Программа проведения занятий фитнес-аэробикой в спортивно-оздоровительных группах - страница №1/1
Программа проведения занятий фитнес-аэробикой
в спортивно-оздоровительных группах
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Пономарева Е.Ю.
ЕГУ им. И.А.Бунина, г.Елец
Данная программа написана в соответствии с основными положениями Концепции дошкольного образования с направленностью воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья, физического и психического развития, используя средства фитнес-аэробики.
Вид спорта – «фитнес-аэробика», выбран нами за его доступность, массовость, разнообразие форм и зрелищность. Это современный и достаточно эффективный инструмент в пропаганде здорового образа жизни.
Физическое упражнение как сущность физического воспитания – это главное средство, направленного воздействия на физическое развитие.
Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий. Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнение физических упражнений и менять виды деятельности каждые 20-30 минут.
Типы физических занятий
(классификация Кожуховой Н.Н.)
Учебно-тренировочные занятия. Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, в нашем случае характерных для фитнес-аэробики. Такой тип уроков должен составлять не менее 50 % всех занятий.
Комплексное занятие. Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Игровое занятие. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр – эстафет и т.д. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и способности участвовать в коллективных играх и т.д.
Контрольное занятие. Проводится в конце каждого квартала (полугодия) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в освоении основных движений и физических качеств.
Следующий вид занятия добавлен нами не случайно, т.к. хореографическая подготовка является основой правильной осанки.
Хореографическое занятие. Основная задача – формирование правильной осанки, развитие мышечного корсета, устойчивости и гибкости.
Структура занятия
За основу структуры наших занятий были приняты рекомендации М.В. Левина, которые мы адаптировали согласно особенностям фитнес-аэробики.
Существует типовая структура занятия. Но не следует относиться к ней как к незыблемому постулату. Типовая структура – это лишь ориентир, которым следует руководствоваться при решении поставленных задач.
Подготовительная часть урока. Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и инструктором (преподавателем). Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е. к выполнению более сложных упражнений основной части урока. Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие. Главная задача этой части урока – четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание.
Основная часть урока. Задача основной части урока – овладение главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида «фитнес-аэробика». Также предусматривает развитие и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координацию движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения, характеризующие такие виды фитнес-аэробики как классическая аэробика, степ-аэробика, фанк/ хип-хоп аэробика, фитбол аэробика и др. Обязательно используются упражнения у хореографического станка у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ-платформой и другим фитнес инвентарем. Заканчивать эту часть урока целесообразно эмоциональными играми, главным образом спортивно-соревновательного характера.
Заключительная часть урока. Ее продолжительность – 5-10 минут. Задачи этой части урока – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – медленная ходьба, дыхательные упражнения, телесно-тактильные упражнения.
Планирование занятий на год
(сетка часов при трехразовых занятиях в неделю)
№
|
Типы физических занятий
|
Возрастная группа
|
5 – 6 лет
|
6- 7 лет
|
1
|
Учебно-тренировочные занятия
|
64 часа
|
67 часов
|
2
|
Комплексные занятия
|
23
|
23
|
3
|
Хореографическое
|
24
|
24
|
4
|
Игровое
|
23
|
23
|
5
|
Контрольное
|
6
|
7
|
В конце каждого квартала
|
|
Всего часов
|
140
|
144
|
Примерная схема планирования обучения на месяц.
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
1
|
Хореографическое
|
Учебно-тренировочное
|
Хореографическое
|
Учебно-тренировочное
|
2
|
Учебно-тренировочное
|
Игровое
|
Учебно-тренировочное
|
Игровое
|
3
|
Комплексное
|
Учебно-тренировочное
|
Комплексное
|
Учебно-тренировочное
( в конце квартала контрольное)
|
Техническое оснащение занятий.
Стандартное оснащение для организации занятий в дошкольных учреждениях; для решения специальных задач обучения основам фитнес-аэробики применять степ платформы, фитболы и другое фитнес оборудование.
Структура содержания занятий
ЛИТЕРАТУРА:
-
Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304с.
-
Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.
-
Буцинская П.П., Васюкова В.И, Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.:1990.
-
Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста :схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с
-
Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М.: Терра-Спорт,2001. – 96 с., ил. ( Русская театральная школа)
-
Левченкова Т.В., Сверчкова О.Ю. Малыши на мячах. – М.: Центр Фитбол, 2005. – 130с.
-
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Тестирование физической подготовленности в аэробике. – М.: 2001. – 16 с.
-
Спортивная аэробика в школе. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 84с.
-
Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276с.
-
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. – Физическое воспитание дошкольников. – М.:1999.