Программа переписи населения 2009 года разрабатывалась с учетом потребностей страны на национальном и региональном уровнях, обеспече - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Зарубежный опыт проведения переписей населения 24 1486.43kb.
Международная конференция по биоэнергетике биоэнергетика-2012 программа... 1 77.68kb.
Перепись населения зарубежный опыт Газета «Светлый путь» 1 28.56kb.
О предварительных итогах впн-2010 «Алтайский край: от переписи до... 1 45.66kb.
Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года 3 485.75kb.
Доклад «Переписи населения и жилищного фонда» 1 93.95kb.
О ходе переписи населения в странах СНГ 1 106.39kb.
Проект «Чего хочет Москва» по сбору идей горожан, организованный... 1 50.76kb.
Законом «о всероссийской переписи населения» 1 38.01kb.
Проблемы имиджа России на национальном и международном уровнях. 3 723.49kb.
Европейские технологические платформы По состоянию на октябрь 2009... 1 94.21kb.
Перепись населения: как это будет? 1 233.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа переписи населения 2009 года разрабатывалась с учетом потребностей страны - страница №1/1

Перепись населения – дело государственной важности
Перепись необходима для получения достоверных, подробных и уникальных данных о численности населения, его размещении по территории страны, распределении по полу, возрасту, состоянию в браке, уровню образования, национальности, роду деятельности и т. д. Получить такие системные, актуализированные сведения можно лишь на основе периодически проводимых всеобщих переписей населения.
Получаемая таким образом информация имеет исключительно важное значение для предметного выявления современных процессов и тенденций в развитии общества в целом, отдельных групп населения и регионов; причин и факторов, влияющих на рождаемость, смертность, трудовую активность граждан, выбор рода деятельности и профессии, направления миграции. Результаты переписи широко используются как непосредственно в сфере демографической и социальной политики, так и для выработки всех других направлений, прогнозов и программ социально-экономического развития страны и регионов, связанных с движением трудовых ресурсов, обеспечением занятости, инновационного развития экономики, совершенствованием ее отраслевой структуры и др.
Предстоящая перепись населения Республики Беларусь (14–24 октября 2009 г.) пройдет под лозунгом: «Это нужно мне, моей семье, моей стране». Впервые она будет проводиться в соответствии с Законом Республики Беларусь «О переписи населения», в котором определены ее цели, основные принципы, права и обязанности граждан, а также защита, хранение персональных данных и распространение итоговой информации.
Результаты предстоящей переписи войдут не только в историю страны, но и станут составной частью мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда.
Ключевым моментом в обеспечении переписи населения является подготовка ее программы, представляющая собой перечень вопросов, по которым осуществляется сбор персональных данных.
Программа переписи населения 2009 года разрабатывалась с учетом потребностей страны на национальном и региональном уровнях, обеспечения максимальной степени сопоставимости с данными предыдущих переписей, рекомендаций Конференции европейских статистиков, готовности опрашиваемых предоставить необходимую информацию по заданным вопросам.

В Программу переписи–2009 включено 37 наиболее важных вопросов, ответы на которые позволят получить подробную демографическую, национальную, культурную и социально-экономическую характеристику населения. Наряду с традиционными в ней появились вопросы, характеризующие внутреннюю и внешнюю миграцию населения, а также вопросы маятниковой миграции для изучения формирования трудовых ресурсов на уровне административных районов, городов, поселков городского типа.


Подготовка и проведение переписи связаны с решением многих организационных вопросов, привлечением значительного числа переписного персонала. К переписным работам планируется привлечь более 48 тыс. человек. На период проведения этой кампании на территории страны будет образовано 648 переписных, 6 326 инструкторских и 31 846 счетных участков.
В процессе переписи подлежат учету граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на момент счета населения временно пребывающие на территории иностранных государств.
Перепись проводится методом опроса населения путем посещения переписным персоналом (счетчиками) жилых и иных помещений, в которых постоянно или временно проживают граждане, а также по месту службы либо на специально создаваемых стационарных переписных участках.
Полные итоговые данные предстоящей переписи населения республики предполагается обнародовать в сентябре–ноябре 2010 г.
1. «Это нужно мне, моей семье, моей стране»
Учеты населения имеют длительную историю, первые упоминания о них уходят в глубь веков
История вопроса

Учеты, призванные выявить плательщиков податей и налогов, проводились еще в Древнем Египте, Месопотамии, Индии и других странах.

