сирот и детей оставшихся без попечения родителей отвечает этим задачам. Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, президентской программой «Дети России», Федеральной целевой программой «Дети-сироты» и на основании практического опыта работы в детском доме. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.

В каждой такой семье имеется по 10-12 детей, некоторые из которых связаны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним, и имеют воспитателей-родителей (и мужчин и женщин). Жизнь в детском доме организована, как в обычной среднестатистической семье. Это может помочь ребёнку подготовиться к созданию будущей собственной семьи.

Программа «Социальной адаптации и сопровождения детей–сирот и детей оставшихся без попечения родителей состоит из четырех разделов: программы воспитательно-образовательной работы; перспективного плана воспитательно-образовательной работы (на каждые из 4 лет цикла); графического плана методической работы коллектива детского дома; рекомендаций по планированию и проведению воспитательно-образовательной работы с детьми в семьях; и включает ряд приложений.

Кроме выполнения основной части программы, каждый воспитатель работает еще и по дополнительным темам: «Мужчина в доме», «Азбука кухни», «Вещи и все о них». Занятия проводятся 2 раза в месяц. Цель этих занятий - дать более подробные, глубокие знания и формировать навыки, необходимые для ведения конкретного вида домашнего хозяйства. Работа по приложению к плану повторяется каждые 2 года для прочного усвоения и формирования привычки к домашнему труду.

Программа включает 4 блока: «Семья и ее функции», «Роль семьи в умственном воспитании детей», «Значение домашнего труда в жизни семьи» и «Хозяйство семьи и бюджет».

В каждом блоке разработано по несколько тем, которые в свою очередь имеют 3 узловых вопроса. Эти вопросы распределяются между воспитателями (по 3 на каждую семью) что позволяет избежать всяких накладок. Каждая тема изучается в течение двух месяцев. Содержание одного блока раскрывает какую-то одну сторону семейной жизни. Поэтому, чтобы у детей не сложилось однобокого представления о жизнедеятельности семьи, необходимо в течение года изучить по теме из каждого блока.

В первый год изучают первые темы, во второй год - вторые, в третий- третьи и в четвертый год- четвертые темы каждого блока. Это важно еще и потому, что ребенок, даже проведя 1 -2 года, получит знания обо всех сторонах семейной жизни.

Кроме того, в программе определены общие (для всех 4 лет) задачи и конкретные (на каждый год) темы педсоветов.

Программа циклична, она повторяется каждые 4 года. Ребенок, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте - в простой, доступной форме и в старшем - более глубоко и основательно.

Сроки определяются учебным годом.

Успешное использование в своей работе программы «адаптации и сопровождения детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей зависит от глубокого, вдумчивого ее изучения и желания работать с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

ПРОБЛЕМА


1 .Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная проблема является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается следующим:



  • дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу и пополняют детские дома;

  • несформированность практических навыков ведения домашнего

хозяйства приводит к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи;

  • данной проблеме не уделяется должного внимания в педагогической науке;

  • отсутствуют государственные программы для детских домов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторяли их судьбу (не пополняли детские дома - профилактика сиротства)

  • подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

  • заменить не отца и мать, а их влияние, обеспечить полноценное детство, научить всему, что умеют и знают дети из благополучных семей.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММЫ

  • программа рассчитана на долгосрочное пользование (на все время пребывания ребенка в детском доме);

  • четко определен круг вопросов, которые детям необходимо усвоить за время пребывания в детском доме (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома);

  • программа конкретизируется на каждый год с указанием темы, форм работы с детьми (нет расплывчатости, неопределенности);

  • представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указано как их решать);

  • дана модель экспертизы, по которой можно оценить эффективность программы.

РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ



  • Реорганизация жизненного пространства детского дома, создание условий быта и жизнедеятельности, максимально приближенным к домашним: квартиры, игровые и спальни на каждую семью.

  • Объединение детей не в группы, а в семьи, по родственному признаку, 10-12 человек (прообраз будущей семьи, один из вариантов).

