Программа по Всеобщей истории История Средних веков (6 класс) по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику Е. 1 104.46kb.
Учебник: Е. Агибаловой, Г. Донского «История средних веков». 1 96.69kb.
Тесты по истории средних веков. К учебнику «История Средних веков» 4 741.69kb.
Учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» 1 126.18kb.
Программа по истории для 6-го класса по учебникам: Агибалова Е. 1 324.12kb.
Рабочая программа по истории Средних веков (6 класс) 3 372.26kb.
Урок истории в 12 летней школе» ( Всемирная история 7 класс) 1 78.11kb.
Рабочая программа по истории в 6 классе 3 532.28kb.
Урок по истории Средних веков 6 класс Тема: Наследие Средних веков... 1 89.67kb.
Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса 2 671.87kb.
Тематическое планирование по истории 9 класса по учебнику Алексашкина Л. 1 177.01kb.
Сценарий / Детская историческая библиотека «Отечество» бу города... 1 86.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по Всеобщей истории История Средних веков (6 класс) по учебнику Е. В. Агибаловой - страница №1/1

Рабочая программа по Всеобщей истории

История Средних веков (6 класс)

по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского
Пояснительная записка

Рабочая программа разрабатывается на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.

  3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Настенные карты по истории средних веков.

Характеристика предмета

Предмет История охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования



Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основныхрегионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; .

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории

и культуре;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:


  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой;

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа

Основное содержание курса
История Средних веков:

Введение. Живое средневековье.

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI) (5 ч.)

Древние германцы  и Римская империя 

Переселенцы германцев из Альп на территорию Рисской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия, традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Выделение знати. Историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. Гунны и германцы. Верования германцев.  Ослабление  Римской империи  и последующий ее раздел под натиском варваров. Падение Западной Римской империи. Роль вторжения германских племен в границы ослабевшей Западной Римской империи.  Территория расселения германских союзов племен на бывшей территории Западной Римской Империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.

 Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига – вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью  власти Хлодвига. Сближение культур, образ жизни германцев и римлян. Элементарность  государственного устройства у франков при сильной королевской власти.  Налоги, суд и военная организация. Раздел Хлодвигом королевства между наследниками.  Хлодвиг и Христианская церковь.

Духовенство и миряне. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение монастырей. Белое и черное монашество.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги – «ленивые короли».  Карл Мартелл. Военная реформа. Феод и феодал.

Возникновение  и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Папа римский и Карл.  Направления, цели и итоги военных походов короля Карла.  Расширение границ государства.  Образование империи Карла Великого.   Раздел империи Карла между наследниками.  Отсутствие единства в новых государствах.  Феодальная раздробленность.  Система вассалитета.

Западная Европа  в IX-XI вв.

Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Владения короля – его домен.

Германия в IX-XI вв. Венгры и германской государство. Оттон I. Еще одно восстановление древней Римской империи  -  Священная Римская империя.  Италия и Германия. 

Англия в IX-XI вв.  Легенды об английском короле Артуре.  Бретань и Британия.  Норманны и их образ жизни.  Население Западной Европы и их образ жизни.  Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Ь Норманнские Рюриковичи – первая династия князей  Древней Руси.  Король Альфред Великий.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учение Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых ученых.  Отсутствие единых летоисчисления, календарей, меры веса и т.д.  Неграмотность населения Европы.  Карл Великий и короткая вспышка  Каролингского Возрождения.  Монах Алкуин.  Влияние античности на архитектуру.  Открытие школ при монастырях, соборах.  Латинский язык в средние века.  Библия.  Хроники и житийная литература.  Появление светской литературы на латинском языке.

 Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (3 ч.)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними  врагами.

Образование Восточной Римской империи – Византии. Константинополь. Византия при Юстиниане.  Реформы императора Юстиниана.  Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии

Византия – наследница мира Античности  стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии.  Развитие античных знаний.  Изменение в архитектуре христианского храма.  Влияние Византийской культуры на другие страны  и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств.

Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни.  Управление и организация. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II  Болгаробойца. Соперничество Визатиии и Болгарии.  Великоморавская держава -  государство западных славян.  Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение  Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян.  Появление государств Чехии и Польши. Мешко I и Болеслав I Храбрый.

 Тема 3. Арабы в VI – XI вв. (2 ч.)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Аравия -  родина исламской религии. География, природные уловия, занятия, образ жизни. Бедуины. Мекка – центр торговли. Мухаммед -  проповедник новой религии. Возникновение ислама.  Аллах.  Распространение ислама среди арабских племен. Образование арабского государства во главе с Мухаммедом.  Коран – священная книга ислама. Нормы шариата. Семья и Коран.

Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей  большей части Пиренейского полуострова. Эмиры и система налогообложения. Народное сопротивление народному владычеству. Междоусобицы. Королевский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата.

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа.  Научные знания арабов.  Арабская поэзия и сказки. Архитектура.  Мечеть.

 Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)

В рыцарском замке.

Период расцвета, зрелости Средневековья.  Установление феодальных отношений. Окончательное установление вассальных отношений.  Распространение архитектуры замков.  Рыцарь. Его снаряжение.  Отличительные знаки рыцапря.  Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура.

Средневековая деревня и ее обитатели.

Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Хозяйство земледельца. Условия труда. 

 Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 ч.)

Формирование средневековых городов.

Совершенствование орудий обработки земли. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Развитие ремесла. Добыча, плавка и обработка железа.  Отделение ремесла от сельского хозяйства.  Причины возникновения городов.  Сеньоры и город.  Цеховые объединения городских ремесленников.  Изменение культуры европейцев в период  расцвета Средневековья.  Объединения купцов – гильдия, товарищество. Торговые пути. Ярмарки. От ростовщичества к банкам.

Горожане и их образ жизни.

 Своеобразие города.  Управление городом и городская знать. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Университеты  как явление городской среды. Развлечения горожан.  Союз королей и городов. 

 Тема 6. Католическая церковь в XШ- XIII вв. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. (2ч.)

Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Усиление власти короля.  Церковь – крупнейший землевладелец.  Рост влияния церкви и ее экономического и духовного могущества.  Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба  королей и папства.  Опора папства – епископы и монастыри.  Могущество папы Иннокентия III. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Доминик Гусман.

Крестовые походы

 Клермонский призыв папы римского Урбана II.  Палестина – святая земля для верующих христиан.  Крестовые походы и крестоносцы.  Цели участников. Различия походов бедноты и феодалов. Сопротивление нраодов Востока натиску  крестоносцев.  Салах ад-Дин и Третий крестовый поход.  Судьба походов корорлей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце. Четвертый крестовый поход.  Распад Визатии  и ее восстановление.Дестские крестовые походы. Значение и тоги крестовых походов для Запада и Востока.

 Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)  (6 ч.)

Как происходило объединение Франции.

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля.  Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Конфликт между королем  Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII.  Франция – централизованное государство.  Генеральные штаты – французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод

Король Англии – Вильгельм завоеватель, основатель нормандской династии.  От завоевания к централизованному государству. Генрих II.  Иоанн Безземельный. И Великая хартия вольностей -  конституция.  Парламент.

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

«Черная смерть» и столетняя война.  Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции. Гильом Каль.  Джон Болл. Востание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI  и Карлом Смелым. Завершение объединения Франции. Междоусобная борьба Алой и Белой  розы в Англии: итоги и последствия. Генрих II  - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти Английского короля в конце XV  в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Мусульманская Испания. Мавры. Андалусия. Многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли.  Распад королевства халифата.  Наступление христианства.  Сословно-монархическое устройство   централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Томас Торквемада. Аутодафе.

 Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв. (2 ч.)

Усиление власти князей в Германии.

Подъем хозяйства в Германии. Слабость королевской власти.  Усиление власти князей в Германии.  Король Карл I – император  Карл IV. От династии Люксембург к династии Габсбургов.

Расцвет итальянских городов

Расцвет торговли.  Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап  с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

 Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. (2 ч.)

Гуситское движение в Чехии

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем чешского государства.  Прага – столица империи.  Население, церковь, власть.  Ян Гус – критик духовенства.  Казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии. Ян Жижка.  Итоги и последствия движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Балканские народы накануне завоевания.  Свобода болгар от власти Византии в конце XII в.  Усиление и распад Сербии.  Соперничество балканских государств.  Образование государства османов.  Милош Обилич.  Султан Баязит. Мехмед II Завоеватель.  Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.  Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

 Тема 10. Культура Западной Европы в ЧШ – XV вв.(4 ч.)

Образование и философия

Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло.  Возникновение университетов. Схоластика – религиозная философия.  Ансельм Кентерберийский.  Спор между церковью и философами.  Фома Аквинский.  Роджер Бэкон. Роль философии в средневековую эпоху.

Средневековая литература и искусство

Влияние развитие образования на культуру рыцарства.  Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру.  Роман «Тристан и Изольда».  Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Культура раннего Возрождения в Италии

Торговые   связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии.  Первые гуманисты- Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо.  Начало открытия индивидуальности. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения.  От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине.  Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи.  Наало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения.  Открытия Христофора Колумба.  Начало Великих географических открытий.  Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Доступность печатной книги.

 Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (4 ч.)

Средневековый Китай

Империя Тан   - единое государство.  Император – «Сын неба».  Широкие торговые связи.  Образование крупных поместий.  Развитие феодальных отношений.  Крестьянская война под руководством  Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма.  Монгольская опасность. Чингисхан.  Завоевания Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости.  Восстановление и независимость городов. Художественные ремесла.  Живопись. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.

Индия. Государства и культура

Географическая и этнографическая разобщенность народов  Индии.  Государственная и местная власть. Раджи.  Брахманы. Крестьянство.  Кастовое устройство общества.  Вторжение войск арабского и  Багдадского халифатов.  Торговля Индии с другими странами.  Наука. Обсерватории.  Индийская медицина.  Буддийские храмы. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи.