В Китае первый учет населения был проведен в 2238 году до н. э.

Факт проведения учетов населения в Древней Иудее нашел отражение в Библии. Одна из книг Ветхого Завета («Числа»), по существу, посвящена описанию правил проведения и результатов одного из таких учетов.

В Древней Греции учеты взрослых мужчин известны с конца IV века до н. э. В Древнем Риме регулярные учеты населения, называемые цензами, проводились, начиная с 435 года до н. э. в целях определения контингента для сбора налогов, набора в армию и т. п. При этом закон требовал, чтобы римские граждане под присягой сообщали цензорам свои имя, возраст, имена и возраст всех членов семьи, а также сведения об имуществе.

В средневековой Европе учеты населения проводились в отдельных городах (Нюрнберг, 1449; Страсбург, 1473), а затем и в странах (кантон Цюрих, 1567).

Более или менее полная перепись населения впервые была проведена в США в 1790 году.

Значительную роль в научной, системной отработке организации переписи сыграл учет населения Бельгии в 1846 году, проведенный под руководством известного бельгийского ученого Адольфа Кетле. Именно он впервые разработал основные принципы проведения переписей населения.

С 1860-х гг. в России начали проводиться местные переписи населения, которые в основном охватывали жителей столиц, крупных губернских центров и отдельных уездов. Первая и единственная Всеобщая перепись населения Российской империи, в состав которой входила Беларусь, была проведена 9 февраля (28 января по старому стилю) 1897 года.

Первая перепись после революции 1917 года была организована в августе 1920 г., но гражданская война, проходившая в это время на территории Беларуси, не позволила получить достоверную информацию по региону.

Следующая перепись была проведена в декабре 1926 г., и ее материалы имеются в библиотеках. В январе 1939 г. состоялась очередная перепись населения, но ее итоги были опубликованы только в 1980-е годы.

В последние годы на территории страны проводилось еще пять переписей населения: в январе 1959 г., в январе 1970 г., в январе 1979 г., в январе 1989 г. и в феврале 1999 г.



Периодически проводимые переписи населения прочно вошли в жизнь современного общества.
Перепись ассоциируется в сознании людей со специально организуемым всеобщим опросом, путем которого государство собирает, обновляет и систематизирует информацию о гражданах. Действительно, именно эта акция дает наиболее полные сведения о них, их семейном и социальном положении, роде деятельности (занятий), жилищных условиях и т. д.
Тем не менее, не следует воспринимать перепись как простую формальную традицию или перепроверку той информации о населении, которую государственные органы получают из формуляров текущей статистической отчетности, данных отдельных ведомств и служб, как то: органы образования, здравоохранения, внутренних дел, миграции, ЗАГСы, ЖЭСы и т. п.
Ошибочно также считать, будто бы учет населения проводится с целью контроля государством определенных сторон жизни граждан. Это мероприятие имеет совершенно иные задачи.
Перепись необходима для получения достоверных, подробных и уникальных данных о численности населения, его размещении по территории страны, распределении по полу, возрасту, состоянию в браке, уровню образования, национальности, роду деятельности и т. д.
Указанные сведения незаменимы для предметного выявления современных процессов и тенденций в развитии общества в целом, отдельных групп населения и регионов, причин и факторов, влияющих на рождаемость, смертность, трудовую активность граждан, выбор рода деятельности и профессии, направления миграции. Учет населения позволяет более точно «диагностировать» жилищные условия. Это, в свою очередь, дает важную информацию для решения проблем жизнеобеспечения населения: организации и совершенствования работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства; предприятий транспорта, связи, торговли и бытового обслуживания населения; учреждений образования, здравоохранения; дальнейшего развертывания жилищного строительства.
Результаты переписи являются незаменимыми как непосредственно в сфере демографической и социальной политики, так и для выработки всех других направлений, прогнозов и программ социально-экономического развития страны и регионов, связанных с движением трудовых ресурсов, обеспечением занятости, инновационного развития экономики, совершенствованием ее отраслевой структуры, и др.
«Для общества, – писал Л.Н. Толстой о переписи населения Москвы 1882 г., в которой он принимал участие, – интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас» .
А чтобы иметь не отдельные, фрагментарные данные, а накапливаемую, периодически обновляемую информацию о населении, переписи проводят через определенные, равные интервалы времени. Такой учет призван установить изменения в характере и объемах передвижения населения, составе мигрантов. Вместе с процессом трансформации экономики указанные изменения влияют на численность и размещение населения, его структуру по полу и возрасту, отраслевой и профессиональный состав, занятость и т. д. Кроме того, под воздействием времени, происходящих в стране изменений в определенной мере меняются и отношение людей к жизненным и общественным ценностям, установки брачности, планирования семьи, детей.