  • Организация жизнедеятельности семейного типа (изменение организационной структуры деятельности детского дома) в семье работают воспитатели (родители) мужчины и женщины, главой семьи является мужчина. Все преимущество, семьи и лично каждого ребенка поставлено на подотчет семьи. Глава семьи несет материальную ответственность, а у детей воспитывается заботливое и бережное отношение к своим вещам и материальному окружению;

  • Создание общественных форм организации управления:

семейных Советов в каждой семье, которые проводят еженедельно. В семейном кругу подводят итоги за неделю, решают вопросы и проблемы, обсуждают дела повседневного быта. Дети активно участвуют в семейной жизни, у них формируется привычка решать вопросы своей семьи, считаться с другими членами семьи, нести ответственность за дела в семье, дорожить ее честью;



Большого семейного Совета - главного органа общественного управления, который решает вопросы и проблемы всего детского дома. Он объединяет и взрослых и детей, делает их единомышленниками, в этом совете представлены интересы всего детского дома и каждой семьи, воспитывается чувство причастности каждого взрослого и ребенка к делам в детском доме;

Мужского Совета, в него входят директор, глава семьи и все старшие мальчики (14-18 лет). Его цель выяснение обстоятельств различных ЧП, проступков детей и принятие экстренных мер. Проводится он не планово, а в зависимости от обстоятельств, при их возникновении заседания проводятся немедленно. Мальчики учатся принимать решения и брать на себя ответственность, это способствует воспитанию мужских качеств,

уверенности, умению ориентироваться в жизненных ситуациях.



  • Организация и проведение «родительского часа». Каждую пятницу
    директор подводит итоги поведения каждого ребенка за неделю и его
    успеваемости, лучшим всегда награда (сладкое), а нерадивым -
    порицание.

  • Появление в своей семье своих традиций, своего уклада (вечерние
    семейные чтения, субботние вечера после бани с ароматным чаем).

1. Специально организованные занятия: беседы, рассказы воспитателя, семейные чтения и т.д.

2. Семейные походы, экскурсии.

3. Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей.

4. Семейные вечера на выбранную тему.

5. Развлечения в кругу семьи

6. Семейные игры

7. Анкеты, тексты.

8. Час семейного отдыха «Расскажи мне обо мне» .


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Усвоение содержание программы « Социальной адаптации детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей» оценивается по следующим позициям:

1. Теоретические знания детей о семье и ее функциях

2.Сформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства

3.Проявление родственных чувств к братьям и сестрам в семье и к родственникам, не проживающим вместе.

4.Общение с друзьями и взрослыми.

5. Уровень школьной адаптации.

6. Умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем.

7. Конкретные показатели:

а) снижение заболеваемости;

б) повышение успеваемости;

в) снижение количества детей, допускающих отклонения в нравственном поведении.

Каждая позиция имеет перечень измеряемых параметров (варианты шкал взяты условно) оценка по 5-ти бальной системе.

1. Этап мониторинга проводится 2 раза после первого периода изучения программы и на выходе из детского дома

2. Этап оценки эффективности проекта проводят после того, как ребенок поступил в училище и проучился там полгода. Здесь анализ делается на основании анкет, которые составляются для педагогов, работающих с ребенком, для самого ребенка и социального педагога детского дома, в результате анализа делается вывод, насколько качественно ребенок использует знания, идеи, ориентиры, заложенные в детском доме, в постинтернатном периоде.

3 Этап окончательные выводы делаются в течение последующих 10 лет. За это время должны реализоваться задачи дальнейшей перспективы: воспитанник должен получить профессию, создать собственную семью.




  • Отказ от массовых мероприятий и занятий (где присутствуют все семьи). Воспитатели (родители) должны работать только с детьми своей семьи. Массовые мероприятия организовывает музыкальный руководитель, библиотекарь, инструктор по спорту и т.д.

  • Проведение специально организованных занятий с детьми по подготовке их к взрослой самостоятельной жизни. На таких занятиях дети получают теоретические знания о семье, о роли родителей в воспитании детей, о семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях членов семьи, о семейном долге, о домашнем труде, семейном хозяйстве, создании уюта в своей квартире, о бюджете, экономии и т.д. Кроме того на занятиях у детей формируются практические навыки выполнения различных видов домашнего труда, специальных навыков, необходимых во взрослой жизни.

