Программа по литературе (11 класс) на 2011\2012 учебный год 102 часа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по курсу Биология. Многообразие живых организмов. 1 415.75kb.
Рабочая программа по литературе (102 часа) Учитель Рубан В. 1 389.83kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс... 4 534.94kb.
Рабочая учебная программа полного среднего образования 11 класс 2011-2012... 1 291kb.
Перечень образовательных программ на 2011-2012 учебный год. 1 47.13kb.
Рабочая программа по литературному чтению 2 «Б» класс, учитель первой... 1 291.37kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 9 класс мбоу... 1 113.01kb.
На 2011-2012 учебный год 2011 г. Задачи на 2011-2012 учебный год 10 1757.63kb.
Сушковой Анны Анатольевны учебный предмет «Православная культура»... 1 304.6kb.
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и... 1 185.29kb.
Рабочая программа по биологии. 5 -12 классы. Учитель: Лукашевичус О. 3 384.59kb.
Человек как проблема для самого себя 1 109.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по литературе (11 класс) на 2011\2012 учебный год 102 часа - страница №1/2

Рабочая программа

по литературе (11 класс) на 2011\2012 учебный год

102 часа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«КолюбакинскаяСОШ»

Рабочая программа основного
общего образования по Литературе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа.

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две основные ф у н к ц и и:



Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.



Структура документа.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Рабочая программа не распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования.

В 11 классе анализируется литература рубежа 19 и 20 веков и 20 века. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении 20-го столетия в сложном переплетении направлений и течений. Изучение разрозненных ветвей русской литературы дает широкую и полную картину литературы эпохи. Расширяется круг теоретических понятий: направления, течения в литературе, символизм, акмеизм, футуризм, судьбы русской литературы в 20 веке, пути воссоединения отечественной литературы и др., а также углубление тех сведений, которые были получены при изучении литературы 19 века.

Планирование охватывает материалы, представленные в учебнике под ред. Чалмаева, Зинина «Русская литература 20 века, в 2-х частях», 2009 г изд., 3 часа в неделю.



Общая характеристика учебного предмета. 2011\2012 учебный год – 3 часа в неделю

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

– выразительное чтение художественного текста;

– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

– анализ и интерпретация произведения;

– составление планов и написание отзывов о произведениях;

– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.



Ц е л и.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в учебном плане.

учебный план МБОУ включает на изучение 102 часов для учебного предмета «Литература» в 11 классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

– выделение характерных причинно-следственных связей;

– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

– самостоятельное выполнение различных творческих работ;

– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

– составление плана, тезиса, конспекта;

– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Содержание программы:

Литература XX века (90 часов)

Введение (2 ч) Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы: ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Литература первой половины XX века (66 часов)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1 ч)

Традиции и новаторство в литературе на рубеже XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. Формирование «многонациональной советской литературы». «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».



И. А. Бунин (3 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Одиночество», «Надпись на чаше», «Слово» (возможен выбор трех других стихотворений).

Бунин – мастер поэтического пейзажа. Тонкий лиризм стихотворений Бунина. Точность и выразительность детали. Философские мотивы: восприятие человеческой жизни в единстве с Космосом в потоке мирового бытия. Слово как нить, связующая прошлое с настоящим, как бессмертный дар, самое большое достояние человека.



Рассказы: «Господин из Сан-Франциско» (указанный рассказ является обязательным для изучения), «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Суета и тщетность бездуховной жизни, призрачность славы, богатства. Романтическое освещение увядающего быта русского дворянства. Символический образ антоновских яблок. Русский национальный характер у Бунина. Любовная тема, ее философское осмысление. Психологизм и символика в бунинской прозе. Прием антитезы.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн (2 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Олеся» (возможен выбор другого произведения).

Изображение «естественной», «природной» жизни, душевной красоты человека, близкого природе. Языческие мотивы в повести. Столкновение «естественного» человека с современной цивилизацией.



М. Горький (5 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Макар Чудра» (возможен выбор другого произведения).

Ранние романтические рассказы Горького. Мотив вольности, образ сильных, волевых, свободолюбивых людей. Особенности стиля. Роль романтического пейзажа. Образ рассказчика и его функции. Прием антитезы.

Пьеса «На дне».

Социально-философский характер конфликта пьесы. Поиски правды жизни попавшими на дно людьми. Образы обитателей ночлежки. Сочетание в их характерах грубости и цинизма с рассуждениями о совести, чести, о правде и лжи. Лука и Сатин – философский спор о человеке. Вера Луки в человека, его способность преодолеть в себе дурное, в допустимость ради этого утешительной лжи. Вера Сатина в человека, в его величие и красоту. Горький и МХАТ. Влияние творчества Горького на родную литературу учащихся.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. (5 часов)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 ч) Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 ч) Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.



К. Д. Бальмонт (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.



А. Белый (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.



Акмеизм (1 ч) Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.



Футуризм (1 ч) Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).



И. Северянин (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.



В. В. Хлебников (1 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.

А. А. Блок (7 ч) Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Она пришла с мороза...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Лирический герой ранней лирики поэта. Символический образ Прекрасной Дамы – воплощение мировой гармонии, Вечной Женственности. Тема «страшного мира», вечного бессмысленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. Эволюция лирического героя. Обращение к реальной жизни, простым и естественным человеческим чувствам. Тема родины в цикле «На поле Куликовом».



Поэма «Двенадцать».

Героико-романтический пафос поэмы. Восприятие Октября как очищения, духовного возрождения России. Образы ветра, метели как символы революции. Многозначность финала. Образ Христа – символ искупления пороков старого мира, духовного воскресения России. Своеобразие композиции.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (5 ч) Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Помпадур», «Во весь голос» (возможен выбор трех других произведений).

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой революционных потрясений. Традиция поэтических «памятников». Новаторство Маяковского.

Влияние творчества Маяковского на развитие родной литературы учащихся.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского.



следующая страница >>



Когда вы женитесь на своей любовнице, вы создаете новое рабочее место. Джеймс Голдсмит
ещё >>