Программа по Священному Писанию Нового Завета для 3-го курса отделения заочного обучения Витебской Духовной Семинарии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по Священному Писанию Нового Завета для 2-го курса отделения... 3 491.27kb.
Программа по Священному Писанию Нового Завета для 4-го курса отделения... 2 453.63kb.
Программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 3-го курса отделения... 2 450.43kb.
Программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 2-го курса отделения... 3 466.19kb.
Программа по Священному Писанию Ветхого Завета для 4-го курса Московской... 1 22.4kb.
Программа по Библейской истории Ветхого Завета для 1-го курса отделения... 4 531.55kb.
Программа по Библейской истории Нового Завета для 1-го курса отделения... 3 449.65kb.
Программа по священному писанию ветхого завета для 3-го курса Семинарии 1 51.62kb.
Сборник статей по толковательному и назидательному чтению Четвероевангелия... 1 85.2kb.
Программа по курсу «Методика радиожурналистики» Форма обучения очная... 1 111.09kb.
Программа дисциплины основные проблемы в изучении Великой Отечественной... 1 232.58kb.
От издателя 3 402.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по Священному Писанию Нового Завета для 3-го курса отделения заочного обучения - страница №1/2



Учебная программа

по Священному Писанию Нового Завета для 3-го курса отделения заочного обучения Витебской Духовной Семинарии (6-ой семестр)

Программа курса

ВВЕДЕНИЕ В КНИГУ «АПОСТОЛ».

О первочередной важности изучения Священного Писания Нового Завета. О книге "Апостол". Значение наименования "Апостол". О книге Деяний Святых Апостол и соборных посланиях - предварительные общие сведения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР КНИГИ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.



Церковь Христова из Иудеев.

Первая книга писателя. Наставления и обетования Господа Апостолам перед Вознесением и Вознесение Господне. Речь св.Апостола Петра о необходимости избрания нового апостола на место отпавшего Иуды Искариота и избрание Матфия. Сошествие Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Речь Апостола Петра и ее могущественное действие. Характер жизни и религиозно-нравственного состояния первой христианской общины в Иерусалиме. Чудесное исцеление св. Апостолом Петром хромого от рождения. Речь св.Апостола Петра в связи с этим к народу с призывом к покаяний Заключение свв. Апостолов Петра и Иоанна в темницу. Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусовом и отпуск их на свободу. Молитва Апостолов и ниспослание верующим благодати Святого Духа. Взаимная любовь членов первой христианской общины. История Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение. Чудеса, совершавшиеся свв. Апостолами. Новое гонение синедриона на Апостолов, заключение их в темницу, освобождение их Ангелом, проповедь в храме и ответ перед синедрионом. Совет Гамалиила и отпуск Апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия, которое они приняли с радостью. Избрание семи диаконов. Проповедь Архидиакона Стефана и обвинение его перед синедрионом в хуле на закон Моисеев. Защитительная речь Архидиакона Стефана перед синедрионом и его мученическая кончина. Великое гонение на Церковь в Иерусалиме после убиения Стефана. Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом. Низведение Духа Святого на верующих в Самарии свв. Апостолами Петром и Иоанном. История Симона волхва. Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы. Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск. Крещение его Ананией. Проповедь Савла в Дамаске. Бегство его от Иудеев, замышлявших убить его. Пребывание новообращенного Савла в Иерусалиме. Св. Апостол Петр в Лидде и исцеление им Энея. Пребывание св.Апостола Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы. Обращение ко Христу первого язычника - Корнилия сотника после вразумительного видения, бывшего св. Апостолу Петру. Упреки св. Апостолу Петру со стороны обрезанных за общение его с необрезанными и объяснения Петра. Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии. Варнава и Савл в Антиохии. Пророчество о голоде и милостыня, посланная христианам в Иудею. Гонение на Церковь со стороны Ирода, убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его оттуда Ангелом по молитвам Церкви. Смерть Ирода, изъеденного червями. Вазвращение Варнавы и Савла из Иерусалима в Антиохию.



Церковь Христова среди язычников.

Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла. Проповедь их в Пергии и Антиохии Писидийской. Речь св. Апостола Павла в синагоге, упорное неверие иудеев и обращение его вследствие этого к язычникам. Гонение на Варнаву и Павла. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии. Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних язычников принести им жертву. Гонение на Апостолов, побиение Павла камнями. Обратный путь Апосто­лов в Антиохию через города с новооснованными ими христианскими общинами. Смущение в Церкви антиохийской относительно необходимости для христиан из язычников соблюдать закон Моисеев. Апостольский собор в Иерусалиме по этому поводу. Несогласие между Павлом и Варнавою. Отправление Павла с Силою во второе апостольское путешествие. Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимефея. Путешествие до Троады. Ведение мужа-македонянина и путешествие в Македонию. Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа, заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение из темницы и обращение ко Христу темничного стража. Павел и Сила проповедуют в Фессалонике, а затем в Верии. Павел в Афинах и речь его в ареопаге. Павел проповедует в Коринфе: Господь ободряет его в видении. Обвиняемый перед проконсулом Галлионом Павел освобождается и отправляется в Ефес, посещает различные города и утверждает учеников. Проповедь Аполлоса, наставленного Акилой и Прискилой. Третье апостольское путешествие Павла: прибытие его в Ефес. Крещение учеников Иоанновых и низведение на них Святого Духа. Чудеса Павла в Ефесе и их действие. Иудейские заклинатели, избитые злым духом. Сожжение волшебных книг. Возмущение против Павла и христиан, произведенное Димитрием сребренником. Путешествие Павла в Македонию, Грецию и обратно до Троады. Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде. Дальнейшее путешествие до Милита. Прощальная речь Павла пресвитерам Ефесским. Павла убеждают не ходить в Иерусалим, но безуспешно. Путешествие его от Милита до Кесарии. Павел в Кесарии и пророчество Агава о предстоящих ему узах. Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы. Речь Павла к народу о своем обращении и призвании к апостольству. Крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его. Павел перед синедрионом. Распоряжение первосвященника Анании бить Павла по устам, распря между обвинителями Павла — фарисеями и саддукеями. Господь ободряет Павла. Решительное намерение иудеев убить Павла. Отправление Павла под сильной стражей к правителю Феликсу в Кесарию. Апостол Павел перед судом прокуратора Феликса. Обвинение его иудеями и защитительная речь его. Отсрочка решения. Проповедь Павла о Христе Феликсу и жене его. Смена Феликса новым прокуратором Фестом: оставление Павла в узах. Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалоба ему на Павла со стороны иудеев. Павел на суде перед Фестом: обвинения против него иудеев. Павел требует суда Кесарева. Прибытие в Кесарию царя Агриппы и Вереники: Павел в судебной палате перед Агриппою. Защитительная речь Павла перед Агриппою, Фестом и другими с изложением обстоятельств своей жизни и обращения ко Христу. Признание Павла невинным. Отправка Павла в Рим на суд кесаря. Предостережение Павла, которое не было принято во внимание, и сильная буря. Корабль сел на мель находившиеся в корабле спаслись вплавь на берег. Гостеприимство иноплеменников на острове Мелит. Ехидна, не причинившая Павлу вреда. Исцеление Павлом многих больных на острове. Дальнейшее путешествие, прибытие в Рим и проповедь в Риме. Значение книги Деяний Святых Апостол.

СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР.



Соборное послание святого Апостола Иакова.

Сведения о писателе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания св. Апостола Иакова.



Первое соборное послание святого Апостола Петра.

Сведения о писателе. Первоначальные назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор послания /первого/ св. Апостола Петра.



