Программа по мировой художественной культуре Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской для основной школы, скорректированная для гум - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре... 1 161.09kb.
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре 10 класс... 1 188.37kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 236.25kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 144.1kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 220.87kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 128.97kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 145.8kb.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по... 1 229.27kb.
Рабочая программа для 5 классов предусматривает обучение в объёме... 3 505.86kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 3 607.08kb.
Женский ретрит с 23 июня по 1 июля 2012 Карпаты: озеро Синевир 1 40.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по мировой художественной культуре Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской - страница №1/1

Задача «Три похищения»



Составитель:Е.В. Савула, преподаватель литературы,

школа № 91, г. Санкт-Петербург
Общая характеристика задачи
Предмет: мировая художественная культура.

Класс: 9 (гуманитарный) или 11.

Программа: программа по мировой художественной культуре Ю.А.Солодовникова и Л.М.Предтеченской для основной школы, скорректированная для гуманитарного класса.

Задача построена на основе научно-популярных текстов, взятых из детской энциклопедии, которые ученики довольно часто используют при написании рефератов. Но чаще всего это сводится к бездумному переписыванию статьи. Цель данной задачи – обучение началам исследования.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:


  • овладение разными способами чтения (подробное, просмотровое, выборочное);

  • поиск и выявление необходимой информации;

  • аргументация предложенных точек зрения;

  • соединение фрагментов текста в единую информационную картину;

  • умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием своей точки зрения.


Источники: Ермильченко Н.В. Античные мифы в искусстве. Сер.: «Что есть что в искусстве». – М.; Слово/Slovo, 2001.
Рекомендации учителю

Задача может быть использована не только на уроках мировой художественной культуры. Ее можно использовать на уроках русского языка в 10 классе по теме «Текст. Виды переработки текста. Реферат» (программа А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой).


Время работы с задачей – 2 урока, 3-й урок можно посвятить обсуждению вопросов, вызвавших наибольшие разногласия. Если же учитель ограничен во времени, то основную работу можно предложить в качестве домашнего задания, а в классе провести один урок, на котором обсудить итоги работы.
Текст задачи
В античной мифологии есть несколько сюжетов, связанных с похищением красавиц. Ни один из них художники и скульпторы не обошли своим вниманием, но «мода» на истории с похищениями менялась. Прочитайте три отрывка из энциклопедии и ответьте на вопросы.
Как украли Персефону?


Сами древние греки любили сюжет «Похищение Персефоны» (римляне звали эту богиню Прозерпиной). Они запечатлели его на вазах, монетах, рельефах, украшавших храмы. Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, - самая, пожалуй, несамостоятельная из античных богинь. Однажды она собирала на лугу цветы. Там красавицу увидел Аид, бог подземного мира, в котором пребывают тени умерших. Он захотел взять Персефону в жены, и Зевс, втайне от Деметры, согласился. И пока девушка рвала фиалки, ирисы и розы, на лугу вырос дивный цветок, какого еще не видали ни смертные, ни боги. Персефона, конечно же, протянула к нему руку. Тотчас разверзлась земля, появился на золотой колеснице Аид, схватил несчастную и умчал в свои владения. Единственным свидетелем похищения был проезжавший по небу бог солнца Гелиос.

Девушка успела закричать, и ее услышала Деметра. Она поспешила на крик, но Персефона исчезла бесследно, и никто не мог сказать богине, где искать дочь. Только на десятый день поисков она догадалась прийти к Гелиосу, и он поведал ей правду. Разгневавшись на Зевса, Деметра больше не появилась на Олимпе, а приняла вид простой смертной и долго скиталась по городам и весям. Жизнь замерла. Все цветы завяли, листья облетели с деревьев. Виноградники засохли, в садах не стало плодов, не вызревали колосья, начался голод. Но Деметре было не до того.

Поскольку люди на земле голодали, они больше не воздавали почести богам. Зевс забеспокоился и стал звать Деметру на Олимп. Но она наотрез отказалась возвращаться, пока ей не вернут дочь. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но заставил ее проглотить зернышко граната, символ брака. И с тех пор красавице пришлось третью часть года проводить с ним, царствуя помимо своей воли в царстве теней.



