Похожие работы
|
Программа по предмету «Музыка» для 3 класса Учитель: Н. А. Осышная Пномпень 2012г - страница №1/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
для 3 класса
Учитель: Н.А.Осышная
Пномпень
2012г.
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений:
- фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном язык, первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;
-активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Данная рабочая программа составлена на основе типовой программы по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством программа В.В.Алеева, Т.Н. Кичак
включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений.
Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане в 1-4 классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 136 часов). В 3 классе на изучение предмета отводится 34 часа.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод создания «композиций»;
-метод игры;
-метод художественного контекста;
-метод концентричности организации музыкального материала.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса
Требования заключаются:
- в наличии интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- в умении высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации — вопрос, восклицание, жалость, радость, устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, жизненными проявлениями);
- в узнавании некоторых музыкальных произведений, изученных в 3 классе (не менее трех);
-в знании имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
- в знании музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.
Поурочно-тематическое планирование
3 класс (34 ч)
Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»
№
п\п
|
Тема
|
Музыкальный материал
|
1
|
Картины природы в музыке
|
К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание);
М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение);
К. Певзнер, стихи А Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение);
Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение).
|
2
|
Может ли музыка «нарисовать» портрет?
|
К. Дакен. Кукушка (слушание);
С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание);
Кукушка. Швейцарская народная песня (пение);
М. Старокадомский, стихи А. Барто. Любитель-рыболов (пение).
|
3
|
В сказочной стране гномов
|
Э. Григ. Шествие гномов (слушание);
Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение);
А. Журбин, стиха И. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация)
|
4
|
Многообразие в единстве: вариации
|
П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание);
В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).
|
5
|
«Дела давно минувших дней...»
|
М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
Е. Птпичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).
|
6
|
«Там русский дух... там Русью пахнет!»
|
Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание);
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);
Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. Родные места (слушание, пение).
|
7
|
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»
|
С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание);
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живешь (пение).
|
8
|
Бег по кругу: рондо
|
Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание);
М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Веселое рондо (пение).
|
9
|
Какими бывают музыкальные интонации
|
Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание);
В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);
М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание);
Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах);
Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).
|
10
|
Какими бывают музыкальные интонации
|
Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание);
В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);
М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание);
Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах);
Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).
|
11
|
Какими бывают музыкальные интонации
|
Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание);
В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);
М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание);
Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах);
Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение);
Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).
|
12
|
Знаки препинания в музыке
|
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание);
Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, главная пар¬тия (слушание);
Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение).
|
13
|
«Мороз и солнце, день чудесный...»
|
П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);
Е. Крылатое, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация).
|
14
|
«Рождество Твое, Христе Боже наш...»
|
A. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»
(слушание);
Н. Римский-Корсаков. Колядка дивчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание);
B. Алеев, стихи Т. Науменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);
Е. Птичкин, стихи В. Степанова. Художник Дед Мороз (пение);
Е. Крылатое, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение).
|
15
|
«Рождество Твое, Христе Боже наш...»
|
A. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»
(слушание);
Н. Римский-Корсаков. Колядка дивчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание);
B. Алеев, стихи Т. Науменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);
Е. Птичкин, стихи В. Степанова. Художник Дед Мороз (пение);
Е. Крылатое, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение).
|
16
|
Колокольные звоны на Руси
|
Ростовские колокольные звоны (слушание);
Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание);
Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение);
Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).
|
17
|
Музыка в храме
|
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание);
П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» (слушание);
Небо и земля. Народное песнопение (пение).
|
18
|
М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки
|
М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание);
М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни (пение);
М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).
|
19
|
Что такое патриотизм?
|
Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание);
М. Глинка, стихи А. Машистова. Патриотическая песня (слушание);
Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение).
|
20
|
Русский национальный герой Иван Сусанин
|
М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);
М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).
|
21
|
Прощай, Масленица!
|
Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание);
Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. Про¬
воды зимы (пение); ,
Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова (пение).
|
22
|
Музыкальная имитация
|
С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание);
B. Шаинский. Веселая фуга (слушание);
Со вьюном я хожу. Русская народная песня (пение).
|
23
|
Музыкальная имитация
|
С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание);
B. Шаинский. Веселая фуга (слушание);
Со вьюном я хожу. Русская народная песня (пение).
|
24
|
Композиторы детям
|
C. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла
«Детская музыка» (слушание);
С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» (слушание);
В. А. Моцарт. Детские игры (пение).
|
25
|
Картины, изображающие музыкальные инструменты
|
Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardame las vacas» (звучание лютни, слушание);
Г. Ф. Гендель. Siciliana; Allegro. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);
Ф. Таррега. Воспоминание об Альгамбре (звучание гитары, слушание);
Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение).
|
26
|
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана
|
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
A. Дворжак. Мелодия (слушание);
Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (слушание);
Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).
|
27
|
Струнные смычковые инструменты
|
Много песен мы споем. Венгерская народная песня (пение).
|
28
|
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
|
С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание);
B. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).
|
29
|
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
|
С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание);
B. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).
|
30
|
Вечная память героям. День Победы
|
Р. Шуман. Грезы. Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание);
Т. Попатенко, стихи И. Черницкой. Вот какая бабушка (пение);
Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение);
Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня (пение).
|
31
|
Легко ли быть музыкальным исполнителем?
|
А. Зацепин, стихи Л. Дербенева. Волшебник (пение);
М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение).
|
32
|
Выдающиеся музыканты-исполните-ли
|
С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание);
К. Сен-Сане. Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра. Фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание);
М. Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы «Борис Годунов» (в исполнении И. Козловского, слушание);
Музыканты. Немецкая народная песня (пение).
|
33
|
Концертные залы мира
|
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание).
Исполнение песен по выбору учителя.
|
34
|
Урок-концерт
|
Исполнение любимых песен
|
|