Второе соборное послание святого Апостола Петра.

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность сего послания. Содержание послания. Экзегетический разбор второго послания св. Апостола Петра.



Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Сведения о писателе. Подлинность первого послания Иоаннова. Время и место написания послания Иоаннова. Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его. Содержание послания. Экзегетический разбор первого послания Иоаннова.



Второе и третье соборные послания святого Апостола Иоанна Богослова.

Экзегетический разбор второго послания Иоаннова.

Экзегетический разбор третьего послания Иоаннова.

Соборное послание святого Апостола Иуды.

Сведения о писателе. Подлинность послания св. Апостола Иуды. Повод к написанию послания. Время и место написания послания св. Апостола Иуды. Содержание соборного послания св. Апостола Иуды. Экзегетический разбор соборного послания св. Апостола Иуды.



ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА.

I. Святой апостол Павел и его значение в жизни Церкви.

Источники, свидетельствующие о жизни Апостола.

Жизнь до обращения ко Христу:

а) "я ... тарсянин" (Деян. 21,39);

б) "при ногах Гамалиила" (Деян. 22,3);

в) "я, фарисей..." (Деян. 23,6);

г) отношение к апостолам и первым христианам.

Обращение и начало проповеднической деятельности (Деян. 9,1-30; 22,4-21; 26,9-23; Деян. 9,20-30; Гал. 1,11-24; 2,1-5; Еф. 3,1-12).

Три миссионерских путешествия (Деян. 13,1-14,28; 15,36-18,22; 18,23-21,20).

Апостольский собор и участие в нем св. апостола Павла (Деян. 15,1-35).

"Противостояние" апостолу Петру (Гал. 2,6-21).

Последний период жизни св. апостола Павла:

а) римские узы и проповедь в Риме;

б) послания, написанные за время первых римских уз;

в) четвертое миссионерское путешествие;

д) вторые римские узы и послания этого времени;

е) кончина Апостола.

Дельфийская надпись и ее значение для хронологии апостола Павла. Место апостольских посланий св. Павла в новозаветном каноне. Тематическая классификация посланий апостола Павла.



ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ

Вводные сведения. Начало устроения Римской Церкви. Повод, цель, место, время написания Послания. Общее содержание.

Экзегетический разбор.

Главы I-IV. Греховность иудеев и язычников, подавляющих истину неправдою; необходимость оправдания; преимущество иудеев, обладающих откровением и законом; учение об оправдании верой в Иисуса Христа. Пример Авраама.

Главы V-VIII. Плоды оправдания:

а) примирение человека с Богом;

б) возрождение человечества во Христе, Новом Адаме;

в) свобода от рабства греху;

г) свобода от ветхозаветного закона;

д) свобода во Христе и новая жизнь в Святом Духе.

Главы IХ-ХI. Отношение иудеев к оправданию. Будущее обращение Израиля.

Главы XII-XV. Правила христианской жизни. Отношение к сущим во власти.



1-е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Вводные сведения. Коринф и основание в нем Церкви. Цель, место, время написания. Подлинность послания. Краткое аналитическое содержание.

Экзегетический разбор.

Главы I-IV. Обличение за распри и нестроения в Коринфской общине. Причина распрей. Характер проповеди апостола Павла, отношение к мирской мудрости, истинная мудрость, трихотомия.

Главы V-VII. Обличение коринфян в нарушении христианской чистоты; отлучение кровосмесника; суд у язычников; о браке и безбрачии.

Главы VIII-X. Христианская свобода и отношение к идоложертвенной пище.

Главы ХI-ХIII. Обличение беспорядков на трапезах Господних; речь об установлении Евхаристии и о достойном участии в ней; о благодатных дарах; Церковь - Тело Христово; гимн любви.

Главы XIV-XVI. Учение о воскресении мертвых; свидетельства о воскресении Иисуса Христа как залоге воскресения мертвых.



2-е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ

Вводные сведения. Цель, время и место написания. Подлинность и автобиографичность послания.

Экзегетический разбор.

Главы I-VII. Любовь Апостола к Коринфянам; величие служения Нового Завета; свойства и действия Евангельской проповеди; сила веры в испытаниях; о новой твари во Христе.

Главы VIII-XIII. Македонская церковь, как пример милосердия; преимущество Апостола перед противниками; харизма Апостола и восхищение его до третьего неба.

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ

Сведения о Галатийской Церкви. Повод, время и место написания. Общее содержание.

Экзегетический разбор.

Главы I и II. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства: божественный авторитет его благовестия, встречи и общение с "столпами апостолов" и апостолом Петром.

Главы III-V. Учение об оправдании верою; значение обрядового Моисеева закона; свобода во Христе; плоды духа.

ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

Вводные сведения. Церковь в Ефесе. Повод, место, время и подлинность послания. Вопрос об адресате Послания. Общее содержание.

Экзегетический разбор.

Главы I-III. Величие Искупителя-Примирителя, даровавшего богатство наследия Своего для святых; Церковь - Тело Христово; Христос - Глава Церкви; Он - краеугольный камень в деле домостроительства спасения.

Главы IV-V. Единство верующих во Христе; обличение в нового человека; побуждение к духовной жизни, взаимные обязанности супругов, идеал христианского брака, всеоружие против духов злобы поднебесных.

ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

Вводные сведения. Время, место, цель написания послания. Характер послания. Общее содержание.

Экзегетический разбор.

Глава I - Христос - жизнь для Апостола, а смерть - приобретение;

Глава II - Христос - идеал и образец смиренномудрия. Христологические воззрения апостола Павла. Литургическое значение данной главы;

Глава III - Об истинной радости, о правилах жизни; Глава IV - Внушение всегда радоваться в Господе.



ПОСЛАНИЕ К КОЛОСЯНАМ

Сведения о Колоссной Церкви. Повод, цель, время и место написания послания. Структура и содержание.

Экзкгетический разбор.

Главы I и II. Изображение Божественного величия Иисуса Христа, необходимость богопознания для отсечения лжеучений, предостережение от самовольного смиренномудрия и "служения ангелов", пустой философии.

Главы III и IV. Нравоучительные наставления:

а) увещание к святой жизни;

б) наставления относительно семейной жизни; вo наставление слугам и господам;

г) увещание к молитве.



1-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Вводные сведения. Основание Фессалоникийской Церкви. Повод, цель, место и время написания послания.

Экзегетический разбор.

Главы I и II. Похвала вере и стойкости Фессалоникийцев, плоды проповеди ап. Павла.

Главы III-V. Учение о втором пришествии Христовом; о воскресении мертвых; призыв к святости и братолюбию, увещания к добродетельной жизни.

2-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Вводные сведения. Повод, время, место и назначение послания. Краткое содержание.

Экзегетический разбор.

Главы I и II. Учение апостола Павла о втором пришествии Господа; признаки второго пришествия, о "тайне беззакония" и о "человеке греха".

Глава III. Увещание хранить предание апостольское.

1-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

Сведения об апостоле Тимофее. Повод, цель, место и время написания. Главная тема послания.

Экзегетический рабзор.

Главы I и III. Наставления Тимофею:

а) как блюстителю веры;

б) о церковном благочестии;

в) о качестве ставленников в иерархические степени.

Главы III-IV. Наставления пастырям:

а) как руководить самого пастыря;

б) о лжеучителях;

в) пастырь - пример для паствы.

Главы V-VI. Наставления:

а) о церковном управлении;

б) о гражданских обязанностях христиан.



2-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

Вводные сведения.

Экзегетический разбор.

Главное содержание наставительной части. Изложение личных побуждений к написанию послания. Призыв к ревностному апостольскому служению и о последних тяжких временах (гл. I-IV).



