Программа по курсу : «Профессиональная этика журналиста» Форма обучения очная и заочная - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приказ о зачислении от 201 г. № Форма обучения очная (заочная) 1 100.72kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет внешнеэкономической... 6 878.22kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного... 5 989.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит операций... 6 853.38kb.
Выпускники кафедры экономической теории Очная форма обучения 1 111.88kb.
Программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция»... 1 403.49kb.
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» 1 90.91kb.
Методические рекомендации по организации подготовки к семинарским... 6 1211.77kb.
Программа по курсу «Методика радиожурналистики» Форма обучения очная... 1 111.09kb.
Методические рекомендации по освоению учебного материала 59 Основная... 9 1138.19kb.
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Фармакология», специальность... 1 72.97kb.
Председатель Общественного совета по применению законодательства 1 33.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по курсу : «Профессиональная этика журналиста» Форма обучения очная и заочная - страница №1/1

Дагестанский государственный университет

Филологический факультет

Кафедра телевидения и радиовещания

ПРОГРАММА



по курсу :
«Профессиональная этика журналиста»

Форма обучения очная и заочная



Составитель - преп. Чайка Л.А.


Махачкала 2003




1. ЦЕЛЬ КУРСА

Цель данного курса дать будущим журналистам систему знаний о природе профессиональной морали, характере профессионально-нравственных отношений в журналистике, их роли в профессиональной деятельности, помочь осознать, как действует профессиональная мораль, и понять особенности отражения ее в профессиональной этике; познакомить с основными этапами и тенденциями в развитии профессиональной этики; раскрыть содержание основных профессионально-этических представлений, рассматриваемых мировым журналистским сообществом как стандарты профессионального поведения, ориентация на которые обеспечивает оптимальное взаимодействие журналистики и общества.



Курс объединяет два раздела. Первый - «Профессиональная этика журналиста как наука и практическая проблема» - ориентирован на то, чтобы помочь студентам глубоко осмыслить сущность профессиональной морали, механизм ее действия, связь с теоретической и нормативной профессиональной этикой. Второй раздел -«Профессионально-этические представления, направляющие поведение журналиста» - содержит материал отчетливо выраженной практической направленности. Здесь рассматриваются основные категории, принципы и нормы, представленные в профессионально-нравственном сознании журналистского сообщества и отраженные в его документах.
3. Состав курса :

лекционная часть – 17 ч.

семинарские занятия –

лабораторные занятия –

самостоятельная работа -
4. Форма контроля – зачет
5. Распределение часов по темам.


Наименование тем

Кол-во часов
Литература №

лекц.

лаборат.

1.

Профессиональная этика и профессиональная мораль

2




2, 3,4, 5, 11

2.

Профессиональное сознание журналиста

4




3, 4, 5, 6, 7

3.

Профессиональный долг журналиста

2




1, 2.3, 4, 5, 9

4.

Профессиональная ответственность и совесть журналиста.

2




1, 2, 3, 4, 5, 6, 10

5.

Профессиональное достоинство и честь журналиста

2




1, 2, 3, 4, 5

6.

Профессионально-нравственные принципы журналиста

2




3, 4, 5, 9

7.

Профессионально-этические нормы журналистского поведения

2




3, 4, 5, 9

8.

Этические коллизии современной журналистики

1




3, 4, 5, 8. 10


6. Темы лабораторных занятий планом не предусмотрены.

7. Темы индивидуальных занятий планом не предусмотрены.

8. Темы практических занятий планом не предусмотрены.
9. Распределение часов по темам:

Лекций 17 ч.

2 лекц. – Профессиональная этика и профессиональная мораль

4 лекц. – Профессиональное сознание журналиста

2 лекц. – Профессиональный долг журналиста

2 лекц. – Профессиональная ответственность и совесть

журналиста

2 лекц. – Профессиональное достоинство и честь журналиста

2 лекц. – Профессионально-нравственные принципы журналиста

2 лекц. – Профессионально-этические нормы журналистского поведения

1 лекц. – Этические коллизии современной журналистики
10. Содержание тем и объем в часах лекционных занятий:



Содержание темы

Кол-во

часов

Литература

1.

Профессиональная этика и профессиональная мораль

Основные значения понятия «профессиональная этика»: устоявшиеся традиции словоупотребления. Профессиональная этика как наука и проблема практики.

Профессиональная мораль как предмет профессиональной эти­ки. Место профессиональной морали в структуре моральных отно­шений общества. Место профессиональной морали в структуре профессиональной деятельности.

