Программа по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 1 163.9kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по специальности 13. 00. 02. 1 24.39kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 3 416.05kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Теория и методика... 1 364.07kb.
Методика обучения решению лингвистических задач студентов филологического... 1 300.69kb.
Подготовка работников в области спортивно-оздоровительного туризма... 1 282kb.
Формирование установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего... 1 227.41kb.
Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального... 4 566kb.
Методика развития комбинационных речевых умений студентов (английский... 1 317.11kb.
Рабочая программа по дисциплине теория и методика избранного вида... 4 750.05kb.
И методические основы системы формирования информационно-методической... 3 474.46kb.
Статья публикуется при поддержке гранта ргнф номер 12-33-01257 1 146.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 02 теория и методика обучения - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова



Психология творчества
Программа по дисциплине по выбору
по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство, уровень

общего и профессионального образования)

Всего учебных часов - 72 (2 ЗЕТ)

Всего аудиторных занятий (в час.) - 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта - 54


Москва – 2011

Введение. Основное содержание программы.
Пояснительная записка
Главная задача данного курса – дать аспиранту такое понимание художественно творческого процесса, чтобы он определил для себя критерии настоящего художественного творчества, открыл в себе способность заниматься творчеством. Художественное творчество - это основа духовного развития. Это то, что позволяет стать творческой личностью.

Художественное творчество – это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества – психология создания новых эстетических и духовных ценностей. Данный курс отличает больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. Психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника. Предмет психологии художественного творчества – это психологическое содержание художественного произведения.



Цели программы:

формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие художественных произведений, курс призван способствовать органичному включению мира искусства во внутренний мир личности.



Задачами курса являются:

активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства; способствовать овладению основами языка различных видов искусства; развить в процессе творческой деятельности интерпретационные умения аспирантов по созданию словесной интерпретации произведений разных видов искусства; очертить границы творческой интерпретации произведения, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации; раскрыть роль интерпретационных умений в художественном развитии аспиранта;



В результате освоения содержания дисциплины аспиранты должны:

Знать: интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;

Уметь: работать в глобальной сети Internet. Создавать творческие интерпретации художественного произведения различных родов и жанров; анализировать и оценивать разные аспекты художественного произведения; анализировать собственные творческие работы.

Владеть навыками: интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Отбор материала основан на принципе системности обучения и формирования картины мира. Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины.

Дисциплина изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы. Программа включает тематику лекций, список рекомендуемой литературы.




ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Факультет/

Специальность



Название

дисциплины



Вид учебной работы

Количество часов

Се-местр





Аудиторные

Самост. работа

Педагогические науки

Психология творчества

Лекции

18

54

3

13.00.02

Практические / Семинарские













Лабораторные










Консультации










Курсовые /рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль: зачет, экзамен










Общий объем часов по дисциплине:

18

54

72



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





Наименование темы

Количество часов

Лекции

Практ. и семнар. занятия

Самост.

работа


Тема1. Психология художественного творчества.

2





12

Тема 2. Творческое сознание художника.

4




14

Тема 3. Культурно-психологические стимулы художественного творчества.

6




14

Тема 4. Художник и социальная психология.

6




14

Итого

18




54



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Тематический план лекционного курса


Тема1. Психология художественного творчества.

Становление психологии искусства. Природа художественного восприятия. Личность художника как предмет психологического анализа.



Тема 2. Творческое сознание художника.

Метаморфозы творческого Я художника. Рождение произведения. Феномен художественной рефлексии. Художник и его двойник. Художник и нарциссизм. Художник и артистизм.



Тема 3. Культурно-психологические стимулы художественного творчества.

Исторические типы мироощущения и формы художественного видения. Стиль как духовно-психологический горизонт исторической эпохи. Драматизм в искусстве как претворение исторических состояний сознания.



Тема 4. Художник и социальная психология.

Биография художника как проблема социальной психологии. Сословная психология и эволюция статуса художника. Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века.




Основные понятия:
Интерпретация, композиция, язык искусства, образ, вид, род, талант, художник, личность, архетип, магия, миф.




  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА

Основная:


  1. Арнхейм Р.  Искусство и визуальное восприятие. - М., 2007.

  2. Голубева О.Л. Основы композиции. - М., 2007.

  3. Кривцун О.А. Психология искусства. – М., 2009.

  4. Ратанова Т.А. Психология общая.- М., 2007.

  5. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. - Ростов н/Д, 2008.


Дополнительная


  1. Гройсман А.Л., Основы психологии художественного творчества. - М., Когито-центр, 2003.

  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - М., 2009.

  3. Козлов В. Психология творчества. М., 2009

  4. Марков М.Е. Искусство как процесс. - М., 1987.

  5. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. - М., 2008.

  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.

  7. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. –М.: Либроком, 2009.

  8. Сельченок К. Психология художественного творчества. - М., 2003.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ



Ежегодно до фактического начала учебного года во все экземпляры рабочих программ вносятся дополнения и изменения, учитывающие результаты развития науки, техники, культуры, и производства, происшедшие с момента составления рабочей программы; изменения в методическом обеспечении дисциплины и обеспеченности ими учебного процесса. Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся с соблюдением принятой в ней рубрикацией.




Аэродинамичные девушки оказывают наибольшее сопротивление. «Пшекруй»
ещё >>