ПОСЛАНИЕ К ТИТУ

Сведения об апостоле Тите. Повод, цель, время и место написания послания. Главная тема и краткое содержание.

Экзегетический обзор.

Глава I - качество ставленников в иерархические степени

Глава II - введение нового доброго начала в жизнь и деятельность человека через домостроительство спасения, совершен­ного воплощением Сына Божия.

Глава III - учительная деятельность пастыря.



ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ

Вводные сведения. Повод, время, место и цель написания. Главная тема и содержание. Св. Иоанн Златоуст о значении данного послания.



ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ

Писатель и адресат послания. Повод, цель, место и время написания. Краткое содержание догматической и нравоучительной части.

Экзегетический разбор.

Главы I-IV. Превосходство Иисуса Христа и Его откровения перед ангелами, Моисеем и ветхозаветными откровениями.

Главы V-VII. Первосвященническое служение Иисуса Христа, пре­восходство его перед левитским священством. Перво­священник по чину Мелхиседекову.

Главы VIII-X. Сравнение двух Заветов:

а) ветхозаветное пророчество о лучшем завете;

б) несовершенство ветхозаветных жертв;

в) совершенная жертва Иисуса Христа.

Главы ХI-ХIII. Увещание в твердости веры, сущность веры и ее необходимость. Примеры веры из Ветхого Завета. Увещание воспринимать жизненные тяготы как ис­пытание, посланное от Бога. Предостережение не увлекаться различными и чуждыми учениями; во всем поступать честно.

АПОКАЛИПСИС

Значение Апокалипсиса. Автор. Время и место написания. Взгляд Церкви на содержание. Традиционный метод толкования.

Экзегетический разбор.

Глава I - вступление. Явление св. Иоанну Сына Человеческого с повелением написать семи малоазийским Церквам.

Главы II-III. Наставления семи Церквам.

Главы IV-V. Видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца.

Главы VI-VII. Вскрытие семи таинственных печатей.

Главы VIII-XI. Семь ангельских труб возвещают о бедствиях.

Глава XII. О жене, облеченной в Солнце.

Глава XIII. Зверь-Антихрист и его пособник - лжепророк.

Главы XIV-XIX. Подготовительные события перед всеобщим вос­кресением и Страшным Судом.

Глава XIV. Хвалебная песнь праведников (144 тысячи) и Ангелов, возвещающих судьбы мира.

Глава XV. Семь Ангелов - с семью язвами.

Глава XVI. Семь чаш гнева Божия.

Глава XVII. Суд над великой блудницей.

Глава XVIII. Падение Вавилона - великой блудницы.

Глава XIX. Брань Слова Божия со зверем и его воинством.

Глава XX. Общее воскресение и Страшный Суд.

Главы ХХI-ХХII. Новое небо и новая земля, Новый Иерусалим.

Удостоверение в истинности виденного. Завещание соблюдать заповеди Божии.



Библиография

  1. Священное Писание Нового Завета

  2. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Апостол. СПб., 1995.

  3. Лопухин А.П. Толковая Библия. Том 3. Стокгольм, 1987.

  4. Рождественский В., свящ. Историческое обозрение священных книг Нового Завета . СПб., 1878.

  5. Глубоковский Н.Н., проф. Библейский греческий язык в писаниях Ветхого и Нового Завета. Киев, 1914.

  6. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М., 1996.

  7. Геллей. Библейский справочник. Торонто, 1985.

  8. Словарь Библейского богословия. Брюссель, 1990.

  9. Епископ Михаил /Грибановский/. Толковый Апостол.

  10. Архиеп. Иннокентий Херсонский. Сочинения, т.1.

  11. М. Барсов. Сборник статей по толковательному и назидательному чтению Деяний Святых Апостол.

Экзаменационные вопросы.

Учебная программа

по Нравственному богословию

для 3-го курса отделения заочного обучения Витебской Духовной Семинарии (6-ой семестр)
Программа курса

Сущность и содержание этики как системы знаний.

Смысл этического знания как системы ценностных от­ношений личности к Богу, к людям, к миру и к самому себе. Благо как смысл нравственного бытия. Объективная содер­жательность нравственного мира. Всеобщность нравственной проблематики. Связь и иерархия нравственных ценностей. Понятие о нравственном законе, его содержании, источниках, императивности и внутреннем единстве. Естественный нрав­ственный закон и божественное откровение. Закон и нравст­венные идеалы. Понятие о правде, праве и справедливости. Фундаментальные нравственные категории; критерии и ори­ентиры нравственного бытия. Связь личности и общества в контексте нравственного бытия. Место этики в курсе наук о человеке. Божественное откровение как источник этического знания.



Система этического знания и практика нравственной жизни.

Личное блаженство в аспекте этического переживания. Субъективность личного нравственного переживания и усвое­ние личностью нравственных установок. Законническое и анархически-сентиментальное отношение к этическому со­держанию жизни. Эмоциональная окраска нравственного пе­реживания. Мотивы и поведение человека в осуществлению ценностного выбора. Нравственное созидание и разрушение личности. Взаимоотношение между идеалом, нравственной нормой и действительностью в личном самосознании. Несоот­ветствие между теорией и практикой. Свобода и нравствен­ное самоопределение. Нравственный поиск правды и добра и достоинство личности. Искаженность нравственного бытия.



Содержание искаженной нравственной действитель­ности.

Создание человека по образу и подобию. Богообразность и красота цельной личности. Искажение личностного бытия в грехопадении. Поврежденность умственных, волевых и эмоциональных способностей в грехопадении. Изменение личностного содержания и реальность общественной жизни. Спутанность и неопределенность добра и зла в личном и общественном сознании и бытии. Обширность и раздроблен­ность греховного содержания жизни. Взаимодействие грехов в падшей действительности. Основные особенности повреж­денного грехом бытия. Своеволие как извращение свободы. Ложь, рационализм, бессистемность, скептицизм, равнодушие к истине. Безразличие к жизни духовной и увлеченность пустыми ценностями мира. Бессилие в борьбе с грехом. Искаженность ценностного мира. Экстатичность и мечтатель­ность. Невоздержание и грехи плоти. Греховные радости и скорби. Греховные помыслы, соблазны, искушения, пристра­стия. Искаженности человеческих взаимоотношений. Отвра­щение к добру, стремление ко злу, неприятие нравственной борьбы. Страстная природа человека. Страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие. Гор­дость как фундаментальная страсть. Душевные болезни как проявления греховного бытия. Влияние мира, диавола и пло­ти на развитие греховной реальности. Бессущностность сата­низма. Автономное развитие человечества. Нравственный ас­пект автономного творчества. Стремление к умственной, ду­ховной и политической власти. Особенности страстной при­роды современного человека. Ветхозаветная нравственность. Декалог. Бессилие закона в нравственном переустройстве личности.



Основы христианского нравоучения.

Отношение ветхозаветной этики к благодатному со­держанию христианского нравственного мира. Бесконечное совершенство, нравственное перерождение и сыновняя лю­бовь к небесному Отцу - основные требования новозаветной этики. Божественная любовь и ее переживание в Новом За­вете. Новая заповедь любви - главное содержание нравствен­ного учения Христа. Любовь к Богу и к ближнему в их взаимодействии. Искажения любви. Свойства обновленной личности как выражение действующего в ней Духа Святого. Вера как религиозная интуиция. Вера как стремление к еди­нению личности человеческой с личностью Божественной. Практическое доброделание как выражение жизненной спа­сительной веры. Верная градация нравственных ценностей. Соотношение евангельского ценностного знания и человече­ских этико-психологических предпочтений. Необходимость иерархии нравственных ценностей. Личные и общественные иерархии. Необходимость личностных и общественных нрав­ственных порядков. Поклонение, прославление, исповедание Бога следование за Ним как точное основание личного эти­ческого устроения.



