Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа. Программа предмета «Основы религиозной... 1 139.57kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» 1 33.93kb.
Учебное обеспечение 2012-2013 уч год 1 99.17kb.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 6 1500.66kb.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 82.94kb.
Программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»... 1 93.32kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 385.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 301.07kb.
Религии России. Христианство в истории России 1 66.75kb.
Присутствующие на семинаре познакомились с мастер- классами лучших... 1 13.42kb.
Сценарий выпускного в 11 классе "Школа, будь со мной" 1 101.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных - страница №1/5

Программа



«Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур и светской этики»

Е.В. Саплиной, А.И. Саплина

Методические рекомендации

Тематическое планирование

Астрель

Москва


Обучение в 4 классе по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — М.: Астрель, 2012. — 94, [2] с. (Планета знаний). ISBN 978_5_271_44953_6 (ООО «Издательство Астрель»)
СОДЕРЖАНИЕ
Дорогие коллеги! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… ..4

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» 4 КЛАСС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………6

Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………………………………………...13

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ И

РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ. . . . . . . . ……………………………………………16

Общие рекомендации по изучению учебного материала . . . . ……………16

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………..24

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ . . . . . ……………………………………………………………….54

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………81

1. Дополнительный материал для учителя . . . . . . . . . . . . . . ………………81

2. Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………… 84

Дорогие коллеги!

Учебно-методический комплект «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий для всех классов по всем предметам начальной школы.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Подготовке учебников предшествовала разработка общей концепции, общих дидактических и педагогических подходов, которые с учётом специфики предметов реализованы в каждом компоненте комплекта. Знакомство с каждым учебником и каждой крупной темой начинается со специальных разворотов — маршрутов, в которых при помощи изобразительных средств представлены все темы учебника.

Учебный материал каждого учебника разделён на основную и вариативную части. В основной части находятся обязательные для всех учащихся задания, которые обеспечивают

освоение ими нового материала в соответствии с «Обязательным минимумом».

В вариативной части — задания, выполняемые учащимися по выбору учителя. Здесь задания представлены на поиск информации, творческую и интеллектуальную деятельность. Во всех учебниках и учебных пособиях данные задания имеют единую маркировку: это облегчает работу учителя и школьника с частями комплекта.

Такая структура организации материала даёт возможность осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.

Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы учащихся в парах. Это позволяет: привлечь максимальное количество

учащихся к активному выполнению задания; разнообразить формы выполнения заданий репродуктивного характера; дать возможность каждому ученику работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе; ввести воспитательные моменты в учебную деятельность

Проверочные и тренинговые задания могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников.

В организации внеурочной деятельности учителю помогут специальные развороты проектной деятельности учащихся. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер.


Е.В. Саплина, А.И. Саплин

ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 КЛАСС

Пояснительная записка

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия — важнейший культурный феномен, сопровождающий человечество на протяжении всей его истории.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религия всегда была и продолжает оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо.

Кроме того, без знаний о религии трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплёку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжёлыми последствиями и трагедиями. Поэтому наши ученики, чем бы они ни занимались в будущем, должны хорошо знать религиозные традиции своей страны.

Изучение курса по истории, культуре и вероучению религий также поможет ученикам лучше освоить мировую художественную культуру. Религиозные образы и мотивы буквально пронизывают всё мировое искусство. В последние годы в общественном сознании граждан произошла переоценка роли исторических и культурных основ традиционных религий России в духовно-нравственном развитии человека и общества. Данные ценности стали фактором, активно воздействующим на социальные процессы и духовно-нравственный облик современного человека, российского общества в целом.

В системе образования признаётся значимость изучения исторических и культурных основ традиционных религий. Они играют большую роль в воспитании социокультурных, гражданских, этнических, нравственных, эстетических и семейных традиций. Представление о необходимости включения знаний об исторических и культурных основах традиционных религий в содержание общего образования в настоящее время связано с позитивной оценкой роли религии как значительного пласта исторического и культурного наследия наших народов и всего человечества.



«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», представленная в рамках ФГОС, основывается на обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это напрямую зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального

образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закреплённый социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который разработан на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России

Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания

школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы.

С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.



Цель учебного курса ОРКСЭ— формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и

религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики.

2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей.

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих

основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Курс также направлен на развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение основного (базового) минимума содержания образования и вариативной части.

Основная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предусматривают работу школьников со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Что важно знать!

1. Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги.

2. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер.

3. Содержание курса выстроено вокруг трёх базовых национальных ценностей:

— Отечество;

— семья;


— культурная традиция.

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебник, рабочую тетрадь и методические рекомендации для учителя.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Учебник. — М.: Астрель.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Основы духовно-нравственной народов России. Основы религиозных культур и светской этики». — М.: Астрель
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 КЛАСС (34 ч)

Введение. Знакомство с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.

«Моя Родина — Россия» (I в. — 5 ч; II в. — 6 ч; III в. — 5 ч)

Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции.

Многонациональное государство. Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы традиционных религий России»

(I в. — 29 ч; III в. — 15 ч)

Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).

Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.

Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.

Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.

Основы светской этики (II в. — 28 ч; III в. — 14 ч)

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.

Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе.

Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.

Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.

Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.

Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.

Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.

Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

ЛИЧНОСТНЫЕ



У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к изучению курса;

• осознание себя как гражданина многонационального государства;

• знание основ вероучений религий России;

• доброжелательное отношение к различным культурным

и религиозным традициям народов России.


Могут быть сформированы:

• устойчивый интерес к изучению курса;

• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

• осознанные нравственные ценности;

• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся будут иметь представления:

• о религиях народов России;

• о возникновении религий народов России;

• о священных текстах религий народов России;

• об основных нравственных заповедях религий народов России;

• об основных праздниках разных религиозных конфессий.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;

• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;

• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;

• осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;

оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;

• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями


Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

• понимать информацию, представленную в виде текста,

схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;

• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.



Учащиеся получат возможность научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение
Общие рекомендации по изучению учебного материала

Курс предназначен для учащихся 4-х классов, то есть для ребят того возраста, который стоит на пороге средней школы, но по своему психологическому возрасту относится к младшим школьникам.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определённых правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит в какой-то мере преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни, указаниями взрослых В этом возрасте, однако, сильно желание подражать неким «идеальным» героям книг, сказок, истории.

Этот период знаменует также начало периода реализма, в отличие от раннего детства, когда духовная жизнь наиболее целостна, ярка и эмоционально насыщена. Творческие устремления детей получают определённую конкретизацию и находят своё выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Именно в возрасте 6—9 лет, по мнению ученых, происходит оформление моральных идей и правил.

В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребёнка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль здесь играет духовно-нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания — понятия о добре и зле, чести и достоинстве, о смысле жизни, долге. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Ребёнок активно и с увлечением приспосабливается к законам не только физического и социального мира, но и мира морального. При этом он получает определённое наслаждение в следовании правилам, традициям, в возвеличивании авторитетов, в подражании своим «героям». Радостное освоение окружающего мира многое даёт для развития интеллектуальных способностей ребёнка, но одновременно сужает возможности интуитивных прозрений, эмоциональной чуткости, духовной отзывчивости. В это же время увеличивается опасность духовных искривлений, т.к. ребёнок приобретает большую свободу, но ещё не осознаёт её смысла и тяжести.

Учащимся начальной школы предоставляется возможность (на уровне пропедевтического курса) узнать, что в России живут люди разных народов, принадлежащие к разным культурам и к разным религиозным традициям. Эти народы связывают нашу страну с наследием разных цивилизаций: христианской цивилизации Европы, мусульманской цивилизации Азии, буддистской цивилизации Дальнего Востока. Все это создаёт неповторимый облик нашей страны. Таким образом, целью программы является — пропедевтическое знакомство младших школьников с наиболее яркими страницами основных религий народов, населяющих нашу страну, их историей, культурными традициями, праздниками.

Очень важно подчеркнуть следующий момент. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» пропедевтический, он призван дать первоначальные представления о вероучении, священных текстах, праздниках, культуре религий. Данный самостоятельный курс должен быть выстроен в духе максимально бережного отношения к детям, к традициям, существующими в их семьях, к пожеланиям родителей (представителей детей).

Для уроков по данному курсу следует учитывать и ещё один важный аспект — это широкие межпредметные связи.

Курс включает в себя пропедевтические знания по этике, философии, мировой художественной культуре, истории. Учителю следует отчётливо понимать, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, поэтому уроки по данной образовательной области будут носить интегративный характер

Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция — средство обучения).

Учитель начальной школы должен знать, что интеграция выполняет ряд функций в обучении:

1. Методологическая функция — формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

2. Образовательная функция — формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости, осознанности познания.

3. Развивающая функция — формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

4. Воспитывающая функция — отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция — совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Введение нового курса в учебный план общеобразовательных учреждений поставит учителей перед выбором, какие типы уроков наиболее предпочтительны будут в начальной школе по этой области: урок-игра, урок-исследование, урок-диспут, защита проектов и др.

Одним из ведущих методов должна стать беседа или рассказ на этическую тему. В педагогической литературе этическая беседа рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок. А также как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, но ещё и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — учителя и учащихся. Учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что её предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.



Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Следует отметить, что рассказ на этическую тему имеет несколько важных функций: он служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом передачи положительного примера в воспитании.

Основными условиями эффективности этического рассказа являются следующие положения:

1) Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников, в младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

2) Рассказ должен сопровождаться иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Также усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

3) Большое значение для восприятия этического рассказа имеет обстановка. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

4) Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

5) Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться о том, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Учитывая специфику младшего школьного возраста, учитель должен важные нравственные ценности спокойно не только объяснять, но и разъяснять.



Разъяснение метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств учащихся.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется для того, чтобы:

а) сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) выработать правильное отношение воспитанников к определённому поступку, который уже совершен.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.


следующая страница >>



Сладчайшая месть — это прощение. Исраэл Фридман
ещё >>