ЧУЦО «Личность»
Рабочая программа
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
по программе М.А. Васильевой «От рождения до школы»
Программа «От рождения до школы».
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
(ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.)
Москва 2012
Содержание:
-
Пояснительная записка к образовательной области «Познание» по программе «От рождения до школы»…………………………………………………………………………………………….. … ……………………………………………..2
-
Содержание программы по возрастным группам……………………………………………............................................. 3
-
Связь с другими образовательными областями…………………………………………………… …………………………13
-
Программно-методическое обеспечение………………………………………………………… .. ……………………………..14
-
Формы образовательной деятельности……………………….…………………………………………………………………...16
-
Календарно тематическое планирование (младшая группа)……………………… ………………………………… 17
-
Календарно тематическое планирование (средняя группа)………………………………………….. 23
Пояснительная записка к образовательной области «Познание»
по программе «От рождения до школы»
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
-
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
-
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
-
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
-
уважительное отношение к результатам детского творчества;
-
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
-
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Содержание программы
Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
-
развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-
формирование элементарных математических представлений;
-
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»*.
Вторая младшая группа.
Сенсорное развитие
Развитие восприятия ; создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов; развитие умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закрепление умения выделять цвет, форму, величину; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме.
Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи.
Показ разных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Поощрение исследовательского интереса, проведение простейших наблюдений. Знакомство со способами обследования предметов, включая простейшие опыты.
Подведение детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствование конструктивных умений.
Закрепление умения различать, называть и использовать основные строительные детали, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения, использовать в постройках детали разного цвета.
Формирование умения изменять постройки двумя способами. Развитие желания сооружать постройки по собственному замыслу.
Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
Формирование у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Формирование элементарных математических представлений
Количество
Развитие умения видеть общий признак предметов группы.
Формирование умения составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия один, много; находить один и много предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»
Формирование умения сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов.
Знакомство с приёмами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
Величина
Формирование умения сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте), пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами.
Форма
Знакомство детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Обследование формы этих фигур.
Ориентировка в пространстве
Развитие умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространсвенные направления от себя.
Ориентировка во времени.
Формирование умения ориентироваться в контрастных частях суток.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Формирование умения сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно - пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Знакомство с предметами ближайшего окружения, их назначением. Развитие умения определять цвет, величину, форму, вес предметов, расположение их по отношению к себе. Знакомство с материалами, их свойствами.
Формировать умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы. Знакомство с ближайшим окружением.
Знакомство с доступными пониманию ребёнка профессиями.
Ознакомление с природой
Расширение представлений детей о растениях и животных. Продолжение знакомства с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения их поведения и питания. Расширение представлений детей о диких животных.
Формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок. Подкармливание птиц зимой.
Расширение представлений детей о насекомых.
Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
Знакомство с комнатными растениями.
Формирование представлений о свойствах воды, песка, снега.
Знакомство с правилами поведения в природе.
Сезонные наблюдения
Осень.
Развитие умения замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают тёплые вещи, листья опадают, птицы улетают в тёплые края.
Развитие умения различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространённые овощи и фрукты и называть их.
Зима.
Расширение представлений о характерных особенностях зимней природы.
Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок, подкармливание их.
Формирование умения замечать красоту зимней природы.
Весна.
Знакомство с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки, жуки.
Расширение представлений детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко – потеплело - появилась травка, запели птицы, люди заменили тёплую одежду на облегчённую.
Лето.
Расширение представлений о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, появляются в гнёздах.
Формирование элементарных представлений о садовых и огородных растениях.
Средняя группа
Сенсорное развитие
Продолжение работы по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащение сенсорного опыта; знакомство детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Совершенствование восприятия детей путём активного использования всех органов чувств.
Продолжение знакомства с геометрическими фигурами, с цветами.
Развитие осязания. Знакомство с различными материалами на ощупь.
Развитие познавательно-исследовательской
и продуктивной (конструктивной) деятельности
Привлечение внимания детей к различным зданиям, сооружениям вокруг их домов, детского сада.
Развитие способности различать и называть строительные детали, использовать их с учётом конструктивных свойств.
Развитие умения анализировать образец постройки.
Сооружение детьми построек из крупного и мелкого строительного материала.
Знакомство с приёмами конструирования из бумаги.
Приобщение детей к изготовлению поделок из природного материала.
Исследовательская деятельность.
Развитие исследовательской деятельности детей, оказание помощи в оформлении её результатов и создание условий для её презентации сверстникам.
Привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счёт
Формирование представления о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов. Развитие умения сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов.
Формирование умений считать до5.
Формирование представлений о равенстве и неравенстве групп на основе счёта.
Формирование умения уравнивать неравные группы двумя способами.
