Программа по географии для 6 класса. Раздел «География. Планета Земля» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по географии для 6 класса раздел «География. Планета Земля» > 1 201.43kb.
Программа по географии для 7 класса раздел «География. Земля и люди» 1 140.01kb.
Программа по географии для 7 класса. Курс «География. Земля и люди» 1 211.85kb.
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной... 1 380.62kb.
Рабочая программа по географии «Хозяйство и географические районы»... 1 328.15kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса 3 485.03kb.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса 4 853.57kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса Разработчик программы... 1 244.84kb.
Тематический план по географии для 10 класса на 2013/2014 учебный... 1 73.75kb.
Рабочая программа по географии для 7 класса соответствует обязательному... 1 285.73kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для... 12 2449.84kb.
Австралия уникальный материк 1 97.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по географии для 6 класса. Раздел «География. Планета Земля» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов

Управление образования администрации

Городского округа Орехово-Зуево










УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №25 с УИОП

__________Н.В.Матвеева

«____» _________2012 год



Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

6 класс

Составитель: Терехова Вера Сергеевна,



учитель географии вторая категория

2012 г.
Содержание.




  • пояснительная записка;

  • основное содержание;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • календарно-тематическое планирование;

  • перечень учебно-методического обеспечения.


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы.

Программы по географии для основной школы. Программа по географии для 6 класса.

Раздел «География. Планета Земля» (А.А. Лобжанидзе) 68 учебных часов 2 часа в неделю.

Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.



Главная цель раздела заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее

целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе

комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках факультативных занятий.


Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений. Программа составлена с учетом примерной программы по географии и стандарта основного общего образования по географии.

Темы.


Введение. 1 час.

Тема 1. Изображения земной поверхности и их использование- 9 ч

Тема 2. Развитие географических знаний о Земле. 7ч.

Тема 3. Земля - планета Солнечной системы 5ч

Тема 4.Литосфера - каменная оболочка Земли 8ч.

Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли 10ч.

Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. 10ч.

Тема 7. Биосфера - оболочка жизни 6ч.

Тема 8. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. 9ч

Заключение – 3 часа


Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся:

общеучебные умения, навыки, способы действия:

познавать и изучать окружающую среду; сравнивать объекты, процессы и явления;

работать с тематическими картами, ориентироваться в Интернет – ресурсах.



Результаты обучения:

Знать/понимать:

Основные географические термины и понятия курса; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий Земли; связь между ГП, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; меры по сохранению природы и защите людей от опасных техногенных явлений.



Уметь:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на разных территориях Земли; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления; определять на карте расстояния, направления, географические координаты, местоположение объектов.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Чтения карт различного содержания; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч (1 ч)

Что такое география. Почему необходимо изучать географию.

Объекты изучения географии.

Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 8 ч (4 ч)

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус,

географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.

Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.

Определение направлений и измерение расстояний на местности.

Построение простейших планов.

История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие

современных географических карт и их классификация. Значение

картографического метода исследования. Другие методы и источники

получения географической информации.



Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.

Тема 2. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

О ЗЕМЛЕ— 6 ч (0 ч*)

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний

Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.

Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского

купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.

Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.

А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие

морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан,

Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.

Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.

Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды:

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.



Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.

Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 4 ч (3 ч)

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.



Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами

Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.



Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч (4 ч)

Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.

Внутреннее строение Земли. Литосфера каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч (4 ч)

Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота.

Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.

Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч (5 ч)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение.

Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.

Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.



Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью

приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.



Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 5 ч (3 ч)

Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.



Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.

Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч (6 ч)

Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части,

взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей

развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность

и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.

Почвы как особый природный комплекс. Условия образования

почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.

Особенности растительности, животного мира и хозяйственной

деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.

Природные комплексы Мирового океана.



Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного

покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание

природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Резерв времени — 11 ч (4 ч)

Практические работы, проектно-исследовательская деятельность,

подготовка и представление презентаций, докладов, сообщений, защита проектов и рефератов и т.п.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС УМК «СФЕРЫ»

68 часов в год (2 часа в неделю).






п/п

Тема урока

Дата

Дом. задание

1

1

Введение.







Стр.5-6







Тема 1. Изображения земной поверхности и их использование- 9 ч










2

1

Изображения земной поверхности.







§1

3

2

Условные знаки и масштаб карты.







§2

4

3

Географические координаты.







§3

5

4

Географические координаты.

Практическая работа №1 «Определение расстояний и географических координат географических объектов»









§3

6

5

Ориентирование.







§4

7

6

Построение плана местности.