  • Службы (музыкальный руководитель, инструкторы по труду и спорту не проводят кружковую работу, а занимаются со всеми детьми: обучают их навыкам, необходимым в будущем (все девочки учатся штопать, шить простые изделия, мальчики работать с сантехникой, делать несложный ремонт и т.д.)

  • Летом работа по программе не сворачивается. Дети всей семьей выезжают на море, на дачи, в лагеря. В течение лета они продолжают теоретически и практически осваивать ведение домашнего хозяйства на приусадебном участке (сад, огород).

Постоянная работа с выпускниками:

  • регулярные посещения администрацией детского дома учебных заведений, где они продолжают обучение и встречи с преподавателями, воспитателями общежитии;

  • ведение альбомов в каждой семье, в которых прослеживается путь выпускников, куда постоянно вносятся новые факты из их жизни (где живет, работает, замужем, не замужем и т.д.)

РАБОТА С КАДРАМИ

1. Каждый воспитатель и каждый педагог 1 раз в месяц дают открытое занятие. Обязательно писать конспекты и пополнять материалами метод. совет.

2. Накапливание материала

3. Лекции и консультации (групповые и индивидуальные) для воспитателей.


РАБОТА С ДЕТЬМИ

Создать семью, сохранить ее, иметь детей, нести ответственность за них, самому их воспитывать, быть рачительным, деловым хозяином, умело организовывающим быт семьи. Источниками сведений для такого анализа могут быть встречи, переписка, вечера встречи.



ПРОТИВОРЕЧИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ЭКСПЕРИМЕНТА

Хотя у ребенка живы родители, он получает воспитание не в кровной, а в искусственно созданной семье.

Родители, видя условия и результаты воспитания в детском доме, с более легким сердцем соглашаются отдать ребенка в детский дом (были случаи, когда они сами приводили детей). Получается, чтобы проснулись у родителей самые элементарные чувства жалости к ребенку, условия в детском доме должны быть еще хуже, чем у них дома. Здесь предстоит огромная работа педагогов и коллектива детского дома в том, чтобы у воспитанника не сформировались такие чувства к своему ребенку — «Я вырос в детском доме, не пропал, и мой ребенок вырастет». Нужно сформировать с одной стороны- чувства благодарности к детскому дому, а с другой стороны (и это главное, основное) воспитать чувства любви, привязанности, материнские и отцовские чувства, чтобы ни при каких обстоятельствах, ни в какие лучшие условия не могли бы отдать своего ребенка. Для того чтобы девочка в будущем стала примерной матерью, необходимо сформировать глубокую эмоциональную привязанность к своей матери, т.к. в семье сильное влияние оказывает пример родителей, а инстинкты материнства и отцовства подразумевают жертвенность и бескорыстие. Но всего этого дети лишены в детском доме, поэтому сформировать чувства материнства и отцовства очень трудно, но необходимо. В рамках детского дома проводится работа по воспитанию ценностного отношения к ребенку, дается эмоционально окрашенный образ матери, развиваются чувства сострадания, жалости. Для этого используются игры («Дочки матери»), чтение книг, рассматривание иллюстраций, посещение семей в городе и районе, проведение вечеров, посвященных матери, отцу, разучивание колыбельных песен и т.д.


ПЛАН РАБОТЫ

«Социальная адаптация и сопровождение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей КГОКУ «Детский дом с. Ольховка»


ЗАДАЧИ

ТЕМЫ И РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

СРОКИ

ТЕМЫ ПЕДСОВЕТОВ

1

2

3

4




Блок 1. «Значение домашнего труда в жизни семьи».




Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства (к блокам 1 и 2).

Тема 1. Роль домашней работы в жизни семьи:

а) домашний труд, распределение обязанностей в семье, значение родительского примера в трудовом воспитании, радость совместного труда;

б) проблема поощрения и наказания в трудовом воспитании детей, привлекательность бытового труда;

в) работа родителей в семье по подготовке детей к выбору профессии.



