Программа развития гимназии №11 им. С. П. Дягилева на 2006-2010 г г. Пермь, 2005 паспорт программы программа развития гимназии до 20 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа развития пермского муниципального района пермского края... 19 4275.4kb.
Программа развития деятельности студенческих объединений Наименование... 11 1601.07kb.
Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана... 1 167.38kb.
Образовательная программа на 2010 -11 учебный год Программа принята... 4 440.72kb.
Модернизация учебной и материально-технической базы 1 52.18kb.
Программа развития на 2010-2015 гг 7 1252.67kb.
Программа развития моу «женская гимназия» на 2011-2015 год «традиции... 3 791.95kb.
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения... 6 876.58kb.
Программа развития «Гимназия как школа успешной личности» Программа... 1 38.72kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся гимназии №2 1 268.53kb.
Публичный отчет перед педагогами и родительской общественностью и о. 1 334.59kb.
«Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» «Школа живой традиции» 1 335.37kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа развития гимназии №11 им. С. П. Дягилева на 2006-2010 г г. Пермь, 2005 - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №11 им. С.П. Дягилева»

Программа

развития гимназии № 11 им. С.П. Дягилева на 2006-2010 г.г.

Пермь, 2005


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Программа развития гимназии до 2010 г.
Наименование Программа развития МОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» до 2010 года
Заказчик МОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева»
Программа Всем участникам гимназического социума

адресована


Организация – МОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева»

исполнитель


Руководители Директор гимназии Р.Д.Зобачева, Заслуженный

разработки учитель России, кандидат педагогических наук,

программы и

реализации


Научные В.А. Кайдалов, доктор философских наук, профессор,

консультанты зав. кафедрой философии образования ПОИПКРО


Авторы-разработчики А.А.Наймушина, О.М.Мясникова, Е.А.Мичурина, заведующие кафедрами и методическими объединениями
Авторы Взаимосвязь деятельного подхода с процессами

использованных развития личности (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский,

материалов В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн)

Системный подход как метод организации социально-педагогических исследований (В.С.Безрукова, В.И.Загвязинский, Б.Т.Лихачев и др.)

Восприятие образовательного учреждения как условной многоуровневой системы организации учебно-воспитательного процесса (В.П.Беспалько, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, М.М.Поташник, В.П.Симонов)

Гуманистические основы образования, воспитания и развития (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, М.Н.Дудина, А.Маслоу, К.Роджерс, Н.Е. Щуркова и др.)

Образование как часть культуры (В.А.Алексеева, Е.Я.Басин, Е.В.Бондаревская, И.Кант, Н.Б.Крылова, Е.В.Квятковский, Л.П. Печко, В.И.Самохвалова, Н.Н.Фомина, Е.Ч.Яковлев)
Программа развития гимназии моделируется с учетом ожиданий

родительской общественности от образовательного учреждения (на основе методологии ИОП «Эврика», научный руководитель А.И.Адамский).



Пояснительная записка
Основанием проектирования Программы стали федеральные, региональные, городские нормативно-правовые документы, требования государственных образовательных стандартов. Программа основывается на законе РФ "Об образовании".
Данная Программа на уровне конкретного образовательного учреждения реализует основные направления федеральной, региональной и городской программ развития системы образования с учетом типа и направленности образовательного учреждения, исходит из конкретного анализа выполнения предыдущей программы и определения приоритетов для дальнейшего развития. Программа опирается на инновационную деятельность педагогов и руководителей, учитывает потребности родителей (законных представителей) на предоставление образовательных услуг.
В первом разделе Программы представлены результаты выполнения Программы развития МОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева» за 1995-2005 годы и характеристика условий функционирования гимназии.
Второй раздел программы определяет цели, задачи и методологическую основу проектирования дальнейшего развития гимназии с переходом в статус культурно-образовательного центра. Программа носит комплексный характер, основными направлениями стратегии развития являются учебный процесс, система воспитания и дополнительного образования, научно-методическое обеспечение, культурно-образовательная инфраструктура, институциональные преобразования и ресурсообеспечение. Программа развития ориентирована на институциональные изменения с целью нормативно-правового и ресурсного обеспечения наработанных и моделируемых инноваций, ведущих к созданию оптимальных и эффективных условий образования, воспитания и развития гимназистов, формированию культуротворческого потенциала и полнейшей реализации творческих способностей их личности при условии сохранения здоровья детей.
Третий раздел раскрывает программные события реализации инновационных подпрограмм с ориентацией на конкретные ожидаемые результаты.
Выполнение Программы обеспечивается финансированием за счет бюджетных средств, грантовых средств и инвестиций родительской общественности гимназии.
Решение о разработке Программы принято педагогическим коллективом МОУ «Гимназия №11 им. С.П.Дягилева». Программа развития обсуждена на Научно-методическом совете (протокол № от ___________), принята Педагогическим советом (протокол № от ______________), утверждена приказом директора (№ от ____________).


1.1. Результативность предыдущего этапа развития гимназии

1995 – 2005 гг.

Работа по теме «Построение культуротворческой гимназии» (на пути к авторской школе)

Таблица № 1


Построение культуротворческой гимназии –

учебного заведения нового типа


Этапы инновационной деятельности

Содержание этапа

Результаты

1

2

3

Этап 1.

«Поиск новых идей»

Решение аналитико – прогностических задач.


