Программа по географии. Материки и океаны - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс для 6 класса по теме "Материки и океаны", в рамках предметной... 1 60.77kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному... 1 285.73kb.
Урок игра по географии, 7 класс Тема «Южные материки» Тип урока обобщение... 1 53.68kb.
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. География. Материки, океаны... 1 84.08kb.
Урок по окружающему миру во 2 классе «Материки и океаны» 1 87.5kb.
Головоломка б 1 79.05kb.
Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Квн «Южные материки... 1 59.65kb.
Южные материки (разработка внеклассного мероприятия по географии... 1 49.07kb.
Программа по географии. 6-10 классы / Под реакцией И. В. Душиной. 4 619.67kb.
Рабочая программа по географии учителя 1 категории Ухандеевой Алевтины... 1 276.48kb.
Рабочая программа по географии 8 класс моу «Гимназии №12 с татарским... 1 260.62kb.
Программа курса «География. 5-9 классы» 8 995.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по географии. Материки и океаны - страница №1/1

Рабочая программа по географии. Материки и океаны

(7 класс, 68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, разработанной на основе ГОС. Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе и реализуется в учебнике Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский « География. Материки и океаны. 7 класс».
Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

В конце рабочей программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.



Цели и задачи курса:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в рабочую программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс состоит из двух частей:

1. Планета, на которой мы живем.

2. Материки планеты Земля.

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.



Место предмета в учебном плане

На изучение географии в 7 классе отводиться 68 часов. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.


Содержание учебного предмета
Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (21 час)
Тема 1. Мировая суша (1 час)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.



Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.



Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководные желоба, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии: Альфред Вегенер.

Практическая работа: составление картосхемы «Литосферные плиты».
Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальное™ климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.



Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы. 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. 2. Анализ климатограмм для основных типов климата.
Тема 4. Мировой океан (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый . склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар.

Практическая работа: построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 5. Геосфера (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилей.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии- В. В. Докучаев

Практические работы. 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии.
2. Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.

Тема 6. Человек (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия,
Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (48 часов)

Тема 1. Африка (10 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения населения, его быстрый рост. Регионы Афри- ки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.С. Гумилев,

Практические работы. 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. 2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия (5 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.



Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Дж. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.

Практическая работа: сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2 часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.



Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ж.С. Дюмон-Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полноводная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.



Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.

Персоналии: А. Гумбольдт, X. Колумб.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.
Тема 5. Северная Америка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры - главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.



Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.

Практические работы. 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия (11 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность разме­щения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивили­зации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Юж­ная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объек­ты природного и культурного наследия.



Персоналии: Марко Поло, Афанасий Никитин, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.

Практические работы. 1. Определение типов климата Евразии по клима­тическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Амери­ки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики страны Ев­ропы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.



Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии: Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский.

Практическая работа: выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).
Практических работ - 52, из них оценоч­ных - 12.

Оценочные практические работы

  1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Тема «Африка»

  1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

  2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема «Австралия»

  1. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Тема «Южная Америка»

  1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

  2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

  3. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Тема «Северная Америка»

  1. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  2. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Тема «Евразия»

  1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

  2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

  3. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.


Географическая номенклатура

Тема «Африка»:

  • Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

  • Нил, Конго, Нигер, Замбези;

  • Виктория, Танганьика, Чад;

  • Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).


Тема «Австралия и Океания»:

  • Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Ме­ланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

  • Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низмен­ность;

  • Муррей, Эйр;

  • Сидней, Мельбурн, Канберра.


Тема «Южная Америка»:

  • Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

  • горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;

  • Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

  • Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).


Тема «Северная Америка»:

  • полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;

  • Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

  • Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

  • горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

  • Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

  • Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;

  • Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).


Тема «Евразия»:

  • полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;

  • моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

  • Финский, Ботнический, Персидский заливы;

  • проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

  • острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

  • равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;

  • горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

  • реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

  • озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:



1. Знать (понимать):

  • географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

  • причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

  • основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

  • связи между географическим положением, природными условиями и хо­зяйственными особенностями отдельных стран и регионов;

  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;

  • географию крупнейших народов Земли.

2. Уметь:

  • давать характеристики материков и океанов;

  • характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;

  • определять географическое положение природных объектов.

Для оценивания деятельности учащихся используется следующая система оценивания:

После изучения I раздела проводится контрольный урок в виде теста. Фокусами оценивания являются: понимание общих географических особенностей, основных географических законов

Во втором разделе проводятся итоговые уроки после изучения тем «Африка», «Австралия и Антарктида», «Южная Америка», «Северная Америка», «Евразия» с тестированием. Фокусами оценивания являются: умения характеризовать материки с использованием карт атласа, определения географического положения природных объектов, понимание географических особенностей материков.

Предусмотрен в программе итоговый контроль в конце года в виде итогового теста.
Основной учебно-методический комплект:


  • Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Материки и океаны. В двух частях. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2009.

  • Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны». 7 класс. В двух частях. – М.: Русское слово, 2010.




  • Оборудование и программы:

  • компьютерный стол;

  • нетбук;

  • Программы MsWord, MsPowerPoint, Ms Excel;

  • Дополнительные ресурсы:

  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.

  • Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 224 с.

  • Чичерина О.В. ГИА 2010. География: сборник заданий: 9 класс/ О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2010. 416 с.

  • Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М.: Дрофа, 1997

  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: ВАКО, 2005

  • Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов. Книга для учителя. – М: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.

  • Я иду на урок географии: История географических открытий. Книга для учителя. – М: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.

  • Крылова О.В. Современный урок географии: Уроки развивающего обучения. 6-7 классы. – М: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

  • Мишняева Е.Ю. Земля и люди. Тетрадь-тренажер. 7 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений/ Е.Ю. Мишняева, О.Г.Котляр, С.В.Банников. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с. (Сферы).

  • Материалы сайтов: *«Открытый класс»

*«Педсовет»

*«Первое сентября»



*«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://school-collection.edu.ru/




Вы его знаете? Я знаю его так хорошо, что не разговариваю с ним уже десять лет. Оскар Уайльд
ещё >>