страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа повышения квалификации педагогических работников - страница №1/1
![]() ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по информатизации в образовании ГОУ «СПбГПУ» _____________ А.В. Речинский «_____»_______________2010г. ПРОГРАММА повышения квалификации педагогических работников «Внутренний аудитор системы качества в образовании» по приоритетному направлению «Управление качеством образования» ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
Санкт-Петербург 2010 г.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Получение знаний о современной управленческой технологии, практическое освоение навыков по подготовке и принятию управленческих решений на базе принципов и подходов Всеобщего управления качеством, о роли управления качеством в современных условиях международной конкуренции на всех уровнях, начиная от государственного и заканчивая уровнем руководства деятельностью конкретных коллективов исполнителей, подготовка внутренних аудиторов системы менеджмента качества для учебных заведений. Программа обеспечивает: - умение структурировать процессы деятельности организации; - применение философии и методологии всеобщего управления качеством для управления процессами деятельности; - использование моделей систем качества в совершенствовании деятельности организаций; - получение навыков по применению методов сбора, обработки и представления информации для анализа; - способность организовать процесс групповой выработки принятия управленческих решений; - умение разрабатывать и внедрять системы менеджмента качества в учебном заведении; - знание процедур аудита и сертификации систем качества на соответствие международным стандартам; - развитие способностей будущего специалиста как лидера в процессе внедрения и совершенствования системы качества. Программа повышения квалификации 72 ч. предполагает очную форму обучения. Обучение проводится с отрывом от работы. Основная форма занятий – лекционная. Из 72 часов курса лекции составляют 26, практические занятия – 26 часов, остальные 20 часов приходятся на консультации и итоговою аттестацию. Программа рассчитана на педагогические кадры высших и средних профессиональных учебных заведений, стремящихся к повышению качества педагогической деятельности и к специализации в области управления качеством. 2. ПЕРЕЧЕНЬ И НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ. Тема 1. Современное состояние и проблемы обеспечения качества образования в Российской Федерации. Новый Перечень направлений (специальностей) высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Анализ практики формирования Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) в 2000-2002 годах. СМК, международная интеграция и Болонский процесс. Тема 2. Философия Всеобщего управления качеством. Основные концепции, на основе которых разработаны современные методы и подходы всеобщего управления качеством. Философия Фейгенбаума, Кросби, Деминга, Джурана, Исикавы, Тагути и др. Японская «революция» в области качества. Затраты на качество и экономика качества. Обоснованность разработки моделей систем качества. Роль мотивации и участия высшего руководства во внедрении управления качеством в любой организации. Системы качества, разработанные в СССР. Отличие подходов и внешней среды. Тема 3. Стандарты ISO серии 9000. История создания и развития стандартов ISO 9000. Состав стандартов. Методика работы со стандартами. Формальный и неформальный аспекты внедрения систем качества в соответствии со стандартами ISO серии 9000. Соответствие содержания стандартов универсальному процессу производства продукции и/или услуг. Параллельность и взаимозависимость процессов. Органы по сертификации, их выбор. Сроки и условия действия сертификата. Тема 4. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Информация как единственный источник для выработки и принятия управленческих решений. Известные методы сбора, предварительной обработки и представления информации. Обобщение и отображение информации. Построение гистограмм, диаграмм Парето, анализ причинности и повторяемости. Контроль как метода получения информации, его отличие от управленческого контроля. Тема 5. Методы выработки управленческих решений. Групповая работа. «Кружки качества» - история возникновения и преимущества работы в группах. Привлечение к групповой работе представителей перекрестных подразделений. Мозговая атака как главный метод достижения консенсуса в группе. Причинно-следственная диаграмма. Диграф взаимозависимостей. Роль высшего руководства в организации групповой работы. Индивидуальная и групповая мотивация. Тема 6. МС ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования». Использование ISO 9001-2000 в учебном заведении. Общие требования к СМК и системный подход. Основные этапы внедрения СМК по ISO 9001-2000 . Социологическое обеспечение СМК. Система менеджмента качества. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Процессы жизненного цикла продукции. Измерение, анализ и улучшение. Тема 7. Инвариантные модели систем качества. Модель системы качества на базе критериев Премии по качеству. Отличие от модели ИСО 9000. Разница в подходах к оценке системы. Опыт применения критериев Премии по качеству в России и за рубежом. Инвариантность модели. Другие модели систем качества, применяемые в специфических областях производства. Тема 8. МС ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента». Термины и определения. Классификация аудитов. Исследование управленческой информации. Принципы и правила проведения аудита. Общий план аудита. Программа аудита. Методы и техника аудита. Аналитические процедуры. Наблюдение и инспектирование. Тема 9. Внутренний и внешний аудит СМК в учебном заведении. Существенность в аудите. Информационное обеспечение системы внутреннего контроля. Контроль и мониторинг средств контроля. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля. Автоматизированные средства контроля и информационные системы. Управление программой аудита. Проведение аудита. Оценка и поддержание компетентности аудиторов. Оценка эффективности внутреннего аудита. Роль руководства в проведении аудита. 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
4. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ РАБОТ. 1. Управление качеством в системе современного менеджмента. 2. Методы обеспечения и контроля качества. 3. Использование стандарта ISO 9001- 2000 в учебном заведении. 4. Формирование СМК в учебном заведении. 5. Инструменты управления качеством в учебном заведении. 6. Общие требования к СМК и системный подход. 7. Внедрение СМК по ISO 9001- 2000. 8. Разработка модели СМК учебного заведения. 9. Мотивация и обучение персонала. 10. Разработка руководства по качеству. 11. Внутренний аудит в учебном заведении. 12. Сертификация СМК. 13. Основы управления качеством.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 5.1. Основная литература 1. Анализ подходов к построению перечней направлений (специальностей) высшего профессионального образования Российской Федерации / Белоцерковский А.В., Козлов В.Н., Коршунов С.В., Розина Н.М., Рудской А.И. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006. 128 с. 2. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учеб. для вузов / Окрепилов В.В. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: Наука, 2000. 639 с. 3. Магер В.Е. Качество. Всеобщее управление качеством. Определение и эволюция подходов. / В.Е. Магер, Л.В. Черненькая; СПбГТУ.— СПб.: Политехника, 1998. 51 с. 4. Магер В.Е. Мотивация и роль руководства в управлении качеством / В.Е. Магер, Л.В. Черненькая; СПбГТУ.— СПб.: Политехника, 1998. 70 с. 5. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Мир, 2006. 320 с. 6. Методика оценки качества вуза. / Под ред. Акад. РАН Ю.С. Васильева. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. 114 с. (Управление качеством в политехническом университете. Вып. 1). 7. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / Зверев В.В., Козлов В.Н., Панчохина Г.В., Магер В.Е., Попова Е.Ю., Черненькая Л.В. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. 114 с. (Управление качеством в политехническом университете. Вып. 3). 5.2. Дополнительная литература 1. Спицнадель В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): разработка, сертификация, внедрение и дальнейшее развитие): Учеб. пособие / В. Н.Спицнадель; Балт. гос. техн. ун-т "Военмех" им. Устинова.— СПб.: Бизнес-пресса, 2000. 335 с. 2. Розова Н. К. Управление качеством: учеб. пособие / Н. К. Розова.— Санкт-Петербург: Питер, 2003. 224 с. 3. Оценка качества как система: Из опыта Санкт-Петербургского политехнического университета / Ю.С. Васильев, В.Н. Козлов, М.П. Федоров и др. // Высшее образование сегодня/ Higher education today: Реформы. Нововведения. Опыт. — Москва, 2003. 6. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на программу повышения квалификации педагогических работников «Внутренний аудитор системы качества в образовании» Цель программы: внедрение методологии управления качеством в сфере начального и среднего профессионального образования. Целевая аудитория: руководители высшего и среднего звена учреждений начального и среднего профессионального образования РФ. Назначение программы: привитие слушателям начальных основ культуры качества управления деятельностью организации; освоение слушателями опорных навыков проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества учебного заведения. Краткое содержание программы:
Используемые образовательные технологии: - лекция; - интерактивный семинар; - кейс-стади; - мульти-медиа.
Вывод: программа «Внутренний аудитор системы качества в образовании» соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного профессионального образования, и может быть рекомендована для широкого внедрения по повышению квалификации педагогических работников. Директор КЦК СПбГПУ__________________ (Л.В. Черненькая) «_____»_________20__ г. Программу составил: ___________________ В.И. Юсупджанов, д.т.н., проф. «_____»_________20__ г. |
ещё >> |