Программа представляет собой спецкурс "Сексология и культура" в рамках вариатива для старшеклассников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента... 1 360.12kb.
Лекция для студентов 3 курса каф зоологии позвоночных биофака мгу... 1 208.03kb.
Программа «Физическая культура и спорт» 34 7146.13kb.
Создание условий для самореализации и самовоспитания учащихся в рамках... 1 24.28kb.
Программа спортивной секции «Рукопашный бой» 1 62.45kb.
Учебно-методический комплекс Музыкальная культура и искусство Великобритании... 5 1427.58kb.
Древняя Индия. Быт, религия, культура Майкл Эдвардс Древняя Индия. 9 2245.25kb.
Социальная сексология 1 206.78kb.
Программа посещения выставок (для старшеклассников, студентов и взрослых) 1 14.73kb.
Программа flex некоммерческая программа обмена для старшеклассников... 1 19.47kb.
Методические рекомендации для студентов по выполнению психологических... 3 596.4kb.
Указательные жесты 7 Изобразительные жесты 8 Символические жесты... 1 252.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа представляет собой спецкурс "Сексология и культура" в рамках вариатива - страница №1/3


Программа спецкурса

для учащихся старших классов



Сексология и культура

Составила Черданцева Е. П., педагог-психолог в.к.к.

МАОУ СОШ №94г. Челябинска

2012 г.


1.


Содержание

Пояснительная записка



3-6


2.

Примерный учебный план курса

6-7

3.

Содержание курса

7-9

4.

Основные термины

9-14

5.

Рекомендуемая литература, темы исследовательских работ учащихся

14-18

6.

Приложения 1-6

19-37

7.

Результаты апробации

37-42



Пояснительная записка.

Предложенная программа - представляет собой спецкурс "Сексология и культура" в рамках вариатива для старшеклассников "Психология личности и межличностных отношений (Программа для учащихся старших классов средней школы. Челябинск -1997г. ЧИПКРО кафедра психолого -педагогического образования, автор Баскаков А.М.). Также использована как первоисточник "Программа по основам сексологии для учащихся V- XI кл. " автор И. Соковня, - врач - сексолог, вице- президент Ассоциации психологов - ювенологов России. "Директор школы",- 1993,№ 4,5 В составлении практической части программы использована анкета автор Меньшикова Л.А. "Подросток и наркотики" и "Сексуальное поведение учащихся" (Нижний Новгород, 1993 г. Институт социологии Российской академии наук. Нижегородский отдел), лекции профессора Либиха С.С., Литвера Б.Я., Щеглова Л.М. (г. Санкт-Петербург).Предложенный вариант программы это третья редакция Программы. Начало работы над программой совпало с девяностыми и нулевыми годами. Именно тогда интерес к психологии гендерных отношений был особенно велик.

Потребность в расширении и переструктурировании темы 4 "Личность и дружба"; темы 5 "Введение в семьеведение и психологию семейных отношений"; темы б " Психология сексуальной культуры" вызвана тем, что эта тема вызывает повышенный и стойкий интерес у старших подростков, что имеет известное объяснение.

Спецкурс составлен из расчета 76 часов в год при одном 2-х часовом занятии в неделю для учащихся гуманитарного профильного 11 класса, численность групп от 7 до 15 человек, учащиеся девушки, однополая группа. В течение 10 класса читались курсы "Психология личности", "Психология межличностных отношений"

( по 76 часов).

Общеизвестно, что в подростковом возрасте происходят быстрые процессы физического и умственного развития, и подростки уже могут размышлять о самих себе, о своих желаниях и намерениях, но они еще не уверены в выборе своего жизненного пути. В целом, они находятся на той стадии психосоциального развития ( V-ая стадия по Э. Эриксону), когда в сознании подростков идет довольно сложная работа по определению социальных ролей, которые они могли бы играть в жизни, исходя из своей половой принадлежности.

Кроме того на 17-18 лет приходится начало VI-ого кризиса возраста по Э.Эриксону, который связан с поиском близости с любимым человека, вместе с которым ему предстоит совершить цикл "работа - рождение детей - отдых".