1. Беседа: «Для чего человеку работа»

2. Разговор за семейным столом: «Распределение обязанностей в семье и у нас»

3. Практическое занятие: «В одной связке»


Сентябрь – октябрь

1 год


Роль трудовой атмосферы семьи в её материальном и духовном благополучии

Тема 2. Эстетика быта:

а) создание уюта в семье, красота и самобытность дома;

б) значение овладения специальными навыками, необходимыми для ведения домашнего хозяйства;

в) слагаемые комфорта, единство духовной атмосферы семьи и её материального окружения.



1. Беседа: «Роль семьи в воспитании»

2. Детские рисунки: «Моя комната в будущем»

3. Практическое занятие: «Занимательная технология»

4. Беседа: «Ведение домашнего хозяйства»




Сентябрь – октябрь

2 год


Эстетическая культура материального окружения семьи.




Тема 3. Воспитание трудолюбия в семье:

а) воспитание в семье трудолюбия у детей, создание условий, использование методов и приёмов семейной педагогики;

б) воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда;

в) овладение трудовыми умениями и навыками, необходимыми будущим хозяевам.



1. Беседа: «Виды детского труда»

2. Беседа: «Последовательность уборки урожая»

3. Привитие навыков с/х труда на приусадебном участке.

4. «Трудовой десант»: уборка овощей и картофеля.



Сентябрь – октябрь

3 год


Трудовое воспитание в семье

Тема 4. Использование различных видов труда в семейном воспитании:

а) виды домашнего труда, самообслуживание;

б) хозяйственно-бытовой труд в природе;

в) ручной труд, его значение в формировании специальных навыков.



1. Беседа: «Трудовое воспитание, роль семьи в воспитании»

2.Практическая работа «Операция уют» (уборка спален, игровых комнат, стирка школьных вещей).

3. Работа с природными материалами Работа с бумагой, тканью.

4. Разговор за семейным столом «Мастерство всегда в почёте»



Сентябрь – октябрь

4 год


Использование в работе с детьми различных видов труда для их подготовки к самостоятельной жизни.

Блок 2. «Хозяйство семьи и бюджет»




Тема 1. Роль вещей в жизни человека:

а) сила и слабость вещей, отношение к вещам, власть вещей над душой и поступками людей;

б) мода и вещи, домашняя одежда;

в) вторая жизнь вещей, бережное отношение к вещам.



1. Беседа: «Внешний вид подростка»

2. Конкурс «Самая уютная спальня»

3. Разговор за семейным столом: «Какое значение имеет одежда в жизни человека»


Вещи и их место в системе семейных отношений

Ноябрь – декабрь

1 год


Тема 2. Бюджет и хозяйство семьи:

а) Деньги и их функции;

б) экономика семейного бюджета;

в) планирование бюджета, расходы, экономия, дополнительные доходы.



1. Беседа: «Роль и функции денег в жизни человека. Виды денег».

2. Игра «Экономические забавы»

3. Беседа «Экономно ли мы живём в детском доме»

4. Экскурсия на рынок (товары и цены)



Ноябрь – декабрь

2 год


Значение домашней экономики в жизни семьи для её благополучия

Тема 3. Рациональная организация семейной экономики:

а) одна из важнейших функций семьи – хозяйственная;

б) воспитание разумного потребления и правильного отношения к деньгам;

в) рациональные способы ведения домашнего хозяйства.



1. Разговор за семейным столом: «Что значит рационально вести домашнее хозяйство»

2.Практическое занятие: «Трудовую решу задачу – деньги правильно потрачу».

3. Беседа: «Кто и как должен распоряжаться деньгами в семье»

4. Игра «Сам себе бухгалтер»





Ноябрь – декабрь

3 год


Рациональная организация домашнего хозяйства




Тема 4. Экономика – народное хозяйство страны:

а) основные понятия экономики;

б) экономика и семья;

в) Экономическая игра в рамках всего детского дома (в течении двух месяцев)



1. Беседа: «Что такое экономика?» «Варианты семейной экономики»

2. Рассказ воспитателя: «Хранение денег, банки»

3.Экономическая игра «Биржа»

4. Бизнес-игра «Деловые ребята»



Ноябрь – декабрь

4 год


Экономика – народное хозяйство страны. Экономические игры в расширении знаний и формировании понятий: «Экономика. Семейная экономика».