Что касается периодичности проведения переписей, то своеобразной нормой стала рекомендация Фонда народонаселения ООН проводить перепись раз в десятилетие. Этого правила придерживается большинство стран.


А вот в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Японии переписи проходят каждые пять лет.

Существует и другая практика. Так, Франция с 2006 года проводит перманентную (непрерывную) перепись. С 2010 года на эти технологии собираются переходить некоторые страны Евросоюза.


Белорусов впервые пересчитали еще в конце XIX века, когда в Российской империи была проведена первая всеобщая перепись населения. Это явилось настолько важным государственным мероприятием, что царь Николай II учредил медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года». Тогда в границах современной территории Беларуси проживало 6,5 млн. человек.
Семь раз белорусов пересчитывали в СССР во время всесоюзных переписей – в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.
10 лет назад состоялась всеобщая перепись уже в суверенной Беларуси, где на тот момент насчитали 10 млн. 45 тыс. жителей.

Совершенно необходима и очередная перепись населения Беларуси, проведение которой запланировано на 14–24 октября 2009 г. Это связано, прежде всего, с потребностью в получении обновленного массива демографических данных для анализа происшедших с конца прошлого тысячелетия изменений в составе населения.


Значение сбора этих данных в настоящее время возрастает в связи с высокой динамичностью и сложностью протекания демографических и социально-экономических процессов в нашей стране и в современном мире в целом, глобализацией и кризисностью развития. Обладание полной, точной и системной информацией о демографических показателях, процессах и тенденциях развития народонаселения нашей страны – одно из исходных условий для принятия эффективных решений по выводу страны из состояния экономического спада, вызванного глобальным мировым кризисом.

Резолюцией 2005/13, принятой Экономическим и Социальным Советом ООН, объявлен раунд переписей населения и жилищного фонда 2010 года (с 2005 по 2014 год) и определено, что «периодически проводимые переписи населения и жилищного фонда по стране в целом и в ее административных районах являются одним из основных источников данных, необходимых для эффективного планирования развития и наблюдения за демографическими проблемами и тенденциями, политикой и программами в социально-экономической и экологических областях».


По данным ООН, в июле 2007 г. численность населения мира достигла 6,6 млрд. человек, увеличившись по сравнению с 1950 годом более чем в 2,5 раза (2,5 млрд.). В соответствии с усредненным прогнозом население планеты должно достичь численности 7 млрд. человек в 2013 году, 8 млрд. – в 2027–м и 9 млрд. – в 2048 году.

Только с учетом всех изменений в численном и качественном составе населения, происходящих демографических процессов, наметившихся тенденций могут быть внесены коррективы и в тактические, и в стратегические направления развития нашей страны в новых исторических условиях.


2. Программа переписи населения Беларуси–2009
Ключевым моментом в обеспечении переписи населения является подготовка ее программы, представляющая собой перечень вопросов, по которым осуществляется сбор персональных данных.
Программа переписи населения 2009 года разрабатывалась с учетом потребностей страны на национальном и региональном уровнях, обеспечения максимальной степени сопоставимости с данными предыдущих переписей, рекомендаций Конференции европейских статистиков, готовности опрашиваемых предоставить необходимую информацию по заданным вопросам.
Программа предстоящей переписи утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2008 г. № 765. В нее включено 37 наиболее важных вопросов, ответы на которые позволят получить подробную демографическую, национальную, культурную и социально-экономическую характеристику населения.
Эти вопросы могут быть сгруппированы по десяти ключевым разделам:
основные демографические характеристики;

миграционная активность;

гражданство;

национальность (указывается по самоопределению и желанию опрашиваемого, для детей – по определению родителей);

владение языками;

образование;

источники средств к существованию, имеющиеся в 2009 году;

занятость;

количество рожденных детей (для женщин в возрасте 15 лет и старше);

жилищные условия.