Содержание и значение Евангельских заповедей.

Смирение как фундамент духовной жизни и восстанов­ление внутреннего мира, мира с Богом и мира с ближними. Борьба с гордостью за обновленный личностный мир. Сми­ренномудрие блаженного плача. Кротость - образ будущего века. Поиск религиозной истины, правды жизни и нравст­венной праведности. Милосердие человеческое - выражение подобия Божественной милости. Практика любви. Радость сердца, исполненного милости. Миротворчество - и типология деятельности новой твари. Радость гонимых за правду Божию. Золотое правило нравственности ("как хотите, чтобы с вами поступали, поступайте и вы так с другими".) Содержа­ние заповеди как выражение духовно-нравственных идеалов. Высота евангельского нравственного содержания. Принципи­альная новизна евангельского закона. Заповеди как ориен­тиры нравственной жизни. Основные категории евангельско­го нравственного опыта. Нравственный мир апостольских по­сланий. Священное предание и его содержание в контексте этического опыта. Значение личности Христа для раскрытия личностного этического сознания и практики. Восполнение закона Иисусом Христом. Служение Христа как образ слу­жения его последователей. Благодать и нравственное пере­живание христианской жизни.



Практика новозаветной этической жизни.

Покаяние как начало новой жизни. Изменение ума и сердца. Плоды покаяния. Возрождение "новой твари" и ос­новные духовно-нравственные плоды новой жизни. Восста­новление цельности и гармонии личности. Сознание внутрен­него мира обновленного Христом и христианством личности. Аскетическое творчество и борьба с грехом; раскрытие личностных качеств, соответствующих христианским установкам. Стремление к поиску воли Божией и исполнение ее. Чувство духовного ранга и послушание. Значение облагодатствованного разума и чувств в созидании обновленной этической жиз­ни. Использование опыта церкви в практике противостояния злу. Самоотвержение как необходимое условие и практика следования за Христом. Стремление к духовному блаженству в его этических содержаниях и формах. Стремление к святости как главное направление практического нравственного устройства. Виды и формы святости.



Поиск евангельского содержания в человеческих от­ношениях и в общественной жизни.

Стремление к беспристрастности, чистоте и содержа­тельности в человеческих отношениях. Поиск и делание доб­ра людям. Неосуждение личности и созидание внутреннего мира. Приятие ближних по образу Христа ("во славу Божию"). Самоотверженное служение ближним ради их спасе­ния. Условия этического делания, созидающие единство ме­жду людьми. Выявление нравственного смысла в человече­ских отношениях. Семейная этика: взаимоотношения супру­гов. Семейная этика: взаимоотношения родителей и детей. Семья как малая церковь. Церковь как выявление духовно-нравственного единства. Этика общественного служения. Этические смыслы взаимодействия в "малых группах". Рас­крытие нравственного содержания в больших группах. Взаи­модействие личности с общенациональным этическим созна­нием. Выявление этического содержания жизни в контексте общецерковной нравственности. Церковь и общественная жизнь.



Нравственное богословие как дисциплина.

Место Нравственного богословия в системе богословского образования, понятие, предмет, содержание и значение науки.



Необходимость изучения Нравственного богословия.

Пастырская деятельность и Нравственное богословие, лич­ная нравственная ответственность христиан в условиях новой ситуации в мире.



Нравственное богословие и нехристианская этика.

Раннехристианская этика и греческая философия, совре­менные нравственные проблемы и новые философские школы, связь Нравственного богословия с нехристианской эти­кой между собой и с другими науками.



Проблема личности в Нравственном богословии.

Специфика и универсальность Нравственного богословия. Нравственное богословие, Божественное Откровение и фило­софское знание. Нравственное богословие: его содержание, основание и принцип рассмотрения христианской нравствен­ности. Источники Нравственного богословия: Священное Пи­сание (важнейшие места Евангелия от Матфея и Посланий св. апостола Павла), Священное Предание (догматическое учение Церкви, Нравственно-экзегетические творения свя­тых отцов и учителей Церкви, агиография, литургическая традиция, гомилетическое наследие Церкви, Канонические памятники, нравственно-аскетическая литература. Их место, значение и ценность для науки Нравственного богословия), источники, не связанные с Откровением (позитивная, нор­мативная, философская, практическая этика, их предмет и цель; другие источники, не связанные с Откровением).



История Нравственного богословия.

Периодизация истории христианской этики. Характеристика патристического периода (I-VIII вв.). Специфика раннехристианской этики, первые попытки изложения христианского нравственного учения, памятники христианской этики. Ха­рактеристика поздневизантийского периода (IХ-ХVI вв.): его специфика, авторы. Характеристика современного пери­ода (ХVII-ХХ вв.): его специфика; Нравственное богословие в России, его история и оценка; греческие школы нравст­венного богословия (методология Афинской, Константино­польской и Фессалоникийской школ). Задача современного русского нравственного богословия.



Проблема личности в Нравственном богословии.

Догматическое учение Церкви и Антропология в подходе Нравственного богословия к проблеме личности. Личность в свете догматического учения Церкви: ее понятие, не­постижимость, своеобразие, неповторимость, ценность и достоинство. Неделимость и неразрушимость бытийной структуры личности и догмат о сотворении личности Богом из ничего. Богословское осмысление личности и догмат о Боговоплощении. Онтологическая причастность личности ко Христу - метафизическому основанию каждой человечес­кой личности. Эмпирический аспект в интерпретации лич­ности. Нравственность как ответ человеческой личности на благость Божию. Становление личности в определяющем ее мире. Формирование личности и объективные детерми­нанты.



Нравственное начало в становлении личности.

Онтологическая функция нравственного начала и три сферы бытия. Факторы формирования жизни в трех сферах бытия: природной, социально-культурной и религиозной. Понимание формирования личности в сфере природного существования. Этический смысл воздержания. Овладение внешним миром и собственным поведением, как один из основных аспектов нормирования личности. Социально-культурная среда как сфера формирования личности: библейский образ Адама и ориентация нравственной природы человека на общение, стремление личности в процессе ее формирования в соци­ально-культурной среде, конкретный аспект данного формирования. Христианское миросозерцание как Фундамент этики в области церковно-религиозной жизни. Несостоятель­ность морали вне признания Божественной природы хрис­тианства, и Церкви. Нравственный идеал Богочеловека, стяжание благодати в Церкви и формирование нравствен­ной личности в области религиозной церковной жизни.



Развитие личности и мировоззрение ребенка.

Сущность формирования в первоначальный период. Период от натуральной жизни к культурной. Открытие вещей в их функциональном значении. Развитие взаимоотношений с людьми. Невозможность сохранения в памяти впечатлений 1-го года жизни (идеи Фрейда и Уотсона). Органический и культурный момент как решающий перемены в формирова­нии ребенка. Переломные моменты в жизни. Этап стихий­ного склада личности и открытие себя как личности. Ха­рактеристика развития личности в школьном возрасте.



Формирование религиозного сознания.

Два фактора формирования веры в раннем возрасте. Сокраментальная и литургическая жизнь Церкви и домашнее ре­лигиозное воспитание как пути формирования религиозного сознания ребенка. Страх Божий как первоначальная форма веры и его значение в религиозном формировании личности. Динамика и непостижимость формирования религиозного со­знания.



Формирование ценностного сознания.