1.Учёт сложившегося образа школы с художественно – эстетической направленностью.

2.Выявление проблем и потребности школы – необходимость комплексного и системного подхода.

3.Формулировка целей, идей, образа будущего школы – создание Положения о гимназии.

1.Получение статуса специализированной художественно – эстетической школы по решению Н. – М. Совета ГУО.

2.Работа в этом статусе в течении года.

3.Получение статуса гимназии по решению Н. – М. Совета ГУО.

Этап 2.

«Формирование инноваций»

Решение конструктивно – прогностических задач


1.Анализ возможностей школы при смене парадигмы в образовании и воспитании.

2.Апробирование новшеств:

  • организация творческих направлений;

  • создание музея «Гостиная Дома Дягилевых»;

  • создание музея дизайна;

  • создание геологического музея и художественной обработки камня;

  • отработка новых подходов к содержанию образования – создание временной экспериментальной школы «Сателлит» для учащихся 7-8-9 классов (школы 2-й половины дня);

  • необходимость работы по развивающему обучению и подготовка детей к обучению в гимназии – создание школы развития АВС для 5-6 летних детей;

  • работа над индивидуальным учебным планом, соответствующим концептуальным идеям, потенциалу гимназии и реальным возможностям.

3.Принятие решений о нововведениях:

  • проведение семинаров для коллектива, педсоветов;

  • проведение конференций ученических и родительских с целью ознакомления с концепцией гимназии.

1.Деятельность творческих направлений (объединений).

2.Деятельность музеев:

  • «Гостинная Дома Дягилевых»;

  • дизайна;

  • геологического и художественной обработки камня;

3.Экспериментальная школа «Сателлит», для учащихся 7-8-9 кл.;

4.Школа развития АВС для 5-6 летних детей (субботняя);

5.Школа специализаций для старшеклассников;

6.Индивидуальный учебный план, соответствующий концептуальным идеям;

7.Коллектив педагогов, заинтересованных в новой деятельности и вовлечении в неё.

8.Поддержка инноваций родителями учащихся.

Этап 3.

«Реализация инноваций»

Решение организационно - деятельностных задач


1.Обеспечение инноваций управленческими ресурсами:

  • создание единой учебно-воспитательной системы согласно концептуальным идеям: ядро – учебный процесс в прогимназии, гимназии АВС и Школе социализации, круг творческих объединений, социо-культурная среда и связи с творческой средой города и области;

  • разработка структуры управления гимназией как единой учебно – воспитательной системой.

2.Работа над содержанием образования – создание концепций предметов и соответствующих программ с учётом их применения в художественно – эстетической гимназии и принципа интегративности. Работа по синхронизации программ. Получение отзывов.

3.Введение института наставников.

4.Постановка работы новых творческих направлений – музыкально – хорового, хореографического, театрального, НОУ.

5.Инновационное обучение коллектива – проведение обучающих семинаров: по риторике и концептуальному подходу в предметном преподавании, по психологии, по использованию современных образовательных технологий, о новой образовательной парадигме.

6.Привлечение консультантов к деятельности гимназии. Проведение деловой игры по проблеме развития гимназии и промежуточной экспертизы, Н.-М. Совета РОО.

1.Единая учебно-воспитательная система, функционирующая в художественно – эстетической гимназии.

2.Скорректированный индивидуальный учебный план в соответствии с Базисным планом.

3.Наличие разработанных программ по философии, эстетике, этике, политологии, социологии, мировым религиям, истории религии, курсу Российская государственность и право, дизайну, этнографии.

4.Институт наставников.

5.Наличие новых творческих направлений: музыкального, хорового, хореографического, театрального.

6.Аттестация учителей с присвоением высоких разрядов.

7.Наличие публикаций.

8.Наличие положительного отзыва ГУО и приказа РОО

Этап 4.

«Закрепление инноваций»

Решение оценочно – информационных задач


1.Психокоррекционная работа.

2.Методическая работа педагогов по обновлению учебно-методических комплексов через соотнесение с госстандартами и выделению регионального и гимназического компонентов.

3.Установление коммуникативных связей – создание договоров с кафедрами ВУЗов и творческими организациями.

4.Закрепление образа гимназии – работа по созданию концепции развития гимназии. Подготовка публикаций.

5.Моделирование условий институционального и ресурсного обеспечения имеющихся и прогнозируемых инноваций .

1.Разработка музейной педагогики.

2.Выявленная динамика развития.

3.Скорректированный учебный план и проект нового.

4.К онцепция развития гимназии.

5.Переход к работе над новой темой: «От гимназии к культурно-образовательному центру».

6.Публикации.

Таблица № 2



Инновационный потенциал гимназии № 11 им. С.П. Дягилева




Материально-финансовый

Личностный

Инновационность среды и её социо-культурный потенциал

Инновационные особенность школы

1

2

3

4

Наличие здания школы – памятника культуры
Наличие отдельного здания для начальной школы
Рекомендованное Н.-М. Советом ГУО штатное расписание для функционирования сначала как школы с углубленным изучением предметов, в последствии как гимназии
Сотрудничество с Городским домом творчества юных (структурное подразделение системы дополнительного образования «Спутник»)

Наличие творчески работающих учителей по дизайну, этнографии, литературе, истории, истории мировой художественной культуре
Исследовательский потенциал педагогов, работающих в статусе педагога-исследователя, аспирантов и соискателей
Профессиональный опыт различной направленности родительского сообщества
Участие творческой интеллигенции в социокультурных проектах

Наличие компактного микрорайона в центре города
Заинтересованность родителей
Художественно-эстетическая среда гимназии
Наличие разнообразной городской социокультурной среды – галерея, 4 театра, краеведческий музей, выставочный зал, мастерские, филармония, ВУЗы
Сотрудничество с международными культурными, научными центрами

Возможность привлечения специалистов



Исторически данное учебное заведение возникло как Александровская гимназия.

