Программа по географии для 7 класса. Курс «География. Земля и люди» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по географии для 6 класса. Раздел «География. Планета Земля» 1 191.67kb.
Программа по географии для 7 класса раздел «География. Земля и люди» 1 140.01kb.
Программа по географии для 6 класса раздел «География. Планета Земля» > 1 201.43kb.
Программа по географии Курс «География. Землеведение» 5 1346.01kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для... 12 2449.84kb.
Рабочая программа по географии «Хозяйство и географические районы»... 1 328.15kb.
Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов»... 1 329.17kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса 4 853.57kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса 3 485.03kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса Разработчик программы... 1 244.84kb.
Тематический план по географии для 10 класса на 2013/2014 учебный... 1 73.75kb.
Тема «Климат и его типы» 1 16.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по географии для 7 класса. Курс «География. Земля и люди» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов

Управление образования администрации

Городского округа Орехово-Зуево










УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №25 с УИОП

__________Н.В.Матвеева

«____» _________2012 год



Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

7 класс

Составитель: Терехова Вера Сергеевна,



учитель географии вторая категория

2012 г.
Содержание.




  • пояснительная записка;

  • основное содержание;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • календарно-тематическое планирование;

  • перечень учебно-методического обеспечения.


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы.

Программы по географии для основной школы. Программа по географии для 7 класса. Курс «География. Земля и люди». А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. Из сборника: «Сферы». География. Навигатор. Материалы в помощь учителю. 6-9 классы. Под редакцией В. П. Дронова. – М. «Просвещение». 2008

Количество часов: всего – 68 часов; 2 ч./неделю.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений. Программа составлена с учетом примерной программы по географии и стандарта основного общего образования по географии.




Темы

1

Введение 1ч

2

Раздел I Природа Земли: главные закономерности. 10 ч.

3

Раздел II Человек на планете Земля. 9ч.

4

Раздел III Многоликая планета.(46ч)

Тема 1. Океаны Земли. 4 ч.



5

Тема 2. Африка. 7ч.

6

Тема 3. Южная Америка. 7 ч.

7

Тема 4. Австралия и Океания. 5ч

8

Тема 5. Антарктида. 3 ч.

9

Тема 6. Северная Америка. 6 ч.

10

Тема 7. Евразия. 15 ч.

11

Общечеловеческие проблемы(2ч)






Практические работы

1

Практическая работа № 1 «Описание климатических условий по климатограммам»

2

Практическая работа №2 «Составление географической характеристики населения мира».

3

Северный Ледовитый океан. Практическая работа №3 «Составление комплексного описания океана».

4

Районирование Африки. Практическая работа №4 « Составление сравнительной характеристики природы и хозяйства регионов Африки»

5

Население Южной Америки.Практическая работа № 5 «Составление таблицы: «Виды хозяйственной деятельности природных районах Южной Америки»

6

Обобщение знаний. Сравнительная характеристика Южных материков. Практическая работа № 6 «Составление картосхемы эндемики Южных материков»

7

Канада, Мексика. Практическая работа № 7 «Составление географического описания страны».

8

Особенности природы материка. Практическая работа №8

«Составление описания внутренних вод Евразии».



9

Обобщение. Сравнительная характеристика Северных материков. Практическая работа № 9 «Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии».

10

Глобальные проблемы человечества. Практическая работа № 10 «Составление обобщенной схемы глобальных и региональных проблем человечества»


Цели и задачи:

раскрыть закономерности землеведческого характера, создать целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, сформировать региональные страноведческие знания.

Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли от общепланетарного уровня до регионального и локального;

создать образные представления о крупных регионах материков, океанов и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

на основе историко – географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

формировать у школьников эмоционально – ценностное отношение к географической среде;

продолжить развитие картографической грамотности, учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территорий.

Содержание учебного предмета
Раздел «География. Земля и люди»

(А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов)

68 учебных часов (базовый уровень)

Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством. Этим и определяется главная цель раздела — опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый

комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и

дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела, изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

продолжить формирование у учащихся знаний и представлений

о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному.