Задание 1. У древних греков богов было очень много, и у каждого была своя «сфера деятельности». Выпишите из текстов, «за что отвечали» упомянутые в них боги и богини.
Деметра – _______________________________________________________________

Зевс – ___________________________________________________________________

Аид – ___________________________________________________________________

Гелиос – _________________________________________________________________

Эрот – __________________________________________________________________

Задание 2. В энциклопедии, из которой взяты эти тексты, после слов «в царстве теней» следует фраза: «В общем, судьбой девушки в мифе распоряжается кто угодно, только не она сама» («Как украли Персефону», строка 22). Можно ли сделать такой вывод?

Свой ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто женился на Психее?


Жили-были царь с царицей, и было у них три дочери. Старшие – как все, а младшая, Психея (что в переводе с греческого значит душа) - необыкновенная красавица. Люди сравнивали ее с Афродитой, причем не в пользу последней. Богиня возненавидела Психею и решила ее погубить. Божественная красота девушки отпугивала поклонников: они не решались посвататься к такому неземному существу. Отчаявшись выдать замуж младшую дочь, царь обратился к прорицателю. И тут вмешалась Афродита: она заставила его ответить, что Психею нужно отвести в горы, приковать к скале и оставить там, ибо ей суждено обручиться со смертью. Родители послушались. И красавица царевна в свадебных одеждах осталась одна на незнакомой скале.

Тем временем Афродита послала к Психее своего сына Эрота (известного римлянам и под другими именами – Купидон, Амур), велев ему сделать так, чтобы ненавистная соперница полюбила какое-нибудь чудовище. Обычно Эрот брал свой золотой лук, колчан со стрелами и стрелял без промаха прямо в сердце. Тот, в кого попадала стрела, бесповоротно влюблялся. Кто счастливо, а кто и безответно. Но, увидев красавицу, бог любви утратил бдительность и нечаянно поранился одной из своих стрел. И, конечно, влюбился. Он решил жениться, а Афродите пока ничего не сказал. Вместо этого Эрот обратился к Зефиру, западному ветру: попросил его перенести девушку с вершины горы в свой дворец.

Дальнейшая судьба Психеи сложилась так. Она оказалась в райских кущах и, наконец, замужем, но муж ее оставался невидимым. Он даже поставил условие: все будет хорошо, если она ни о чем не станет его спрашивать и не попытается его увидеть. Психея не возражала. Но вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник, поместить его в сосуд и закрыть крышкой, а ночью, когда муж заснет, осветить комнату и посмотреть, за кого же она вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука, державшая светильник, дрогнула. И на Эрота упала капля горячего масла. Проснувшись от боли, он понял, что случилось, и улетел, а Психея очутилась на земле. Прежде чем снова увидеть Эрота, ей пришлось многое пережить, выполняя невыполнимые задания Афродиты. В конце концов, она не только обрела счастье в любви, но и получила от богов бессмертие, то есть сама стала богиней.

Много позже, в 20 веке, миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу, что эта история – обо всех представительницах прекрасного пола. О том, как можно с честью выдержать испытания взрослой жизни и даже открыть в себе бессмертную богиню.




Задание 3. Размышляя над вопросом: похож ли миф о похищении Психеи на миф о похищении Персефоны? – ученики предложили следующие варианты ответов:
1-я группа (20% учеников) ответила «похож» и объяснили это так: и в том, и в другом мифе похищают девушек.

2-я группа (23% учеников) ответила «похож», а их основной аргумент был следующим: Они выходили замуж не по своей воле. Их судьбой вообще распоряжаются другие люди, а не они сами.

3-я группа (34% учеников) сказала «непохож», потому что в мифах разные герои, разное место действия (Персефона оказывается под землей, а Психея – в райских кущах), Персефона сразу увидела, кто ее похитил, а Психея долго не знала.