Возникновение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества: характеристика основных этапов.





2

2, 3,4, 5, 11

2.

Профессиональное сознание журналиста

Профессиональное сознание журналистского содружества как носитель морального опыта общества и опыта профессионально-нравственных отношений. Формы, в которых существует групповое профессиональное сознание.

Индивидуальное сознание профессионала. Истоки профессионально-нравственных представлений в индивидуальном сознании. Категории, принципы и нормы как обозначение основных компонентов блока профессионально-нравственных представлений. Спе­цифика роли этих компонентов в регулировании журналистского поведения.

Профессионально-нравственные отношения отдельного журналиста и журналистского коллектива как поле взаимодействия. Нравственный климат журналистского коллектива - проявление уровня его профессионально-нравственной зрелости.




4

3, 4, 5, 6, 7

3.

Профессиональный долг журналиста

Категория профессионального долга - ключевое звено в системе регуляторов журналистского поведения. Объективные основания профессионального долга. Факторы, определяющие субъективную сторону профессионального долга. Общая формула профессионального долга в представлении мирового журналистского сообщества в современный период.

Самоопределение профессионального долга как аспект профессионального становления журналиста.

Способность к самовозложению долга в любой профессиональ­но значимой ситуации - показатель профессиональной зрелости журналиста.




2

1, 2.3, 4, 5, 9

4.

Профессиональная ответственность и профессиональная совесть журналиста

Категория профессиональной ответственности как отражение зависимости между журналистским произведением и последствиями, которые они могут вызвать в общественной жизни и жизни от­дельных людей. Факторы, формирующие профессиональную ответственность. Значение профессиональной ответственности для каче­ственного выполнения профессионального долга.

Категория профессиональной совести как отражение зависимости между профессиональным поведением и внутренним состоянием человека. Значение «голоса совести» для стимулирования волевого поведения журналиста в случаях негативного и позитивного побуж­дения к действиям.


2

1, 2, 3, 4, 5, 6, 10

5.

Профессиональное достоинство и профессиональная честь журналиста

Ценностная природа категорий «профессиональное достоинст­во» и «профессиональная честь». Объективная и субъективная стороны их содержания. Чувство профессионального достоинства и его роль в мотивации ответственного журналистского поведения, в успешности журналистской деятельности.

Профессиональная честь - честь мундира - престиж профессии: принципиальная разница этих понятий. Стремление поддержать профессиональную честь как признак профессионально-нрал-стзенной зрелости журналиста.



2

1, 2, 3, 4, 5

6.

Профессионально-этические принципы журналиста

Сущность понятия «профессионально-этический принцип»; отличие принципов от категорий и норм. Употребление понятия «принцип» в этических кодексах и декларациях международного журналистского сообщества. Критерии для определения принципов. Четыре универсальных профессионально-этических принципа современного журналиста.




2

3, 4, 5, 9

7.

Профессионально-этические нормы журналистского поведения

Многообразие журналистских контактов в процессе профессиональной деятельности как основание для систематизации профессионально-этических норм журналистского поведения.

Нормы, регулирующие отношения журналиста с адресатом информации (аудиторией).

Нормы, регулирующие отношения журналиста с источниками информации.

Нормы, регулирующие отношения журналиста с действующими лицами публикаций.

Нормы, регулирующие отношения журналиста с коллегами.

Н Сходимость разработки норм, регулирующих отношения журналиста и власти.

«Работающие» и «неработающие» профессионально-этические нормы деятельности прессы в современных условиях.



2

3, 4, 5, 9

8.

Основные этические коллизии современной российской журналистики

Смысл понятия «коллизия». Многообразие причин, вызывающих коллизии.



1

3, 4, 5, 8. 10


Контрольные вопросы по курсу


  1. Что такое профессиональная этика журналиста?

  2. Чем профессиональная этика отличается от профессиональной морали?

  3. Охарактеризуйте первые журналистские кодексы?

  4. Каковы особенности этики в телевизионной журналистике?

  5. Что такое журналистский произвол?

  6. Охарактеризуйте три комплекса представлений, необходимых для развитого профессионального журналистского сознания.

  7. Охарактеризуйте формы личностного проявления сознания журналиста.

  8. Каково содержание профессионального долга журналиста?

  9. Каково содержание профессионального долга журналиста, описанное в «Международных принципах журналистской этики»?

  10. Каковы противоречия между профессиональным и служебным долгом?

