Похожие работы
|
Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета мобу дод «Дворец - страница №1/3
![]() МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» от « 14 » октября 2010 г. протокол № 15
Директор МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» _п/п_____М.П. Колодезникова Приказ от « 25 » октября 2010г. № 01 - 08/113 Дополнительная образовательная программа «ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА» Срок реализации-3 года Возраст- 5-14 год Педагог дополнительного образования Степанова Светлана Григорьевна Якутск 2010г. Пояснительная записка Введение Два мира есть у человека, Один- который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил Н.Заболоцкий Эти слова известного поэта Н.Заболоцкого хочется предложить в качестве эпиграфа к интегрированной программе « Грани творчества». Среди приоритетных направлений современного дополнительного образования- поиск новых педагогических путей развития индивидуальности человека через познание и освоение мира различными методами. Человек вступает в этот мир и с самых первых лет жизни настойчиво приобщается к художественным сокровищам, накопленным человечеством за многие тысячелетия. Он учится постигать виды искусства, осмысливает информацию о нем, получает соответствующее художественно- эстетическое развитие.
Дети любят экспериментировать: играя пластилином, прикрепляя веточками, проволокой создают скульптурные композиции, а из вырезанных и склеенных рисунков умудряются творить невероятные изделия. При этом они получают огромное удовольствие. В этом с педагогической точки зрения можно увидеть многое: с игровой технологии до формирования компетентностей. Чтобы развивать творческий потенциал детей, необходимо создавать условия экспериментировать, работать с разными материалами, научить использовать разные техники изобразительного и прикладного творчества. Если дети попробуют изготавливать красивые предметы в разных техниках и с разными материалами - для них это будет интересный жизненный опыт, а также - момент новизны на каждом занятии. А такие моменты, в свою очередь, будут способствовать повышению интереса детей к творчеству. Разработанная программа «Грани творчества» для детей 5-14 лет, формирует особую установку сознания, которая позволяет ребенку комплексно подходить к оценке и созданию окружающей среды в целом и любого ее компонента. Данная программа интегрирует три адаптированные программы, апробированных в течении 9 лет во Дворце детского творчества г. Якутска. Она направлена, во-первых, на освоение учащимися элементарных основ реалистичного рисунка, на овладение начальной техники живописного рисунка, во-вторых, на развитие художественного творчества через ручной труд.
Этот принцип подразумевает формирование у детей через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Содержание программы призвано также обеспечить расширение круга художественно - эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.
Важно, чтобы в процессе выполнения конкретного изделия ребенок рассматривал его как часть целого, учитывая возможные эстетические социально - психологические и другие взаимосвязи конкретных тем и изделий. Цель программы: формирование умения творчески подходить к решению любых проблем, раскрыть и развить заложенные в нем потенциальные способности через развитие способностей, умений и навыков по прикладному творчеству заложенных у детей. Задачи: Обучающие: - формирование у детей навыков рисования, живописи; - формирование политехнических умений и навыков при работе с разными материалами; - развитие вариативного и образного мышления, творческих способностей детей; - развитие способности к освоению и преобразованию окружающего мира; - формирование эстетического восприятия окружающего мира. Развивающие: - развитие чувства цвета, формы, композиции, художественного вкуса; - развитие руки, глазомера через формирование практических умений; - совершенствование умений и навыков работы с наиболее распространенными инструментами, приспособлениями художественного и ручного труда при рисовании, при обработке различных материалов: Воспитывающие: - воспитание интереса к художественному, прикладному искусству; - воспитание уважительного отношения к человеку-творцу; - воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему миру. Особенности возрастной группы детей Программа рассчитана на 3 года. Возраст детей с 5- до 14 лет. Набор детей в группы- свободный. Наполняемость групп- 10-15 детей из ДОУ, не посещающих ДОУ, общеобразовательных школ города. Занятия проводятся 2 раза по 2 часа в неделю. Допускается посещение детей 1 раз в неделю по 2 часа. Дошкольники могут посещать занятия по рисованию, которые поводятся продолжительностью по 30 минут в форме «Родители и дети».