Ценностное сознание и выбор. Развитие ценностного со­знания. Ценности как эмоциональные последствия. Прави­ла поведения и ценности. Ослабление драматической на­пряженности выбора в процессе совершенствования лич­ности. Значение истинной ценности.



Развитие личности в среднем возpaстe.

Понятие самоактуализации и ее примеры. Понятие озабо­ченности, ее характерные черты.



Стадии развития личности.

Критические периоды в развитии личности. Характеристики стадии развития молодых людей. Характеристика стадии среднего возраста: осознание расхождения мечты с дей­ствительностью, проблемы убывания физических сил. Раз­решение кризиса среднего возраста. Период жизни после 50-ти лет: стабилизация, проблемы здоровья. Характерис­тика периода жизни после 60-ти лет. Восхождение в горний мир.



Реальность естественного нравственного закона.

Принятие естественного нравственного закона как все­общего принципа в православном богословии. Естественный нравственный закон и общечеловеческий нравственный опыт. Нравственность, как фундаментальная основа строя человеческой жизни. Что значит быть нравственным? (По­рядок души и порядок окружающего мира). Правовые и эти­ческие нормы как обнаружение естественного нравственно­го закона.



Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла.

Рим. 2,14-15 и проблема естественного нравственного закона. Влияние стоицизма на мысль ап. Павла. Основ­ная тема Послания к Римлянам. Основные положения в учении св. апостола Павла о естественном нравственном законе. Существенное отличие стоического учения от концепции святого апостола Павла.



Естественный нравственный закон в учении отцов Церкви.

Учение о естественном нравственном законе и христиан­ский опыт обожения. Свидетельства Афиногора, св. Иустина Философа, св. Иринея Лионского, Климента Александ­рийского, Оригена, Тертуллиана, св. Мефодия Олимпского, епископа Евсевия Кесарийского, св. Афанасия Великого, св. Григория Богослова, св. Василия Великого, св. Иоанна Зла­тоуста.



Содержание естественного нравственного закона.

Нахождение общего знаменателя среди разнообразных нравственных норм. Отождествление содержания естествен­ного нравственного закона с декалогом. Конкретизация естественного нравственного закона в Богооткровенном законе и моральных кодексах различных культур.



Теории нравственной санкции.

Происхождение и суть психологической теории нравствен­ной санкции, проблема врожденности нравственного чувст­ва. Начало, содержание и недостаток социально-апробативной теории. Смысл теологической теории и преодоление в ней недостатков 2-х прочих теорий.



Автономная этика.

Понятие автономии. Основная черта в стремлении к ав­тономии. "Автономия" у Канта. Две формулировки "кате­горического императива" Канта. Кантово понимание "кате­горического императива" и автономия. Ограниченность кон­цепции Канта.



Естественный нравственный закон и православная этика.

Евангелие и естественный нравственный закон: недоста­точность последнего. Евангельская этика и нравственное учение Ветхого Завета (Свидетельства Евангелия и Святых Отцов). Постоянное совершенствование нравственных тре­бований естественного нравственного закона, учение Вет­хого Завета, Евангельский закон, апостольские и святоотеческие заповеди. Цель нравственных норм Церкви.



Эмоциснально-потребностная сфера в структуре личности.

Возникновение и место эмоций, влечений и потребностей в структуре личности. Эмоционально-потребностная сфера и восприятие человека подлинной творческой личностью. Распространение требований нравственного закона на эмо­ции, влечения, потребности и ограниченность биологичес­кой теории.



Виды эмоциональных состояний.

Универсальное значение эмоций и восприятие жизни. Проблема терминологии для описания эмоциональных состояний. Основные виды эмоциональных состояний: чув­ство, аффект, страсть, настроение. Определения эмоций.



Возникновение, продолжительность и диапазон эмоций.

Возникновение эмоций: важность или внезапность события? Возникновение и проявление эмоций. Глубина, устойчивость, продолжительность и эмоциональный фон переживаний. Диа­пазон эмоций и уровень потребностей. Рядовое и доминиру­ющее самоутверждение.



Функции эмоций.

Оценочная функция эмоций. Функция регуляции деятель­ного человека и ценность потребности. Значение эмоций в побуждении человека к деятельности. Другие важные функции эмоций.



Христианский взгляд на эмоции.

Стоическое и гедоническое воззрения на эмоциональную жизнь человека. Христианский взгляд на эмоции: пример Христа, освящение в Нем подлинности высших человеческих чувств, заповедь ап. Павла. Две категории чувств по учению св. отцов Церкви, святоотеческая тер­минология. Отношение духовного чувства ко внешним. При­знание иерархии чувств.



Роль эмоций в нравственной.

Роль эмоций и решение воли. Эмоции и контроль разума над ними. Нравственный характер эмоций. Ответственность за отрицательную эмоцию. Три вида эмоций, способных сыграть отрицательную роль в нравственной жизни чело­века и ответственность за них. Контроль над чувствами, их очищение и освящение в Церкви.



Влечение как эмоциональное переживание потребности.

Влечение как первичный этап в развитии потребности. Понятие влечения. Потребность как осознанная цель. Двойственность природы влечения. Религиозные запросы челове­ческого духа как характерный пример высших духовных вле­чений. Активность влечения.



Возникновение, характер и контролируемость влечений.

Две причины возникновения влечения. Закономерность в возникновении влечений: периодичность элементарных и постоянство высших духовных влечений. Характер влече­ния. Реализация влечений и осознание конкретных нрав­ственных целей. Конфликт влечений и контроль разума. Проблема соответствия влечения истинным потребностям. Уровень развития личности и оценка влечений.



Потребность как стремление личности к переживания блага.

Понятие потребности. Постоянное преодоление личностью дискомфортного состояния. Ориентация личности на внеш­ние блага и их интериоризация. Созидание личностью внутренних духовных благ и их экстериоризация. Разли­чие внешних и внутренних благ. Потребность в переживании блага как основной принцип личностного бытия. Устремление души к вечным благам.



Основные категории потребностей.

Витально-органические потребности: их роль, место в иерархии потребностей и опосредованный характер. Эгоцентрически-личные потребности: их роль, культурно-историческая детерминированность, проблема их подчинения высшим духовным потребностям. Высшие потребности: их классификация, исторический и структурно-динамический аспекты, принципиальное отличие их удовлетворения.



Аффилактивная потребность.

Понятие афффилактивной потребности. Примеры ее выражения.



Потребности в структуре жизнедеятельности личности.

Различие интерпритации потребностей: воззрения Фрейда и христианский анализ ее, мнение Адлера, иерархия потребностей по Маслоу, концепция мотивации поведения Леонтьева. Потребности в структуре развивающейся личности.



Формирование потребности в процессе становления личности.

Смысл гетерохронности в развитии личности. Смысл цикличности в процессе становления личности. Общая тенденция в развитии потребностей. Характерные черты потребностей у людей разного возраста. Эмоциональная неустойчивость и понятие об инстинкте момента. Процесс формирования высших потребностей и их значение для мировоззрения и жизненного строя личности.



Нравственное сознание в структуре личности.

Невыводимость нравственного сознания из каких-либо причинно-следственных предпосылок. Его идеальная природа. Функция нравственного сознания, как части общего сознания. Двойственная очевидность, открываемая нравственного сознания. Самооценка личности. Способность познания этического смысла всего окружающего и бытие личности. Место и роль нравственного сознания в структуре личностного бытия. Важнейшие формы нравственного сознания.



Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания.

Определяемоcтъ нравственной сформированности личности уровнем ее нравственного сознания. Стыд как элементарная функция нравственного сознания. Смысл переживания стыда. Стыд как выражение отношения человека к своему пророческому началу. Значение стыда в развитии личности.



