Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся II ix классов «я гражданин россии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «Родной край» 1 96.49kb.
Программа гражданско-патриотического воспитания мбоу «Лицей №1 г. 1 371.39kb.
Программа проекта «Гимназия №12 городской ресурсный центр по патриотическому... 1 54.47kb.
По военно-патриотическому воспитанию учащихся через внеклассную деятельность 1 61.98kb.
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию 1 36.04kb.
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию «У карты Амурской... 1 188.48kb.
Программа военно-спортивного клуба «Защитник Отечества» Разработана... 1 160.09kb.
И. о директора дюц гпв города Кирова 1 69.46kb.
Голубь мира на праздничный день 9 мая 1 71.84kb.
Отчет о проведении месячника по военно-патриотическому воспитанию... 1 29.41kb.
Программа по литературному чтению, разработанная З. И. Романовской... 5 1000.47kb.
Закон о звании "почетный гражданин ленинградской области" 1 119.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию для учащихся II ix классов «я - страница №1/3

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №3»

города Магнитогорска


:

ПРОГРАММА



ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ II – IX КЛАССОВ

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 5 ЛЕТ

Авторы-составители:

зам. директора

по научно-методической работе

Карпова Н.Б.,

воспитатель

Волкова Л.Г.
МАГНИТОГОРСК 2007 годскоей членов семьи, готовы помочь старшим в работеением прощатьпа изменения в обществе, защищать свое человеческое право.е

Рецензия на программу гражданско-патриотического воспитания школьников «Я - гражданин России»
Авторы-составители: зам. директора по научно-методической работе Карпова Н.Б.,

воспитатель Волкова Л.Г.

Формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, эстетических и гражданских качеств становится все более проблематичным в современном российском обществе. Поэтому программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я-гражданин России» призвана решить данную проблему.

Программа начинается пояснительной запиской, в которой подчеркивается актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения. Далее четко излагаются цели, задачи и принципы гражданского воспитания, раскрываются уровни и направления, а также формы и методы данного процесса. Затем следуют шесть тематических разделов: «Я и Я», «Я и СЕМЬЯ», «Я и КУЛЬТУРА», «Я и ШКОЛА», «Я и МОЕ ОТЕЧЕСТВО», «Я и ПЛАНЕТА», которые связанны между собой логикой формирования гражданина России. В конце каждого раздела представлены прогнозируемые результаты деятельности.

К основным достоинствам программы следует отнести план мероприятий с указанием названия и формы мероприятия. В программе рассмотрены различные аспекты взаимодействия школы и семьи по формированию и развитию патриотизма. Особое внимание уделено вопросам духовных традиций русской семьи. Ведь именно там берутся истоки гражданственности и патриотизма.

В программе уделено место сюжетно-ролевым и коммуникативным играм, которые также предполагают формирование высоких морально-психологических и этических качеств.

Таким образом, программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я -гражданин России» может быть рекомендована к применению в образовательном процессе как специальных, так и общеобразовательных учреждениях.

Но, на наш взгляд, программа смотрелась бы более выигрышно, если бы в списке литературы было указано больше новейших источников.


Доцент МаГУ, канд. пед. наук Каляева Ю.А.

13.11.07 г.
Пояснительная записка

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.

Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «патриот» и «гражданин»

В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы:



  • духовно-нравственное воспитание,

  • военно-историческую подготовку,

  • подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.


Основные направления в системе патриотического воспитания
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

  • Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо проводить комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы

Все вышеперечисленные аспекты нашли свое отражение в программе «Я – гражданин России». Данная программа – модифицированная, разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», Уставом МС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения. За основу взяты идеи:



  • авторов-составителей методического пособия Дмитренко Т.В. и Зорина Т.С. «Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права», издательство «Глобус» 2006 года;

  • авторов Соловьев А.Ю. и Шихарев С.С. «Патриотическое воспитание в лагере. Из опыта работы всероссийского детского центра «Орленок», издательство «Просвещение» 2007 года.

