Программа первой сессии первого курса маап - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Опрос студентов первого курса 1 40.75kb.
Правила процедуры приняты на первой сессии Генеральной ассамблеи... 1 130.89kb.
Программа курса Задачи курса 1 51.8kb.
Дату первого Торгового дня, в который может быть заключен Контракт 1 81.61kb.
Программа XX всероссийской научной сессии византинистов «Византия... 1 315.1kb.
Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения 5 975.43kb.
Программа курса Новейшая история стран Европы и Америки Часть 1 1 350.29kb.
Программа дисциплины «Политико-экономическая география мира» 1 48.62kb.
Доклад о работе одиннадцатой сессии краткая информация о работе сессии 3 440.53kb.
Реферата по курсу «Распределенные объектные технологии», вторая часть... 1 99.85kb.
Организация Объединенных Наций crc/C/and/CO/2 1 240.08kb.
Обществознание. Цивилизационный подход к изучению истории А. 1 87.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа первой сессии первого курса маап - страница №1/1

Программа первой сессии первого курса МААП

Ведущий: Хегай Л.А.


Архетипические аспекты истории.

Новые подходы к пониманию истории – структурализм, школа «Анналов» (Февр, Блок, ле Гофф), мета-история или историософия (С.Булгаков, Д.Андреев), психоистория Ллойда де Моза. Теория цивилизаций А.Тойнби («Постижение истории», см. Приложение). Влияние идей К.Г.Юнга на Тойнби. Футурология и архетипы. «Конец истории» Ф. Фукуямы. Мегатренды современного мира. Архетипы в историко-социологических теориях Л.Гумилева и П.Сорокина (см. доклад «Психоанализ будущего» http://maap.ru/media/?div=media).

Музеологический подход к бессознательному. Мнемозина – мать всех муз. Статья юнгианского аналитика Патриции Рейс «Благо памятования» (см. http://maap.ru/Reading/Reis_Mnemozina.htm). Современные теории памяти. Клио – муза историков. Анамнез, психологическая история и личностный миф. От единственного описания к множественному в постмодернистской философии и квантовой психологии.

Техника реконструкции в психоанализе. Фрейд, Ноувей, Клаубер, Кляйн, Гринсон о реконструкции. Достоинства и ограничения техники. Юнг о редуктивном анализе.

Метод анализа самых ранних воспоминаний. Элементы формального литературного анализа (герои, сюжет, мораль, стиль, жанр). Сравнение с подходом А.Адлера. Аналитическая психология и «Четвертый путь»: К.Лэнг и доктор Янг (см. http://maap.ru/Reading/Povel_Gurdgiev.htm).

Работа с историей жизни по методу Гурджиева-Успенского. Сравнение с методом линии жизни и другими гипнотерапевтическими техниками. Сравнение с фрейдовским методом психоанализа биографий.
Тест «12 базовых архетипов» юнгианского аналитика К.Пирсон («Пробуждение внутренних героев», 1991).

Возможности использования. 12 архетипов и герои сказок и мифов. Архетипы в кино. Школы психотерапии с точки зрения базовых архетипов. Мировые религии и архетипы. Расширение метода М.Марк в книге «Создай свой бренд с помощью архетипов» (2005) для задач бизнес-психологии. (см. www.dream-navigator.ru). Архетипы в маркетинге и рекламе.


ПРИЛОЖЕНИЕ:
Арнольд Тойнби и К.Г.Юнг
Рут Мейер, юнгианский аналитик (из ее книги «Цикл Клио»)
Тойнби воздает должное Юнгу в 10 томе «исследования истории». Он называет Юнга «навигатором-психопомпом», который помог ему совершить путешествие с поверхности истории в «психические пропасти подсознания». Что Тойнби имел в виду? Как идеи Юнга вдохновили Тойнби, и как они помогли ему понять отношения между личным опытом исторического воображения и коллективным бессознательным?

