Похожие работы
|
Программа предмета «Закон Божий» - страница №1/1
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА)
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЛАГОЧИНИЕ
УТВЕРЖДАЮ
__________________
Брагина О.И., директор ЦПШ «София»
«___»_______2013 г.
Программа предмета «Закон Божий»
(Священная библейская история, Храм Божий и богослужения, История Христианской Церкви)
церковно-приходской школы «София»
Свято-Троицкого кафедрального собора
начальная ступень
Нижний Тагил – 2013
Пояснительная записка
Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей:
-
заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия; дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;
-
помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;
-
воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;
-
формировать ценностные жизненные ориентиры;
-
научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»:
-
знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;
-
знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);
-
представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;
-
представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;
-
знание названий двунадесятых и великих праздников;
-
знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;
-
знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;
-
представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;
-
знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;
-
умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;
-
сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Использование своих знаний для:
-
выявления и осознания собственных греховных поступков;
-
построения исповеди и исправления грехов.
Основные моменты занятия:
- молитва,
- объявление темы занятия,
-припоминание-повторение ранее изученного (опрос, если для детей это посильно: если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями – большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспроизвести слышанное неделю назад);
- изложение новой темы;
- закрепление изложенного в виде вопросов – ответов. Собственно, этот метод работы в пособиях для законоучителя и называется «катехизированием». Он наиболее соответствует закономерностям нашего мышления, которое по своему существу «диалогично»;
- домашнее задание. Чтобы не вызывать у детей протеста столь явным сходством с общеобразовательной школой, домашние задания по Закону Божию должны быть не только интересными, они должны быть желанными. Очень хорошо, если дети получат задание пересказать услышанное на уроке членам своей семьи: пусть «домашние катехизические беседы» дадут ребенку побыть в положении не только учащегося, но и учащего;
- объявление отметок. Только если отметки не вызывают протеста, и только положительных, «хорошо», в исключительных случаях – «удовлетворительно» и «отлично». Если есть сомнения в целесообразности оценивания знаний детей, преподаватель может делать какие-то пометки для себя, детей же благодарить за помощь на уроке;
- молитва по окончании занятия.
Преподаватель может взять в качестве основного пособия к этому курсу книгу пятитомный «Закон Божий» под редакцией С.С. Куломзиной. Необходимо пользоваться «Толковой Библией». Для многих тем по Священной библейской истории основным методическим приемом и является пересказ учителем толкования Библии святыми отцами.
Учебно-тематический план
№
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
1 год обучения (1 класс)
|
52
|
Священная библейская история
|
1
|
Бог – Троица. Бог-Отец, Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой. Свойства Божии
|
1
|
2
|
О сотворении мира
|
1
|
3
|
Творение ангельского мира. Архангел Михаил и небесное воинство
|
1
|
4
|
Как Бог сотворил первых людей
|
1
|
5
|
Грехопадение как непослушание прародителей
|
1
|
6
|
Каин и Авель
|
1
|
7
|
Всемирный потоп
|
1
|
8
|
Жизнь Ноя и его детей после потопа
|
1
|
9
|
Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников
|
2
|
10
|
Бог заключает завет с Авраамом
|
2
|
11
|
Ветхозаветные патриархи
|
2
|
12
|
История Иосифа