Программа предназначена для учащихся со II по IX класс, рассчитана на трехлетний период обучения и подразумевает дифференцированный подход в процессе воспитания. Достижение цели невозможно без совместных усилий семьи, школы, общественных организаций, органов ученического самоуправления.
Уровни гражданско-патриотического воспитания

В гражданско-патриотической работе МС(К)ОУ «С(К)ОШИ№3» занята вся школа – учащиеся, учителя и родительская общественность. Каждый детский ученический коллектив участвует в общешкольных коллективных творческих делах гражданско-патриотической направленности и осуществляет шефство над ветеранами педагогического труда.

Кроме того, учащиеся 1 – 3 классов работают по программе, предполагающей 4 направления деятельности:

Я сам.

Моя семья.

Мой класс.

Моя республика «Звездная страна».

Учащиеся, начиная с 4-го класса, входят в ученическое объединение «Звездная страна» и ведут более углубленную работу по 5 направлениям:

Моя школа (о понятии «школьный патриотизм»).

Мой район.

Мой город – Магнитка.

Мой край – труженик Урал.

Моя Родина – Россия.

Так осуществляется преемственность гражданско-патриотической работе: от начального звена до среднего.




Взаимодействие школы и семьи по формированию и развитию патриотизма
«Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.

Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив, обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность.

Однако многим из нас сегодня, увы, неведомо, что такое истинная семья, простые семейные радости. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Нам почти нечего передать своим детям. Вот почему на помощь семье сегодня призвана прийти школа». («Воспитание школьника», № 3, 1998.)

«Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мир, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.

В сегодняшней России традиционное общество ставится в соответствие с метафорой семьи, а современное – с метафорой рынка.

Несмотря на трансформационные изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу. Для нее характерно ориентирование на национальные ценности, воплощаемые прежде всего в человеческой духовности, всестороннее развитой личности, полноценной семье и здоровом образе жизни.

Родители, род, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в основе которой лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других, ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Она обязательна: мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью.

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего. Для российского полиэтнического сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогам: с преданиями, традициями, обычаями, заветами предков.

Взаимоотношения малого отечества и большого, своей региональной, этнической родины и другой, огромной, называемой Россией, определяют во многом процесс патриотического воспитания. Этот процесс не должен замыкаться этническими, культурными, конфессиональными, хозяйственными, политическими рамками, а определяться их совокупностью, интеграцией. Каждая их этих позиций выступает в различные исторические периоды жизни личности, нации, народа, страны, государства основанием для самоидентификации, поиска собственного «я».

Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной.

В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. Отчий дом притягивает людей своей теплотой и открытостью, создавая возможности для самореализации и самовыражения.

Все начинается с дома, семьи. Государство начинается с семьи. Какова семья, такое и государство. Сегодня мы находимся в кризисной ситуации. И выйти из кризиса возможно лишь при возрождении духовности, а духовность присутствует лишь там, где есть вера и любовь. Вот два начала, на которых держалась во веки веков русская семья.

В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Источников таких великое множество. В систему включены наиболее известные и важные. Из века в век авторы «Слова о Законе и Благодати», «Поучения Владимира Мономаха», «Домостроя» прилежно констатируют духовные ценности, которые лежат в основе русской семьи.

При изучении памятников литературы – поучений, житий – учащиеся видят, что все положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и по сегодняшний день, а качества, которые всегда ценились в детях, женах, отцах, являются ныне самыми ценными.

В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи. Постепенно ребята знакомятся с категориями добродетелей и пороков. Изучают, как раньше строились взаимоотношения между детьми и родителями, детьми и школой. На уроках и во внеурочное время знакомятся с Библией.

