Похожие работы
|
Программа по «всеобщей истории и истории россии с древности до XVI века» - страница №1/3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XVI ВЕКА»
(6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковои «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.
Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:
- учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова,
Л. Г. Косулиной,2008;
•дополнительных пособий для учителя:
-
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
-
Е.В. Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» - М.: «ЭКЗАМЕН» 2006.
-
Рыбаков Б.А. «Истории. Начальные века русской истории» - М.; «Молодая гвардия», 1987
-
В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
-
Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса/В. И. Буганов, А. И. Назарец. -М.: Просвещение, 1972;
-
Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М: Просвещение, 1989;
• для учащихся:
-
Антонов, А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
-
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России с древнейших времён до конца XVI века» - М.: «Просвещение» 2006.
-
Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.
Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:
- учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. - М: Просвеще
ние, 2008.
•Дополнительные пособия для учителя:
-
Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В. Е. Степанова, I часть;
-
Быльев В.А. Методическое пособие по истории средних веков. – Брянск «Курсив» 2003
-
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М: Просвещение, 1990;
-
М.Ю. Бранд Тесты по истории средних веков – М.: Дрофа 2001
-
Смирнов, С. Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. - 2-е изд., перераб. / С. Г. Смирнов. - М.: МИРОС, 1995;
-
Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006.
• Для учащихся:
-
Е.А. Крючкова, Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков» - М.: «Просвещение» 2003
-
Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990.
Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 40 учебных часов, на изучение всеобщей истории – 28 часов, всего 68 часов. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект
Требования к уровню подготовки обучающихся:
должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;
должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. .
владеть компетенциями:
• коммуникативной компетенцией;
-
смыслопоисковой компетенцией;
-
компетенцией личностного саморазвития;
-
информационно-поисковой;
-
рефлексивной компетенцией;
-
учебно-познавательной компетенцией;
-
профессионально-трудовой компетенцией.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история (28 часов)
|
|
|
|
|
|
|
урока
|
|
|
|
|
Вид
|
|
Тема уроков
|
Содержание темы
|
Планируемый результат
|
Педагогические средства
|
деятельности учащихся
|
День
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 ч)
|
|
|
|
Т
|
е м а 1. Западная Европа в V-XI вв. (7 ч)
|
|
|
1
|
Введение (1ч)
|
Основные понятия:
|
Репродуктивный уровень:
|
Вводная лекция
|
Индивидуальная.
|
|
|
|
«Средние века».
|
Называть хронологические рамки
|
с элементами беседы
|
Анализ иллюст-
|
|
|
|
Исторические источни-
|
периода Средневековья.
|
|
раций учебника,
|
|
|
|
ки: письменные, веще-
|
Продуктивный уровень:
|
|
с. 6-11
|
|
|
|
ственные, изобразитель-
|
Объяснять значение понятий, со-
|
|
|
|
|
|
ные
|
ставлять описание средневековых памятников по историческим источникам
|
|
|
|
2
|
Великое переселе-
|
Основные понятия: Ве-
|
Репродуктивный уровень:
|
Изложение нового
|
Индивидуальная.
|
|
|
ние народов и обра-
|
ликое переселение на-
|
Показывать на исторической кар-
|
материала с элемен-
|
Решение про-
|
|
|
зование варварских
|
родов, государство.
|
те территорию расселения гер-
|
тами организации
|
блемных зада-
|
|
|
государств. § 1
|
Исторические факты:
|
манских племен на территории
|
самостоятельной
|
ний.
|
|
|
|
образование германских
|
Западной Римской империи; опи-
|
деятельности уча-
|
|
|
|
|
государств
|
сывать образ жизни, быт германских племен.
Продуктивный уровень: Объяснять значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков».
|
щихся
|
Составление схемы, сравнительной таблицы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
Творческий уровень: излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига
|
|
Участие в дискуссии
|
|
3
|
Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3
|
Основные понятия: франки, государство, империя.
Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.
Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий
|
Репродуктивный уровень: называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.
Продуктивный уровень: объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.
Творческий уровень: излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Групповая форма работы.
Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы
Участие в дискуссии
|
|
4
|
Христианская церковь в раннее Средневековье. § 2, с. 23-26
|
Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри
|
Репродуктивный уровень: описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий
|
Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся
|
Индивидуальная форма работы: составление схемы;
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря
|
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви.
Творческий уровень: излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья
|
|
выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Участие в дискуссии
|
|
5
|
Складывание феодальных отношений в странах Западной Европы. § 3, с. 33-37
|
Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.
Исторические факты: усиление власти майор-домов; бенефиций и феод
|
Репродуктивный уровень: описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.
Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»
|
Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов
|
Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради. Работа по составлению схемы. Анализ фрагментов исторического документа
|
|
6
|
Западная Европа в IХ-XI вв. § 4, с. 37-44
|
Основные понятия: норманны, викинги.
Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи. Императоры и церковь
|
Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.
Продуктивный уровень: сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе
|
Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся
|
Работа в парах. Составление сравнительной таблицы. Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
7
|
Повторение
|
|
Систематизация и обобщение изученного материала
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
|
|
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)
|
8
|
Византийское тысячелетие. § 6-7
|
Основные понятия: басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.
Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.
Исторические личности: Юстиниан
|
Репродуктивный уровень: называть существенные признаки политического устройства Византии.
Продуктивный уровень: сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.
Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора Юстиниана
|
Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника
|
Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника, с. 55-59. Участие в дискуссии
|
|
9
|
Образование славянских государств. §8
|
Основные понятия: миссионеры, глаголица, кириллица.
Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.
Исторические личности: Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый
|
Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте средневековые славянские государства.
Продуктивный уровень: сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять характерные черты процесса создания Вели-коморавского, Чешского и Польского государств.
Творческий уровень: высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия
|
Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся
|
Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.
Работа с фрагментами исторического документа
|
|
1
|
2
|
3
|
' 4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. §5,7
|
Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы
|
Репродуктивный уровень: называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
Продуктивный уровень: составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.
Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщения
|
Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся
|
Групповая форма работы: участие в беседе.
Сообщения учащихся по данной теме
|
|
Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч)
|
11
|
Арабский халифат и его распад. § 9
|
Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе
|
Репродуктивный уровень: показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.
Продуктивный уровень: объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру
|
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания
|
Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа. Решение проблемного задания.
Выполнение заданий в рабочих тетрадях для учащихся
|
Историческая карта «Арабы в VII-ГХ вв.». Рабочая тетрадь для учащихся, с. 28-31, №3,4. Хрестоматия по истории Средних веков, с. 143-150
| следующая страница >>
|