|
2
|
13
|
Египетское рабство
|
2
|
14
|
Пророк Моисей
|
2
|
15
|
Пасха и исход евреев из Египта
|
1
|
16
|
Переход евреев через Чермное море
|
1
|
17
|
Чудеса в пустыне
|
2
|
18
|
Дарование Закона на горе Синай
|
2
|
Итого:
|
26
|
Храм Божий и богослужение
|
1
|
Храм – это Дом Божий
|
1
|
2
|
Церковь как собрание верующих людей во имя Христа
|
1
|
3
|
Храм. Внешнее строение и символика храма
|
1
|
4
|
Внутреннее устройство храма
|
1
|
5
|
О святых иконах
|
2
|
6
|
Церковная утварь
|
1
|
7
|
Церковнослужители, священнослужители
|
2
|
8
|
Лица, совершающие богослужение. Благословение священника
|
1
|
9
|
Священные облачения (обзорно)
|
1
|
10
|
Годовой круг богослужения
|
2
|
11
|
Седмичный круг богослужения
|
2
|
12
|
Суточный круг богослужения
|
2
|
13
|
Церковный календарь
|
1
|
14
|
Старый и новый стиль
|
1
|
15
|
Посты и постные дни седмицы
|
1
|
16
|
Двунадесятые праздника
|
2
|
17
|
Великие праздники
|
1
|
18
|
Литургия – центральное богослужение
|
1
|
19
|
Понятие о Таинстве Покаяния
|
1
|
20
|
Понятие о Таинстве Причащения
|
1
|
Итого:
|
26
|
2 год обучения (2 класс)
|
26
|
Священная библейская история
|
1
|
Рождество Пресвятой Девы Марии
|
1
|
2
|
Введение Девы во храм
|
1
|
3
|
Благовещение Божией Матери и посещение ею праведной Елисаветы
|
1
|
4
|
Рождение Святого Иоанна Предтечи
|
1
|
5
|
Рождество Господа нашего Иисуса Христа
|
2
|
6
|
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
|
2
|
7
|
Первое чудо в Кане Галилейской
|
1
|
8
|
Нагорная проповедь и заповеди блаженства
|
2
|
9
|
Воскрешение сына Наинской вдовы и дочери Иаира
|
1
|
10
|
Чудесное насыщение хлебами и избрание апостолов
|
1
|
11
|
Исцеление дочери хананеянки
|
1
|
12
|
Притчи Спасителя (по выбору преподавателя)
|
2
|
13
|
Преображение Господне
|
1
|
14
|
Воскрешение Лазаря и вход Господень в Иерусалим
|
2
|
15
|
Предательство Иуды и Тайная Вечеря
|
1
|
16
|
Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа
|
1
|
17
|
Воскресение Христово
|
2
|
18
|
Явление Воскресшего Господа ученикам
|
1
|
19
|
Вознесение Господне
|
2
|
Итого:
|
26
|
3 год обучения (3 класс)
|
26
|
История Христианской Церкви
|
1
|
Двенадцать апостолов
|
1
|
2
|
Первоверховные апостолы Петр и Павел
|
2
|
3
|
Апостол Иоанн Богослов
|
2
|
4
|
Первые христиане
|
2
|
5
|
Первомученик архидиакон Стефан
|
1
|
6
|
Примеры мученичества: великомученики Георгий и Пантелеимон
|
2
|
7
|
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
|
1
|
8
|
Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский
|
2
|
9
|
Равноапостольные Константин и Елена
|
1
|
10
|
Святой ап. Андрей Первозванный
|
1
|
11
|
Крещение Руси
|
2
|
12
|
Святой равноап. Владимир и кн. Ольга
|
1
|
13
|
Житие благоверного князя Александра Невского
|
1
|
14
|
Преподобный Сергий Радонежский
|
2
|
15
|
Житие благоверного кн. Димитрия Донского
|
1
|
16
|
Казанская икона Божией Матери
|
1
|
17
|
Житие прп. Серафима Саровского, блж. Ксении Петербургской и Матроны Московской
|
2
|
18
|
Новомученики и исповедники Российские
|
1
|
Итого:
|
26
|
Основная литература
-
Богданова А.А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы. – Екатеринбургская епархия, 2009.
-
Диакон Илья Кокин. Учебное пособие и рабочая тетрадь «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. Закон Божий» в 5-ти DVD дисках (допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 29.10.2012). – ЗАО «Телерадиокомпания «Мироздание».
-
Захарова Л.А. Захарова Л.А. УМК для воскресных школ: «Храмоведение», «Православный иконостас», «Ветхий Завет», «Новый Завет» (1-2ч.), «История Церкви», «Православное Богослужение», «Православный катехизис», «Церковнославянский язык» (допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви). – М., 2011 г.
-
Сосунцов Е. Ф., свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. – СПб, 1994.
-
Успенский С. Катехизис в рассказах: Живые уроки по Закону Божию: В 5-ти ч. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
-
Фаддей (Успенский), арх. Тверской. Творения. Книга II. Записки по дидактике / Свщмч. Фаддей Успенский. – Тверь: «Булат», 2003.
|