страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа по курсу "история и методология юридической науки" предназначена для студентов - страница №1/1
![]() УТВЕРЖДАЮДекан Международно-правового факультета Г.П. Толстопятенко «____»_______________200__г. Программа дисциплины “ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ”Москва, 2007 г. Настоящая программа по курсу “ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ” предназначена для студентов 1– ого курса Магистратуры МП факультета.Программа утверждена на заседании кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МП факультета МГИМО (У) МИД РФ 30 августа 2007 Протокол № 1.
Зав. кафедрой А.С. Подшибякин ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся в магистратуре по специальности “Международное право”. Учитывая тот факт, что степень магистра права, в отличие от бакалавра и специалиста, предполагает более глубокое знание не только практических аспектов юриспруденции, но и ее методологических проблем, студентам предоставляется возможность ознакомиться с историей отечественной и зарубежной юриспруденции, а также с методологией юридического познания. Программа составлена таким образом, чтобы подготовить студента к работе в научно-исследовательских учреждениях, поступлению в аспирантуру, преподаванию права, а также работе по специальности в качестве эксперта в органах правотворчества и в других областях, где необходимы специальные познания. Цель спецкурса - дать исторический обзор развития юриспруденции и изложить учение о методах юридической науки. Задачи спецкурса: -ознакомить студентов с зарубежной и отечественной историей развития юридической науки; -способствовать формированию у студентов навыков изучения права посредством общенаучных и специальных методов познания; -подготовить студентов к практическому использованию знаний, полученных в результате теоретических исследований. Методическое обеспечение спецкурса Для изучения спецкурса необходимо использовать указанные в настоящей Программе учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических печатных изданиях как на русском, так и на иностранных языках, а также интернет-ресурсы. В качестве итоговой проверки знаний, полученных в результате спецкурса, студенты сдают зачет. Представляется, что для получения положительной оценки студент должен показать не только достаточный уровень знания по истории и методологии юридической науки, но и показать определенный уровень практического овладения методологией исследования. СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1 Понятие юридической науки и методологии права. Юриспруденция как наука о праве. Юриспруденция в системе общественных наук. Характерные черты юридической науки и ее функции. Юридическая наука и ее составные части. Понятие юридической теории. Общие и частные учения о праве. Понятие юридической научной школы. Юридическая доктрина и ее виды. Взаимодействие общетеоретических и отраслевых наук о праве. Понятие методологии права. Правовая действительность как объект познания. Правовые процессы и явления как предметы научного познания. Проблема валидности методов исследования права. Юридическая наука и юридическое образование. Вопросы использования научных достижений в преподавании права.
Становление и основные этапы развития юридической науки. Отделение юридической науки от практической юриспруденции. Юридическая наука в Древней Греции. Методологические особенности подходов к изучению права сущего и права должного. Римская юриспруденция. Основные школы римской юридической науки. Специфика методологии исследования права. Совершенствование методов формального анализа права. Юридические максимы и их значение для последующего развития правоведения. Средневековая юриспруденция. Особенности догматического и схоластического методов познания права. Средневековая юриспруденция и религиозная идеология. Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопонимания и ее влияние на методологию права. Значение метафизики И. Канта и Г. Гегеля для последующего развития юридической науки. Современное состояние зарубежной юридической науки. Специфические черты американской, немецкой, французской и мусульманской юридической науки. Основные правовые школы современности (юридический позитивизм, аналитическая юриспруденция, социологический позитивизм, школа возрожденного естественного права, психологическая школа права). Современное состояние отечественной юридической науки. Методологический кризис научного познания права, его последствия и пути преодоления. Основные направления развития российского правоведения. Тема 3. Общенаучные методы познания права. Дедукция и индукция как способы познания закономерностей права. Анализ и синтез как способы изучения многообразия правового бытия. Диалектика как метод познания права. Применение философских категорий сущность и явление, форма и содержание, общее и отдельное, целое и часть, действительное и возможное, причина и следствие в познании права и образовании юридических конструкций. Логические методы познания и возможности их использования для формулирования научных концепций в правоведении. Выдвижение научных гипотез и теорий и их проверка. Построение парадигм для решения проблем правоведения. Системно-структурный метод познания и его значение для накопления обобщенных знаний о праве. Тема 4. Догматический метод познания права. Понятие догматического метода. Значение догматического метода для совершенствования “юриспруденции понятий”. Проблемы содержательно-структурного и целостно-системного познания права. Позитивное познание права догматическим методом. Вопросы образования и использования правовых понятий, терминов, конструкций и категорий. Структурные и функциональные понятийные ряды правовых категорий. Парные правовые категории.