4-я группа (12% учеников) сказала «непохож», но объяснили это по-другому: Персефона сама ничего не делает (только цветочки рвет), с ней все «происходит», а Психея после похищения сама совершает какие-то действия.


Какие оценки (по 5-балльной системе, принятой в школе) вы бы поставили за эти ответы?

Группа

Оценка

Ответы 1 группы




Ответы 2 группы




Ответы 3 группы




Ответы 4 группы



Как бы вы объяснили ученикам, за что вы поставили им такие оценки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где жила Европа?
Европа была дочерью финикийского царя Агенора. В тот день она пошла с подругами к морю. Сначала девушки собирали на лугу цветы (совсем как в истории с Персефоной), потом стали водить хоровод. Так звонко они пели и так хороша была Европа, что Зевс-громовержец глянул с Олимпа в их сторону. И решил, что дочь Агенора вполне достойна его, самого могущественного из богов. Он задумал похитить Европу.

Чтобы не испугать ее (ведь не каждый день с небес спускаются бессмертные боги) Зевс принял другое обличье. И на лугу появился удивительный бык: огромный белоснежный, с золотыми рогами и совсем ручной. Едва касаясь травы, он подошел к подругам. Они стали его гладить, украшать цветами – бык все терпел, а потом лег у ног Европы, словно приглашая покататься. Европа охотно взобралась быку на спину. Но когда подруги попытались последовать ее примеру, бык вскочил, помчался к морю, бросился в воду и поплыл. Волны расступались перед ним, и за всю дорогу Европа не замочила даже краешка одежды. А похититель привез ее за море на остров Крит. Там у Зевса и Европы родились трое сыновей, которые стали знаменитыми царями.


Задание 4. Кто из богов (богинь), упоминающихся в текстах, не включен в список, приведенный в задании 1?
Задание 5. В начале XX века русский художник Серов написал картину «Похищение Европы». Картина эта находится в Третьяковской галерее.

Под впечатлением от картины В.Серова русский поэт начала XX века Осип Мандельштам написал такие строки:






С розовой пеной усталости у мягких губ 
Яростно волны зеленые роет бык, 
Фыркает, гребли не любит - женолюб, 
Ноша хребту непривычна, и труд велик. 



Изредка выскочит дельфина колесо 
Да повстречается морской колючий еж, 
Нежные руки Европы, - берите все! 
Где ты для выи желанней ярмо найдешь? 



Горько внимает Европа могучий плеск, 
Тучное море кругом закипает в ключ, 
Видно, страшит ее вод маслянистый блеск 
И соскользнуть бы хотелось с шершавых круч. 



О, сколько раз ей милее уключин скрип, 
Лоном широкая палуба, гурт овец 
И за высокой кормою мельканье рыб, - 
С нею безвесельный дальше плывет гребец! 

Осип Мандельштам, 1922


Перед вами три версии одного мифа о похищении Европы: статья из энциклопедии, стихотворение О. Мандельштама и картина В.Серова.

Чем схожи и чем отличаются эти версии друг от друга?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Сравнивая мифы о Персефоне и Психее, четвертая группа учеников (см. задание 3) решила занести свои наблюдения в таблицу.


1

2

3

Прозерпина

Сама ничего не делает, с ней все происходит.




Психея

После похищения сама совершает какие-то дейст-вия.











A. Закончите заполнение таблицы, вписав во второй столбик, чем поведение Европы отличается от поведения двух предыдущих героинь.

B. Попробуйте понаблюдать, как другие персонажи мифа ведут себя по отношению к главной героине, как реагируют на ее действия (или их отсутствие). Свои наблюдения занесите в третий столбик таблицы.

Задание 7. Самым популярным в искусстве XVII века был сюжет «Похищение Персефоны», в XVIII – нач. XIX века – «Похищение Психеи», а в конце XIX – нач. XX века – «Похищение Европы». Опираясь на составленную вами таблицу, объясните, почему менялась «мода» на истории с похищением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Общий комментарий к задаче
Тип задачи: аналитическая.