То есть программа переписи 2009 года в основном повторяет вопросы предыдущих учетов населения Беларуси. Вместе с тем в ней появились и вопросы, характеризующие внутреннюю и внешнюю миграцию населения, а также – маятниковой миграции для изучения формирования трудовых ресурсов на уровне административных районов, городов, поселков городского типа.
Последняя программа переписи населения размещена на двух основных формах переписных листов:
форма l-помещение – «Характеристика жилого помещения, список членов домохозяйства, постоянно проживающих в помещении»;
форма 2-Н, которая заполняется на каждого опрашиваемого, постоянно проживающего в Республике Беларусь (см. Приложение 2).
Переписные листы не отличаются сложностью: несмотря на значительное количество вопросов, их можно заполнить за несколько минут (на русском или белорусском языках, по желанию опрашиваемого).
Персональные данные по переписи населения являются абсолютно конфиденциальными, не подлежат разглашению и используются только в статистических целях. Эти данные целиком «растворяются» в общей демографической информации по отдельным административно-территориальным единицам, группам населения, государству в целом.
3. Как будет проходить предстоящая перепись
Перепись населения является одной из наиболее крупных по своим масштабам и сложных статистических работ. Ее выполнение связано с решением многих организационных вопросов, привлечением значительного числа переписного персонала. Поэтому проведению каждой переписи предшествует тщательная подготовка по заранее отработанному плану.

К переписным работам планируется привлечь более 38 тыс. человек, которые будут непосредственно проводить опрос населения. А с учетом инструкторов-контролеров и заведующих переписными участками и их помощников эта цифра увеличивается до 48,2 тыс.

Кроме работников различных организаций, «перепиской» будут заниматься студенты (около 70% в структуре временного переписного персонала), работники организаций, пенсионеры. В подготовке и проведении переписи отдельных категорий граждан также будут задействованы работники министерств внутренних дел, обороны, иностранных дел, образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета.

На период переписи населения на территории страны будет образовано 648 переписных, 6 326 инструкторских и 31 846 счетных участков.

При том что непосредственно проведение переписи займет 11 дней (с 14 по 24 октября т. г.), полный цикл работ по подготовке и проведению переписи населения, обработке статистической информации и распространению итоговых данных охватывает пять лет: с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г.
Важным моментом, обеспечивающим правильный учет населения, является определение того, кто подлежит переписи населения.
В процессе переписи подлежат учету граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, но на момент счета населения временно пребывающие на территории иностранных государств.

Как постоянные жители переписываются лица, находящиеся в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах и т. п.

В качестве временно находящихся на территории Республики Беларусь будут переписаны граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые на момент счета населения прибыли в республику из-за границы на работу, учебу на срок менее одного года или с другой целью (на отдых, лечение, в гости и т. п.) независимо от срока.

Не подлежат переписи: иностранные граждане, являющиеся руководителями и сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, представительств международных организаций в Республике Беларусь и члены их семей; иностранный военный контингент; лица, выехавшие за границу на учебу, на работу сроком на один год и более.

Основным методом проведения переписи является метод опроса населения путем посещения жилых и иных помещений, в которых проживают или могут проживать граждане.
При этом перепись будет осуществляться по месту постоянного жительства, которым является населенный пункт, одноквартирный жилой дом, квартира, другое жилое и иное помещение, используемое для проживания, где лицо проводит большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом прописки или регистрации человека.
Как сообщили в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, чтобы исключить возможность визитов к гражданам каких-либо мошенников, переписчики будут иметь при себе специальные удостоверения, значки и даже «фирменные» портфели, созданные по специальному заказу.
Этот персонал должен предварительно согласовать время своего визита в семью либо к гражданину с ними.
Для экономии времени на посещение жилых помещений переписчикам разрешается заносить в переписные листы сведения об отсутствующих со слов проживающих с ними членов семьи, если они могут дать исчерпывающие ответы на все вопросы переписного листа.
Если же получить такие ответы не представляется возможным, переписчик обязан посетить жилое помещение повторно и лично опросить отсутствующего в нем при первом посещении респондента.
Если человек имеет несколько мест жительства, то предпочтение отдается тому из них, в котором он проживает со своей семьей.