В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;

создать образные комплексные географические представления о

крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах

и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением,

заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

продолжить развитие картографической грамотности учащихся,

навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и

презентации разнообразной географической информации.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.



Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 9 ч

Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое

положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.

Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и океанов.

Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира.

Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.



История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли.

Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений. Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.



Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.

Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.

Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности

дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные

бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана

природы Мирового океана.

Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища.

Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Природная зональность. Формирование природных зон.

Неравномерность распределения солнечного тепла по поверхности

Земли и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане. Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.

Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с карами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» с целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 8 ч

Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества.

Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.



Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.

Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища,

одежду, орудия труда, пищу.



Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы

формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.



Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.

Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Историкокультурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки,

Австралии, Океании.



Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 42 ч

ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ



Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

МАТЕРИКИ


Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида,

Северная Америка, Евразия.

Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго,

Южно-Африканская Республика.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.

Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.

Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания,

Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай,

Республика Корея, Япония, Казахстан.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости

многих стран.



Практические работы. Определение географического положения

материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между

ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Резерв времени — 8 ч


Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся:

общеучебные умения, навыки, способы действия:

познавать и изучать окружающую среду; сравнивать объекты, процессы и явления;

работать с тематическими картами, ориентироваться в Интернет – ресурсах.



Результаты обучения:

Знать/понимать:

Основные географические термины и понятия курса; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Земли; связь между ГП, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; меры по сохранению природы и защите людей от опасных техногенных явлений.



Уметь:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на разных территориях Земли; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления; определять на карте расстояния, направления, географические координаты, местоположение объектов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.



Календарно-тематическое планирование учебного материала по географии надомное обучение


Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в неделю

Программа

7 кл.

1 час

34 часа

Программа по географии для 7 класса общеобразовательных учреждений География. Земля и люди.

К комплекту учебников, созданных под руководством Кузнецов А.П., В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Москва «Просвещение», 2008 г.



Учебник 7 класс География. Земля и люди. Кузнецов А.П., В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Москва «Просвещение», 2007 г.

Тематическое планирование

7 класс, УМК «Сферы».




п/п




Тема урока

Домашнее задание

1

1

Введение

С 5-6




Раздел I Природа Земли: главные закономерности. 10 ч.





2

2

Материки и океаны на поверхности Земли.

П. 1

3

3

Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света»

П. 2

4

4

Рельеф Земли

П. 3

5

5

История формирования рельефа Земли.

П. 4

6

6

Климатообразующие факторы.

П. 5

7

7

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Практическая работа № 1 «Описание климатических условий по климатограммам»

П. 6

8

8

Мировой океан.

П. 7

9

9

Воды суши

П. 8

10

10

Природные зоны Земли.

П. 9

11

11

Обобщающий урок : «Природа Земли: главные закономерности»

П. 1-9




Раздел II Человек на планете Земля. 9ч.




12

1

Историко-географические закономерности заселения человеком Земли.

П. 10

13

2

Численность населения Земли.

П. 11

14

3

Размещение населения на планете Земля.

П. 12

15

4

Народы, языки и религии мира.

П. 13

16

5

Хозяйственная деятельность людей

П. 14

17

6

Особенности расселения населения Земли.

Практическая работа №2 «Составление географической характеристики населения мира».



П. 15

18

7

Страны мира.

П. 16

19

8

Историко – культурные районы мира.

П. 17

20

9

Обобщающий урок: «Человек на планете Земля».

П. 10-17




Раздел III Многоликая планета.(46ч)

Тема 1. Океаны Земли. 4 ч.




21

1

Атлантический океан.

П. 18

22

2

Тихий океан.

П. 19

23

3

Индийский океан.

П. 20

24

4

Северный Ледовитый океан. Практическая работа №3 «Составление комплексного описания океана».

П. 21




Тема 2. Африка. 5ч.




25

1

Особенности природы Африки.

П. 22

26

2

Районирование Африки. Практическая работа №4 « Составление сравнительной характеристики природы и хозяйства регионов Африки»

П. 23

27

3

Население Африканского континента.

П. 24

28

4

Страны Африки. Типовая характеристика страны.ЮАР.

П. 25

29

5

Сравнительная характеристика Египта и Демократической республики Конго.