Тип текста: научно-популярный, художественный; несплошной, составной.

Уровень сложности: высокий.

Содержание и структура задачи: задача в целом формирует грамотность чтения научно-популярного текста. Задания 1 и 4 направлены на выявление в тексте точной информации. Задания 2 и 3 связаны с необходимостью аргументировать свою или чужую точку зрения. Задание 5 предполагает сопоставление текста энциклопедии со сти-хотворением и картиной. И, наконец, задания 6 и 7 учат систематизировать информацию и делать выводы.

Лист ответов и рекомендации к оцениванию



Задание 1

Деятельность: Выявление точной информации в тексте.
1 балл – правильно указана «сфера деятельности» не менее, чем четырех богов.

0 баллов – правильно указана «сфера деятельности» менее трех богов.
Задание 2

Деятельность: Поиск информации, интерпретация, аргументация.
2 балла – ученик подтверждает возможность подобного вывода и приводит не менее двух аргументов: Зевс, отец девушки, дает согласие на брак, не спросив ее согласия; Деметра, мать Персефоны, всеми силами стремится вернуть дочь; Аид решает, где и сколько она будет жить.

1 балл – приведен только один аргумент.

0 баллов – дан неверный или недостаточный ответ ( Можно; Нельзя).
Задание 3

Деятельность: Оценивание, аргументация, интерпретация.
2 балла – ученик ставит второй и четвертой группе более высокие баллы, чем первой и третей, объясняя это более глубоким (точным и т.д.) проникновением в смысл текста.

1 балл – ученик выставляет баллы произвольно, но объясняет их с точки зрения понимания текста.

0 баллов – ученик выставляет баллы, опираясь на процентное соотношение групп учащихся, или не приводит никаких аргументов.
Задание 4

Деятельность: Нахождение точной информации.
1 балл – ученик называет двух богинь: Психею и Афродиту.

0 баллов – ученик называет Амура, Купидона (то же самое, что Эрот), Европу, Агенора (не являются богами).
Задание 5

Деятельность: Сравнение текстов, интерпретация.
2 балла – ученик понимает, что Мандельштам не излагает стихами содержание мифа или статьи энциклопедии, а пытается домыслить чувства и переживания героев в переходный момент их жизни: поступок совершен, но его последствия еще не ясны.

1 балл – ученик указывает, что стихотворение не является поэтическим переложе-нием статьи, но объясняет это тем, что Мандельштам не отразил все события мифа.

0 баллов – другие ответы.
Задание 6

Деятельность: Использование результатов предыдущих заданий, поиск информации, многократное возвращение к тексту.
2 балла – случай с Европой не совсем похищение: она сама доверилась незнакомому существу и добровольно осталась с ним ( во всяком случае в статье нет информации об обратном). Что же касается окружающих, то у них даже мысли не возникает, что Прозерпина может чего-то хотеть, ее пассивность воспринимается как должное. Прежде чем признать за Психеей право на самостоятельность, окружающие (Афродита) устра-ивают ей суровые испытания. А вот о чувствах Европы задумываются и предоставляют ей право выбора: продолжать прежнюю жизнь или уплыть в неизвестность.

1 балл – ученик ошибается в заполнении одной из позиций таблицы: например, не видит отличия в поведении Европы или в отношении окружающих к ее поступкам, или не может сформулировать, как ведут себя другие персонажи в отношении героини.

0 баллов – недостаточный ответ или его отсутствие.
Задание 7

Деятельность: Использование результатов предыдущих заданий, критическая оценка информации, изложение собственной точки зрения.
2 балла – ученик проецирует мифологические сюжеты на реальную жизнь и делает вывод, что изменение «моды» на истории с похищением отражает то, как менялось с течением времени самоощущение и роль в обществе реальных женщин.

1 балл – ученик указывает только на изменение отношения окружающих к женщине или на изменение ее самоощущения.

0 баллов – недостаточный ответ или его отсутствие.




Венец стариков — сыновья сыновей. Царь Соломон — Притчи, 17, 6
ещё >>