Причин введения спецкурса несколько:

I. Этнокультурная. С древнейших времен представители всех народов готовили ребенка к трудовой деятельности, прививая ему основные навыки охранного поведения, а также закладывали фундамент правильного полоролевого поведения. Большую часть сведений передавали представители религиозных культов или, как в многопоколенной семье, передача знаний проходила через стихийное подражание. Утрата этих институтов в советское и постсоветское время привела, на наш взгляд, к вакууму в области сексуального воспитания. Этот вакуум, как могут, заполняют средства массовой информации, Интернет, мифические дворовые знания, которые часто носят недостоверный характер, а также реклама, использующая секс в коммерческих целях. Размытость нравственных норм, кризис семьи, общества в целом затрудняет личностное самоопределение старшеклассника и в части половой идентификации.

II. Курс рассчитан на учащихся 11 класса, но уже возраст 14-15 лет характеризуется установлением автономного уровня нравственности - девочка сама начинает определять, « что такое хорошо, что такое плохо». Данный период совпадает с переходом сексуального сознания на последнюю для женщины третью стадию - стадию пробуждения сексуальности. Многие девочки осознают или вернее эмоционально - чувственно принимают решение о начале интимной жизни в коитальных формах. А в возрасте 16-17лет мы имеем дело с половозрелыми особями обоих полов, способным к репродукции и предоставление им медицинских знаний является острой необходимостью.

III. И.С.Кон и Б.Г. Ананьев подчеркивали, что сексология как область научных знаний синтетическая, междисциплинарная отрасль, изучающая поведение человека, связанное с вопросами пола. Междисциплинарную сексологию сравнивают с равносторонним треугольником. Одну ее сторону образуют биомедицинские, другую социокультурные, третью психолого - педагогогические исследования. Поэтому в спецкурсе широко представлены междисциплинарные связи: литература, анатомия человека, история мировой художественной культуры, история, этнография В разделах курса значительное место занимает социально - культурная сексология: этим и объясняется название курса "Сексология и культура".

IV. Также введение курса, особенно практическая часть, позволяет расширить представление о психологии пола, сексуальности, проявлениях акцентуации характера, повысить коммуникативную компетентность учащихся.

Курс состоит из теоретических и практических занятий. Используются такие формы как лекции, дискуссии, ролевые игры, включены элементы социально - психологического тренинга.

Ведется работа над формированием таких общеучебных интеллектуальных навыков как планирование учебной деятельности, классификация понятий, контроль и взаимоконтроль, работа с первоисточниками, навыки исследования и т.п.

Контроль осуществляется в форме зачета. Учащимся предлагаются тестовые задания (с формулировками - "Заполни пробел", " Верно - неверно", "Выбери правильный ответ", "Найди ошибку", "Другими словами"), словарный диктант, работы по составлению аналогичных образцу тестов, кроссвордов, творческие и исследовательские работы.

Цель спецкурса:

1. Половое просвещение учащихся старших классов.

Задачи:

1. Способствовать личностному самоопределению старшеклассника.

2. Расширить представления старшеклассника о психологии и физиологии пола, систематизировать общегигиенические знания, способствовать формированию навыков и умений психического и физического здоровья.

3. Способствовать формированию " психологической готовности к семейной жизни", умению строить семейные отношения и растить детей.

Примерный учебный план курса «Сексология и культура»

Темы программы

Количество часов

Введение. Цели, задачи спецкурса "Сексология и культура".




1, Тема 1. Междисциплинарность сексологии как области человеческих знаний. История возникновения сексологии как науки.

2

Тема 2. Половое воспитание, просвещение, половая социализация. Понятие сексуального здоровья.

4

Основная часть,




I раздел. Социально - культурная сексология.




Тема 1. Отношение к сексуальности - исторический аспект.

14

Тема 2. Семья и брак как социальный институт.

8

Тема 3. Историческое отношение к детям и детству.

2

Тема 4. Психология любви.

6

II раздел. Психология и психофизиология пола.




Тема 1. Проблема формирования этапов

сексуальности в психологии и сексологии.



2

Тема 2. Развитие сексуальности в онтогенезе. Сексуальная норма.