Понятие методологии сравнительно- правового исследования. Методы и методики сравнительного изучения права. Синхронное и асинхронное исследование права. Нормативное и функциональное сравнение. Достоинства и недостатки сравнительного законоведения. Специфика функционального сравнения с точки зрения пределов научного познания. Проблема “расширения” границ сравнительно-правового познания и научная истина. Методика внутреннего и внешнего сравнения. Специфика внутреннего сравнения в правовых системах унитарных и федеративных государств. Американская партикулярная компаративистика. Внешнее сравнение: его границы и временные пределы. Методика микро- и макросравнения. Проблема объективности микросравнения. Проблемы классификаций при макросравнении (“тупик” Праделя). Общее и особенное, типичное и уникальное в правовой действительности. Проблема сравнения несравнимого. Проблемы классификаций правовых систем. Учение о правовых семьях (Р. Давид). Учение о правовом стиле (К. Цвайгерт и Х. Кетц). Особенности современных подхоов к классификации (К. Осакве). Тема 6. Исторический метод познания права. Понятие и сущность историко-правового метода. Цель, задачи и функции историко-правового метода. Специфика сравнительно-исторического метода познания права. Научно-историческая характеристика процессов возникновения, развития и функционирования права. Пределы историко-правового познания. Значение знания истории права для современного развития правоведения.
Понятие и функции социологического метода. Особенности социологического подхода к изучению права. Понятие и виды социально-правовых исследований. Разработка программ социально-правового исследования. Методы сбора, обобщения и анализа первичной социологической информации о праве. Социально-правовое прогнозирование и правовой эксперимент и их значение для юридической теории и практики. Тема 8. Психологические методы изучения правосознания. Понятие психологического метода и сфера его применения. Использования психологических методов (эксперимент, наблюдение, тесты, биографический метод, психоанализ) для изучения правосознания. Проблемы исследования формирования и деформации правосознания. Особенности исследования индивидуального, группового и массового правосознания. Теоретическая и практическая значимость изучения профессионального правосознания юристов. Значение психологического метода для изучения целей, мотивов и установок правового поведения. Специфика исследования психологических аспектов правового воспитания. Тема 9. Методология специальных юридических наук. Особенности методологии специальных юридических наук. Необходимость использования специально научных методов изучения правовой действительности. Взаимодействие и взаимодополняемость общих и специальных методов в юриспруденции. Методология криминологии. Особенности UCR, NCVS и SR- исследований. Достоинства и недостатки методологических подходов к изучению преступника и преступности основных криминологических школ. Методология криминалистики. Специфика объектов и предметов криминалистического исследования. Значение методологии для криминалистической идентификации. Методология судебной психологии и психиатрии. Особенности методологии бихевиоризма, дифференциальной ассоциации, когнитивной психологии, трансактного анализа для изучения юридически значимых обстоятельств человеческого поведения.
Методологические аспекты изучения процесса правообразования. Применение методологии экономических и политических наук как требование всестороннего изучения правовой действительности. Научная экспертиза законопроектов, ее основные цели, задачи и этапы. Виды законопроектных экспертиз и особенности их проведения. Экспертиза подзаконных нормативных правовых актов и ее особенности.
Методология права и проблемы юридической квалификации. Методология отраслевых юридических наук и ее значение для правильного установления фактических и юридических обстоятельств дела. Юридическая теория и ее использование для правильного доктринального толкования права. Методология права и юридические экспертизы. Виды юридических экспертиз и их использование для познания отдельных сфер правовой действительности. Специфика методологии проведения юридической экспертизы.
Понятие теоретического исследования, его цели и задачи. Структура теоретического исследования, план исследования и содержание письменной работы. Трудности и ошибки исследователя при выборе темы исследования. Проблемы актуальности, новизны и практической значимости работы. Объект и предмет конкретного научного исследования. Выбор методологии. Расширение и ограничение сферы научного познания в процессе исследования. Особенности проведения междисциплинарных юридических исследований и сравнительно-правовых исследований. Проблема теоретического переосмысления существующих теорий. Критика оппонентов и вопросы научной этики. ПЛАНЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ИЗУЧЕНИЯ КУРСАТема 1. Понятие юридической науки и методологии права
Тема 2. Общенаучные методы познания права.
Тема 3. Методология юридической науки.
Тема 4. Исследование права методами смежных наук.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Итоговый контроль осуществляется в форме зачета. Зачет может проводиться, как в устной, так и в письменной форме. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Дополнительная литература по курсу Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Тема 5.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 8
Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Тема 12.
|
ещё >> |