Развитие умения отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
Формирование умений на основе счёта устанавливать равенство ( неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
Совершенствование умения сравнивать два предмета по величине; отражать результаты сравнения в речи.
Формирование умения устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определённой последовательности.
Форма
Развитие представлений о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
Знакомство детей с прямоугольником. Формирование умений различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формирование представлений о том, что фигуры могут быть разных размеров.
Развитие умения соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами.
Ориентировка в пространстве
Развитие умений определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
Знакомство с пространственными отношениями: далеко- близко.
Ориентировка во времени
Расширение представлений детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.
Объяснение значений слов: вчера, сегодня, завтра.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Продолжение знакомства с признаками предметов, совершенствование умения определять их цвет, форму, величину, вес. Развитие умения сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказы детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Расширение знаний детей об общественном транспорте.
Расширение представлений о правилах поведения в общественных местах.
Формирование элементарных представлений о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширение представлений о профессиях.
Знакомство детей с деньгами, возможностями их использования.
Формирование элементарных представлений об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Ознакомление с природой
Расширение представлений детей о природе.
Знакомство с домашними животными, обитателями уголка природы.
Знакомство с представителями класса пресмыкающихся, их внешним видом и способами передвижения.
Расширение представлений детей о некоторых насекомых.
Продолжение знакомства с фруктами, овощами, ягодами, грибами.
Закрепление знаний детей о комнатных растениях, их названиях; знакомство со способами ухода за ними.
Формирование умения узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Рассказы детям о свойствах песка, глины и камня.
Организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок, подкармливание их зимой.
Расширение представлений об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
Развитие умения детей замечать изменения в природе.
Рассказы детям об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень.
Развитие умения замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
Зима.
Развитие умения замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Расширение представлений о том, что в мороз вода превращается в лёд; в теплом помещении лёд и снег тают.
Наблюдение с детьми за поведением птиц на улице зимой.
Весна.
Развитие умения узнавать и называть время года; выделять признаки весны.
Рассказы детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формирование представлений о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Привлечение детей к работам в огороде и цветниках.
Организация наблюдений за посадкой и всходами семян.
Лето.
Расширение представлений детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширение представлений о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закрепление знаний о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, грибы; у животных подрастают детёныши.
Связь с другими образовательными областями.
-
«Физическая культура»
|
Развитие мелкой моторики, цветоразличения, а также умения ориентироваться в пространстве
|
«Здоровье»
|
Обогащение представлений детей о необходимости соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни
|
«Безопасность»
|
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
|
«Социализация»
|
Формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали
|
«Труд»
|
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, развитие познавательно-исследовательской деятельности
|
«Коммуникация»
|
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи
|
«Чтение художественной литературы»
|
Использование художественных произведений для расширения кругозора детей в области художественной литературы
|
«Художественное творчество»
|
Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность детей ручной труд и художественное конструирование
|
«Музыка»
|
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; использование музыкальных произведений для обогащения содержания области.
|
Программное обеспечение
-
Перечень пособий и технологий (развитие речи, математика)
|
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- От рождения до школы. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
И.А.Помораева, В.Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада.
И.А.Помораева, В.Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада.
Л.Г.Петерсон, Н.П Холина «Игралочка» практический курс математики для дошкольников.
|
Перечень пособий и технологий (конструирование, окружающий мир, экология)
|
Л.В Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада», Л.В Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала во второй младшей группе детского сада».
О.Ю. Старцева Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет.
И.В.Новикова Конструирование из природных материалов в детском саду.
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада»
О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада», И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром»
К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности», Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»,
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников»
И.М Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Т.Н. Вострухина: Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения
|
Формы организованной деятельности
|
в ходе режимных моментов
|
в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности
|
в ходе самостоятельной деятельности детей
|
во взаимодействии с семьями
|
Формы организации детей
|
Индивидуальные
Подгрупповые
|
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
|
Индивидуальные
|
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
|
-
Наблюдение;
-
беседа;
-
рассматривание предметов, объектов природы, быта;
-
игра;
-
игровое упражнение;
-
проблемная ситуация;
-
конструирование из песка;
-
создание коллекций;
-
| -
Занятия математика, экология, ознакомление с окружающим, конструирование, ручной труд;
-
изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр (на занятиях по конструированию и ручному труду;
-
экспериментирование;
-
рассматривание объектов природы, быта;
-
игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);
-
тематические до;
-
выставки работ, сделанных своими руками;
-
создание коллекций;
.
| -
Экспериментирование;
-
рассматривание объектов природы, быта;
-
игры (дидактические, строительные, настольно-печатные, математические, логические);
-
рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;
-
самостоятельная конструктивная деятельность;
-
| -
Создание соответствующей предметно-развивающей среды;
-
проектная деятельность;
-
экскурсии;
-
прогулки;
-
создание различных коллекций;
-
|
следующая страница >>