В юнгианской теории психопомпом называется опосредующая сила, помогающая привнести бессознательные содержания в сознание. Иногда психопомп принимает обличие воображаемой фигуры – мудрого старца, просветителя, волшебника, целителя, учителя, а иногда мудрой женщины, как было в случае Галлы Плацидии в Равенне. Собственный психопомп Юнга в начале был слепой Саломеей, «фигурой анимы», а позже развился в фигуру мудрого пожилого учителя Филемона. Иногда психопомпом является женщина как муза Клио для Тревеляна, а иногда мужчина-учитель или наставник, как это случилось в отношениях Тойнби и Юнга. Там где появляется эта фигура, появляется Психика.

Юнгу доверили послужить психопомпом для трудов Тойнби. Тойнби считал его мудрым учителем, помогающим понять роль бессознательного в истории. В контексте личного переживания Тойнби истории, особенно в период его путешествия по Греции и Италии в 1911-12, идеи Юнга дали историку понимание важности этих путешествий во времени в плане источников творчества.

Оба лидера переживании свои исторические видения и открывали силы бессознательного примерно в одно время. Тойнби посетил Грецию и Италию в 1911-12. На протяжении следующего года (1912-13) у Юнга были видения из бессознательного – мудрого старца Филемона и Галлы Плацидии в Равенне. Юнг и Тойнби многому научились друг у друга. Когда Тойнби позже прочитал работы Юнга, он смог понять психологическую важность своих путешествий во времени. Возможно, чтение Юнга подвигло его описать свои переживания и опубликовать их в 1954.

Нам известно, что Тойнби дважды встречался с Юнгом для обсуждения своих взглядов на мифологию. В письмо Генри Флурною в 1949 Юнг вспоминает Тойнби как человека, получившего опыт «архетипов в истории». Нам также известно, что Юнг приветствовал публикацию статьи Тойнби в первом томе Журнала Аналитической психологии. В ней Тойнби обсуждает важность работы Юнга для историков, говоря, что «Юнг принес новое измерение в историю, открывая для историков дверь, через которую они могут исследовать подсознательные глубины психики».

В той же статье Тойнби приводит интересный случай с Юнгом, помогающий нам понять влияние юнговского мышления на историческое воображение Тойнби. Будучи историком, Тойнби естественно полюбопытствовал о личной истории великого психолога, чтобы понять его мотивацию. Он спросил Юнга, что побудило его затеять свои главные исследования.

В ответ Юнг описал, как молодым человеком он проходил военную службу и копал яму для оружейного хранилища в швейцарских горах. Получив приказ копать глубже довольно каменистую почву, сослуживец Юнга, который совсем запыхался и вспотел от работы, неожиданно разозлился: «Если будем копать еще глубже, так мы доберемся до Матерей». Юнг заинтересовался, как это слово «Матерей» сорвалось с его губ? Ответ заключался в бессознательных слоях психики, которые открылись от действия копания вглубь.

Выбор Тойнби этой истории Юнга для статьи в «Журнале Аналитической психологии» в 1956 вскоре после публикации им «Исследования истории» показывает важность влияния Юнга для попыток великого историка понять самого себя. В лице Юнга Тойнби нашел мудрого старца, психопомпа, который помог понять свое виденье истории.



Великие цивилизации возникали и исчезали, но Юнг утверждал, что память о них хранится в земле. Поэтому, когда молодой швейцарский артиллерист копал место под склад в горах активизировалась бессознательная память предков. Когда сам Юнг путешествовал в Равенне и Африке, с ним происходило то же самое. Когда Тойнби посетил Грецию и устроился на холме, где произошла Киноскефалийская битва, связанная с концом эллинской цивилизации, та битва все еще жила в открывающемся ландшафте. Хотя внешний фасад эллинской цивилизации умер, Тойнби будто впитал нечто из книг, которые читал годами, прежде чем ему пришлось пройтись по тому полю битвы. И теперь прошлое снова оживало в его воображении, когда он созерцал место древнего побоище и крушения когда-то великой цивилизации.

Тойнби свободно исследовал бессознательное, когда писал «Исследования истории». Он посетил два круглых кургана бронзового века в Северном Йоркшире. Ему нравилось прилечь у кургана вместе со своей собакой Тильдой и ловить «волны психических событий», доносящиеся из-под земли. Он пытался почувствовать тонкое присутствие неких неизвестных людей, похороненных глубоко в земле.




В день его девяностолетия сослуживцы поднесли ему вечное перо. Эмиль Кроткий
ещё >>