Блок 3. Семья и её функции.

Расширять знания, формировать у детей представления о семье, её функциях и значении в жизни каждого человека (к 1 и 2 блокам)

Тема 1. Семья и её функции:

а) что такое семья, её функции;

б) любовь и брак, дети, их роль в становлении и укреплении семьи;

в) традиции и праздники семейного календаря.



1. Беседа: «Ценность семейного воспитания»

2. Разговор за семейным столом: «С чего начинается семья. Что такое брак?»

3.Психологическая игра: «Дружная семья»

4. Конкурс рисунков: «Счастливая семья»

5. Беседа: «Наши семейные праздники»


Январь – февраль

1 год


История возникновения и развития семьи в жизни общества. Закон о семье.

Тема 2. Нравственные основы в семье:

а) идейные ценности семьи, воспитание детей в семье;

б) воспитание чувства любви к семье, родному дому, Родине;

в) семейный долг, последствия нарушения семейных отношений.



1. Беседа: «Какие знания семья даёт ребёнку»

2. Вечер пословиц и поговорок на тему «Семья»

3. Беседа: «Психологический климат в семье». Разбор ситуации «Семейные трудности»

4.Викторина: «Вместе дружная семья»

5. Беседа: «Семейные конфликты»


Январь – февраль

2 год


Нравственные основы семьи

Тема 3. Физическое и психическое здоровье членов семьи:

а) психологический климат в семье;

б) физическое здоровье членов семьи, организация активного досуга семьи;

в) половое воспитание.



1. Беседа: «Психологический климат в семье»

2. Деловая игра: «Умеем ли мы общаться»

3.Спортивный праздник: «Здоровая семья – счастливая семья»

4. Беседа: «Любовь и влюблённость». Выбор спутника жизни (Анкета, собеседование)



Январь – февраль

3 год


Организация здорового образа жизни в семье




Тема 4. Игры в семейном воспитании личности ребёнка:

а)значение, сущность и своеобразие игры, как деятельности ребёнка;

б) игра – форма общения родителей и детей, виды игр, руководство ими;

в) домашняя игротека, создание условий в семье для игры, игрушки.



1.Конкурсноразвлекательная программа: «Семейные люди»

2.Знакомство и разучивание игр: «Играем в школе и дома»

3. Игра: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»


Январь – февраль

4 год


Место семьи в организации школьного обучения и воспитания детей

Блок 4. «Роль семьи в умственном воспитании детей»

Используя имеющийся опыт, усилить роль родителей в умственном воспитании детей.

Тема 1. Значение развития умственных способностей в формировании личности ребёнка:

а) роль родителей в расширении кругозора у детей в повседневной жизни;

б) значение дидактических и интеллектуальных игр в семейном воспитании для умственного развития детей;

в) использование интересов и увлечений детей для формирования их познавательной активности.



1. Семейный конкурс: «Выдумываем и творим»

2. Тест: «Умеете ли вы ориентироваться в любой ситуации»


3.Интеллектуальная игра: «Умники и умницы»

4. Разговор за семейным столом: «Что такое способности и как их надо развивать»



Март – апрель

1 год


Роль и место родителей в умственном развитии детей в дополнении к дошкольному и школьному образованию.




Тема 2. Семья и школа:

а) значение школы для жизни человека, отношение к школе;

б) организация школьного и домашнего учебного года;

в) одарённый ребёнок (склонности, способности, талант).



1. Беседа: «Что нужно делать в школе, чтобы успешно выполнять домашнее задание»

2. Беседа: «Учиться – всегда пригодиться»

3.Викторина: «Прочитай-ка, угадай-ка»

4. Разговор за семейным столом: «Каких детей называют одарёнными?»



Март – апрель

2 год


Место семьи в организации школьного обучения и воспитания детей.

Тема 3. Мир природы – один из основных путей развития умственных способностей детей:

а) мир природы – один из основных путей развития умственных способностей у детей;

б) эстетическое восприятие природы – воспитание наблюдательности, любознательности и интереса у детей;

в) Экологическое воспитание.