Данная программа отличается тем, что на 3 году обучения ориентируется на формирование и самореализацию творческой личности ребенка посредством выполнения авторских работ по своей индивидуальной программе. Основные направления и содержание деятельности по данной программе. Учебные занятия по данной программе включают в себя несколько направлений: - рисование в разных техниках; -художественно - конструкторская работа с бумагой; - декорирование сувениров, предметов интерьера, быта; - изготовление, дизайн, декорирование открыток; - изготовление самодельных обучающих игр. Рисование способствует художественному освоению реального мира. Развивать познавательную и творческую активность следует как можно раньше. Поэтому работа по изобразительной деятельности начинается с 5- летнего возраста. В этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира. Но иногда дети, не владея начальной техникой рисования, теряются и их рисунки сводятся к распространенным шаблонам. Эти шаблоны делают детские рисунки одинаковыми, лишенными своеобразия и самобытности. Нередко дети пользуются 2-3 красками и это лишает их рисунки красочности. Работа по прикладному творчеству пробуждает интерес к эстетическому разнообразию материальных продуктов, создаваемых своими руками. Важно, что знания осваиваются вместе с умением. Все это также способствует созданию ситуации успеха у детей, он обретает уверенность в своих собственных силах.
Уровни освоения программы: «Освоение» - формирование начальных знаний и умений в технике рисования, в ручном труде разными материалами. «Творчество» - более углубленная работа по развитию техники рисования и ручного труда разными материалами, активация самостоятельных разработок, эскизов к творческим, проектным работам. «Мастерство» - совершенствование и усложнение навыков рисования, ручного труда. Работа над творческими проектами к различным конкурсам, НПК. При реализации образовательной программы уровни освоения программы могут совпадать с этапами реализации. В некоторых случаях, исходя из возможностей ребенка, допускается изменение цикличности реализации программы. Ожидаемые результаты. По окончании 1 года обучения ребенок должен уметь: - различать « теплые» и «холодные» цвета. -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет. - соблюдать последовательность выполнения рисунка. - творчески применять изобразительные средства - знать понятия «горизонт», «фон», « размывка», «разбеливание», «разнотравье», «перспектива». Дети должны иметь представление: - о значении продуктивной практической деятельности человека. - о социально - историческом и духовно- эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций. У них должны быть сформированы знания и умения: - культуры и организации труда, рациональной, эстетичной и безопасной работы; - способов обработки материалов, понимание их утилитарно- конструктивного и декоративно- художественного смысла; использования соответствующих ручных инструментов; Работы по простой технико-технологической документации ( эскизу, чертежу, схеме и пр.)
По окончании 2 года обучения ребенок должен знать и уметь: - чувствовать и оценивать красоту линий, форм, цветовых оттенков в окружающей реальности и в произведениях искусства. -передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик. - использовать размывку, разбеливание для изображения объема, формы предмета. - творчески и разнообразно использовать приемы кистевой росписи (владение мазком) -анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, пространственного положения Дети должны иметь представление о гармонии окружающей предметной среды и ее связи с миром природы. У детей должны быть сформированы знания и умения: - самостоятельного анализа конструкции изделия и его воссоздания по образцу; усовершенствования конструкции в соответствии с поставленной задачей; - мысленного преобразования конструкции на плоскости или в объеме и ее практического воплощения; - создания образа по ассоциации и с целью передачи определенной художественно- эстетической информации; воплощения образа в материале; - творческого использования декоративных и конструктивных свойств формы, материала, цвета для решения проектно- художественной задачи. К концу обучения по программе «Грани творчества » дети должны знать: - термины «теплые», «холодные» цвета, «горизонт», «фон», «размывка», «разбеливание», «разнотравье», «перспектива»; - термины, обозначающие технику изготовления объектов, их значение; - свойство материалов, с которыми работает; - названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними; - приемы комбинирования в одном изделии различные материалы:
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; - соблюдать последовательность выполнения рисунка; - творчески применять изобразительные средства при декоративном рисовании; - передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик; - творчески и разнообразно использовать приемы кистевой росписи (владение мазком); - самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу; - пользоваться инструментами и материалами с соблюдением техники безопасности; - заготавливать, обрабатывать, запаривать, разглаживать, окрашивать природный материал- соломку; - самостоятельно создавать композиции из разных материалов, соблюдая последовательность изготовления и дизайнерское решение; - комбинировать различные материалы, использовать разную технику; - декорировать и оформлять выполненную работу. Этапы педагогического контроля 1.По освоению программы:
2.По общему развитию обучающегося:
Результативность образовательной программы Система отслеживания и оценивания результатов обучения Критерии анализа и оценки рисования (Т.С. Комарова)
Критерии оценки умений по прикладному творчеству - авторство; - новизна; - оригинальность решения; - качество исполнения; - внесение элементов фантазии и изобразительности; - эстетическое восприятие.
следующая страница >> |
ещё >> |