100-летние функционирование как учебного заведения


Авторские и авторизированные программы основного и дополнительного образования
Целостная воспитательная система, отмеченная дипломом «Знак качества образования»

(ИОП «Эврика»)


Подвижническая социокультурная практика, направленные на возрождение традиций семьи Дягилевых

1.2. Характеристика условий функционирования гимназии
Образовательное учреждение расположено в историческом центре Перми, доме семьи великого импресарио, реформатора театрального искусства С.П.Дягилева. Здание гимназии зарегистрировано в реестре памятников истории и культуры российского значения.
В 1998 году учебное учреждение аттестовано как гимназия художественно-эстетического профиля. В настоящее время в гимназии обучается более 500 человек в 22 классах. Учреждение реализует образовательные программы начального общего (8 классов), основного общего (10 классов) и среднего (полного) общего образования (4 класса).

Организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной Образовательной программой гимназии, которая опирается на принципы гуманитаризации, гуманизации, целостности, системности и преемственности образования, а также на единство процессов развития, обучения и воспитания в социокультурной среде.

Гимназией самостоятельно разработан учебный план на основе «Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» с учетом особенностей Экспериментального Базисного учебного плана на культурологической основе. Федеральный компонент учебного плана по образовательным областям и предметам выполняется в соответствии со стандартом. Часы школьного компонента используются в полном объеме в соответствии с целями и задачами гимназического образования. 70% часов вариативной части учебного плана направлено на усиление образовательных компонентов гуманитарной направленности (образовательные области «Филология», «Обществознание», «Искусство»), 30 % на усиление естественно-научных дисциплин (образовательные области «Математика», «Естествознание»). Наиболее широко в вариативной части плана представлена образовательная область «Филология», наибольшее количество часов в ней идет на реализацию программ по литературе и русскому языку, рекомендованных для гимназий, а также на расширение программы по иностранному языку (2-11 классы), введение второго иностранного языку с 7 класса. Кроме того, в соответствии с региональными рекомендациями ведется обучение русскому языку на третьей ступени обучения по 2 часа в неделю. Широким набором предметов представлена образовательная область «Обществознание»: экономика, обществознание с интеграцией в психологию, философия, культурология, эстетика, технология художественного творчества. Гимназические курсы «Тропинка к своему Я» (2-5 классы), «Эстетическая грамматика», «Уроки психологического здоровья» (5-7) классы, «основы психологических знаний» (8-10 классы), «Философия» (10-11 классы) позволяют осуществить обществоведческое образование с учетом возрастных особенностей учащихся: от личностного осознания и самоопределения до формирования единой универсальной картины мира. Особое внимание уделено области «Искусство». Художественно-эстетическое образование является основополагающим для построения воспитательной и образовательной парадигмы гимназии. Данная образовательная область представлена интегрированными предметами «Этнография и основы народных ремесел» (1-6 кл.), «Дизайн» (1-6 кл.), «Дом и семья» (7-8 кл.), «Технология художественного творчества» (9-11 классы), «Научное творчество учащихся» (11 кл.).

Обучение ведется на основе авторских (8%), авторизованных (2,6), модифицированных (39%), адаптированных (7,8%) программ.



Образовательный процесс включает различные формы организации учебных занятий и образовательных практик. Применяются технологии сетевого и дистанционного, модульного и проектного обучения, музейной и театральной педагогики. Активно используются такие нетрадиционные формы организации учебных занятий, как экскурсии, гимназические лекции, зачеты и семинары и др.

Достигнут достаточно высокий уровень научной и методической подготовки учителей, умений использовать развивающий потенциал урока, умений индивидуального подхода к различным категориям учащихся, создания благоприятного эмоционально-психологического климата во время урока, включения в образовательный процесс технических средств, лабораторного оборудования и наглядных пособий.

Уникален накопленный опыт образования и воспитания детей в условиях художественной среды, погружения в творчество, взаимопроникновения основного и дополнительного образования (освоение хореографического, хорового, художественного, театрального мастерства, камнерезного искусства, этнографических ремесел, навыков дизайна, краеведения и музееведения).

Художественная среда гимназии – это музеи, культурологические читальные залы, мастерские, учебные кабинеты с художественным интерьером, концертный и выставочный залы, гимназическая галерея, медиа-лаборатория, хореографическая и дизайн-студия, эстетически продуманные интерьеры гимназии.