Одним из основных направлений можно считать «Краеведение». Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Из истории семьи, отчего края учащиеся черпают немало полезного для души. История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

Одним из любимых занятий у ребят является составление «Народного календаря». Это дает им представление о русском фольклоре, народных и православных праздниках, которые постепенно входят в дома наших учеников.


Цели и задачи программы «Я – гражданин России»
Целью программы является: создание условий для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины, делового и здорового члена общества.

Задачи:

  • воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;

  • формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание

  • знакомить учащихся с историческим прошлым Родины, своего народа, его обычаями и традициями;

  • знакомить с социальными и культурными достижениями своей страны;

  • формировать у воспитанников основы здорового образа жизни.


Принципы построения программы:

  • Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • Принцип научности

Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

  • Принцип активности

Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.

  • Принцип наглядности

Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении

Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.


Формы и методы организации образовательного процесса
Формы:

  • Книга памяти, описывающая боевой или трудовой подвиг народа;

  • слет юных патриотов;

  • тематические выставки;

  • фестивали солдатской песни;

  • походы по памятным местам;

  • военно-спортивные игры;

  • читательские конференции;

  • календарь памятных дат;

  • встреча с интересными людьми;

  • вахта памяти;

  • мероприятия шефской работы;

  • поисковая работа.


Методы:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов);

  • эвристический метод («нахожу», «открываю»);

  • игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры);

  • методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);

  • практические методы (задания, упражнения).


Структура и содержание программы «Я – гражданин России»

Программа включает в себя VI направлений работы, связанных между собой логикой формирования гражданина России


I. «Я И Я»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Советы классному руководителю. Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу. Объявите конкурс на лучшее письмо самому себе на тему: «Какие способности во мне не раскрыты?»

Предполагаемый результат деятельности:

  • высокий уровень самосознания, самодисциплины;

  • понимание учащимися ценности человеческой жизни,

  • вера в справедливость, бескорыстие,

  • уважение человеческого достоинства,

  • милосердие, доброжелательность,

  • способность к сопереживанию.


Мероприятия по реализации воспитательной программы




Название мероприятия

Форма

1

Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.)

Игра, упражнения

2

«Мой режим дня»

Беседа

3

«Кто я? Какой я?»,

«Мое хобби»,

«Хочу и надо»


Беседы

4

«Познай себя»

Тест

5

«Письмо самому себе»

Конкурс на лучшее письмо

6

«Мой сосед по парте»

Час откровенного разговора

7

«Наш портфель»

Игра-экспромт

8

«Я и мы»

Коллективная беседа

9

«Правила счастливого человека»

Психологический практикум

10

«Кем быть?» (профессиональное самоопределение)

Тест

11

«Что такое личность?»,

«Человек среди людей»



Беседы

12

«Быть человеком»

Дискуссия

13

«Урок милосердия и доброты»


Беседы

14

«Добро и зло»,

«Чью старость ты утешил?»



Диспуты

15

«Гайдарики» (помощь пожилым людям)

Акция милосердия

16

«Нам жизнь дана на добрые дела»

КТД

17

«Гигиена подростка»

Беседы

18

«Берегите здоровье»,

«В здоровом теле – здоровый дух»



Беседа, лекции

19

«Курить или не курить – вот в чем вопрос»

Внеклассное мероприятие с элементами театрализованного представления

20

«Черные буквы» (о наркомании)

Тренинг, интеллектуальная игра

21

«Внимание! Наркомания!»

Беседа

22

«Наркомания и здоровье»

Оформление стенда

23

«Наши профессиональные намерения»

Анкетирование

24

«Дороги, которые мы выбираем»

Беседы по профориентации

25

Ученик года

Конкурс

26

«Курить и пить – здоровью вредить»

Выставка рисунков

27

«Выход есть – живи без наркотиков»

Акция

28

День здоровья

Общешкольное мероприятие


следующая страница >>



Бескорыстным — иллюзии, корыстным — деньги, на которые можно купить иллюзии. Войцех Верцех
ещё >>