4

ТемаЗ. Физиология пола.

2

Тема 4. Психофизиология полового акта.

4

Тема 5. Сексуальные перверсии. Акцентуация характера и половое поведение.

4

Тема 6. Профилактика сексуального насилия.

Аддиктивное поведение и сексуальность.



4

Тема 7. Беременность. Контрацепция.

Профилактика венерических заболеваний.



4

III раздел. Культура взаимоотношений с противоположным полом. Тренинг уверенности.

12


"Сексология и культура".

Тема 1. Междисциплинарность сексологии как области человеческих знаний. Область изучаемых явлений. Сексология и сексопатология - в чем отличие? История возникновения сексологии ( И.Блох, 3. Фрейд, Мастерс В.Н. и Джонсон Н.Ф.. Кинзи А.).

Тема 2. Половое воспитание, половое просвещение, половая социализация. Сексуальное здоровье.

Практическое занятие: Эссе "Я и зеркало", коллаж "Мои достоинства ", нулевой срез (словарный диктатнт), коллективное планирование учебного курса, составление библиографии курса. Деловая игра. "Защита учебного плана".

Основная часть. Раздел I.

Тема 1. Социально - культурная сексология. Сексуальная норма. Репрессивный, либеральный, демократический подход в половом просвещении. Источники социально - культурной сексологии.

Отношение к сексуальности - исторический аспект. Проявление сексуальности в первобытнообщинном строе. Раннеклассовые общества. Античность. Шесть цветов любви. агапе, эрос, людус, сторге, прогма, мания. Платон. Средневековье: христианства и сексуальность. "Двойной стандарт" и отношение к сексуальности в капиталистическом обществе. Славянская культура и отношение к сексуальности.

Формирование сексуальной нормы в новейшее время. Работы Кинзи А, Мастерса В.Н. и Джонсона Н. Ф.(США).

Практические занятия: групповая дискуссия. Видеофильм "Живи и умри", "Уши на сковородке"; "Мой идеал" - социологический опрос.

Слайд - фильм: "Образ женщины в изобразительном искусстве".

Тема 2. Семья и брак как социальный институт.

Понятие "готовность к браку". Исторические отношения к браку. Экзогамный, эндогамный, моногамный брак. Типы моногамной семьи. Многопоколенная и нуклеарная семья, детоцентристкая и супружеская семья. Альтернативные браки (пробный, молодежный брак, конкубинат, открытый брак). Внебрачные семьи: материнская семья, неполная семья, бигамный, комунный брак). Кризисы семьи. Удовлетворенность в браке.



Практические занятия "Родители - дети: конфликты или понимание ?"- ролевая игра.

Тема 3. Историческое отношение к детям и детству.

От детоубийства и изгнания к дрессировке и социализации. Ребенок в молодой семье. Специфика семейного воспитания, типичные ошибки семейного воспитания.

Тема 4. Психология любви.

Семинарское занятие. Э.Фромм "Искусство любви". Виды любви. Объекты любви. Псевдолюбовь.

Практическое занятия. Групповое занятие: "Это любовь ?.."

Раздел II. Психология и психофизиология пола.

Тема 1. Этапы формирования сексуальности (аутоэротизм. гомоэротизм, гетероэротизм). 3. Фрейд формировании сексуальности.

Тема 2. Развитие сексуальности в онтогенезе (дошкольный возраст - понятийная стадия, романтическая сексуальность, подростковая гиперсексуальность - формирование механизмов патологической защиты, зрелая сексуальность). Практические занятия: Дискуссия. Первая близость: ответственность выбора. Анализ и обсуждение анкеты " Сексуальное поведение подростков".

Тема 3. Физиология пола. Женские и мужские половые органы.Работа с анатомическим атласом.

Тема 4. Психофизиология полового акта.

Особенности восприятия мужчины и женщины. Понятие психологической и физиологической совместимости. Сексуальная парная норма.

Тема 5. Сексуальные перверсии. 3. Фрейд о причинах импотенции и аноргазмии как отклонении по цели. Ядерные и психогенные девиации. Гомосексуальность. Аноромальные сексуальное поведение при психопатиях слабоумии и т.п. Транссексуализм, трансвестизм, эксгибиционизм, визионизм, фроттеризм, садомазохизм, зоофилия и т.д.