Стали традиционными образовательные и социокультурные проекты, реализуемые в содружестве с различными учреждениями образования и культуры. Особо необходимо отметить традиции, сложившиеся в гимназии и создающие уникальное своеобразие образовательного учреждения: концерт – приношение С.П.Дягилеву «Ученик и мастер», в котором наряду с учащимися школы выступают мастера искусств г.Перми, эти концерты проходят ежегодно, проводятся они совместно с музеем и посвящаются «Пермским Афинам», «Русским сезонам» и «Русскому балету»; «Гимназическая весна» (концерт творческих коллективов старших классов); Международная молодежная культурологическая конференция (сотрудничество с международными, российскими, пермскими научными центрами, учеными, аспирантами и учащимися школ региона); Дягилевская декада, приуроченная дню рождения С.П.Дягилева с участием мастеров искусств, творческой молодежи и учащихся гимназии; благотворительные концерты и экскурсии для социально незащищенных слоев населения и др.
Сформировался высокопрофессиональный, творчески работающий коллектив педагогов со сложившимися традициями, бережно хранящимися и передающимися. В гимназии существует особая атмосфера духовности, интеллигентности, просветительства. Более 30 лет директором гимназии является Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, Лауреат премии ЮНЕСКО в области искусства и культуры Раиса Дмитриевна Зобачева, научное руководство гимназией осуществляет доктор философских наук, выпускник гимназии В.А. Кайдалов. В штате гимназии 5 Заслуженных учителей России и Заслуженных работников культуры, 5 Отличников просвещения, 6 кандидатов наук, 9 аспирантов. 98% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Тесная взаимосвязь с наукой (проведение совместных конференций, семинаров) позволяет эффективно влиять на профессиональный уровень педагогов, стимулировать их творческие достижения. Имеется более 250 публикаций и 300 выступлений на конференциях различного уровня. Публикации являются практико ориентированными, в ряде случаев служат пособиями для учителей.

На протяжении 5 лет гимназия является опорной школой ПОИПКРО, Пермского государственного педагогического университета, Пермского государственного института искусств и культуры, сотрудничает с Институтом художественного образования РАО, Пермским государственным университетом, Пермской художественной галереей, Пермским государственным театром оперы и балета по вопросам музейной, театральной педагогики, эстетического образования, моделированию этнокультурного регионального содержания образования.

Управление гимназией носит государственно-общественный характер. Попечительский совет гимназии активно задействован в решении вопросов обеспечения функционирования образовательного процесса, поддержки педагогических, социокультурных инициатив. Имеется структура управления, согласно которой часть полномочий делегирована органам управления учреждения: совет гимназии, научно-методический, педагогический, художественный советы, кафедры, психолого-педагогический консилиум, социально-педагогическая, психологическая служба. Действует служба классных наставников. Имеются локальные акты о порядке деятельности данных органов.

Основными чертами управления гимназией являются сохранение традиций, преемственность, поддержка педагогических и социокультурных инициатив, сохранение культурного наследия, глубокое осмысление сделанного.

Сложившийся опыт и имеющиеся социокультурные, материально-технические, кадровые ресурсы позволяют выйти на новый институциональный уровень развития образовательного учреждения.
1.3. Ожидания родительского сообщества от образовательного учреждения


  1. Обеспечение непрерывного образования как основы личностного роста, жизненного успеха и благополучия ребенка.

  2. Безопасность и комфортность образовательной среды для здоровья ребенка.

  3. Прозрачность отношений и взаимная ответственность семьи и школы.

  4. Разнообразие образовательных маршрутов с учетом индивидуальных потребностей семьи.

  5. Конвертируемость результатов обучения в едином образовательном пространстве.

  6. Образование как среда социальной успешности.

  7. Культуросообразность образовательной среды.



1.4. Проблематика, обуславливающая стратегию инновационного поиска

Анализ развития и функционирования образовательного учреждения в современном нормативно-правовом, социокультурном пространстве федеральной, региональной и муниципальной образовательной политики позволяет выявить три блока проблем, обуславливающих проектируемые инновации в области структуры, содержания, технологий, нормативно-правового и ресурсного обеспечения образования:



  1. Структурно-содержательная составляющая:

  • нормативное закрепление классно-урочной организации образовательного процесса и гражданские ожидания индивидуализации образования;

  • фундаментальность, полипарадигмальноый характер современного знания и его практическая составляющая, прагматическая направленность;

  • учебно-трансляционная парадигма стандартизации современного образования и феноменология образовательного диалога, самоактуализации личности в культуре;

2. Технологическая составляющая:

  • малая конкурентоспособность педагогических коммуникаций в контексте коммуникационной среды информационного общества;

  • недостаточность образовательной телекоммуникационной среды;

  • сложность выстраивания образовательных маршрутов в условиях «гипертекста» культуры информационного общества;

3. Нормативно-правовая и ресурсная составляющая.

  • недостаточное бюджетное финансирование развития образовательного учреждения, содержания и ремонта здания – памятника истории и культуры;

  • слабые традиции позиционирования возможностей гимназии не только в контексте ценностей, но и контексте услуг;

  • отсутствие возможностей для создания условий нормативно-правовой и финансово-экономической автономии образовательного учреждения с целью повышения эффективности образовательной и хозяйственной деятельности;

  • нормативная неподкрепленность и «непрозрачность» отраслевого стандарта финансирования, что осложняет формирование нормативно-правового поля оказания дополнительных платных услуг.



2. Цель, задачи и методология проектирования
Цель данной Программы развития заключается в создании механизма устойчивого развития гимназии, обеспечения соответствия образовательного учреждения вызовам современности, социальным и экономическим тенденциям, запросам личности, гражданского общества, государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

- обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования всеми учащимися;

- достижение высокого качества освоения образовательной программы гимназии учащимися;

- переход к системе управления на основе эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

- профессиональное и творческое развитие педагогов, укрепление кадрового потенциала образовательного учреждения;

- развитие гимназии как государственно-общественной системы на основе механизма реализации ожиданий родительской общественности, государственной политики, распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.