  11. В чем заключается суть понятия «профессиональная ответственность журналиста»?

  12. Перечислите факторы риска журналистской деятельности.

  13. Что стоит за понятием «профессиональная совесть журналиста»?

  14. Что отличает категории «профессиональное достоинство» и «профессиональная честь»?

  15. Что такое «самооценка личности»?

  16. Что стоит за понятием «честь мундира?

  17. Охарактеризуйте четыре основных принципа профессиональной этики журналиста?

  18. Что такое репутация?

  19. Какого рода сведения, считаются порочащими честь, достоинство, деловую репутацию?

  20. Какими нормами регулируются отношения журналиста с аудиторией?

  21. Какими нормами регулируются отношения журналиста с героями публикаций?

  22. Какими нормами регулируются отношения журналиста с источником информации?

  23. Какими нормами регулируются отношения журналиста с коллегами?

  24. Какими нормами регулируются отношения журналиста с автором?

  25. Какими нормами регулируются отношения журналиста с героями?

  26. Какими нормами регулируются отношения журналиста с властью?



Тесты по курсу

«Профессиональная этика журналиста»
Определяющими в профессиональной этике журналиста являются:

а) нормы морали нравственности;

б) отношения с властью;

в) профессиональные принципы и законы.


Первым писаным кодексом журналистов считают:

а) «Хартию нравственности»;

б) «Хартию поведения»;

в) «Хартию морали».


Когда был принят первый кодекс профессиональной этики журналиста в нашей стране:

а) в 1994 г.;

б) в 1989 г.;

в) в 1991 г.


Часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп, обозначается понятием:

а) «индивидуальное сознание»;

б) «профессиональное сознание»;

в) «профессиональная мораль».


Какой из этих комплексов не является определяющим для развитого профессионального журналистского сознания:

а) знания;

б) правила и нормы;

в) опыт;


г) профессионально-нравственные ценности и образцы поведения.
Профессионально-нравственные представления индивидуального сознания журналиста не включают:

а) профессионально-нравственные взгляды;

б) профессионально-нравственные чувства;

в) профессионально-нравственные убеждения;

г) профессионально-нравственные эмоции.
Профессиональные принципы – это:

а) правила морального поведения в процессе профессиональной деятельности;

б) методы сбора информации;

в) методы предъявления информации.


Какая из этих категорий является ключевым звеном в системе регуляторов журналистского поведения:

а) профессиональный долг;

б) профессиональное достоинство;

в) профессиональная ответственность.


Выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни определяет понятие:

а) «профессиональной обязанности»;

б) «профессионального долга»;

в) «профессиональной задачи».


Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет:

а) удовлетворение тех или иных общественных потребностей;

б) зависимость между результатом профессиональной деятельности и последствиями, которые он может иметь для общества;

в) заинтересованность журналиста в достижении успеха.


Определяющими в категории «профессиональная совесть» являются:

а) эмоциональные состояния, переживаемые человеком в ходе работы;

б) умственные способности человека;

в) физические возможности человека.



Какие категории отражают ценностно-ориентированные представления:

а) профессиональные принципы и нормы;

б) профессиональное достоинство и честь;

в) профессиональные обязанности и задачи.


Свобода прессы – это:

а) использование прессы в частных интересах и целях;

б) удовлетворение потребностей аудитории;

в) возможность строить деятельность прессы в соответствии с ее внутренними законами, не допуская насилия над ее природой.



Что не относится к источнику информации в журналистике:

а) документы;

б) тайна;

в) человек;

г) предметно-вещественная среда.

Профессионально-нравственная норма «уважать право человека на неприкосновенность частной жизни» является определяющей в отношениях:

а) журналиста и коллег;

б) журналиста и героя;

в) журналиста и аудитории.

ЛИТЕРАТУРА
1.Закон «О средствах массовой информации» // Законодательст­во Российской Федерации о средствах массовой информации. - М., 1996.
2. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. - М., 1999. - Т. 1.
3.Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учеб, пособие.-М., 1999.

4. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. Пособие. – М., 1999.


5. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001
6. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В2 т. – М., 1998.
7. Дэннис Э., Мэррил Д. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.


  1. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской професии. – М., 1994.




  1. Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. – М., 1994.




  1. Право и этика в работе журналиста .- Екатеринбург, 1996.




  1. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 1998.


Программа составлена на основе программы к. ф. н. доцента кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ Лазутиной Г. Л.




Чтобы найти себя — надо себя переделать. Григорий Ландау
ещё >>