Программа по литературному чтению Е. А. Ефросининой из умк «Начальная школа XXI века» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературному чтению умк «Перспективная начальная... 5 1262.91kb.
Программа по литературному чтению 1 класс умк "Перспективная начальная... 1 139.36kb.
Рабочая программа По литературному чтению и слушанию для учащихся... 1 335.4kb.
Итоговый тест по литературному чтению. 3 класс умк «Начальная школа... 1 29.33kb.
Рабочая программа по литературному чтению, разработанная на основании... 1 281.73kb.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс на 2011-2012 учебный... 1 205.55kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014... 4 604.19kb.
Урок по теме «Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» умк... 1 36.35kb.
Урок русского языка в 3 классе «Г» «Однородные члены предложения»... 1 55.46kb.
Урок математики в 1 классе по теме «Число 10» умк «Начальная школа... 1 85.13kb.
Тесты по литературному чтению в третьем классе 3 415.52kb.
Современная культурно-образовательная среда санкт-петербурга соотношение... 7 1556.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по литературному чтению Е. А. Ефросининой из умк «Начальная школа XXI века» - страница №1/3



Байкова Людмила Анатольевна,

преподаватель филологических дисциплин

ОГБОУ СПО «Рязанский педагогический колледж»


Конспекты уроков по литературному чтению (2-4 классы)

Предисловие
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по литературному чтению для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы. Пособие разработано в соответствии с несколькими альтернативными программами:

программа В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»;

программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых;

программа по литературному чтению Е.А. Ефросининой из УМК «Начальная школа XXI века».

Кроме того, в пособие включены произведения, предлагаемые в других учебных программах.

В содержание уроков входит игровой материал (викторины, кроссворд, загадки, ребусы, литературная игра), а также тесты, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание произведений живописи.

К каждому конспекту прилагается портрет писателя, произведение которого будут изучать на уроке. Здесь представлены материалы о жизни и творчестве некоторых авторов.

Для активизации познавательной деятельности предлагаются уроки с использованием интерактивных методов обучения: ролевые игры, творческие лаборатории, проблемные ситуации.

В содержании некоторых уроков предусмотрены возможности применения информационно-компьютерных технологий.

Учитель может использовать сценарии уроков полностью или частично, выстраивая этапы уроков в собственный план.


2 класс
Урок чтения во 2-м классе
Тема: А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Цели:


  1. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».

  2. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.

  3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.

Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
Ход урока
I. Оргмомент

Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.



Беседа эмоционально-оценочного характера

- Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)

- Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.)

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.


II. Подготовка к восприятию нового произведения

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.



Словарная работа

- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны.



Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.
III. Первичное чтение стихотворения учителем
IV. Проверка первичного восприятия

- Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)

- Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.)
V. Повторное чтение

- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса.
VI. Анализ содержания стихотворения

Словарная работа

- Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.)



Взоры – взгляды.

Мгла – темнота, темное пространство.

Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.

Иней – снежные украшения на веточках деревьев.

- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)

- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)

- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.)

- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)

- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)

- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)

- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)

- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…)

- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)

- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)

- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…)

- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.)

- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)

- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)

- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)

- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)

- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…)

- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…)

Словесное рисование

- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.

-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.

- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.

- Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)


VII. Подготовка к выразительному чтению

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)

- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».

(Разбираем все стихотворение).


VIII. Итог урока

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какие картины рассмотрели?

- Какое музыкальное произведение слушали?


IX. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


Конспект урока чтения во 2-м классе
Тема: Ф.И. Тютчев. Люблю грозу в начале мая.

Цели урока:

  1. Познакомить с творчеством Ф.И. Тютчева, раскрыть идею и смысл стихотворения.

  2. Совершенствовать навык чтения; учить находить красочные средства изображения; расширять и активизировать словарь детей.

  3. Формировать личностное видение мира, прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник «Родная речь», кн. 2, часть I; репродукция картины А.К. Саврасова «Радуга»; грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Оргмомент

(Звучит грамзапись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)

1. Беседа эмоционально-оценочного характера

- Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали? (Мы услышали журчанье ручья, пенье птиц, шум дождя и далекие раскаты грома. Мы представили себе яркий солнечный день в лесу. Птички вьют гнезда. По полянке течет ручей. Снег почти стаял. И т.д.)

- Может быть, кто-то узнал пьесу? Это П.И. Чайковский, его музыкальная пьеса «Весна». Вы, конечно, догадывались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.
II. Подготовка к восприятию нового произведения

1. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.

- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих произведениях. Однако более двадцати лет Тютчев служил на чужбине. Немецкий и, главным образом, французский становятся языком его службы, его любви, его семьи. Русский же язык был, по выражению

И. Аксакова, «изъят из ежедневного общения». Поэтому «русская речь стала для Тютчева чем-то заветным, он не тратил ее по мелочам бытового общения, а берег нетронутой для своей поэзии». По-русски творилось, как оказалось, главное дело его жизни – стихи. «Стихотворения, присланные из Германии», были написаны по-русски и для России. «Я более всего любил в мире: отечество и поэзию», - говорил Тютчев.

2. Словарная работа.

- Ребята, стихотворение, которое мы будем читать сегодня, называется «Люблю грозу в начале мая». Как вы уже знаете, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.

- Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или как его называет Тютчев Зевéса, была Геба – богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. Напиток наливали в кубок. А поскольку Геба – богиня юности, то и сама любила играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Зевéсов орёллюбимая птица бога, которая во всем ему помогала.

- Боги-люди были исполинами. Что это значит? (Это значит, что они были великанами. Огромными, могучими.)


III. Первичное чтение теста

Цель: создать целостное восприятие текста; дать образец выразительного чтения.


IV.Проверка первичного восприятия

- Что вас в стихотворении удивило? (Как точно поэт описывает первую весеннюю грозу.)

- Что запомнилось больше всего? (Строчки о Гебе.)

- Теперь возьмите карандаши и, отмечая не понятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. (Перлы, гам, шум нагорный, кубок.).
V. Повторное чтение

Цель: совершенствовать навык чтения: вполголоса самостоятельно, вслух по цепочке.



Словарная работа

- Какие слова вам показались непонятными?



Перлы – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

Гам – гул, гудение, крик птиц.

Шум нагорный – гул, шум воды в горах.

Кубок – питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

- Какой же кубок пролила Геба? (Огромный. Такой, что пошёл очень сильный дождь.)

- Почему кубок «громокипящий»? (Он с громом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром.)
VI. Анализ произведения

Цель: учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.

- Прочитайте, как Тютчев описывает гром в первом четверостишии. Но ведь гром – явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто это может делать? А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (Он одушевляет явления природы, делает их живыми существами.)

- Как грохочет гром? Найдите ответ и прочитайте.

(Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и игра,

Грохочет в небе голубом.)

- Кто может резвиться и играть? (Ребёнок.)

- Что еще необычного вы заметили в первом четверостишии? (Гром становится героем стихотворения.)

- Правильно у Тютчева гром – разумное, одушевленное, существо, такое же, как и человек.

- Что нам говорит о том, что гроза будет короткой? (Гром грохочет в небе голубом.)

- Да, когда летом бывает гроза, небо темнеет, и вокруг все становится темным. А в мае гроза бывает короткой, мимолетной, поэтому небо не успевает потемнеть. Гроза, как и гром только пробуждают свою силу.

- Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром – маленький ребенок. Какие слова об этом говорят? (Гремят раскаты молодые…)

- Что значит молодые раскаты? (Несильные, короткие)

- Какие слова в этом куплете говорят, что гроза первая майская. (Солнце в небе светит, хотя идет гроза.)

- Какие нити золотит солнце? (Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой.)

- Да, нити – это золотые солнечные лучи, а перлы – жемчужины, висящие на ниточках.

- Перлы – старое слово, оно и для поэта XIX века уже было старым. Попробуем заменим его другими, близкими словами? Получается что-нибудь?

(Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли жемчужины дождевые,

И солнце нити золотит.)

- Слово жемчужины тоже красочное, но не подходит к стихам, нарушает ритм четверостишия. А слово перлы создает целый поэтический образ, и заменить его нельзя.

- Прочитаем третье четверостишие.

- Как природа встречает весеннюю грозу? (Природа встречает весеннюю грозу с радостью.)

- Докажите. (Все вторит весело громам… Птицы повторяют раскаты грома, их повторяют лес и горы.)

- Какое слово доказывает, что дождь был все-таки сильный? (Поток. С горы бежит поток проворный.)

- Представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (Радость, хочется бегать, запускать в ручье кораблики, играть и петь.)

- Наверное, поэтому Федор Иванович в последнем четверостишии пишет о богине. Как он ее называет? (Ветряная Геба)

- Но разве ветрами повелевает Геба? Ветряная в этом случае у поэта означает легкомысленная, шаловливая. Найдите слово, которое доказывает мои слова. (Слово смеясь.)

- Прочитаем стихотворение целиком. Какой звук повторяется чаще других? (Звук [р] – гроза, гром, грохочет, резвятся, играя, нагорный, пролила. Этот звук – резкий, грохочущий, такой же, как гром.)

- Правильно. Звук [р] также еще и звонкий, он соответствует настроению стихотворения.

- На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите эти слова. (Это слова перлы, нагорный, Геба, Зевесова, кубок громокипящий.