2.1.Методологическая основа проектирования инновационного развития гимназии как культурно-образовательного центра
Самоорганизации. Инновационная модель основывается на взаимодействии сопряженных, взаимосвязанных подсистем (основного, дополнительного, специализированного образования; преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию. Интегрирующей характеристикой самоорганизации является событийно-деятельностное проявление подструктур.

Преемственности на основе традиций. Активное функционирование памяти является условием минимализации ошибок самогенерации самоорганизующихся систем. В гимназическом социуме функции памяти несет на себе культура (личностная культура, культура семейного быта – родовой дом семьи Дягилевых, культура раннего модерна – «эпоха Дягилева», современная культура), которая основывает ценностно-смысловой контекст гимназических традиций. Гимназические традиции актуализируют часть степеней свободы человека, то есть специализирует его на определенный тип деятельности, востребованный гимназическим социумом, социокультурным контекстом живого диалога прошлого и настоящего.

Вариативности. В процессе моделирования инновационной деятельности остается идея приоритета образующейся личности, получающей возможность выстраивать свою индивидуальную траекторию образования. Вариативность образовательных программ, используемых технологий, способов коммуникации, образовательных практик обеспечивает максимальный учет индивидуальных особенностей личности и формирует наиболее благоприятные условия для ее развития.

Непрерывности и доступности образования. Основным критерием результативности инновационной политики гимназии выступают категории непрерывности и доступности образования, реализующиеся как через взаимодействие подструктур основного, дополнительного, специализированного образования на основе сетевых и дистанционных технологий, модульности и целостности образовательной программы гимназии, так и через обеспечение качественности оказываемых образовательных услуг.

Физического и психического здоровьесбережения. Сохранение и развитие здоровья детей, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития учащихся, воспитание здорового образа жизни являются ценностями, которые учитываются в процессе моделирования инновационной деятельности.

Ресурсообеспеченности инновационной деятельности. Для жизнестойкости инноваций в содержании образования необходимо их подкрепление нормативно-правовой и финансово-экономической базой, сопровождение инновациями в области технологического и ресурсного обеспечения. То есть инновации должны одновременно касаться трех составляющих (содержание, технологии и ресурсообеспечение), развитие которых должно быть синхронным. Область экономического ресурсообеспечения не ограничивается государственным финансированием, а должна быть ориентирована на заказ родителей и на соотносимые с ним вложения родителей учащихся. Принцип ориентирован на построение сбалансированного, правовым образом обеспеченного взаимодействия государственного финансирования всех уровней и ступеней образования с другими источниками финансирования

Максимального использования образовательных возможностей внутренней и внешней среды. Выстраивание тесных и устойчивых взаимоотношений между образовательной системой и окружающей средой, создание условий для профессиональной (педагогической), межпрофессиональной кооперации.

2.3. Инновационные образовательные программы

2.3.1.Формирование культуросообразной среды гимназического социума
Проблема Подпрограммы

Гимназия традиционно является особым социокультурным пространством, общим пространством деятельности детей и взрослых. Этому служит подвижническая деятельность по восстановлению духовных традиций семьи Дягилевых, забота об культурном памятнике – родовом доме.

В современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс семьи и социума. Необходимо расширение полномочий родителей и общественных организаций в определении социального заказа, стандартов условий и содержания образования.

Для обеспечения культуросообразности образовательной среды необходимо дальнейшее формирование информационных ресурсов, освоение современных технологий телекоммуникации.


Цель Подпрограммы

Создание современных социокультурных условий для педагогической поддержки становления ребенка



Содержание Программы.

  1. Социокультурная деятельность:

  • Социокультурный проект «Дому Дягилева быть!»;

  • участие в международном проекте «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж»;

  • пополнение музейных фондов;

расширение мемориальных площадей Проект научной реконструкции мемориальной части.


  1. Проект «Школа живой традиции» (комплексная программа

традиций гимназического социума). Укрепление гимназического

социума, социального мира, социального партнерства, общественного согласия на основе сочетания индивидуально-креативных модернистких и солидарно-ответственных традиционных ценностей).

  • Подготовка и проведение юбилейных мероприятий гимназии

  • Культурологическая конференция «Гимназия как школа живой традиции»

  • Оформление документов на статус «Авторская школа»

  • Участие в конкурсе на получение статуса «Авторская школа»

Гимназические проекты, инновационные практики: Гимназические лекции, исследовательские лаборатории, конференция «Первые шаги в науку» (2-7 классы), Гимназическая конференция (8-11 классы), организация межбиблиотечного абонемента.

Дягилевские четверги. Дягилевская декада. Выставки. Встречи с творческими людьми. Концерты «Мастер и ученик». Издательская деятельность (издание российских и зарубежных архивов, отражающих деятельность С.П.Дягилеву).



Гимназический проект «Творческое дело». Организация классного и гимназического самоуправления. Экскурсии и походы. День Знаний. День здоровья. День Учителя. День Музыки. Пушкинская осень. Новогодние праздники. Масленица. Гимназическая весна. День театра. «Ученик и мастер». День Победы. Дни славянской культуры. Гимназическая галерея. Вернисаж творческих работ.