1. Беседа: «Общение с природой»

2. Семейный досуг: «Разгадывание красворда: «Интересное в мире животных»

3. Беседа: «Природа и я одна семья»

4. Игра-викторина: «Путешествие на родину растений»



Март – апрель

3 год


Роль родителей в формировании у детей познавательной деятельности в процессе ознакомления с природой




Тема 4. Значение книги в развитии ребёнка:

а) значение книги в жизни ребёнка, работа с книгой;

б) периодическая печать, работа с газетами и журналами, роль библиотеки в привитии любви к чтению;

в) организация и значение домашнего чтения, инсценирование литературных произведений.



1. Чтение и обсуждение литературных произведений

2. Семейные чтения: «Стихи и рассказы». Конкурс стихов.

3. Беседа: «Периодическая печать: значение в жизни человека»

4.Инсценировки литературных произведений.



Март – апрель

4 год


Расширение, обогащение знаний детей об окружающем через художественную литературу и периодическую печать.



Перспективный план воспитательно-образовательной работы

КГОКУ «Детский дом с. Ольховка»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ТЕМЫ ПЕДСОВЕТОВ

1

2

3

Сентябрь - октябрь

Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства

Тема. Роль домашней работы в жизни семьи:

а) домашний труд, распределение обязанностей в семье, значение родительского примера в трудовом воспитании, радость совместного труда;

б) проблема поощрения и наказания в трудовом воспитании детей, привлекательность бытового труда;

в) вторая жизнь вещей, бережное отношение к вещам.



Роль трудовой атмосферы семьи в её материальном и духовном благополучии

Ноябрь - декабрь

Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства

Тема. Роль вещей в жизни человека:

а) сила и слабость вещей, отношение к вещам; власть вещей над душой и поступками людей;

б) мода и вещи; домашняя одежда;

в) вторая жизнь вещей, бережное отношение к вещам.



Вещи и их место в системе семейных отношений

Январь - февраль

Расширять знания, формировать у детей представления о семье, её функциях и значении в жизни каждого человека

Тема. Что такое семья? Её функции:

а) любовь и брак, дети, их роль в становлении и укреплении семьи;

б) роль отца и матери в семье;

в) традиции и праздники семейного календаря.



История возникновения и развития семьи в жизни общества. Закон о семье.

Март - апрель

Используя имеющийся опыт, усилить роль родителей в умственном воспитании детей

Тема. Значение развития умственных способностей в формировании личности ребёнка:

а) роль родителей в расширении кругозора у детей, в повседневной жизни;

б) значение дидактических и интеллектуальных игр в семейном воспитании для умственного развития детей;

в) использование интересов и увлечений детей для формирования их познавательной активности.







2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ТЕМЫ ПЕДСОВЕТОВ

1

2

3

Сентябрь - октябрь

Расширять теоретические знания и совершенствовать навыки детей в благоустройстве жилища

Тема. Эстетика быта:

а) создание уюта в семье, красота и самобытность дома;

б) значение овладения специальными навыками, необходимыми для ведения домашнего хозяйства;

в) слагаемые комфорта, единство духовной атмосферы семьи и её материального окружения.



Эстетическая культура материального окружения семьи

Ноябрь - декабрь

Дать понятие об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности

Тема. Бюджет и хозяйство семьи:

а) деньги и их функции;

б) экономика семейного бюджете;

в) планирование бюджете, расходы, экономия, дополнительные доходы.



Значение домашней экономики в жизни семьи для её благополучия.

Январь – февраль

Продолжать работать над формированием у детей представления о семье, её нравственных основах

Тема. Нравственные основы в семье, идейные ценности семьи, воспитание детей в семье;

б) воспитание чувства любви к семье, родному дому, родной природе, Родине;

в) семейный долг, последствие нарушений семейных отношений.


Нравственные основы семьи, традиции, ценности.

Март - апрель

Воспитывать у детей положительное отношение к школе, формировать правильное взаимоотношение с учителями, учитывать особенности каждого ребёнка по умственному воспитанию.