Стыд как переживание вины и экзистенциальной исключительности.

Переживание стыда и осознание вины, эмпирическая непостижимость последнего. Несоответствие поступка этической норме и сознание вины. Переживание сознания вины в ситуациях межличностных отношений. Различные соотношения стыда, вины и смущения. Переживание смущения и осознание человеком своей экзистенциальной исключительности. Разрешение экзистенциальных затруднений христианским смирением.



Стыд и несостоятельность ложной надежды.

Cтыд как один из ключевых категорий Священного Писания. Библейские ситуации, вызывающие стыд. Библейские противопоставление ложной надежды и истинной надежды праведника. Значение кеносиса Христа и его несовместимость с надеждой праведника с точки зрения ветхозаветного сознания. Эсхатологический аспект в библейском понимании стыда.



Совесть как категория нравственного сознания.

Интерпретация всей нравственно осознанной деятельности личности в совести. Очевидность реальности совести. Народная мудрость и художественная литература о совести. Отражение в совести общечеловеческого нравственного сознания с его аксиомами естественного нравственного закона. Личная совесть как связующее звено нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всем окружающем мире.



История термина "совесть" в античной и христианской письменности.

Употребление термина "совесть" в греческой письменности до эпохи Нового Завета: специфика понимания "совести" у Демокрита, общепринятый смысл, свидетельства Цицерона и Сенеки o религиозном характере совести. Реальность совести в Ветхом Завете: еврейское соответствие греческому слову "совесть", понимание реальности совести в Ветхом Завете, совесть и Завет. Учение о совести в Новом Завете: ветхозаветная терминология Четвероевангелия, терминология Павла, понимание совести у Павла, его специфика и широта, употребление термина "совесть" у ап.Павла в общепринятом значении, качества совести по ап.Павлу. Два главных аспекта раскрытия понятия "совесть" в Новом Завете.



Взгляд на совесть в патристической письменности.

Развитие и углубление христианского понимания глобального характера совести в творениях святых Отцов и учителей Церкви: специфика понимания Оригена, описание совести у Иеронима, свидетельства блаж. Августина, Климента Александрийского, святителя Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителя Иоанн Златоуста, прп. Нила Синайского. Святоотеческое учение о нормативах совести: мысли Оригена, аввы Дорофея. Усвоенние и углубление понятия совести в святоотеческой письменности.



Теории совести.

Необходимость комплексного подхода к изучению совести. Понимание совести в мистических воззрениях: олицетворения совести, свидетельства прп. Иоанна Лествичника и свт. Феофана Затворника, мистическая интерпретация совести в позитивизме. Рассмотрение совести в схоластике. Взгляд на совесть в интуитивизме. Эмпирические теории совести: ее интерпретация во фрейдизме, бихевиоризме. Специфика каждого из указанных подходов.



Функционирование совести.

Совесть как выражение всего нравственно-психологического функционирования личности. Участие ума, чувства и воли в функционировании совести. Три измерения в представлениях о совести. Функционирование совести и нравственная самооценка.



Основные функции совести.

Классификация функций совести. Смысл законодательной функции (авторитет совести), смысл судебной функции (достоинство совести). Смысл исполнительной функции (свобода совести). Динамика функционирования совести.



Состояние совести.

Развитие и деградация совести. Добрая совершенная совесть. Угасшая и окаменевшая совесть. Неуничтожимость совести. Негативные состояния совести при недостаточном осуществлении законодательной функции: понятие о несведущей, колеблющейся и погрешительной совести. Негативные состояния совести при недастаточном осуществлении судебной функции: понятие о немощной, усыпленной и ожесточенной совести. Негативные состояния совести при недостаточном осуществлении исполнительной функции: понятие о пристрастной, лицемерной и сожженной совести.



Освящение совести.

Характеристика состояния нечистой совести. Средства освящения совести. Понятие о сверхчувствительной совести, ее порочность.



Воспитание совести.

Динамический процесс формирования христианской совести. Неразвитость совести в раннем возрасте. Постепенность в формировании совести и значение благодати Святого Духа в этом процессе. Христианское воспитание совести в жизни Церкви. Опыт функционирования совести в раннем и совершеннолетнем возрасте. Значение христианского воспитания совести.



Нравственное учение о долге.

Центральное положение идеи долга в некоторых философских системах. Термин "деонтология". Возникновение и формирование понятия долга в опыте повседневной жизни. Связь понятия долга с понятиями достоинства и блага. Благо и достоинство как глубокие внутренние характеристики личности.



Метафизический и этический аспекты должного.

Два аспекта понятия должного в Священном Писании. Метафизический аспект должного и акт творения и искупления, исполнение долга и понимание оправдания. Метафизический аспект и искупленное предназначение человека. Освещение понятий должного и недолжного в Новом Завете.Совпадение метафизического и нравственного аспектов в идеальном выражении. Значение в этом веры.



Интерпретация долга в философии И. Канта и Федорова Н.Ф.

Универсальное значение долга пред самим собой в учении Канта. Противопоставление лжи истине как нарушение долга пред самим собой. Внешняя и внутренняя ложь. Соответствие поступка требованиям нравственного закона согласно Канту. Этическая ценность и недостатки деонтологии Канта. Идеи о долге Достоевского и Федорова, их оценка.



Долг как сознание нравственной необходимости.

Долг и нравственное сознание. Долг и осуществление идеала в жизни. Структурные элементы содержания понятия долга. Нравственный идеал в жизни Церкви.



Практическая деонтология запада и православная этика.

Пороки практической протестантской деонтологии и ее коренное отличие от православной этики. Ошибочность практической католической морали и ее несоответствие учению Православной Церкви.



Обязанность как требование нравственного закона.

Осознание необходимости выполнения нравственных требований. Важнейшие структурные компоненты содержания обязанности. Самопринуждение. Роль сознания обязанности в формировании личности. Принципиальное различие между понятиями долга и обязанности. Комплекс обозанностей и их коллизия. Причины коллизии обязанностей. Необходимость правильной нравственной ориентации для ее устранения.



Определение и содержание понятия ответственности.

Определение нравственной ответственности. Нравственная ответственность как форма нравственного сознания. Нравственное доверие и ответственность. Основной смысл нравственной ответственности. Связь сознания достоинства с понятием достоинства и свободы. Компоненты, содержащие понятие нравственной ответственности. Глубина нравственной ответственности и значимость переживания личностью ситуации и ее места в ней. Формирование сознания нравственной ответственности.



Ответственность как принцип отношения к жизни.

Ответственное отношение к жизни. Всеобщая ответственность за всякое личное зло. Ответственность человека за свою эсхатологическую судьбу. Кризис религиозной веры и утрата сознания нравственной ответственности. Следствие отсутствия личной ответственности. Отношение нравственно-безответственной личности к окружающим. Характеристика личности с высоким сознанием нравственной ответственности. Всеобщий аспект человеческой нравственной ответственности.



Нравственная ответственность и проблема личной виновности.

Установление виновности или невинности и пастырское окормление. Проблема личной ответственности и вопрос о различных нравственных возможностях личности. Тенденции современной психологии и их критика со стороны Церкви. Зависимость виновности или невиновности от ценности поступка по отношению к абсолютной цели человеческого предназначения.



Универсальное значение ответственности как формы нравственного сознания.

Сознание ответственности и значение нравственного выбора. Сознание ответственности и требования нравственного закона. Высшее оправдание сознания ответственности.



Понятие воздаяния в Священном Писании.