  1. Создание модели информационно-культурной среды

  • Техническая реализация модели информационно-культурной среды

  • Создание библиотеки УМК на электронных носителях

  • Использование телекоммуникационных технологий (потоковое видео) в образовательном процессе

  • Структурное подразделение дистанционного образования


Модель сетевого и дистанционного образования

В качестве потребителей услуг дистанционного образования рассматриваются следующие целевые группы (учащиеся гимназии, дети-инвалиды, учащиеся области по отдельным предметам, трудные подростки, находящиеся в исправительных учреждениях Пермской области, дети города через систему услуг ТСЖ – товариществ собственников жилья).

Данный вид образовательных услуг возможен в связи с переходом на систему финансирования по муниципальным заказам. Согласно процедуре размещения муниципального заказа нет обязательной привязки его к определенному учреждению. Таким образом, гимназия имеет возможность обучать по своим программам учащихся всех муниципалитетов, которые по тем или иным причинам решат разместить заказ на образовательные услуги.

Развитие форм дистанционного образования именно на базе образовательного учреждения с применением современных телекоммуникационных технологий (технологий потокового видео, IP-телефонии, общения в форумах, чат-конференциях, wab-сайтах) экономически эффективно, так как позволяет транслировать обычные уроки педагогов образовательного учреждения через кабельное телевидение, Интернет неограниченному количеству слушателей.



Ожидаемые результаты:

- становление личности гимназиста в условиях органичной, эффективной культуросообразной среды;



- дальнейшее становление и институциональное оформление традиций гимназического социума;

- формирование социального партнерства в развитии гимназического социума;

- модернизация образовательной среды в контексте культуры информационного общества.

2.3.2. Повышение качества образования
Проблема Подпрограммы

Противоречие между социальными ожиданиями, образовательными запросами и результатами образовательного процесса, недостаточность образовательных возможностей создания индивидуального образовательного маршрута.



Содержание Подпрограммы

Обеспечение доступности непрерывного образования, достижение высокого уровня личностной мобильности гимназистов, характерной для информационной, постиндустриальной стадии развития цивилизации;

Разработка и введение в образовательную практику гимназии вариативных образовательных программ, обеспечивающих непрерывность образования и его широкую диферсификацию образовательной программы


  1. Разработка организационно-управленческой модели

профилизации основного и дополнительного образования гимназии на основе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, начального профессионального и высшего образования с учетом социокультурных особенностей гимназического образования.
Реализуемые программы:

  • общеобразовательные (основные, профильные, углубленные), включающие дошкольное, начальное (общее), основное (общее), среднее (полное) общее образование

  • дополнительные

  • специализированные, профильные (начального, среднего образования)




  1. Создание гибких программ открытого непрерывного

дополнительного и, в том числе, сетевого, экстерного, дистантного образования.

  1. Модернизация и реализация учебного плана с учетом Концепции

профилизации основного и среднего общего образования.

  1. Нормативно-правовое закрепление инновационных

образовательных практик: экспедиции, учебные творческие проекты (изделия в технике народных ремесел, художественные изделия, графические работы, хореографические, хоровые, вокальные миниатюры), международное общение, издание детской газеты и журнала, экскурсионная деятельность.

  1. Разработка модели мониторинга на основе инновационной

результативности

Проект «Мониторинг инновационных практик» (электронное портфолио на основе личностных достижений).

Создание сетевых образовательных программ для детей и взрослых. Создание программ дистанционного образования для различных целевых аудиторий.



  1. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов,

направленных на повышение качества образования.

Ожидаемые результаты:

  • удовлетворение образовательных потребностей родителей;

  • рост конкурентоспособности выпускника гимназии, его способность

конвертировать полученное образование в достойный образ жизни;

  • переход на личностно мотивационную образовательную парадигму,

обеспечение субъектной позиции гимназиста по отношению к своей собственной биографии, которая должна вырасти до со-авторской, предполагающей проектирование собственного жизненного пути

  • формирование у гимназистов жизненной стратегии достижения успеха.


2.3.3.Безопасность и здоровье

Проблема Подпрограммы

обусловлена рефлексией противоречий

- между увеличением информационных перегрузок и недостаточной физической активностью в образовательном процессе,

- между действующими нормативно-правовыми документами и несоответствием реальных условий требованиям СанПинов;

- между потребностью образовательного учреждения в соответствующих условиях по сохранению здоровья и недостаточностью финансовых ресурсов;

- между агрессивностью социальной среды и недостаточной по эффективности профилактической работе по предупреждению проблем отторжения детей от школы, неуспеваемости, не освоения детьми культурных норм повседневного поведения.



Цель Подпрограммы

Реализация комплексного проекта обеспечения безопасности образовательного процесса, воспитания у учащихся культуры здоровья и культуры безопасности



Содержание Подпрограммы

  • создание и функционирование Центра-лаборатории гуманной педагогики под руководством доктора психологии Ш.А.Амонашвили;

  • продолжение лонгитюдных исследований психологического развития учащихся;

  • модернизация комплексной программы оздоровления учащихся через приобщение к занятиям физкультурой и спортом;

  • расширение сетевого взаимодействия с учреждениями физической культуры и спорта для реализации комплексной программы;

  • обеспечение безопасности организации образовательного процесса (установка пожарной сигнализации; участие в Программе «Ветхая школа», осуществление капитального ремонта здания, введение системы пропускного режима , установка системы внутреннего видеонаблюдения, установка системы наружного видеонаблюдения)

Ожидаемые результаты:

  • отсутствие отрицательной динамики в уровне здоровья учащихся;

  • создание комфортных и безопасных условий пребывания учеников и персонала в общеобразовательном учреждении;

  • владение выпускниками знаниями о здоровом образе жизни и осознание ответственности за свое здоровье;

  • построение учителем образовательного процесса с заботой о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры.