Государства и народы доколумбовской Америки

Население Северной и Южной Америки и его занятия.  Образ жизни, территория расселения народов майя.  Культура инков.

Африка

Неравномерность развития народов Африки. Территория, занятия, культура народов Центральной Африки.  Кочевники пустыни Сахара.  Освоение Африки европейцами.



Наследие Средних веков в истории человечества

Оформление образа жизни, традиций, обычаев, характерных для Средневековья.  Развитие политической системы.  Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма. Великие географические открытия.  Развитие образования, науки.  Складывание нового образа человека и отношений

 Планируемые результаты:

Уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

Уметь  давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

Уметь  спорить и отстаивать свои взгляды;

Уметь  анализировать исторический источник;

Уметь оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

Уметь  читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

•           основные этапы и ключевые события истории Древнего  мира

•           выдающихся деятелей;

•           важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

•           изученные виды исторических источников;

Уметь:


 •показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

•           рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

•           соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•           объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, достижениям отечественной и мировой культуры;


Рабочая программа

по Истории России с древнейших времен до конца XVI в.

(6 класс)
Рабочая программа разрабатывается на основании:

  • Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006.

Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 38 часов. 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в. и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI в.

Учебник: История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2009г.

Основные цели курса:

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине,

чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.



Общая характеристика примерной программы по истории

Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения.

  • Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации;


  • Видеть и творчески решать возникающие проблемы;


  • Активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения;


  • Продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др;


  • Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.


Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают:



  • во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и,

  • во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.

Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества



Приобретение учащимися знаний:

  • Внутреннем устройстве славянских племён, их основных занятиях, религиозных верованиях, устройство общины и вотчины, основных категориях населения Древней Руси,

  • Значение образования Киевской Руси, её границы;

  • Основных направления походов руссов, затем князей Киевской Руси (главным образом против Византии и степняков);

  • Деятельности наиболее видных князей, основные этапы внутренних усобиц князей, имена, годы правления и основные свершения наиболее видных князей.

  • Дата принятия Христианства, значение этого события, растянутость этого процесса во времени.

  • Причины и последствия раздробленности, её суть.

  • Культура Руси данных периодов.

  • Взаимоотношение Руси с Золотой Ордой.

  • Даты основных событий, связанные с историей Руси данных периодов

  • События, произошедшие в период царствования Ивана Грозного

  • Знание имён наиболее выдающихся полководцев, а также имена и годы правления московских князей.

  • Развитие русской промышленности, сельского хозяйства, ремесла и торговли


Учащиеся должны уметь:

  • Показывать границы отдельных княжеств, Золотой Орды.

  • Показывать основные направления внешней политики; называть главных врагов Руси; уметь рассказать о монгольском завоевании.

  • Отличать прогрессивные явления в экономическом и социальном развитии страны для каждой эпохи.

  • Уметь рассказать об основных событиях, относящихся к культурной истории Руси.

  • Ученики должны уметь называть наиболее опасных врагов Руси в разные периоды её истории, определять основные направления внешней политики.

  • Во внутреннем положении Руси ученики должны уметь различать политические, социальные и экономические факторы развития;

  • Уметь определять причины и последствия событий (также отличать их друг от друга).

Учебники: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. «История России с древнейших времён до конца XVІ века»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории Рос сии. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

 Тема 1.  «Восточные славяне». (2 часа)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на терри тории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Про исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотно шения восточных славян с соседними племенами и государ ствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное зем леделие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Тема 2. « Русь в IX – первой половине   XII века (6 часов + 1).

Формирование Древнерусского государства. Предпосыл ки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новго род и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Оль ги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины при нятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярос лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земель ные отношения. Основные социальные слои древнерусско го общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Сис тема местного управления. Внешняя политика Ярослава Муд рого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие ве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско го искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерус ской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы.

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, лето пись, былина, патриотизм.

 Тема 3.  «Русь во второй половине  XII -  XIII в.»(8 часов +1).

Начало раздробленности  Древнерусского государства  .Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярос лава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие ве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древ нерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образо вание самостоятельных княжеств и земель. Характер полити ческой власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Пос ледствия раздробления Древнерусского государства.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточ ных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци альной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко- Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственнос ти на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотноше ния между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин гисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге роическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое зна чение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. По ходы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалти ки. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

   Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения.  Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности.

Основные понятия темы.

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Тема 4.  «Образование единого русского государства» (7 часов ).

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—-сере дине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.

Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской влас ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефаль ной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Основные понятия темы

Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.

Тема 5. «Московское государство в XVI  веке» (8 часов +2).

     Начало правления Ивана IV Реформы Избранной рады.  Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астра ханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV— XVI в . Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV— начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль туры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.



ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)




Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. Станислав Ежи Лец
ещё >>