- Ребята! Представьте себе, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

(Голубое небо, солнечные лучи, блестящие капли.



Яркую траву, черную землю, солнце.

Федора Ивановича Тютчева, который стоит у окна и смотрит на дождь, лужи, деревья.

Детей, которые после дождя шлепают по лужам и пускают кораблики.

Луг с цветами. Свежую мокрую травку едят маленькие телята.)

- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины «Радуга» замечательного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. В картине художнику удалось поэтично раскрыть красоту омытой дождем деревни, со стоящими на пригорке избами и сараями, с выложенной по склону лесенкой, с ярко протоптанными на зеленой траве тропинками. Мы видим еда заметную фигуру женщины, возвращающейся от реки с ведрами на коромысле. Небо еще затянуто остатками туч, но уже озарено поднявшейся над пригорком радугой. Она гармонично сливается с красками всего пейзажа.

- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Тютчева? (Может. Эта картина – яркая. На ней нарисована радуга. А радуга бывает после дождя.)

- Что в картине говорит нам о том, что дождик только что закончился? (На улице никого нет. Все спрятались от дождя. Только одна женщина идет с ведрами. Лестница очень мокрая, сырая. На небе есть еще тучки.)

- Как раскрывает красоту омытой дождем деревни художник? (Очень красиво, замечательно, великолепно, превосходно.)

- Можно ли сказать об этой картине, что она поэтична? (Да.)
VII. Подготовка к выразительному чтению

- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Читать надо не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Делать паузы. И т.д.)

- Правильно. Возьмем карандаши т очень аккуратно подчеркнем слова, которые будем выделять при чтении. Там, где мы будем делать паузы, поставим знак: «/». Разберем первую строчку. Какие слова нужно выделить? (Люблю, грозу.)

- Во второй строчке? (Первый гром, чтобы подчеркнуть звук [р].)

- В третьей строчке? (Резвяся и играя, чтобы подчеркнуть, что это добрый гром.)

- В четвертой? (Грохочет.)

- В каком темпе мы будем читать стихотворение? (Читать надо так, как идет дождь или гремит гром, радостно.)

- Теперь расставим паузы:



Люблю грозу в начале мая /,

Когда весенний /, первый гром /,

Как бы резвяся и играя /,

Грохочет в небе голубом //.

- Остальное стихотворение разберите самостоятельно.

- А теперь объявляется конкурс чтецов.


VIII. Итог урока

- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

- Какую картину вы рассматривали? Кто ее написал?

- Какое музыкальное произведение слушали в начале урока?


IX. Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.

Конспект урока чтения во 2-ом классе
Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»

2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.

3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.

Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.


Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя

К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».

Но вначале проведем звуковую разминку.

1. Артикуляция звуков

а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

2. Прочитать слова следующие слова:



протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень

3. Работа со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.


II. Проверка домашнего задания

Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.

Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…»)

Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы.)

А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду.)

Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле.)

Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают)
III. Рассказ о писателе

(Учитель показывает портрет.)

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.)

О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе.)

Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.
IV. Первичное чтение рассказа

Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора. Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи»)

Понравилось ли вам это произведение?

Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика.)


V. Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания

Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие.)



Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.

Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.

Кельи – это домики для пчел или ульи.

А теперь, ответим на вопросы.

О каком времени года говорится в рассказе? (В нем говорится о весне.)

Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной.)

Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко.)

Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка.)

Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика.)

Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей.)

Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку.)

Какой луч я пропустила? (Третий.)

Куда он попал? Прочитайте. (В курятник.)
VI. Работа с неправильным планом

Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?

Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка

(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка.)

Учитель исправляет план.

Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.

А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.

Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.



Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку.

Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.

Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.

А теперь ответьте, как же автор относится к природе? (Ласково, бережно, любя, по-доброму.)


VII. Работа по иллюстрации

Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?»)


VIII. Работа над выразительным чтением

А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему.)

В каком абзаце говорится о песенке?

Сколько предложений в этой песенке? (Три.)

Почему автор назвал песенку жаворонка серебряной? (Потому что жаворонок пел звонким, чистым, приятным голоском.)

Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.

Прочитайте песенку целиком.

Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело.)

Передайте настроение зайчика при чтении.

Аналогично работают с каждой частью рассказа.

Прочитайте задание 4 на стр. 193.
IX. Работа над вопросами и заданиями для повторения

1. Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником, капельником.



В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей. В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень.

В мае растет первая зелененькая травка – травень.).

2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д.)

3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая.)

4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других.)

Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5
X. Итог урока: С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?


3 класс
Конспект урока чтения в 3-м классе.


следующая страница >>



Сладчайшая месть — это прощение. Исраэл Фридман
ещё >>