2.3.4.Нормативно-правовое обеспечение институциональных изменений. Переход в статус Культурно-образовательного центра
Проблема Подпрограммы

Деятельность гимназии выходит за рамки функционирования традиционного образовательного учреждения, инновационная практика, основанная на использовании имеющихся социокультурных ресурсов, не подкреплена нормативной базой. Эффективность развития гимназии сдерживает недостаточная нормативно-правовая и финансово-экономическая самостоятельность в статусе «образовательного учреждения».



Цель Подпрограммы

Создание правовых и организационно-структурных условий для совершенствования функционирования и развития гимназии в автономном режиме.



Содержание Подпрограммы

Поиск нормативно-правовой, финансовой автономности образовательного учреждения на основе холдинговых отношений между инновационными структурными подсистемами.


Нормативно-правовое оформление культурно-образовательного центра

со следующими структурными подразделениями:
Образовательные структурные подразделения

  • прогимназия;

  • гимназия;

  • сетевое и дистанционное образование;

  • дополнительное образование;

  • дополнительные платные услуги;

  • специализированное образование - школа искусств.

Социокультурные структурные подразделения

  • мемориальный комплекс («Гостиная семьи Дягилевых» и школьные музеи);

  • выставочный зал;

  • лаборатория Уральского отделения РАН;

  • концертный зал;

  • читальный зал;

  • творческие коллективы гимназии.

Коммерческие структурные подразделения

  • экспертизы, аналитики и консалтинга

  • повышения квалификации и переподготовки

  • туризма

  • типография «Текст»

  • кафе «Пермские Афины»

  • магазин «Народные ремесла»

Данная инновационная модель возможна при внесении предложений администрации г. Перми об оформлении соучредительного договора между Комитетом по образованию и Департаментом культуры администрации г.Перми (на основе муниципальной собственности и механизма муниципального заказа на оказание услуг).

Статус культурно-образовательного центра позволит позиционироваться учреждению не только в сфере муниципальных заказов на образовательную деятельность, но и получать заказы на осуществление концертной, выставочной, издательской, научной деятельности.

Модель Культурно-образовательного центра позволит расширить спектр реализуемых программ, в том числе специализированного (профильного) образования на всех ступенях обучения с выдачей документов государственного образца. С этой целью планируется переход от программ дополнительного образования к программам специализированного образования (музееведение, гид-переводчик, хореографическое искусство, обработка камня, дизайн и изобразительное искусство, театральное мастерство, создание медиа-ресурсов) через интеграцию с образовательными учреждениями начального профессионального образования.

Модель Культурно-образовательного центра позволит перейти на стратегическое управление, оптимизировать управление отдельными структурными подразделениями, выделенными в соответствии со спецификой их функций, управление разнообразными внешними контактами, аккумулировать и максимально использовать ресурсы для повышения качества услуг.



Этапность

  • 1 этап. Создание гимназических структурных подразделений сетевого и дистанционного образования, дополнительного образования, дополнительных платных услуг, профильного образования - школы искусств, экспертизы, аналитики и консалтинга, повышения квалификации и переподготовки, туризма, типографии «Текст», кафе «Пермские Афины», магазина «Народные ремесла».

  • 2 этап. Создание партнерских ОО «Попечительский совет», НКО «Инновационное образование», дальнейшее развитие КФ «Дом Дягилева».

  • 3 этап. Оформление юридического лица «Культурно-образовательный центр» в статусе Г(М)АНО.


Создание НКО «Инновационное образование»
Инновационные проекты учреждений поддерживаются государством через гранты, что требует формирования новой культуры взаимоотношений, в том числе проектной культуры мышления и культуры договорных отношений.

В условиях казначейства практически невозможно осуществлять расходование внебюджетных целевых средств в соответствии с договорными отношениями в связи с длительностью процедур открытия лимитов расходования поступающих средств, различием налогообложения бюджетных и внебюджетных организаций, регламентацией процедур закупки.

В качестве выхода из создавшейся ситуации будет создан экспертно-аналитический, консалтинговый центр «Инновационное образование» в статусе некоммерческой организации и на условиях договорных отношений с МОУ «Гимназия №11». Данный центр в качестве основных видов своей деятельности может иметь экспертизу инновационных проектов, консалтинговую поддержку при непосредственном проектировании, а также вести подготовку специалистов по данным видам деятельности, предлагать инновационные курсы повышения квалификации
Строительство нового учебного корпуса

Гимназия располагает земельным участком для строительства нового учебного корпуса.


Ожидаемые результаты:

  • консолидация усилий и ресурсов для решения стратегических задач;

  • привлечение внешних партнеров к реализации инновационной политики и, как следствие, привлечение внебюджетных средств

  • институализация инновационных видов деятельности;

  • увеличение социокультурного (в частности, образовательного)

потенциала образовательного учреждения;

  • эффективное использование имеющихся ресурсов и соответствие

социальному заказу.
2.3.5.Многоканальное ресурсобеспечение
Проблема Программы

Отсутствие эффективных механизмов привлечения и инновационного управления инвестиционно- бюджетными финансовыми потоками. Оплата труда работников образовательного учреждения происходит вне зависимости от уровня эффективности их труда, что не обулавливает повышение личностной мотивации к высокой результативности труда.