На таких лиц заполняется так называемая «Контрольная фишка». В этом случае гражданин проходит перепись населения в общем порядке, ему выдается «Справка о прохождении переписи населения», а «Контрольная фишка» направляется по адресу другого места его жительства с целью исключения двойного учета.


Такая же справка выписывается и временно находящимся на территории Республики Беларусь, тем, кто в период контрольного обхода переписного персонала предполагает выехать в другое место, а также лицам без постоянного места жительства (бездомным).
Учитывая нежелание отдельных граждан пройти перепись по месту их жительства, предусмотрено создание более 3 тыс. стационарных переписных участков, которые будут функционировать в удобное для населения время.
Если гражданин выехал из населенного пункта в другой населенный пункт на один год и более, то в данном населенном пункте он не должен переписываться. Если лицо выехало на срок до одного года, то оно переписывается с отметкой о временном отсутствии.
Студенты (учащиеся) учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального, а также профессионально-технического образования, прибывшие на учебу из других населенных пунктов Республики Беларусь и проживающие по месту обучения, подлежат переписи по адресу временной регистрации.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, проживающие на закрытых территориях, переписываются по месту прохождения службы. Военнослужащие и их семьи, проживающие вне закрытых территорий, переписываются на общих основаниях.
В гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и других подобных учреждениях переписываются только те лица, которые не имеют другого места жительства.
На лиц, в период переписи временно проживающих в жилом помещении или находящихся в гостинице, больнице, санатории и другой подобной организации, заполняется бланк «Контрольный переписной лист». Но это лишь в том случае, если временно проживающие граждане сообщат, что еще не прошли перепись, а по месту их постоянного жительства о них некому предоставить сведения.
4. Что важно обеспечить накануне

и по завершении переписи


Залогом обеспечения качества переписных работ и сбора надежной информации является эффективное информирование населения о предстоящей переписи, разъяснение ее целей и задач. Именно это будет способствовать правильному пониманию гражданами, в том числе теми, кто впервые примет участие в переписи, важности этого мероприятия для страны, своей семьи и себя лично. Широкая разъяснительная работа поможет сформировать у населения ответственное отношение к участию в переписи и предоставлению необходимых сведений.
Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь разработаны и утверждены логотип и лозунг переписи населения, информационное сообщение, которое получит каждое домохозяйство в момент сбора данных. Важно, чтобы в процесс информирования о предстоящей общегосударственной акции включилась широкая общественность: представители местной власти, комитетов общественного самоуправления, общественные организации.
Когда перепись населения и обработка ее данных завершатся, через средства массовой информации общественность будет ознакомлена с итогами этой важнейшей кампании. Данные, характеризующие демографическое и социально-экономическое положение населения нашей страны, как предполагается, станут доступными в сентябре–ноябре 2010 г.
Предусматривается подготовить официальную восьмитомную публикацию итогов переписи населения Республики Беларусь 2009 года, включая статистические сборники: «Население Республики Беларусь: численность, размещение, половозрастной состав, состояние в браке»; «Образовательный уровень населения Республики Беларусь»; «Национальный состав и гражданство населения Республики Беларусь»; «Миграция населения Республики Беларусь»; «Число и состав домашних хозяйств. Жилищные условия населения Республики Беларусь»; «Социально-экономические характеристики населения Республики Беларусь»; «Основные организационные и методологические пояснения»; «Пространственное представление результатов переписи населения Республики Беларусь 2009 года».




Ни одна научная теория не получила всеобщего одобрения прежде, чем она была полностью дискредитирована. Дуглас Йейтс
ещё >>