Тема. Семья и школа:

а) значение школы для жизни человека, отношение к школе;

б) организация школьного о домашнего учебного года, проблема неуспеваемости;

в) одарённый ребёнок: склонности, способности, талант.



Место семьи в организации школьного обучения и воспитания детей.


3ГОД ОБУЧЕНИЯ



ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ТЕМЫ ПЕДСОВЕТОВ

1

2

3

Сентябрь - октябрь

Расширять знание детей о видах домашнего труда, воспитывать положительное отношение к бытовым делам.

Дать представление о роли родителей в воспитании трудолюбия у детей в семье.



Тема. Воспитание трудолюбия в семье:

а) воспитание в семье трудолюбия у детей (создание условий, использование методов и приёмов семейной педагогики);

б) воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к результатам;

в) овладение трудовыми умениями и навыками, необходимыми бедующим хозяевам.



Трудовое воспитание

Ноябрь - декабрь

Продолжать углублять понятие и знание детей о домашней экономике, о рациональном ведении семейного хозяйства. Учить понимать значение правильных расходов для материальной жизни семьи.

Тема. Рациональная организация семейной экономики:

а) одна из важнейших функций семьи – хозяйственная;

б) воспитание разумного потребления и правильного отношения к деньгам;

в) рациональные способы ведения домашнего хозяйства.



Рациональная организация домашнего хозяйства.

Январь -февраль

Продолжать работать над формированием у детей представлений о роли семьи в жизни человека.

Тема. Физическое и психическое здоровье членов семьи:

а) психологический климат в семье, совместимость;

б) физическое здоровье членов семьи, организация активного досуга семьи;

в) половое воспитание.



Организация здорового образа жизни в семье.

Март - апрель

Расширять знание детей о влиянии окружающей среды на жизнь человека и дать им представление о значении родителей в умственном развитии детей через ознакомление с природой.

Тема. Мир природы – один из основных путей развития умственных способностей детей:

а) мир природы – один из основных путей развития умственных способностей детей;

б) эстетическое восприятие природы – воспитание наблюдательности, любознательности и интереса у детей;

в) экологическое воспитание.



Роль родителей в формировании познавательной деятельности у детей в процессе ознакомления с природой.


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ


ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ТЕМЫ ПЕДСОВЕТОВ

1

2

3

Сентябрь - октябрь

Расширять знания детей о значении труда в жизни семьи и важности овладения различными трудовыми умениями.

Тема. Использование различных видов труда в семейном воспитании:

а) виды домашнего труда, привитие навыков самообслуживания;

б) хозяйственно-бытовой труд и труд в природе;

в) ручной труд, его значение в формировании специальных навыков.



Использование в работе с детьми различных видов труда для их подготовки к самостоятельной жизни.

Ноябрь - декабрь

Дать детям первоначальные представления об экономике через экономические игры.

Тема. Экономика – народное хозяйство страны:

а) основные понятия экономики;

б) экономика и семья;

в) экономическая семья в рамках всего детского дома (в течении 2-х месяцев).



Экономика и народное хозяйство страны. Экономические игры в расширении знаний и формировании понятий: экономика, семейная экономика.

Январь - февраль

Дать детям понятие об игре, её роли в установлении добрых, близких взаимоотношений в семье.

Пополнить знания детей новыми играми.



Тема. Роль игры в семейном воспитании личности ребёнка:

а) значение, сущность и своеобразие игры, как деятельности ребёнка;

б) игра – форма общения родителей и детей, виды игр, руководство ими;

в) домашняя игротека, создание условий в семье для игры, игрушки.



Игра в семейном воспитании.

Март - апрель

Воспитывать в детях интерес к книге и периодической печати, использовать домашние театры как средство сплочения членов семьи

Тема. Значение книги в развитии ребёнка:

а) значение книги в жизни ребёнка, работа с книгой;

б) периодическая печать, работа с газетами и журналами, роль библиотеки в привитии любви к чтению;

в) организация и значение домашнего чтения, инсценирование литературных произведений, кукольный, настольный и другие театры в семейном кругу.



Расширение, обогащение знаний об окружающем через художественную литературу и периодическую печать.





В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд
ещё >>