Цель Подпрограммы

Эффективное управление за счет точного вложения ресурсов, ресурсно-проективного и программно-целевого подхода, за счет возможностей объекта управления эффективно использовать средства.



Содержание Подпрограммы

Распоряжение бюджетом образовательного учреждения предполагает как поиск новых образовательных услуг для получения муниципального, регионального и федерального заказов и бюджетных средств, так и представление государственного бюджета как ресурса управленческой политики на основе разработки нормативно-правовых локальных актов для эффективного стимулирования, повышения мотивации работников образовательного учреждения.

Увеличение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения за счет качественного менеджмента.

Модернизация образовательной программы как единицы взаимоотношений с родителями.


Модель многоканального ресурсообеспечения

В качестве источников формирования имущества и денежных средств Культурно-образовательного центра

рассматриваются:


  1. Ассигнования из бюджетов (заказ):

  • федеральный

  • региональный

  • муниципальный

Проект «Соучредительство Комитета образования и Департамента культуры» (на основе механизма муниципального заказа).

  1. Целевые средства от различных уровней бюджета. Участие в целевых городских и региональных программах «Социальное взаимодействие», Региональной и муниципальной Программах развития образования.

3. Доходы от препринимательской деятельности (от оказания дополнительных платных образовательных услуг, деятельности коммерческих структурных подразделений «Типография», «Кафе», «Магазин»)

4. Грантовые средства

5. Пожертвования (ОО «Совет попечителей», Культурный фонд «Дом Дягилева»)

6. Фандрайзинговые средства Проект социального партнерства «Рождественские вечера» для детей, оставшихся без попечения родителей.


Модель «Автономная система управления персоналом»

Базируется на механизме мотивации и обеспечении персонального подхода к каждому работнику с реагированием на размеры трудового вклада. Система доплат и надбавок. Модернизация трудового договора на основе удовлетворения интересов в сфере трудовых отношений.


Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика доходных статей бюджета образовательного

учреждения;

  • реинвестиции от предпринимательской деятельности в модернизацию

образовательной среды;

  • прирост стоимости труда работников гимназии.


Оценка результатов будет проводиться:

  • путем сравнительного анализа данных, полученных на начальном этапе и в конце реализации проекта;

  • путем анкетирования родительской общественности, опроса руководителей образовательных учреждений и представителей районных органов управления образованием;

  • а также посредством анализа сведений о количественных и качественных характеристиках мероприятий, проводимых в рамках проекта;

  • выявлением мнений партнеров о результатах проекта; анализа публикаций в средствах массовой информации.



Основные результаты реализации Программы развития

  • обеспечение непрерывности образования 100 %;

  • рост охвата детей, получающих дополнительные образовательные услуги до 100%;

  • положительная динамика развития и становления личности гимназиста;

  • ведение профильного академического и предпрофессионального прагматического образования на второй и третьей ступенях обучения;

  • увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах (процент от общего количества обучащихся с 8 по 11 класс) до 60%;

  • отсутствие учащихся, отчисленных образовательным учреждением по причинам неуспеваемости и асоциального поведения ;

  • увеличение количества программ повышенного уровня сложности, в том числе авторских ;

  • использование инновационных программ открытого непрерывного дополнительного, в том числе, сетевого, экстерного, дистантного образования;

  • увеличение образовательных практик индивидуализированного обучения, воспитания, социализации и развития;

  • увеличение доли педагогических и руководящих кадров, имеющих высшую квалификационную категорию и научную степень;

  • отсутствие отрицательной динамики в уровне здоровья учащихся;

  • создание комфортных и безопасных условий пребывания учеников и персонала в общеобразовательном учреждении;

  • институализация инновационных видов деятельности;

  • увеличение доходной части бюджета образовательного учреждения;

  • получение статуса «Авторская школа»;

  • переход в статус КОЦ:

  • увеличение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения;

  • переход к финансово-экономической автономности в статусе Г(М)АНО


Организация управления и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы развития осуществляется на паритетных началах Учредителя, администрации и полномочных представителей родительской общественности с целью своевременной координации действий исполнителей программы.

Сроки и этапы реализации Программы


Наименование

этапа

Продолжительность

Содержание деятельности


Этап 1.

«Поиск новых идей»

Решение аналитико – прогностических задач.

2005

Сбор информации по инновационным практикам, моделирование системных изменений,

Этап 2.

«Формирование инноваций»

Решение конструктивно – прогностических задач

2006-2007

Подготовка нормативно-правовых актов, положений, заключение договоров

Этап 3.

«Реализация инноваций»

Решение организационно - деятельностных задач

2007-2009

Апробирование модели

Этап 4.

«Закрепление инноваций»

Решение оценочно – информационных задач

2009-2010

Завершение работ по Программе, проведение мониторингов и социологических опросов, анализ соответствия итогов работы предполагаемым результатам. Подведение итогов работы; анализ полученных результатов. Подготовка итогового отчета. Оценка социально-экономического эффекта реализации Программы







Умирают только за то, ради чего стоит жить. Антуан де Сент-Экзюпери
ещё >>