Акцентуация характера и проявление сексуальности.

Тема 6. Профилактика сексуального насилия. Аддиктивное поведение и сексуальность.



Практическое занятие «Профилактика СПИД-ВИЧ»

Тема 7. Беременность. Контрацепция. Профилактика венерических заболеваний. Консультация в центре планирования семьи.

Раздел Ш. Культура взаимоотношений с противоположным полом.

Семинар-практикум «Я и Ты»

Словарь терминов.

Адаптация - процесс приспособления, привыкания к новым условиям существования.

Аутоэротизм - направленность сексуального влечения на самого себя; синоним - нарциссизм (от имени Нарцисса, влюбленного в самого себя).

Бисексуальность - сексуальное влечение к людям и мужского и женского пола; синоним - амбисексуальность.

Витальный - буквально жизненный, относящийся к явлениям, связанным с жизнью и выживанием организма.

Гениталии - половые органы.

Гетеро- или гомосексуальность - предпочтение сексуальных отношений с людьми противоположного или своего пола.

Гетеро- или гомосоциальность предпочтение общения с людьми противоположного или своего пола.

Гиперсексуальность - повышение сексуального влечения; пубертатная гиперсексуальность (подростково - юношеская) свойственная этому возрасту повышенная сексуальная возбудимость, проявляющаяся в выраженности и напряженности сексуального влечения, психической фиксации на сексуально - эротических переживаниях.

Двойной стандарт - различные для мужчин и женщин нормы поведения, обоснованные представлением о "природном" происхождении социального неравноправия полов.

Девиантный - отклоняющийся от принятых норм.

Депривация - лишение, недостаточность; материнская депривация - отсутствие или недостаточность материнского ухода; эмоциональная депривация - недостаточность адресованных субъекту эмоций, эмоциональных связей.

Дефлорация - разрыв девственной плевы.

Доминантность - Властность, способность и склонность занимать господствующее положение.

Импотенция - неспособность мужчины совершить половой акт или обеспечить удовлетворение обоим партнерам; обуславливается разными причинами. Сфера применения этого термина все больше сужается, тат как многие описываемые им явления в действительности относятся к дисгармонии: импотенция, по определения А. И. Белкина -это болезнь двоих.

Инвектива - бранная, оскорбительная речь (выражение).

Интимность -глубокая личная значимость, сокровенность; производные термины - Чувство интимности, психологическая интимность, интимность общения.

Копуляция - соединение двух особей при половом акте.

Либидо - в узком смысле слова означает половое влечение.

Маскулинность - совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины; в используется в основном для обозначения психических свойств.

Мастурбация - достижение сексуального удовлетворения путем самораздражения гениталий и других эротических зон; синонимы - онанизм, ипсация, рукоблудие (устаревший термин).

Менархе - первая менструация.

Нуклеарная семья - семья, состоящая только из родителей и их детей.

Онанизм - Мастурбация.

Пермиссивность - терпимость.

Пол - комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку.

Поллюция - непроизвольное и не связанное с половым актом семяизвержение; может наступать в бодрствующем состоянии и во сне, представляя собой нормальную, физиологическую реакцию на широкий (от внезапных эмоций до эротического фантазирования) круг влияний.

Половая идентичность - переживание своей соотнесенности с характеристиками пола.

Половая роль - модель социального поведения, комплекс ожиданий, стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского пола

Половая социализация - процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.

Половое влечение - стремление к сексуальной активности, выраженность и направленность которого определяется системой биологических факторов и формированием условно-рефлекторных комплексов под влиянием индивидуального опыта.

Половое воспитание - система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).

Половое просвещение - предоставление знаний о поле и сексуальности.

Порнография - вульгарно - натуралистическое изображение полового акта различными средствами, имеющее единственной целью сексуальное возбуждение и обращающееся к инстинктивно - инструментальным аспектам сексуального поведения.

Промискуитет - беспорядочные, ничем не регулируемые половые сношения.