П. 25







Тема 3. Южная Америка. 6 ч.





30

1

Особенности природы Южной Америки.

П. 26

31

2

Природные районы материка: Равнинный Восток.

П. 27

32

3

Природные районы материка: Анды.

П. 28

33

4

Население Южной Америки.Практическая работа № 5 «Составление таблицы: «Виды хозяйственной деятельности природных районах Южной Америки»

П. 29

34

5

Страны Южной Америки: Венесуэла и Перу

П. 30

35

6

Страны Южной Америки: Бразилия.

П. 30







Тема 4. Австралия и Океания. 5ч




36

1

Особенности природы Австралии.

П. 31

37

2

Особенности природы Океании.

П. 32

38

3

Население Австралии и Океании.

П. 33

39

4

Австралийский Союз.

П. 34

40

5

Самоа.

П. 35







Тема 5. Антарктида. 3 ч.




41

1

Характеристика природы материка

П. 36

42

2

Освоение человеком Антарктиды.

П. 37

43

3

Обобщение знаний. Сравнительная характеристика Южных материков. Практическая работа № 6 «Составление картосхемы эндемики Южных материков»










Тема 6. Северная Америка. 6 ч.




44

1

Типичные и отличительные черты природы Северной Америки.

П. 38

45

2

Равнинные районы Северной Америки.

П. 39

46

3

Горы Северной Америки.

П. 40

47

4

Освоение человеком материка.

П. 41

48

5

Страны Североамериканского континента: Соединенные Штаты Америки.

П. 42

49

6

Канада, Мексика. Практическая работа № 7 «Составление географического описания страны».

П. 42







Тема 7. Евразия. 15 ч.




50

1

Особенности природы материка.

П. 43

51

2

Особенности природы материка. Практическая работа №8

«Составление описания внутренних вод Евразии».



П. 43

52

3

Регионы Евразии. Сходства и различия. Природа Западной части Европы.

П. 44

53

4

Северная Евразия, Северо – Восточная и Восточная Азия. Особенности природы.

П. 45

54

5

Особенности природы Южной, Юго – Западной и Центральной Азии.

П. 46

55

6

Человек на евразийском пространстве.

П. 47

56

7

Страны Европы: Норвегия.

П. 48

57

8

Страны Европы: Великобритания

П. 48

58

9

Сравнение Германии и Франции.

П. 48

59

10

Италия и Чехия.

П. 48

60

11

Страны Азии: Индия.

П. 49

61

12

Китай.

П. 49

62

13

Сравнительная характеристика Японии и республики Корея

П. 49

63

14

Турция и Казахстан.

П. 49

64

15

Обобщение. Сравнительная характеристика Северных материков. Практическая работа № 9 «Составление сравнительной характеристики климата Северной Америки и Евразии».










Общечеловеческие проблемы(2ч)




65

1

Глобальные проблемы человечества. Практическая работа № 10 «Составление обобщенной схемы глобальных и региональных проблем человечества»

П. 50

66

2

Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки.




67




Итоговая проверочная работа.




68




Итоговый урок.





Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: География. Земля и люди. 7 класс. А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева; Изд. «Просвещение»,2008 г.

УМК:

1. Земля и люди. Тетрадь – тренажёр. 7 класс. Е. Ю. Мишняева. – М. Изд. «Просвещение». 2008 г.

2. Географический атлас. 7класс, А. Кузнецов - М. «Просвещение», 2008

3. Контурные карты. 7класс. – М. «Просвещение», 2008



Дополнительная литература:

  1. Навигатор. Материалы в помощь учителю. 6 – 9 классы. Под редакцией В. П. Дронова. – М. «Просвещение». 2008

  2. Поурочное планирование. География материков и океанов. 7 класс Г. Н. Элькин. С – П. Изд. «Паритет» 2001 г.

  3. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. В. Б. Пятунин.- М.; Изд. «Дрофа».2000

  4. Новые тесты. География. 6 – 7 кл. С. Е. Дюкова.2001

  5. Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. В. Б. Пятунин. М. Изд. «Дрофа». 2002 г.





Успех — вот что создает великих людей. Наполеон I
ещё >>