§5

8

7

Практическая работа №2 «Построение плана местности »







§5

9

8

Карта – «язык» географии.







§6

10

9

Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование»







§1-§6







Тема 2. Развитие географических знаний о Земле. 7ч.










11

1

География в древности.







§7

12

2

География в эпоху Средневековья.







§8

13

3

Эпоха великих географических открытий.







§9

14

4

Географические открытия 17-19в.







§10

15

5

Открытие Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие.







§10

16

6

Географические исследования 20в. Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте маршрутов Великих путешествий»







§11

17

7

Обобщение по теме: Развитие географических знаний о Земле.







§7-§11







Тема 3. Земля - планета Солнечной системы 5ч










18

1

Земля в Солнечной системе. Практическая работа № 4 «Изучение планет Солнечной системы»







§12

19

2

Форма и размеры Земли.







§13

20

3

Движение Земли.







§14

21

4

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.







§15

22

5

Урок обобщения по теме: «Земля - планета Солнечной системы».







§12-§15







Тема 4.Литосфера - каменная оболочка Земли 8ч.










23

1

Минералы и горные породы.







§16

24

2

Литосфера







§17

25

3

Рельеф суши.







§18

26

4

Рельеф дна океанов. Практическая работа № 5 «Построение профиля рельефа»







§18

27

5

Внутренние силы Земли.







§19

28

6

Внешние силы, создающие рельеф.







§20

29

7

Человек и мир камня.







§21

30

8

Урок обобщения знаний по теме: «Литосфера - каменная оболочка Земли»







§16-§21







Тема 5. Гидросфера - водная оболочка Земли 10ч.










31

1

Гидросфера.







§22

32

2

Мировой океан.







§23

33

3

Движение воды в океане.







§24

34

4

Реки.







§25

35

5

Питание и режим рек.







§25

36

6

Озера и болота.







§26

37

7

Подземные воды.







§27

38

8

Ледники и многолетняя мерзлота.







§28

39

9

Человек и гидросфера.







§29

40

10

Обобщение по теме: «Гидросфера-водная оболочка Земли»







§22-§29







Тема 6. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. 10ч.










41

1

Атмосфера.







§30

42

2

Температура воздуха.







§31

43

3

Влажность воздуха и атмосферные осадки.







§32

44

4

Атмосферное давление.







§33

45

5

Ветер.







§33

46

6

Погода.







§34

47

7

Климат.







§35

48

8

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера







§36-§37

49

9

Практическая работа № 6 «Обобщение данных дневника погоды»







§31-§35

50

10

Обобщение по теме: «Атмосфера - воздушная оболочка Земли».







§30-§37







Тема 7. Биосфера - оболочка жизни 6ч.










51

1

Биосфера







§38

52

2

Жизнь в Океане и на суше.







§39

53

3

Значение биосферы.







§40

54

4

Человек - часть биосферы.







§41

55

5

Экологические проблемы в биосфере.







§42

56

6

Обобщение по теме: «Биосфера – оболочка жизни». Практическая работа № 7 «Описание растительности и животного мира по картам атласа на примере своей местности.»







§38-§42







Тема 8. Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. 9ч










57

1

Географическая оболочка.







§43

58

2

Природные комплексы.







§44

59

3

Почва.







§45

60

4

Полярные пустыни и тундры. Практическая работа №8 Описание природных зон по географическим картам.







§46

61

5

Леса. Практическая работа № 8 Описание природных зон по географическим картам.







§47

62

6

Степи и саванны. Практическая работа № 8 Описание природных зон по географическим картам.







§48

63

7

Засушливые области планеты.







§49

64

8

Природные комплексы Мирового океана.







§50

65

9

Урок обобщения по теме: «Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс»







§43-§50







Заключение.










66

1

Обобщающий урок курса.










67

2

Итоговая проверочная работа.










68

3

Итоговый урок курса.











Перечень учебно-методического обеспечения

1.Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. География 6 М. «Просвещение».

2. Электронное приложение к учебнику А.А. Лобжанидзе "География. Планета Земля. 6 класс" 3. Учебный атлас «География. Планета Земля. 6 класс» является составной частью УМК информационно-образовательной среды «Сферы» по географии.

4. Методические рекомендации предназначены для учителя географии, работающего с учебно-методическим комплектом «География. Планета Земля» для 6 класса.

5. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 6 класс. Начальный курс.

6. Рабочая программа по географии для 5–9 классов разработана к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение». Программа соответствует требованиям ФГОС к структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы общего образования.


Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии, содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности на уроках и перечнем ресурсов УМК для каждого урока, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.




Ад — это зал, заполненный наполовину. Роберт Фрост
ещё >>