Психосоматика - система взглядов на здоровье и болезнь как на состояния, обусловленные единством, взаимодействием и взаимосодействием психических и соматических механизмов.

Пубертат - период полового созревания.

Садизм-1) сексуально - эротическое удовольствие от причинения боли и страданий партнеру;

2) стремление мучить и унижать.

Сексизм - дискриминация женщин в сексуальном отношении.

Сексология - междисциплинарная область исследований и знаний о поле и отношениях полов.

Сексология детская - междисциплинарная область исследований и знаний о формировании пола и отношений полов на дорепродуктивных этапах развития.

Сексопатология - раздел клинической медицины, изучающий нарушения сексуальных функций.

Сексуальность - широкий термин, обобщающий характеристики сексуального влечения, сексуальной активности, сексуальных реакций, сексуальных предпочтений и т.д.

Сексуальные игры - действия, связанные с демонстрацией, рассматриванием и стимуляцией половых органов и других эрогенных зон.

Сексуальные роли - существующие в культуре модели сексуального поведения мужчин и женщин.

Сексуальный сценарий - существующие в культуре или у человека представления о том, что такое сексуальное взаимодействие, где, с кем, как, когда, зачем и почему оно происходит.

Табу - социально - культурный запрет.

10

Тестостерон - мужской половой гормон.



Транссексуализм - половая идентичность, расходящаяся с объективными характеристиками; убежденность в "неправильности" своего пола со стремлением изменить половую принадлежность.

Фаллос - мужской половой член в состоянии эрекции; прилагательное - фаллический (фаллические культуры и т. д.).

Фемининность - совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины.

Эйякуляция - семяизвержение

Эксгибиционизм - 1) получение сексуального удовлетворения от демонстрации своих половых органов; 2) внешне сходное поведение маленьких детей; 3) в широком смысле - всякое поведение, диктуемое стремлением показать себя, предъявить себя более открыто, чем это принято, и получением от этого душевного удовлетворения.

Эмпатия - способность вчувствования в другого человека.

Эрекция - рефлекторное наполнение полового члена или клитора кровью, придающее им жесткость, твердость.

Эрогенные зоны - участки тела, раздражение которых вызывает половое возбуждение.

Эротика - всё связанное с высшими чувствами, фантазиями, переживаниями сексуальности, её личностно - творческий аспект.

Примерные темы творческих и исследовательских работ.


1.Эссе "Я и зеркало".

2. Исследовательская работа "Представление старших подростков о роли мужчины и женщины в семье".

3.Реферат "Образы женщин в Ветхом и Новом завете".

4. Отношение подростков к родителям в полных и неполных семьях.

5.
Рекомендуемая литература для педагогов.

1. К. Бальмонт. Будем как солнце". - М. 1902.

2. Бабин Е.В. Контрацептивное поведение супругов в городских семьях.//Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. - М., 1986.

3. Эрик Берн."Игры, в которые играют люди" (психология человеческих отношений) "Люди, которые играют в игры ( психология человеческой среды). - Ленинград, 3988.

4. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 1995.

5. Библия. Ветхий завет. Новый завет.

6. Бодалев. А. А. Восприятие человека человеком. - М., 1982.

7. Бойко И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола".// Вопр. психол. - 1993. - № 4.

8. Дорне Бретт "Жила - была девочка похожая на тебя. - М., 1996.

9. Васильев В.П. Мамайчук И. И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений.// Вопр. психол.-1993.-№1.

10. Вейненгер Пол и характер. 1903.

11. Войсбах X. Дане У., Эмоциональный интеллект. - М., 1998.

12. Волкова И., Музыченко В. Лоскутное одеяло для одинокой женщины,- М.. 1993.

13. Вислоцкая М. Искусство любви: 20 лет спустя. - М. 1990.

14. Волков АБ. Демография семьи. Семья объект демографии,- М.,1998.

15. Дако П. Новое искусство жить, - М. , 1995. Институт практической психологии.

16. Дейнега Г.Ф. Жизнь вдвоем: интимность и одиночество. М., 1992.

17. Еникеева Д. Популярные основы психиатрии. -Д. 1997.

18. Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений. - 1987.

19. Голод. С.И. Личная жизнь: любовь, отношение полов,-Ленинград . 1990.

20. Голод С.И. Стабильность семьи: социально - демографические аспекты. Ленинград, 1984.

21. Гульдан В.В., Романова О.Л. Подросток - наркоман и его окружение,

//Вопр. психол. - 1993. -№2.

22. Зимбордо Ф, Застенчивость. - М., 1991.

23. Имилинский. Н. Психология половой жизни. ПНР., 1988.

24. Ковалев С.В. . Мягков.П С. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М., 1986.

25. Кон. И.С. Введение в сексологию. М., 1990.

26. Коган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1991.

27. Кратохвил С. Психотерапия семейно - сексуальных дисгармонии.- М., 1991.

28. Кроник А. Кроник Е. В главных ролях: вы, мы он ты я - М. 1989.

29. Мэри Ш, Курчинка. Ребенок с характером. -СПб., 1996.

30. Леви. В.Нестандартный ребенок. -СПб., 1993.

31. Либих С.С. Сексуальная гармония. - Таллин. 1990.

32. Матейчик 3. Родители и дети. - М., 1992.

33. Мацковский М.С. Методология семьи. М., 1993.

34. Джонс Миллс, Ричард Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". - Воронеж. 1996.

35. Михайлова Н.Н. Ориентационно - ролевая игра "Семья". - М., 1991.

36. Морис Я. Секс в жизни мужчины. - М.. 1990.

37. Нойберт Р. Новая книга о супружестве. - Волгоград, 1983.

38.Платон Пир. - М., 1970.

39. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М., 1994.

40. Прокопенко Ю.П. Физиология и патология интимной жизни.-М.,1989.

41. Сексопатология (справочник). - М., 1990

42. Соловьев В. Смысл любви. - М.,1968.

43. Томас А. Харрис. Я хороший, ты хороший. М.,1993.

44. Химилляйнен Ю. Воспитание родителей. - М., 1993.

45. Фейхтвангер. Безобразная герцогиня. - М., 1961.

46. Фрейд 3. Табу девственности. - М., 1990.

47. Фромм Аллан. Азбука для родителей. - Ленинград, 1991.

48. Шипщына Л. М. Азбука общения ( основы коммуникации).- СПб., 1996.

49. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия. - Ленинград, 1990.

50. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. Методические рекомендации для практического психолога, разработанные Э. Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким. - Обнинск , 1992.

Рекомендуемая литература для учащихся,

1. Владин. В. Капустин Д. Гармония брака. Челябинск, 1984.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. -М., - 1992 . Т1.2

3. Детская сексология. -М., 1997.

4. Пезешкиан Н. "Торговец попугаями" (восточные истории и психотерапия).- 1992.

5. Анита Найт. Практическая психология для девочек, или как относиться к себе и мальчикам. - ACT. , 1997.

6. Психология эмоций (тексты). -МГУ, 1993.

7. Распутин В. Вниз и вверх по реке. - М., 1973.

8. Фрейк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин . Развитие ребенка и его отношение с окружающими. -М. 1993.

9. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1990.

10. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

11. Эвола Дж. Тайна сия велика... Метафизика секса Человека.-М., 1992.

Каталог картин к слайд » фильму "Образ женщины в изобразительном искусстве”.

1. Тициан В."Рождение Венеры";

2. Гойя Франциско "Обнаженная Маха":

3. Модильяне А. "Портрет женщины";

4. Кустодиев Б. М." Русская Венера";

5. Серебрякова З.Е. "У зеркала";

6. Боровиковский В.Л. "Портрет М.И. Лопухиной";

7. Шилов А.М. "Русская красавица";

8. Кандинский В.В. "Амазонка в горах";

9. Глазунов А."Портрет женщины";

10. Васильев С. "Свеча";

11. Рубенс Питер Пауэл "Персей и Андромеда";

12. Рембрандт Хармене ван Рейн "Флора";

13. Ренуар Огюст "Служанка".


Приложение1



следующая страница >>



Не бывает плохих пивных и хороших тюрем. Л. Камертон
ещё >>