Представление человека о воздаянии. Бескорыстность в религиозной жизни. Два принципиальных момента в рассмотрении вопроса воздаяния в Ветхом Завете. Смысл и содержание воздаяния в Новом Завете. Отличие ветхозаветного и новозаветного понимания воздаяния: проблемa земного воздаяния. Временное наказание. Понятие наград и воздаяний в Новом Завете.



Воздаяние как онтологический принцип.

Воздаяние и онтологическая структура бытия. Воздаяние как онтологический принцип. Соотношение личного биографического времени с вечностью. Соответствие структуры нравственно сформированной личности онтологическому универизму бытия. Переживание полноты или ущербности бытия как принципиальный аспект реальности воздаяния. Воздаяние и степень нравственной сформированной личности.



Сознание воздаяния в личной жизни.

Жизненный опыт воздаяния. Формирования сознания воздаяния в детском возрасте. Священное Писание и глубина личного сознания воздаяния. Личный жизненный опыт и реальность будущего знания. Воздаяние и личное оправдание пред Богом. Православное понимание оправдания человека в Христе. Воздаяние и обновление всего человеческого естества.


Библиография.

  1. Аристотель. Этика. СПб., 1907.

  2. архиеп. Арсений (Жадановский). Духовный дневник. М., 1914.

  3. архиеп. Иннокентий (Херсонский). Сочинения. Т. 10. СПб., 1875.

  4. архим. Варфоломей. Христианская жизнь, или черты деятельного благочестия по учению св. отцов православной церкви. М., 1912.

  5. архим. Иаков (Пятницкий). Нравственная свобода чело­века в христианстве. М., 1914.

  6. Архим. Иоанн. Об истинном Христианстве. СПб., 1875.

  7. архим. Платон (Игумнов). Православно-нравственное бо­гословие. ТСЛ., 1996.

  8. архим. Сильвестр (Лебединский). Истиннная пища или душеспасительные размышления. М., 1845.

  9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Самопознание. М., 1991.

  10. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России. СПб., 1901.

  11. Булгаков C.H. Свет Невечерний. М., 1917. (или репринт)

  12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции. Тексты. МГУ, 1984.

  13. Вундт Вильгельм. Этика. СПб., 1887.

  14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1934 (или переиздание)

  15. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Париж.

  16. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. М., 1914.

  17. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

  18. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

  19. Гусейнов А.А., Геррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

  20. Дробницкий О.Г. Нравственные санкции теории. Философ­ская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 102.

  21. еп. Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Ниж. Новгород, 1996.

  22. еп. Михаил (Грибановский). Над Евангелием. Симферо­поль, 1898.

  23. иг. Филарет. Конспект по нравственному богословию. М.

  24. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

  25. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

  26. Ильин И.А. О России. М., 1991

  27. Иодль. История этики в новой философии. М., 1898.

  28. Карлейль Т. Этика жизни. М., 1900.

  29. Карсавин Л.Н. Философия истории. СПб., 1993.

  30. Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви. М., 1994.

  31. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

  32. Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1927.

  33. Козловский Ю. Новый моральный порядок: карнавал без смеха (Американская культура в конце XX века). Россия и Запад: диалог куль­тур. М., 1994.

  34. Коменский Я.А. Сочинения. М., 1997.

  35. Ктитарев Я.К. Вопросы религии и морали в русской ху­дожественной литературе. 1909.

  36. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993.

  37. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

  38. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

  39. М. Олесницкий. Нравственное богословие или христиан­ское учение о нравственности. Пг., 1915.

  40. Нечипоров Б., протоиерей. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

  41. Никодим (Святогорец). Невидимая брань. М., 1892.

  42. О вере и нравственности по учению православной Церкви. Сборник статей. М., 1991.

  43. Пестов Н.Е. Современная практика православного бла­гочестия. СПб., 1994.

  44. преп. Амвросий (Оптинский) Сборник писем и статей. М., 1894.

  45. прот. Гр. Дьяченко Духовный мир. М., 1898.

  46. прот. М. Березин. Православно-христианское нравоуче­ние. Тверь, 1915.

  47. прот. Попов Е. Нравственное богословие для мирян. М., 1996.

  48. Проф. В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете хрис­тианской антропологии. М., 1993

  49. св. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский. Моя жизнь во Хри­сте. СПб., 1893.

  50. свят. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. М., 1996.

  51. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1906.

  52. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918.

  53. Фома Кемпийский. О подражании Христу. М., 1874.

  54. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.

  55. Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1976.

  56. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  57. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

  58. Янышев И., протопресвитер. Православно-христианское учение о нравственности. СПб., 1906.

Экзаменационные вопросы.



Учебная программа

по Патрологии

для 3-го курса отделения заочного обучения Витебской Духовной Семинарии (6-ой семестр)
Программа курса

Введение. Предмет и задачи курса.

Понятия «патристика» и «патрология».Патрология как научно-богословский предмет. Содержание патрологии. Задачи патрологии. Значение патрологии. Отношение патрологии к другим научно-богословским предметам. Понятие, о святых отцах, церковных писателях и учителях Церкви. Авторитет святых отцов. Методы, патрологии и научно-исследовательская работа патролога. Краткая история патрологической науки (XVI-XX вв.). Русская патрология. Периодизация курса патрологии. Основные учебные курсы и пособия.

Доникейская эпоха (I-III вв.).

Мужи апостольские.

Понятие о мужах апостольских и их творениях (святитель Климент, епископ Римский; священномученик Игнатий, епископ Антиохийский; священномученик Поликарп, епископ Смирнский, Учение двенадцати апостолов, послание Варнавы, "Пастырь" Ерма, епископ Иерапольский Папий).



"Учение двенадцати апостолов" ("Дидахи"). (кон.I - нач.II). Открытие в 1883 г. Вопрос о датировке этого анонимного произведения. Композиция его. Содержание: путь жизни и путь смерти. Основные черты: а) нравственно-практический характер; б) сведения о апостолах, пророках, учителях, епископах и диаконах; в) эсхатология, черты хилиазма. Значение памятника для истории богослужения и канонического права.

Священномученик Климент, папа Римский. Сведения о его жизни. "Послание к Коринфянам": Учение о Церкви и церковном Предании в нем. Так называемое "Второе послание св. Климента" - древнейшая из сохранившихся раннехристианская проповедь. Христология и экклесиология послания. Неподлинные творения, приписываемые св. Клименту Римскому.

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Жизнеописание, характерные черты личности, церковное служение и мученическая кончина.. Послания святителя Игнатия; особенности трех редакций. Догматическое содержание Посланий святителя Игнатия: отношение к Ветхому Завету; христология; особенности учения о Церкви и епископе; кафоличность (единство земной и небесной Церкви). Св. Игнатий и св. Поликарп.

"Послание Варнавы". Вопрос об авторе, месте послания и датировке послания. Содержание послания: постановка автором проблемы духовного толкования Ветхого Завета. Этическое учение ("два пути"); сравнение с "Дидахи". Следы хилиастических идей в послании.

«Пастырь» Ермы. Гипотезы о времени и месте написания сочинения. Композиция его. Богословие "Пастыря": неточности и неясности в учении о Святой Троице и христологии; учение о предсуществующей Церкви; этика. Символический язык и образность мышления "Пастыря".

Апологеты.

Понятие о раннехристианских апологетах и их творениях (Кодрат, Аристид, Послание к Диогнету, Аристон Пеллейский, святой му­ченик Иустин Философ, Татиан, Афинагор, епископ Антиохийский Феофил, Ермий философ, Марк Минуций Феликс). Начало греческой апологетики: Кодрат.

"Апология" Аристида, ее содержание; христианство как истинное и чистое выражение идеи Бога.

"Послание к Диогнету". Датировка сочинения, его композиция и содержание. Доказательство превосходства христианства над язычеством и иудейством. Учение о Домостроительстве спасения. Постановка вопроса о православном "гнозисе".

Святой мученик Иустин Философ. Жизнеописание: обращение в христианство, создание им в Риме школы и мученическая кончина. Творения: "I апология против язычников" (ок. 152-153). "2 апология против язычников" (ок. 152-153), "Диалог с Трифоном иудеем" (после 153). Утерянные творения св. Иустина. Богословие святого Иустина Философа: отношение к древней филосо­фии и следы влияния стоической философии; учение о Боге; учение о Логосе и Святом Духе; субординационизм; учение об ангелах и злых духах. Домостроительство спасения в изображении св. Иустина. Учение о Церкви и Ее таинствах. Эсхатология.



Татиан Ассириец, его "Диатессарон" и "Речь к Эллинам". Решение проблемы соотношения христианства и эллинской культуры (отличие от св. Иустина). Энкратизм Татиана.

Афинагор Афинянин; его творения. Первая попытка построения им "научного богословия". Развитие учения о Св. Троице; ангелология, этическое учение. Вопрос о телесном воскресении и его обоснование у Афинагора.

Св. Феофил Антиохийский. Скудные сведения о его жизни. Сочинение "К Автолику"; утерянные призведения. Богословие св. Феофила ("Троица", учение о Логосе, проблема бессмертия души).

Св. Мелитон Сардский. Сохранившиеся фрагменты его творений. Находка сочинения "О Пасхе". Типологическое толкование ветхозаветной пасхи. Проблема соотношения двух заветов. Христология св. Мелитона и его учение о спасении.

Западные христианские писатели II-III вв.

Апокрифические Евангелия. Полемика с язычеством. Гностицизм и борьба Церкви с ним. Характеристика различных гностических систем: общее и частное. Суть гностической угрозы и борьба церковных писателей с ней.

Священномученик Ириней, епископ Лионский. Сведения о жизни. Творения:: "Обличение и опроверже­ние лжеименного разума" (ок. 180-190), "Доказательство апостольской проповеди" (ок. 190-200).. Развитие им христианского вероучения в борьбе с гностицизмом. Учение святого Иринея: источники вероучения; доказательство апостольского происхождения церковного предания; учение об апостольских Церквах и епископе; учение о Логосе; учение о спасении; антропология; эсхатология.

Св. Ипполит Римский. Особенности жизни и канонического положения св. Ипполита в Римской Церкви. Сочинения Ипполита: антигностические («Философумены»), экзегетические и литургико-канонические («Апостольское Предание»), их значение. Слабые места в троическом богословии и учении о Церкви.

Тертуллиан. Жизнь и литературная деятельность. Догматические и этические взгляды Тертуллиана; его свидетельство о "правиле веры". Эволюция взглядов Тертуллиана; распределение сочинений по периодам жизни. Монтанизм Тертуллиана.

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Жизнь, пастырские труды и мученическая кончина. Творения: 1) аполо­гетические; 2) догматические; 3) канонические; 4) нравственные (трактаты); 5) письма. Учение святого Киприана: учение о единстве Церкви; кафоличность (единство поместных Церквей); учение о епископе; от­ношение к вопросу о принятии падших и крещении еретиков; средства искупления грехов.



Возникновение христианской науки и христианской философии.

Александрийская школа во II - начале III вв: возникновение и становление. Пантен. Антиохийская школа в III- IV вв: возникновение и становление. Лукиан.

Климент Александрийский. Жизнеопи­сание. Сочинения: 1) Трилогия - Увещатель, Педагог, Строматы (Учитель); 2) экзегетические (ипотипозы); 3) гомилитические; 4) канонические ("пасхалисткие"). Утерянные труды. Основные черты учения Климента. Православный "гносис" в понимании Климента. Эллинская философия и ее место в системе Климента. Учение о Боге; учения о Логосе и личности Христа; аллегоризм (творения мира, грехопадение); эсхатология (отрицание хилиазма и вечности мучений).

Ориген. Жизнеописание. Сочинения: 1) библейско-критические; 2) библейско-экзегетические; 3) догматические ("О началах"); 4) апологетические ("Против Цельса"); 5) Нравственные ("Увещание к мученичеству"); 6) письма. Учение 0ригена. Метод - правило веры. Ориген - экзегет. Учение о Боге. Учение о Логосе и Сыне Божием. Христология. Учение о Святом Духе. Субординационизм. Космология. Учение о спасении. Эсхатология. Его духовно-нравственное учение. Заблуждения Оригена: апокатастасис, предсуществование душ; космос и его порядок в системе Оригена. Св. Григорий Чудотворец как ученик Оригена. Св. Мефодий Олимпийский как богословский противник Оригена. Наследие Оригена, в последующее время и его оценка.



Библиография.

Источники

  1. Апокрифические апокалипсисы / Пер. Витковских М. и В. СПб., 2000.

  2. Ерм. Пастырь. М., 1997.

  3. Климент Александрийский. Педагог. М., 1996.

  4. Ориген. О началах. Самара, 1993.

  5. Ориген. Против Цельса 1—4. М., 1996.

  6. Ориген. Увещание к молитве. Ярославль, 1892 (репр.).

  7. От берегов Босфора до берегов Евфрата / Под ред. Аверенцева С.С. М., 1987 (антология текстов).

  8. Отцы и учители Церкви III века. Антология (в 2-х томах). Сост. иером. Иларион (Алфеев). М., 1996.

  9. Писания Мужей Апостольских. Рига, 1992.

  10. Раннехристианские апологеты II-III веков / Под. ред. Десницкого А.С., Муравьева А.В. М., 1999.

  11. Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, изд-во "Жизнь с Богом ", 1988.

  12. Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996.

  13. Св. Ириней Лионский. Творения. Серия: «Библиотека Отцов и учителей Церкви», т.2. М., 1996.

  14. Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. Серия: «Библиотека Отцов и учителей Церкви», т.1. М., 1994.

  15. Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., 1996.

  16. Св. Киприан еп. Карфагенский. Творения. Серия: «Библиотека Отцов и учителей Церкви», т.6. М., 1999.

  17. Сочинения древних христианских апологетов / Под ред. Дунаева А.Г. СПБ., 1999 (лучшее изд переводов).

  18. Тертуллиан. Апологетик// Богословские труды. 1984. Т. 25.

  19. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Рекомендуемая литература

  1. Архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

  2. Архим. Киприан (Керн). Патрология, часть 1. Париж-Москва, 1996.

  3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, 2 и 4 тт. М., 1994.

  4. Епифанович С.Л. Патрология. Церковная письменность I-III веков. Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910-1911 учебном году. Ркп МДА. (Подготовлены под ред. Муравьева Н.И. в 1951 г.).

  5. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М., 1994.

  6. Мейендорф И., прот. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000.

  7. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. М., 1992.

  8. Попов И.В. Курс лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916.

  9. Сидоров А.И. Курс патрологии. Книга I. (лекции). М., 1996.

  10. Сидоров А.И. Начало александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский // Ученые записки Российского православного Университета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. Вып. 3.

  11. Скогорев А.П. Апокрифические Деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. СПб., 2000.

  12. Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.

Экзаменационные вопросы.
Учебная программа

по Истории Русской Православной Церкви

для 3-го курса отделения заочного обучения Витебской Духовной Семинарии (6-ой семестр)
Программа курса.

Русская Церковь, разделенная на две митрополии (1461 – 1589 гг.).


следующая страница >>



Есть два типа мужчин: одни молодые, симпатичные, с будущим; другие подумывают о женитьбе. «Пшекруй»
ещё >>